Автор: Сидорова Елена Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ имени А.И. Бабухина"
Населённый пункт: г. Орёл Орловская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ НАШЕГО КРАЯ"
Раздел: среднее образование
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ НАШЕГО КРАЯ»
Цели:
1) вспомнить о лекарственных растениях, их применении;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности;
3) развивать бережное отношение к природе, формировать основу рационального
природопользования.
4) формировать желание заботиться о своем здоровье
5) применять активные методы обучения, самостоятельного поиска новых материалов; развивать
речь учащихся.
ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь». (китайская пословица)
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от
чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные
для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из
поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет
назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.
Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст
шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на
тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени
своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника.
В настоящее время написано много книг, справочников, снято документальных фильмов,
роликов о целебных свойствах и применении лекарственных растений. И сегодня мы
познакомимся с некоторыми из них.
Чтение стихотворения
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
2. РАЗДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ (выбор названия команды по одному из названных растений)
Определение жюри: 1.__________________ 2._________________ 3._____________
Задание на игру:
- участие в конкурсах – набор баллов;
- по ходу мероприятия выполнение творческого задания;
- подведение итогов, награждение победителей.
3. 1)
Презентация.
2)
РАССКАЗЫ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ (10 РАСТЕНИЙ).
(выбор названия команды по одному из названных растений, получение материалов и фото растений)
-
заполнение таблицы
4) РАЗМИНКА.
ЗАГАДКИ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
Боярышник.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
Календула.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
Шиповник.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
Клевер.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
Одуванчик.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
подорожник
7. Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
8.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
9. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)
10. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
11. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка отгадай?
душица
12. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
13. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
14. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
- НАПИШИТЕ СВОЮ ЗАГАДКУ В ТАБЛИЦУ
Продолжение: не только растения, но и другие организмы могут быть лекарственными. Это грибы и
губки (родственники кишечнополостных).
- Рассказ 3 картинки
5. СБОР РАСТЕНИЙ (ЛЕКАРСТВЕННОЕ СЫРЬЁ).
Для того чтобы собрать лекарственные растения надо знать, где собирать и какие части собирать.
- где нельзя собирать лек растения?
- какие части и у каких растений можно собирать?
- в какое время суток можно собирать?
- в какое время года и какие части растений нужно собирать?
- заполнение таблицы
6. РЕБУСЫ. Вы умеете разгадывать ребусы? Выбирайте по 3 задания.
- выполнение творческого задания:
составьте ребус для своего растения
7. Лекарственные растения не так и безопасны. Среди них много ядовитых
- рассказ о ядовитых растениях – 5.
ПРИМЕНЕНИЕ
- как применяют лекарственные растения?
- какие растения могут использовать туристы в походе?
- какие лек растения используют в пищу?
- какие ядовитые лекарственные растения вы знаете?
ЗАДАНИЕ:
Свари варенье
Волчье лыко черника
Земляника малина
Брусника морошка
Ландыш Вороний глаз
Клюква
-Соедини стрелочками с кастрюлей только те ягоды, из которых можно сварить варенье.
___________________________________________________________________________________
- С помощью стрелочек определи, что лечит каждое растение (4 балла).
Подорожник сильный кашель
Мать-и-мачеха нехватка витаминов
Малина порез
Шиповник высокая температура
____________________________________________________________________________________
- из каких лекарственных растений можно приготовить:
варенье иван-чай
суп щавель
салат одуванчик
котлеты репей (лопух)
пирожки клюква
морс сосна
кофе крапива
Соедини стрелками возможные варианты
____________________________________________________________________________________
-
заполнение таблицы.
8. РАСТЕНИЯ – ЗАГАДКИ И ИХ ТАЙНЫ (СООБЩЕНИЯ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ )
Культурные растения, которые мы выращиваем у себя на огороде, также являются для нас своего
рода лекарственными, т.к. полезны и содержат в себе витамины и минералы, необходимые для
нашего здоровья. Познакомьтесь с некоторыми их тайнами.
Растения загадки, их тайны, открытия
Растения загадки, их тайны, открытия
В мире растений остается множество тайн, загадок, сенсационных открытий. Результаты
исследований, проведенные с разными растениями, изумляет даже самых опытных ученых.
Исследователи считают, что растения наделены чувствами, интеллектом, обладают памятью,
чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они
умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь; способны взаимодействовать
друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения
людей; излучение, испускаемое ими может быть зафиксировано датчиками. Они не могут убежать в
случае опасности. Им приходится быть внимательнее и следить за тем, что происходит вокруг них.
Как можно объяснить то, что одни цветы и растения хорошо себя чувствуют и радуют нас
своим цветением, а другие, самые неприхотливые через неделю поникают? Почему некоторые люди
особенно благотворно влияют на растения? Растения, как оказывается, реагируют на людей, на шум и
другие явления, но вот каким образом - это остается загадкой. Они реагируют, когда люди любуются
ими, хвалят.
Ученые утверждают, что растение может прореагировать, если вам придет в голову мысль сжечь
один из листочков. Эксперименты показывают, что растения могут замедлить рост и даже погибнуть,
если их хозяева не расположены или враждебно настроены к ним.
Улучшает ли музыка рост цветов? Так считают многие. Некоторые даже уверены, что Бах или
другая классическая музыка благотворнее влияет на их рост, чем рок- музыка.
Некоторые утверждают, что они помнят убийцу своего предшественника и даже могут узнать его
в толпе людей. Опыты ученых показывают, что растения действительно запоминают того, кто отрывал
с них листья. Если один и тот же человек будет регулярно, в течение длительного времени повреждать
листья, то через некоторое время датчики зафиксируют реакцию "испуга", и даже тогда, когда этот
человек только войдет в комнату, даже не прикасаясь к растению.
Фитопсихологи утверждают, что помимо хорошего ухода к каждому из них нужен
индивидуальный подход. Вот некоторые наблюдения ученых за овощами...
Огурцы и морковь лучше растут, если за ними ухаживают спокойные и неторопливые пожилые
женщины. Эти овощи не любят шума и суеты, громкого крика и плохо растут там, где много детей.
Зелень предпочитает, чтобы за ними ухаживали мужчины, особенно сельдерей. Если полив
укропа, салата и петрушки вы доверите мужчине, то вся эта зелень станет более душистой, а сорванная
зелень будет вянуть не так быстро.
Кабачки и патиссоны любят полных людей. Редька (редиска) не переносит ругательств, она
становится жесткой и горькой, когда слышит постоянные перебранки. Лук любит девушек без
косметики. Яркий грим вызывает у лука страх: он весь как бы сжимается, становится жестким и
малосъедобным.
Помидоры - самый веселый овощ, обожает музыку, смех и не выносит плохого настроения. Час -
два часа музыки ежедневно могут удвоить будущий урожай.
Капуста - самая лучшая собеседница. Она с радостью выслушает все, что вы ей расскажете при
прополке и в знак благодарности завернется в плотный сладкий кочан.
Картофель - самый неприхотливый овощ, обожает комплименты, особенно в период окучивания.
"Красавица моя", "милая", "родная" - от подобных обращений картошка буквально тает. Чуточку ласки
- и у вас на столе непревзойденный по вкусу овощ.
Перец и баклажаны - недотроги. К ним лучше не прикасаться руками, И если часто проверять, как
они растут, то плод может остаться в зачаточном состоянии.
Ухаживая за своими растениями невольно начинаешь верить в эту науку. Если ты любишь свои
цветочки и ухаживаешь за ними соответственно, с любовью, то и они тебя порадуют своим цветением.
Ведь растения - это живой организм, они рождаются, размножаются, умирают. Мы общаемся с ними и
должны стремиться понять их, и тогда у нас будут красивые цветы, а на столе круглый год вкусные и
полезные овощи и фрукты.
Наш любимый картофель из огорода. Оказывается, он тоже умеет защищаться. Куст картофеля
пораженный колорадским жуком, рассыпает пахучие вещества, которые привлекают хищного клопа. И
это насекомое охотно идет на помощь картофелю, так как колорадские жуки любимая еда этих
насекомых. Удивительно, не правда ли!
Растения обладают памятью. Все растения - живые существа и они чувствуют отношение к себе и
как всякое живое существо, способны возвращать нам наши же чувства, помноженные в несколько раз.
Учеными давно доказано, что растения любят, когда с ними разговаривают, а так же могут скучать,
любить или не любить и даже ревновать, чувствовать музыку.
9. ВИКТОРИНА
1
. Какие народы впервые начали использовать лекарственные растения? (вавилоняне, шумеры)
2. Сколько существует видов лекарственных растений? (12тыс.)
3. Сколько видов лекарственных растений используются в медицинской практике? (250)
4. В каких растениях содержится большое количество витамина Р? (шиповник, черноплодная рябина,
листья чая)
5. Для лечения используют различные части растений:
А) У каких растений собирают почки? (берёза, тополь, сосна)
Б) У каких растений собирают кору? (дуб, калина, крушина)
В) У каких растений собирают листья? (смородина, брусника)
Г) У каких растений собирают цветки и соцветия? (липа, ромашка, календула)
Д) У каких растений собирают семена и плоды? (шиповник, боярышник, лён)
Е) У каких растений собирают корни, корневища и луковицы? (аир, солодка, лук)
6. Все знают о полезных свойствах календулы, а кто знает где её Родина? (Центральная и Южная
Европа, Средняя Азия)
7. Какие растения применяют при болезнях сердечно-сосудистой системы? (ромашка, ландыш, мята,
женьшень, бузина)
8. Какие лекарственные растения собирают на огородах? (капуста, пастернак, чеснок, лук)
9. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)
10. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами, вы знаете? (шиповник, душица,
зверобой, ромашка, календула)
11. Какое дерево способно вылечить больного малярией? (хинное дерево)
12. Какое растение живет до 300 лет? (брусника)
13. При отваре коры какого растения на Ямале получают аспирин? (ива)
14. Какое северное дерево обладает самыми полезными орешками? (кедр)
15. В каком городе нашей страны существовал Аптекарский остров? (Санкт-Петербург)
16. Старейшим ботаническим садом России является …? (Ботанический сад МГУ «Аптекарский
огород»)
17. Корень какого лекарственного растения по форме напоминает человечка? (женьшень, «жень» на
языке китайцев означает человек, а «шень» — корень)
18. Какое северное лекарственное растение используется в лечебных целях полностью (листья, ягоды,
корни)? (морошка)
19. Какие лекарственные растения ядовиты? Это-белена, дурман, адонис (горицвет), чистотел и др.
20. Назовите самое распространенное лекарственное дерево? Берёза
21. Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов? Боярышник.
22. Назовите сорные лекарственные растения? Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.
23. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? Полынь
24. Как по-другому называют растение золотушник? Череда
25. Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник)
- интересные факты о своём растении
10. СИНКВЕЙН. Составление синквейна по своему растению
ПРИМЕР ГОТОВОГО СИНКВЕЙНА
1.
БИОЛОГИЯ
2.
ИНТЕРЕСНАЯ, ЗНАЧИМАЯ.
3.
ОТКРЫВАЕТ, ИЗУЧАЕТ, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ.
4.
ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ ЖИВУЮ ПРИРОДУ.
5.
НАУКА
11.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (НА ДОСКЕ РИСУНКИ ЭТИХ РАТСЕНИЙ)
Многие лекарственные растения из-за их варварского уничтожения находятся на гране вымирания
и занесены в Красную книгу. К таким растениям в Орловской области относятся следующие: адонис
весенний, василёк русский, колокольчик широколистный, хохлатка полая, рябчик шахматный, пролеска
сибирская, купальница европейская, ковыль перистый, прострел поникший, кувшинка чистобелая и
др.
Хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением:
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но, чтоб её лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях – тигра,
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!
(Н.К.Старшинов)
12. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Анализ и оценка.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1.КАРТИНКА. НАЗВАНИЕ
2.ЗАГАДКА
3.ЛЕКАРСТВЕННОЕ СЫРЬЁ
4. РЕБУС
5. ПРИМЕНЕНИЕ
6.СИНКВЕЙН
1.__________________
2.______________________________
3._______________________________________________
4.________________________________________________________________________
5._________________________________________________________