Напоминание

«Сказка- как средство развития взаимотношений с детьми младшей группы


Автор: Забубенина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС Оленёнок
Населённый пункт: с.Мужи Шурышкарский раойн ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Сказка- как средство развития взаимотношений с детьми младшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Оленёнок»

«Сказка- как средство развития

взаимоотношений детей младшей группы»

Возраст обучающихся: 2-4 лет

Срок реализации программы: 1

год

Подготовила: воспитатель

Забубенина Ирина Александровна

с.Мужи ,2022 г.

Краткая аннотация проекта

Данный проект реализуется с детьми младшего дошкольного возраста.

В ходе проведения проекта предполагается, что самостоятельная работа детей и совместная работа

детей и взрослых (педагогов и родителей) поможет участникам проекта занять активную

жизненную позицию в окружающем мире, быть более толерантными через театрализованную

деятельность, что будет способствовать их умственному, речевому и эмоциональному развитию, а

также воспитанию необходимых нравственных качеств.

Актуальность проекта:

Сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные

условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает

особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает

возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру,

справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее

эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных

корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая

сказка

ориентирована

на

социально-педагогический

эффект:

она

обучает,

воспитывает,

предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из

важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Цели:

1.Обобщить знания детей о прочитанных сказках.

2.Прививать любовь к русским народным сказкам.

3.Определить роль и значение жанра сказок в воспитании младшего школьника.

4.Раскрыть понятие сказки и показать ее использование в воспитании детей.

Задачи:

1.Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности у детей.

2.Учить делать выводы.

3.Закрепить умение показывать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности.

4.Формировать потребность в чтении русских народных сказок.

5.Воспитывать чуткость, доброту, умение сопереживать.

Предварительная работа.

1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

2. Драматизация сказок.

3.Рисование на тему: «Моя любимая сказка».

4. Лепка сказочных героев.

5.Совместная работа родителей и ребенка «Наша сказка самая лучшая».

6. Обустройство театрально – музыкально среды по теме «Путешествие в мир сказки».

7.Папка – раздвижка для родителей «Читайте детям сказки»

8. Статьи-консультации в уголке родителей «Роль сказок в воспитании детей».

Актуальность

На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни

младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является

сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и

пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в

развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют

словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление

добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,

выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления

делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым

инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на

доступном ему языке красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по

отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не

нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных

качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал

хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и

духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо

и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных

сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми,

особенно в младшем дошкольном возрасте?

1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической

деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и

это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и

переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются

выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов,

позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет

себя с положительным героем.

Новизна и практическая значимость проекта

состоят в оптимальном комбинировании

различных методов и приемов и в использовании метода сказки в работе с детьми дошкольного

возраста.

Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и

детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители

покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром

телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на

развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников

понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в

общении с ребенком. В условиях ДОУ недостаточно времени уделяется развитию эмоционального

интеллекта детей, в отличие от его познавательного развития.

Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников

Интеграция

областей: познание,

коммуникация,

чтение

художественной

литературы,

художественное творчество, физическая культура, музыка.

Этапы реализации и сроки

I

этап

подготовительный

-

начало

учебного

года

II этап – основной (практический) на протяжении всего учебного года

III этап – заключительный - в конце учебного года

I этап – подготовительный

- Подбор сказок, иллюстраций к ним, стихотворений, загадок, песен,

соответствующей литературы.

- Подборка консультаций для родителей.

- Изготовление родителями масок для инсценировки, изготовление игры

«Лото-сказки».

- Разработка сценариев сказок

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных приёмов сказок, обогащение

предметно - развивающей среды.

Домашнее задание родителям

· Прочитать любимые сказки.

· Отгадывать загадки по сказкам.

· Совместно с детьми инсценировать сказку « Колобок».

· Рассмотреть с детьми сказки с яркими иллюстрациями.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Один много», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки», «Счёт

сказочных персонажей», «Угадай героя по описанию», «Узнай знакомую сказку».

Настольные игры: Лото « Сказки», «Разрезные картинки».

Подвижные игры: «Поедем в гости», « У медведя во бору», « Вершки-корешки». «Лиса и зайцы»

Сюжетно - ролевая игра: «Кто в теремочке живёт».

Познавательная

деятельность

Формирование целостной картины мира

· Тема: «Чудесный сундучок», «Милости просим гости дорогие»

· Тема: « Откуда книга к нам пришла?»

ФЭМП

· Тема: « Сколько елочек», « Каких персонажей больше?» «В гости к трём медведям»

Коммуникация

· Чтение сказок « Колобок», « Теремок», « Маша и медведь» «Три медведя».

· Заучивание песенки « Колобка»

· Отгадывание загадок о персонажах сказок.

· Рассматривание иллюстрированных книжек со сказками

· Рассматривание иллюстраций

· Рассказывание любимых сказок

Беседы

· «Для чего нужны книги?»,

· «Как дети с родителями знакомятся с книгой?»,

· «Почему книжка заболела?»,

· «Откуда книга к нам пришла?».

Решение проблемной ситуации:

«Что может произойти, если у детей не будет сказок?».

Художественное творчество

· Конструирование: строительная игра «поможем зверушкам построить красивый теремок».

· Аппликация: «Накормим зайку морковкой».

· Лепка: посуды к сказке «Три медведя». «Колобок»

· Рисование: «Животные в сказках», «Твой любимый сказочный горой».

Работа с родителями

Консультации, беседы

- «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям на ночь»,

«Мамины сказки» «Воспитание сказкой»

- Анкетирование родителей (выявить, насколько часто родители читают

детям книги)

- Оформление стендов.

- Оформление фотовыставок.

- Разыгрывание сказок вместе с детьми.

- Привлечение родителей к изготовлению различных театров,

- Привлечение родителей к совместному с детьми сочинению сказок и

созданию иллюстраций к ним.

III этап – заключительный

Оформление результатов проекта в виде презентации.

Оформление книжного уголка в группе.

Инсценирование русской народной сказки « Теремок»

Средства достижения поставленных задач:

· Создание предметно - развивающей среды, уголок ряженья, театральный уголок, уголок

книги «Книжкин дом»;

· Настольно - печатные игры «Машенька и медведь», «Доктор Айболит» и.т.д.;

· Пазлы, по русским народным сказкам, «Собери картинку»;

· Сборники сказок, рассказов.

· Иллюстрации с сюжетами сказок.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

• .Знакомить с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать конкретные поступки как

хорошие или плохие. Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации;

• выражают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

• ребенок проявляет устойчивый интерес к сказке. Он адекватно понимает содержание

сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания;

• дети умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную

канву для передачи речевых особенностей персонажей;

• передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.

• Преобладают положительные эмоции.

Предварительная работа.

1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

2. Драматизация сказок.

3.Рисование на тему: «Моя любимая сказка».

4. Лепка сказочных героев.

5.Совместная работа родителей и ребенка «Наша сказка самая лучшая».

6. Обустройство театрально – музыкально среды по теме «Путешествие в мир сказки».

7.Папка – раздвижка для родителей «Читайте детям сказки»

8. Статьи-консультации в уголке родителей «Роль сказок в воспитании детей».

Формы и способы реализации задач проекта

- чтение сказок;

- рассказывание сказок;

- просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам;

- дидактические игры;

- создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей» (картотека

игр, диски с любимыми мультфильмами, присказки и поговорки, загадки по

сказкам);

- создание и пополнение «Короба сказок»;

- проведение досугов;

- драматизация сказок;

- игровые занятия;

- комплексные занятия;

- самостоятельная игровая деятельность детей;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- посещение кукольного театра;

- работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков,

родительского собрания, организация выставки книг «Бабушкины сказки».

План выполнения проекта

Название сказки

Виды деятельности

Сроки

Работа с

родителями

1. «Курочка

- Прослушивание и беседа сказки,

-развитие двигательной активности

«Курочка и цыплятки»

- художественная деятельность

«Зёрнышки для курочки и

цыпляток»/лепка, рисование/;

-пальчиковый театр совместно с родителями,

1 неделя сентября.

2 неделя сентября.

3 неделя сентября.

4 неделя сентября.

Знакомство

родителей

с понятием

- сказка для

детей

Изготовление

декораций и

атрибутов для

различных театров

2. «Репка» - прослушивание и

беседа сказки,

- прослушивание и беседа сказки,

- прослушивание музыкальных

этюдов по сюжетам сказки,

- работа над выразительностью речи

в

пальчиковом театре в исполнении детей,

-

развитие

двигательной

активности

«К

дедушке в гости» /нод физкультура/

1неделя октября

2 неделя октября

3 неделя октября

4 неделя октября

Консультация

«Воспитание

сказкой»

3. «Колобок»

- прослушивание и беседа сказки,

- художественная деятельность

«Колобок»/рисование, лепка/

- разучивание хоровода

« Колобок»

-Инсценировка сказки детьми.

1 неделя ноября

2 неделя ноября

3 неделя ноября

4 неделя ноября

Рисование

совместно с

родителями

«Волшебная

сказка»

4.«Теремок»

- прослушивание и беседа сказки,

- развитие двигательной активности

/музыкально ритмические игры «У медведя

во бору»/,

- кукольный театр в исполнение педагога,

- коммуникация д/и « Угадай кто кричит»

1 неделя декабря

2 неделя декабря

3 неделя декабря

4 неделя декабря

5.«Три медведя»

- прослушивание и беседа сказки,

- развитие математических

способностей «Три медведя»

/нод ФЭМП/

- прослушивание музыкальных

этюдов, музыкально ритмические игры,

-инсценировка сказки детьми с родителями

1 неделя февраля

2 неделя февраля

3 неделя февраля

4 неделя февраля

совместный

показ сказки

6.«Маша и

медведь»

- прослушивание и беседа сказки,

-

музыкально

ритмические

игры

по

содержанию сказки,

1неделя марта

2неделя марта

- художественная деятельность

«Пирожки для Машеньки» /рисование, лепка/

- настольная игра «Машенька и

медведь»

- пальчиковый театр в исполнение детей

3 неделя марта

4 неделя марта

7.«Лиса и заяц»

- прослушивание и беседа по сказке,

-музыкально ритмические игры

«Зайка серый умывается»,

-художественная деятельность

«Морковка для зайки» /лепка/

- драматизация сказки детей и

родителей,

1неделя апреля

2 неделя апреля

3 неделя апреля

4 неделя апреля

Совместный

показ

спектаклей

Отчетная деятельность проекта

Май

Заключение

Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказки решаются следующие

задачи:

- дети стали более внимательными;

- развивается воображение и фантазия;

- развивается развитие речи детей, активизируется и совершенствуется

словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи;

- идёт накопление опыта общения с взрослыми и сверстниками;

- дети овладевают анализом положительных и отрицательных поступков;

- учатся отличать хорошее от плохого;

- используя музыку в занятиях с элементами сказки дети овладевают

навыками определения эмоционального содержания сказки, настроения

героев;

- учатся воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные

звуки с жизненными явлениями;

- научились имитировать движения под музыку, передавать образы

животных, птиц, насекомых;

- продолжаем учить детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить;

- продолжаем воспитывать с помощью сказки духовно- нравственные

качества;

- родители прислушиваются к советам педагога, стали больше читать детям

сказок, беседовать с ними.

Рекомендации педагогам.

Начинать занятия с элементами сказки с младшего возраста.

Применять единый ритуал входа и выхода из сказки.

Соблюдать принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что

ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по

полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы образец того свободного,

творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянуться дети.

Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что

здесь главное – не результативные достижения,

а внутренняя свобода, эмоциональное

благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних

проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает

эффективно. Дети сами выберут пример для подражания, кому, что придется по душе.

Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними. Мы

не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх. Тревогу,

раздражение, апатию – они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая

аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный

эффект занятия. Настраивайтесь перед занятием, заряжайтесь добрыми чувствами к детям,

заражайте их радостью, светом, теплом.

Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у

них протест или негативную реакцию, не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого

ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакции и поведения. Насильственные

методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности поведения

ребенка.

Не стоит навязывать ребенку себя, если он чего - то не хочет, лучше подумать, вдруг вы делаете

что-то не так.

Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка - улыбку, подбадривающее пожатие

руки, поглаживание по спине, по голове, обнимание за плечи, и т.п. что подскажут вам руки и

сердце.

Задействовать разные виды исполнительства, включать творческие

задания, побуждать к выражению переживаний в образном слове,

музыкально - ритмических движений, подпевании ярких мелодий.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка – свет, тепло, влага, почва и

т.п. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей

значимости и ценности для нас взрослых.

Вывод

Предложенные рекомендации для родителей и воспитателей, для развития эмоционального

интеллекта через сказку, помогут ребятам научиться распознавать свои эмоции и эмоции других

людей, а также помогут научиться управлять своими эмоциями.

Литература

1. Бреслав Г.М. Эмоциональный процессы – Рига 1984

2. Вежнович И.Н. Программа

3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Пособие

для воспитателей детского сада – М ,1985.

4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству», «Основы

сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии», «Теория и практика по

сказкотерапии», «Формы и методы работы со сказками»- М «Лабиринт»

2009

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Екатеринбург ,2004.

6. Михайлова А.Я. Современный ребёнок и сказка: проблема диалога –

М,2002 г.

7. Минаева В.М. Развитие эмоции дошкольников»

8. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских

сказок СПб,2001 г.

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг: практически

все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант

ответа___________________________________________________________________

2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и

отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник

эстетической

культуры;

Ваш

вариант

ответа___________________________________________________________________

3)

Назовите,

пожалуйста,

любимые

произведения

вашего

ребенка_________________________________________________________________

4)Вы читаете ребенку книги: по просьбе ребенка; по собственной инициативе

5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед

сном;

перед

едой;

на

прогулке;

Ваш

вариант

ответа___________________________________________________________________

6)

Обсуждаете

ли

Вы

с

ребенком

прочитанное

произведение?

_________________________________________________________

7)

Читаете

ли

Вы

с

ребенком

произведения

для

длительного

чтения?

_____________________________________________________________

8) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного

произведения?___________________________________________________________

9) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет;

от

случая

к

случаю;

Ваш

вариант

ответа___________________________________________________________________

10)

Чем

Вы

руководствуетесь

при

покупке

детских

книг: красочные

иллюстрации;

познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный

самим

ребенком;

Ваш

вариант

ответа___________________________________________________________________

11)Какие

книги

предпочитает

Ваш

ребенок: сказки;

стихи;

литературу

о

природе;

энциклопедии;

книги

познавательного

содержания;

нет

определенных

предпочтений.____________________________________________________________

12) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный

пример;

знакомство

с

правилами;

постоянное

напоминание;

Ваш

вариант

ответа____________________________________________________________

13) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

____________________________________________________________________



В раздел образования