Автор: Забубенина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС Оленёнок
Населённый пункт: с.Мужи Шурышкарский раойн ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Сказка- как средство развития взаимотношений с детьми младшей группы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Оленёнок»
«Сказка- как средство развития
взаимоотношений детей младшей группы»
Возраст обучающихся: 2-4 лет
Срок реализации программы: 1
год
Подготовила: воспитатель
Забубенина Ирина Александровна
с.Мужи ,2022 г.
Краткая аннотация проекта
Данный проект реализуется с детьми младшего дошкольного возраста.
В ходе проведения проекта предполагается, что самостоятельная работа детей и совместная работа
детей и взрослых (педагогов и родителей) поможет участникам проекта занять активную
жизненную позицию в окружающем мире, быть более толерантными через театрализованную
деятельность, что будет способствовать их умственному, речевому и эмоциональному развитию, а
также воспитанию необходимых нравственных качеств.
Актуальность проекта:
Сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные
условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает
особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает
возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру,
справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее
эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных
корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая
сказка
ориентирована
на
социально-педагогический
эффект:
она
обучает,
воспитывает,
предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из
важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Цели:
1.Обобщить знания детей о прочитанных сказках.
2.Прививать любовь к русским народным сказкам.
3.Определить роль и значение жанра сказок в воспитании младшего школьника.
4.Раскрыть понятие сказки и показать ее использование в воспитании детей.
Задачи:
1.Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности у детей.
2.Учить делать выводы.
3.Закрепить умение показывать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности.
4.Формировать потребность в чтении русских народных сказок.
5.Воспитывать чуткость, доброту, умение сопереживать.
Предварительная работа.
1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
2. Драматизация сказок.
3.Рисование на тему: «Моя любимая сказка».
4. Лепка сказочных героев.
5.Совместная работа родителей и ребенка «Наша сказка самая лучшая».
6. Обустройство театрально – музыкально среды по теме «Путешествие в мир сказки».
7.Папка – раздвижка для родителей «Читайте детям сказки»
8. Статьи-консультации в уголке родителей «Роль сказок в воспитании детей».
Актуальность
На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни
младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является
сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и
пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в
развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют
словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление
добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления
делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на
доступном ему языке красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по
отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не
нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных
качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал
хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и
духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо
и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных
сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми,
особенно в младшем дошкольном возрасте?
1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и
это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и
переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются
выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов,
позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет
себя с положительным героем.
Новизна и практическая значимость проекта
состоят в оптимальном комбинировании
различных методов и приемов и в использовании метода сказки в работе с детьми дошкольного
возраста.
Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и
детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители
покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром
телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на
развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников
понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в
общении с ребенком. В условиях ДОУ недостаточно времени уделяется развитию эмоционального
интеллекта детей, в отличие от его познавательного развития.
Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Интеграция
областей: познание,
коммуникация,
чтение
художественной
литературы,
художественное творчество, физическая культура, музыка.
Этапы реализации и сроки
I
этап –
подготовительный
-
начало
учебного
года
II этап – основной (практический) на протяжении всего учебного года
III этап – заключительный - в конце учебного года
I этап – подготовительный
- Подбор сказок, иллюстраций к ним, стихотворений, загадок, песен,
соответствующей литературы.
- Подборка консультаций для родителей.
- Изготовление родителями масок для инсценировки, изготовление игры
«Лото-сказки».
- Разработка сценариев сказок
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных приёмов сказок, обогащение
предметно - развивающей среды.
Домашнее задание родителям
· Прочитать любимые сказки.
· Отгадывать загадки по сказкам.
· Совместно с детьми инсценировать сказку « Колобок».
· Рассмотреть с детьми сказки с яркими иллюстрациями.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Один много», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки», «Счёт
сказочных персонажей», «Угадай героя по описанию», «Узнай знакомую сказку».
Настольные игры: Лото « Сказки», «Разрезные картинки».
Подвижные игры: «Поедем в гости», « У медведя во бору», « Вершки-корешки». «Лиса и зайцы»
Сюжетно - ролевая игра: «Кто в теремочке живёт».
Познавательная
деятельность
Формирование целостной картины мира
· Тема: «Чудесный сундучок», «Милости просим гости дорогие»
· Тема: « Откуда книга к нам пришла?»
ФЭМП
· Тема: « Сколько елочек», « Каких персонажей больше?» «В гости к трём медведям»
Коммуникация
· Чтение сказок « Колобок», « Теремок», « Маша и медведь» «Три медведя».
· Заучивание песенки « Колобка»
· Отгадывание загадок о персонажах сказок.
· Рассматривание иллюстрированных книжек со сказками
· Рассматривание иллюстраций
· Рассказывание любимых сказок
Беседы
· «Для чего нужны книги?»,
· «Как дети с родителями знакомятся с книгой?»,
· «Почему книжка заболела?»,
· «Откуда книга к нам пришла?».
Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если у детей не будет сказок?».
Художественное творчество
· Конструирование: строительная игра «поможем зверушкам построить красивый теремок».
· Аппликация: «Накормим зайку морковкой».
· Лепка: посуды к сказке «Три медведя». «Колобок»
· Рисование: «Животные в сказках», «Твой любимый сказочный горой».
Работа с родителями
Консультации, беседы
- «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям на ночь»,
«Мамины сказки» «Воспитание сказкой»
- Анкетирование родителей (выявить, насколько часто родители читают
детям книги)
- Оформление стендов.
- Оформление фотовыставок.
- Разыгрывание сказок вместе с детьми.
- Привлечение родителей к изготовлению различных театров,
- Привлечение родителей к совместному с детьми сочинению сказок и
созданию иллюстраций к ним.
III этап – заключительный
Оформление результатов проекта в виде презентации.
Оформление книжного уголка в группе.
Инсценирование русской народной сказки « Теремок»
Средства достижения поставленных задач:
· Создание предметно - развивающей среды, уголок ряженья, театральный уголок, уголок
книги «Книжкин дом»;
· Настольно - печатные игры «Машенька и медведь», «Доктор Айболит» и.т.д.;
· Пазлы, по русским народным сказкам, «Собери картинку»;
· Сборники сказок, рассказов.
· Иллюстрации с сюжетами сказок.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
• .Знакомить с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие. Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации;
• выражают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
• ребенок проявляет устойчивый интерес к сказке. Он адекватно понимает содержание
сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания;
• дети умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную
канву для передачи речевых особенностей персонажей;
• передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
• Преобладают положительные эмоции.
Предварительная работа.
1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
2. Драматизация сказок.
3.Рисование на тему: «Моя любимая сказка».
4. Лепка сказочных героев.
5.Совместная работа родителей и ребенка «Наша сказка самая лучшая».
6. Обустройство театрально – музыкально среды по теме «Путешествие в мир сказки».
7.Папка – раздвижка для родителей «Читайте детям сказки»
8. Статьи-консультации в уголке родителей «Роль сказок в воспитании детей».
Формы и способы реализации задач проекта
- чтение сказок;
- рассказывание сказок;
- просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам;
- дидактические игры;
- создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей» (картотека
игр, диски с любимыми мультфильмами, присказки и поговорки, загадки по
сказкам);
- создание и пополнение «Короба сказок»;
- проведение досугов;
- драматизация сказок;
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- посещение кукольного театра;
- работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков,
родительского собрания, организация выставки книг «Бабушкины сказки».
План выполнения проекта
Название сказки
Виды деятельности
Сроки
Работа с
родителями
1. «Курочка
- Прослушивание и беседа сказки,
-развитие двигательной активности
«Курочка и цыплятки»
- художественная деятельность
«Зёрнышки для курочки и
цыпляток»/лепка, рисование/;
-пальчиковый театр совместно с родителями,
1 неделя сентября.
2 неделя сентября.
3 неделя сентября.
4 неделя сентября.
Знакомство
родителей
с понятием
- сказка для
детей
Изготовление
декораций и
атрибутов для
различных театров
2. «Репка» - прослушивание и
беседа сказки,
- прослушивание и беседа сказки,
- прослушивание музыкальных
этюдов по сюжетам сказки,
- работа над выразительностью речи
в
пальчиковом театре в исполнении детей,
-
развитие
двигательной
активности
«К
дедушке в гости» /нод физкультура/
1неделя октября
2 неделя октября
3 неделя октября
4 неделя октября
Консультация
«Воспитание
сказкой»
3. «Колобок»
- прослушивание и беседа сказки,
- художественная деятельность
«Колобок»/рисование, лепка/
- разучивание хоровода
« Колобок»
-Инсценировка сказки детьми.
1 неделя ноября
2 неделя ноября
3 неделя ноября
4 неделя ноября
Рисование
совместно с
родителями
«Волшебная
сказка»
4.«Теремок»
- прослушивание и беседа сказки,
- развитие двигательной активности
/музыкально ритмические игры «У медведя
во бору»/,
- кукольный театр в исполнение педагога,
- коммуникация д/и « Угадай кто кричит»
1 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря
5.«Три медведя»
- прослушивание и беседа сказки,
- развитие математических
способностей «Три медведя»
/нод ФЭМП/
- прослушивание музыкальных
этюдов, музыкально ритмические игры,
-инсценировка сказки детьми с родителями
1 неделя февраля
2 неделя февраля
3 неделя февраля
4 неделя февраля
совместный
показ сказки
6.«Маша и
медведь»
- прослушивание и беседа сказки,
-
музыкально
ритмические
игры
по
содержанию сказки,
1неделя марта
2неделя марта
- художественная деятельность
«Пирожки для Машеньки» /рисование, лепка/
- настольная игра «Машенька и
медведь»
- пальчиковый театр в исполнение детей
3 неделя марта
4 неделя марта
7.«Лиса и заяц»
- прослушивание и беседа по сказке,
-музыкально ритмические игры
«Зайка серый умывается»,
-художественная деятельность
«Морковка для зайки» /лепка/
- драматизация сказки детей и
родителей,
1неделя апреля
2 неделя апреля
3 неделя апреля
4 неделя апреля
Совместный
показ
спектаклей
Отчетная деятельность проекта
Май
Заключение
Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказки решаются следующие
задачи:
- дети стали более внимательными;
- развивается воображение и фантазия;
- развивается развитие речи детей, активизируется и совершенствуется
словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи;
- идёт накопление опыта общения с взрослыми и сверстниками;
- дети овладевают анализом положительных и отрицательных поступков;
- учатся отличать хорошее от плохого;
- используя музыку в занятиях с элементами сказки дети овладевают
навыками определения эмоционального содержания сказки, настроения
героев;
- учатся воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные
звуки с жизненными явлениями;
- научились имитировать движения под музыку, передавать образы
животных, птиц, насекомых;
- продолжаем учить детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить;
- продолжаем воспитывать с помощью сказки духовно- нравственные
качества;
- родители прислушиваются к советам педагога, стали больше читать детям
сказок, беседовать с ними.
Рекомендации педагогам.
Начинать занятия с элементами сказки с младшего возраста.
Применять единый ритуал входа и выхода из сказки.
Соблюдать принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что
ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по
полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы образец того свободного,
творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянуться дети.
Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что
здесь главное – не результативные достижения,
а внутренняя свобода, эмоциональное
благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних
проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает
эффективно. Дети сами выберут пример для подражания, кому, что придется по душе.
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними. Мы
не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх. Тревогу,
раздражение, апатию – они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая
аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный
эффект занятия. Настраивайтесь перед занятием, заряжайтесь добрыми чувствами к детям,
заражайте их радостью, светом, теплом.
Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у
них протест или негативную реакцию, не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого
ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакции и поведения. Насильственные
методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности поведения
ребенка.
Не стоит навязывать ребенку себя, если он чего - то не хочет, лучше подумать, вдруг вы делаете
что-то не так.
Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка - улыбку, подбадривающее пожатие
руки, поглаживание по спине, по голове, обнимание за плечи, и т.п. что подскажут вам руки и
сердце.
Задействовать разные виды исполнительства, включать творческие
задания, побуждать к выражению переживаний в образном слове,
музыкально - ритмических движений, подпевании ярких мелодий.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка – свет, тепло, влага, почва и
т.п. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей
значимости и ценности для нас взрослых.
Вывод
Предложенные рекомендации для родителей и воспитателей, для развития эмоционального
интеллекта через сказку, помогут ребятам научиться распознавать свои эмоции и эмоции других
людей, а также помогут научиться управлять своими эмоциями.
Литература
1. Бреслав Г.М. Эмоциональный процессы – Рига 1984
2. Вежнович И.Н. Программа
3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Пособие
для воспитателей детского сада – М ,1985.
4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству», «Основы
сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии», «Теория и практика по
сказкотерапии», «Формы и методы работы со сказками»- М «Лабиринт»
2009
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Екатеринбург ,2004.
6. Михайлова А.Я. Современный ребёнок и сказка: проблема диалога –
М,2002 г.
7. Минаева В.М. Развитие эмоции дошкольников»
8. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских
сказок СПб,2001 г.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.
1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг: практически
все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант
ответа___________________________________________________________________
2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и
отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник
эстетической
культуры;
Ваш
вариант
ответа___________________________________________________________________
3)
Назовите,
пожалуйста,
любимые
произведения
вашего
ребенка_________________________________________________________________
4)Вы читаете ребенку книги: по просьбе ребенка; по собственной инициативе
5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед
сном;
перед
едой;
на
прогулке;
Ваш
вариант
ответа___________________________________________________________________
6)
Обсуждаете
ли
Вы
с
ребенком
прочитанное
произведение?
_________________________________________________________
7)
Читаете
ли
Вы
с
ребенком
произведения
для
длительного
чтения?
_____________________________________________________________
8) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного
произведения?___________________________________________________________
9) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет;
от
случая
к
случаю;
Ваш
вариант
ответа___________________________________________________________________
10)
Чем
Вы
руководствуетесь
при
покупке
детских
книг: красочные
иллюстрации;
познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный
самим
ребенком;
Ваш
вариант
ответа___________________________________________________________________
11)Какие
книги
предпочитает
Ваш
ребенок: сказки;
стихи;
литературу
о
природе;
энциклопедии;
книги
познавательного
содержания;
нет
определенных
предпочтений.____________________________________________________________
12) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный
пример;
знакомство
с
правилами;
постоянное
напоминание;
Ваш
вариант
ответа____________________________________________________________
13) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
____________________________________________________________________