Напоминание

«Формирование мелкой моторики пальцев рук у детей 5-6 лет с III уровнем ОНР»


Автор: Сябрюк Марина Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: Обобщенный целостный педагогический опыт
Тема: «Формирование мелкой моторики пальцев рук у детей 5-6 лет с III уровнем ОНР»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Целостный обобщённый педагогический опыт

на тему:

«Формирование мелкой моторики пальцев рук

у детей 5-6 лет с III уровнем ОНР»

МБДОУ детский сад № 115 "Ладушки" г. Брянска

учитель-логопед: Сябрюк М.К.

Развитие

речи

дошкольников является актуальной проблемой

современной педагогики, психологии, логопедии, поскольку она выступает

одним из главных условий полноценного существования человека в социуме,

имеет деятельный характер и является ведущим средством и формой

общения.

Как показали работы Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Лурии А.Р.,

человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности

не даны ребенку от рождения. Речевое развитие представляет собой стержень

общего психического развития и не может рассматриваться только как

сторона ознакомления ребенка с окружающим миром.

Речь - критерий психического развития ребенка. Уровень речи определяет и

проектирует развитие ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным

периодом развития и усвоения речи: если определенный уровень овладения

родным языком не будет, достигнут к 5-6 годам, то этот путь не может быть

успешно пройден на более поздних этапах.

В то же время важной

предпосылкой овладения речью ребенком является развитие у него мелкой

моторики пальцев рук.

Учёными, доказано влияние манипуляций рук на развитие функций

высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи.

Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во

всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с

переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше

уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше

взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые

для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем

больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Из этого следует, что в развитии правильной речи детей важную роль

играет развитие мелкой моторики пальцев рук. Следовательно, чем выше

двигательная активность, тем лучше развита речь ребенка.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что в настоящее

время есть потребность в изучении проблемы формирования мелкой

моторики пальцев рук у детей с ОНР в связи с тем, что растет количество

детей с речевой патологией, которые нуждаются в логопедической помощи.

Развитие же пальцевого праксиса ребенка

является важным звеном в

полноценном речевом развитии, и данному направлению необходимо

уделять большое внимание в процессе логопедической работы.

Поэтому я определила цели своей работы:

1. Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук детей группы;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью специальных

упражнений в процессе логопедических занятий.

Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи:

Провести теоретический анализ научной литературы по данной теме.

Рассмотреть взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и

речи ребенка.

Провести обследование динамики развития мелкой моторики пальцев

рук у детей 5-6 лет с III уровнем ОНР.

Обеспечить условия необходимые для развития мелкой моторики

пальцев рук.

Взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и речи

ребенка

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества,

оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно

велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих,

оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный

язык, с помощью которого люди объяснялись. Прошли тысячелетия, пока

развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с

жестикуляторной речью: эта связь дает о себе знать и у современного

человека.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли

тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась

связанной с жестикулярной речью. Все ученые, изучавшие деятельность

детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние

функции руки.

Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И. Новиков ещё в 1782 году

утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей

есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и

для всего их умственного развития

были тесно связаны с речью и

способствовали ее развитию.

Многие учёные считают, что роль речевого центра в левом полушарии

обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс

писал «Только благодаря труду, благодарю приспособлению к новым

операциям, благодаря передаче по наследству достигнуто путём особого

развития мускулов, связок, костей, благодаря новому применению этих

переданных по наследству усовершенствований и перехода всё более

сложным операциям, только благодаря этому человеческая рука достигла той

высокой степени совершенства, на которой она могла, как бы силой

волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, музыку Паганини». Иными

словами Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные

стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе

труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с

трудовыми процессами.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена

исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А.

Леонтьев, А.Р. Лурия.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками,

развивается координация движений. Формирование движений происходит

при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук,

головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных

органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда

были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории

высшей

нервной

деятельности

ребёнка

в

электрофизиологическом

исследовании, проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было

обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические

движения

пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и

височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что

речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от

пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи

происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка

развития моторной речи детей.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение

мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения,

говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или

кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека

утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки,

хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Однако были описаны случаи поражения лобной доли левого полушария без

потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти боль-

ные - левши, и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии.

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того,

является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь

функций речи и руки.

Очень большую работу по составлению карты речевых зон мозга провел

канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он уточнил вопрос о речевых областях

коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней

речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), он обнаружил

дополнительную, или верхнюю речевую область,

которая не имеет таких

определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а играет

вспомогательную роль. Ему удалось показать взаимосвязь всех трех речевых

областей, которые действуют как единый речевой механизм. Движения пальцев

рук оказались тесно связанными с речевой функцией.

Как подчеркивает М.М. Кольцова, упражнения, укрепляющие

мелкие

мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики,

но

и

для

развития

речи,

а

также

интеллектуального

развития,

совершенствования функций коры головного мозга.

Она считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган

речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения про-

екция руки есть еще одна речевая зона мозга». На данном этапе развития

человека около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция

кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно

величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на

мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое

влияние на развитие активной речи.

Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с

движениями, в первую очередь - пальцев рук. Это наглядно выявляется при

наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью

развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения

пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.

Следовательно, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно

иметь в виду тренировку не только артикуляторного аппарата, но и движений

пальцев рук.

После анализа литературы по теме, я провела обследование детей.

Мною были подобраны диагностические задания для детей 5-6 лет на

основе существующих методик, предложенных такими авторами, как Р.А.

Луриа, Н.И. Озерецкий, Л.А. Венгер, О.С. Бот.

С целью анализа уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей с

ОНР мною применялись упражнения для обследования тонких движений

пальцев рук и Методика “Дорожки” (по Л.А. Венгеру).

Исследование двигательных функций проводилось индивидуально с

каждым ребенком. Задания выполнялись по словесной инструкции, в случае

непонимания - по предварительному показу.

В ходе выполнения упражнений для обследования тонких движений

пальцев рук учитывались общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой

инструкции, активность, ориентировка в пространстве, объем

движений,

точность движений,

темп,

синхронность движений правой и левой руки,

переключение от одного движения к другому, наличие патологических или

сопутствующих речи движений.

Кинестетическая основа движений:

1)

Упражнение № 1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец

правой руки, потом левой руки, обеих рук;

2) Упражнение № 2. Поместить указательный палец на средний и наоборот,

сначала на правой руке, потом - на левой.

Кинетическая основа движений:

1)Упражнение «Пальчики здороваются»;

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в

обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение

выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способ-

ность к переключению с одного движения на другое (отсутствие задержек).

2)Упражнение «Игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-

1);

3)Проба Н.И. Озерецкого «кулак-ребро-ладонь»;

Ребенку показывают три

положения руки

на плоскости стола,

последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак

ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на

плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по

памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется

сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

4)Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее -

наоборот.

Критерии оценки:

5 баллов - выполнение задания правильно и быстро, в заданном темпе;

4 балла - выполнение задания правильно, но в медленном темпе;

3 балла - изначально правильное выполнение задания, но при дальнейшем

выполнение

нарушение

схемы

задания

(явление

истощения),

темп

выполнения медленный;

2 балла - нарушение схемы движения при выполнении задания, темп

выполнения медленный;

1балл - не выполнение инструкций педагога.

Затем, исходя из результатов, полученных по каждому упражнению,

определяла средний балл, далее устанавливала уровень развития мелкой

моторики пальцев рук.

Оценка результатов: низкий уровень - 1 балл; средний уровень - 2-3балла;

высокий уровень - 4-5 баллов.

Результаты обследования мелкой моторики пальцев рук дошкольников с

помощью упражнений (начало года)

Результаты обследования пальцевого праксиса испытуемых дошкольников с помощью упражнений

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Так же для обследования применялись графические упражнения:

Методика “Дорожки” (по Л.А.Венгеру).

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий,

соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить

уровень развития точности движений, степени подготовленности руки к

овладению

письмом,

сформированности

внимания

и

контроля

за

собственными действиями.

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины

(кораблик). Машина (кораблик) должна “проехать”,

“проплыть”,

по

дорожке. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна,

но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется.

Инструкция для ребенка:

“Здесь нарисованы машинка и кораблик

и дорожки. Помоги проехать

машине и проплыть кораблику, не съезжая с дорожки”.

Уровень выполнения считается высоким, если выходы за пределы дорожки

отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз; низкий - три и

более выходов за пределы “дорожки”, неровная, дрожащая линия, очень

слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим

бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.

Инструкция педагогу (наблюдать и фиксировать):

какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

быстро или медленно проводит линии;

нажим на карандаш или ручку;

контуры линий;

как часто отвлекается от работы;

высказывания, вопросы и обращение за помощью во время работы;

собственное отношение ребенка к выполненной работе.

Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета

условных баллов за “ошибки”):

жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок (3

балла);

тонкая, едва заметная линия рисунка (3балла);

неровность линий (угловатые, дрожащие) (2 балла);

неправильное расположение линий в пространстве рисунка (1 балл);

отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного

направления (1 балл);

разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены

(1балл);

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом,

чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенок суммарная

оценка.

После проведения обследования получены следующие результаты:

По результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из

трех уровней развития низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

Оценка результатов:

Низкий уровень - 4-5 баллов;

Средний уровень - 2-3балла;

Высокий уровень - 0-1 балл.

У детей преобладал средний уровень развития. Во время выполнения

задания дети были заинтересованы, старались выполнить его аккуратно.

Результаты обследования пальцевого праксиса испытуемых дошкольников

по методике «Дорожки»

(по Л.А.Венгеру) (начало года)

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Затем сделала вывод об уровне развития мелкой моторики пальцев рук у

детей на основе суммарной оценки всех результатов обследования.

При анализе уровня развития мелкой моторики пальцев рук мною так же

учитывались такие

навыки и умения детей как: собирание мозаики,

шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

Анализ результатов обследования позволил обнаружить, что при

выполнении упражнений дети затруднялись выполнить некоторые задания,

только один ребенок показал высокий уровень развития мелкой моторики.

Дети затруднялись в выполнении заданий, у них наблюдалась быстрая

истощаемость.

Таким образом, у детей

нарушена координация движений, темп

выполнения заданий медленный, дети быстро уставали.

Далее были определены уровни развития мелкой моторики

после

проведенной коррекционной работы:

Результаты обследования мелкой моторики пальцев рук дошкольников с

помощью упражнений (конец года)

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

При проведении повторного обследования при выполнении упражнений

дети допустили меньше ошибок, были более активными, выполняли задания

в

заданном

темпе,

отсутствовали

и

сопутствующие

движения

артикуляционного аппарата.

При проведение методики “Дорожки” в конце года заметно улучшилось

качество выполнения данного задания, дети делали работу аккуратнее, более

уверенно, не «выходили» за края дорожек, линии стали более плавными. Не

один из детей не показал низкие результаты. Исходя из результатов

обследования по методике «Дорожки» видно, что после проведенной

коррекционной работы есть положительные результаты, но дальнейшая

целенаправленная деятельность необходима.

Результаты обследования пальцевого праксиса испытуемых дошкольников

по методике «Дорожки»

(по Л.А.Венгеру) (конец года)

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Основными

задачами

повышения уровня состояния речи детей через

развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук является:

1) развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук;

2) создание обогащающей среды для развития речи;

3) обогащение чувственного опыта, получаемого от восприятия раз

личных предметов, мира природы, общественной жизни;

4) развитие наблюдательности, которое рождает привычку делать выводы,

воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи - таким образом,

развитие мышления и речи идет как единый процесс;

5) формирование инициативности и самостоятельности при выявлении

связей предметов и явлений;

6) понимание и использование в связной речи различных грамматических

категорий,

обозначающих названия, действия, качества и помогающих

анализировать предмет и явление со всех сторон.

В процессе

коррекционной работы соблюдала

принципы:

принцип

осознания совершаемых действий, принцип развернутости освоения навыков,

принцип обратной связи.

В работе по развитию мелкой моторики придерживалась некоторых

правил:

- Задание подбирала с учетом их постепенно возрастающей сложности.

- Учитывала индивидуальные особенности ребенка, темп его развития,

возможности, настроение.

- Работу по развитию мелкой моторики пальцев рук проводила регулярно,

систематически.

- Соблюдала временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

- Для повышения у детей интереса к упражнениям и заданиям, применяла

игровые приемы, нестандартное оборудование.

- Заботилась о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Старалась, чтобы процесс

обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работу по развитию мелкой моторики пальцев рук проводила в процессе

фронтальных, подгрупповых занятий, а так же во время индивидуальной

работы, в виде рекомендаций родителям и воспитателям группы.

Коррекционную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук можно

разделить на несколько этапов.

На начальном этапе

работы детей обучала детей

свободно и

непринужденно

пользоваться

движениями

своих

рук

при

помощи

специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения

упражнениях дети учились точно выполнять произвольные движения по

команде взрослого. При этом я следила, чтобы упражнения выполнялись без

лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагала детям

выполнить его без показа, по команде. Это развивает слуховое внимание.

На следующем этапе

обучала детей приемам самомассажа рук. Он

оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции

рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях использовала

традиционные

для

массажа

движения:

разминание,

распределение,

надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Так же на данном этапе выполнялись упражнения на отработку силы

пальцев и кисти рук, игры на расслабление, упражнения на переключение

позы, на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с

речевым сопровождением, игры - манипуляции, потешки.

Далее проводила игры с различными предметами (палочками, песком,

крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и т.д.).

Особое внимание уделяется упражнениям, развивающим графические

навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без

отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам,

продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов,

штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и

т.д.)

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков

являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют

развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают

выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность,

размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха),

развивают зрительное восприятие и внимание.

Так же формированию навыков мелкой моторики способствовали

проводимые, воспитателями группы, занятия по лепке, конструированию,

аппликации, ручному труду, рисованию, занятия музыкального работника и

инструктора по физической культуре.

В

процессе

всех

видов

занятий

обязательно

проводились

физкультминутки, как элемент двигательной активности и переключение на

другой вид деятельности. Динамические паузы проводились в сочетании

движений с речью детей.

Использование

упражнений,

игр,

заданий

для

развития

и

совершенствования

мелкой

моторики

кисти

и

пальцев

рук

дало

положительную динамику в развитии мелкой моторики пальцев рук

и

развитии речи детей.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой,

использовала разнообразные приемы:

- Пальчиковая гимнастика.

- Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул",

"колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение

потешек или сказок.

- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.).

Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений

геометрических фигур, букв, цифр, узоров).

- Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей -

ниткопись.

- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с

проволокой.

- Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами.

- Шнуровка на различных предметах.

- Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры

крестиком" и др.

- Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными

мелками, акварелью, гуашью и т.д.)

- Самомассаж ладоней шариком Су-Джок, шишками, грецкими орехами.

- Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой

бассейн".

- Игры с песком, манкой (погружение рук, просеивание его между ладонями,

рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких

камушков.)

- Игры, с конструкторами, мозаикой, пазлами.

- Игры с пальчиковым театром.

К концу учебного года дети хорошо владели карандашом, с интересом

выполи графические упражнения. После проведения коррекционной работы

наметилась положительная динамика в развитии мелкой моторики пальцев

рук, но и в развитии речи. У детей улучшилось звукопроизношение, они

стали уверенней общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Дети более аккуратно начали выполнять штриховку. Значительные

изменения можно наблюдать на занятиях по изодеятельности.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук

весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Таким образом, можно говорить о положительных результатах работы,

которая была проведена. У детей стали более точные и скоординированные

движения пальцев рук. Комплексная целенаправленная коррекционная

работа, приносит положительный результат.

Пособия по развитию мелкой моторики пальцев рук

Материал к методике “Дорожки” (по Л.А. Венгеру)

Примерный комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев

рук

1.Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание

большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем

положение рук меняется.

2.Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением

усилий.

3.Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4.Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5.Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6.Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения,

постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с

двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой,

затем другой.

7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем

вращение карандаша вправо, влево.

8.Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем

поочередное растирание.

Литература

1.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.,

1975.

2.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.,2010.

3.

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М., 2005.

4.

Борисова

Е.А.

Индивидуальные

логопедические

занятия

с

дошкольниками. – М., 2009.

5.

Берштейн С.И. Вопросы обучения произношению. – М., 1937.

6.

Бехтерева

Н.П.

Нейрофизиологические

аспекты

психической

деятельности человека. Л., 1971.

7.

Брозаускас Л.Г. Развиваем пальчики. - СПб.: Издательский Дом

«Литера», 2008.

8.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. - М., 1983.

9.

Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //

Умственное развитие в процессе обучения. - М.; Л., 1935. -С. 25-26.

10.Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. – М.,

1985.

11.Дуванова С.П., Тебелева Е.Ю. Взаимосвязь уровня развития мелкой

дифференцированной моторики пальцев рук и речи детей старшего

дошкольного возраста // Школьный логопед. - 2006 - № 6.

12.Жукова С.Н.

Развивающий массаж в логопедической работе с

дошкольниками // Логопед. – 2005 - № 2.

13.Захарова Ю.А. Тетрадь для штриховки (5-6 лет). – Спб., 1999.

14.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга

ребенка. – М., 1973.

15.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игрот-ренинг. Екатеринбург, У- Фактория, 2004.

16.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные

приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. –

М., 2009.

17.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая

логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1999.

18.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая

гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.,2001.

19.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом

«Литера», 2005.

20.Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом

«Литера», 2006.

21.Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М.,

1961.

22.Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

23.Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. – М.,

1963.

24.Логопедия /под ред. Волковой Л. С.– М., Владос, 2004.

25.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

26. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М., 1973.-С. 374.

27.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при

локальных поражениях мозга. – М., 2000.

28.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988.

29.Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., 2008.

30.Паваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2008.

31.Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 13 т. - М.; Л.,1951.-Т. 5.

32.Программы

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.

33.Подрезова

И.А.

Школа

умелого

карандаша.

Перспективное

планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков

у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М., 2007.

34. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по

развитию

графических

навыков

у

детей

5-7

лет

с

речевыми

нарушениями. – М., 2007.

35.Савина

Л.П.

Пальчиковая

гимнастика

для

развития

речи

дошкольников. – М., 2000.

36.Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. – М., 2003.

37.Татарникова Л.Ю. Штриховка – дорисовка для детей 4-5 лет. – М.,

2007.

38.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у

дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.

39.Толобанова

А.

Ю.

Пальцы

помогают говорить.

/

Дошкольное

воспитание. – 1989. - №10.

40.Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б.

Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.,

1999.

41.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб., 1996.

42.Цвынтарный

В.В.

Радость

правильно

говорить.

М.:

ЗАО

Центрполиграф, 2004.

43.Шаховская С.Н. Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду

для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

44.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с

дошкольниками. – М., 2003.



В раздел образования