Напоминание

картотека устного народного творчества по лексической теме «Зима» для детей 5-7 лет


Автор: Баяндина Марина Семеновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Конструктор успеха"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Поговорим о зиме со Снежинкой-хрустинкой.
Тема: картотека устного народного творчества по лексической теме «Зима» для детей 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Поговорим о зиме со Снежинкой-хрустинкой.

(картотека устного народного творчества по лексической теме «Зима»

для детей 5-7 лет).

Правильно сформированная речь ребенка, богатый активный и пассивный

словарь являются залогом успеха его будущего. Это важнейшее условие

полноценного и всестороннего развития ребёнка, прирожденный дар и

задаток благополучного общения. Дошкольный возраст – это период

активного

творческого

развития

личности

ребенка

в

целом,

когда

развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие,

мышление,

воображение),

становятся

произвольным

внимание,

совершенствуется память, формируется связная речь. В произведениях

устного народного творчества таятся огромные возможности для развития

речи

детей,

они

побуждают

ребенка

с

самого

раннего

возраста

к

познавательной деятельности и речевой активности. Проникая в сюжет,

постигая образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и

приобщаются к красоте и самобытности языка произведений устного

народного творчества.

Одним из важнейших этапов при построении логопедических занятий –

является мотивационный этап. Умение вызвать интерес ребенка к занятиям

с логопедом. Иногда просто необходимо сопровождать занятие каким-либо

героем

мультфильма

или

сказки,

знакомой

игрушкой

для

создания

благоприятного

эмоционального

фона

ребенка.

Данная

картотека

по

лексической теме «Зима» сопровождается очень милым и знакомым для

детей персонажем «Снежинкой-хрустинкой», которая приходит на занятие

в качестве героя и вместе с детьми изучает пословицы, поговорки,

скороговорки, загадки, заклички, считалки о зиме.

Цель данной фольклорной картотеки по лексической теме «Зима» - это

комплексное развитие речи ребёнка, а именно: предметного, глагольного

словаря, словаря признаков и наречий.

Задачи картотеки устного народного творчества:

1.

познакомить

детей

с

фольклором

(загадками,

пословицами,

поговорками, скороговорками).

2.

развивать слуховое восприятие и внимание детей;

3.

помочь в усвоении грамматических и лексических средств языка;

4.

формировать связную речь;

5.

развивать

внимание,

словесно-логическую

память

и

мышление

ребенка.

Данная картотека состоит из нескольких подразделов:

1.

Поговорим о зиме.

2.

Зимние приметы.

3.

Скороговорки про зиму.

4.

Загадки про зиму.

5.

Пословицы и поговорки о зиме.

6.

Заклички о зиме.

7.

Считалки про зиму.

Описание разделов картотеки со Снежинкой-хрустинкой.

В зависимости от построения занятия учитель-логопед, педагог сам

выбирает нужный для него раздел.

Начало выполнения упражнений может сопровождаться приветствием:

«Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришла в гости «Снежинка-

хрустинка». Ей очень хочется рассказать вам о волшебном времени года,

которое сейчас у нас за окном, о зиме. Давайте же сегодня вместе со

«Снежинкой-хрустинкой» поговорим о зиме, послушаем, что же она хотела

нам сегодня рассказать».

Раздел № 1. «Поговорим о Зимушке-зиме».

Снежинка-хрустинка рассказывает: зимой бывают самые короткие дни

и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто

серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег

падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в

хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает

поземка, метели, вьюги.

Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно

и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются

зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни.

Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и

кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живет

около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это

голодное время года. Перелетные птицы улетели в теплые края. По-разному в

лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка

питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время

охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своем теле, спят в

берлогах. Ежик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют

их зимовье, дают корм.

Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах.

А вот ребятам нравится зима!

- Чем она вам нравится, хочу у вас спросить, ребята? (ответы детей).

- А кто знает, какие птицы остаются у нас зимовать? (ответы детей).

- Зачем некоторые лесные жители меняют свои шубки? (ответы детей).

- Какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей).

Молодцы, ребята. А сейчас, я хочу рассказать вам о зимних месяцах.

Снежинка-хрустинка рассказывает: декабрь-первый зимний месяц. Летят с

неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром.

Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только

ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака

редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» -

хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в

декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря -

самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу

прибавляться.

Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами

скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе

тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды

ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь -

зимы государь» - так в народе говорят.

Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы,

а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль

называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее,

начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные

сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а

сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая

будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же

день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

- А теперь, «Снежинка-хрустинка» хочет узнать, кто же внимательно её

слушал. Для этого, она подготовила для вас специальные вопросы, слушайте

внимательно.

- Как называют в народе декабрь? (хмурень).

- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).

- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер).

Раздел № 2. «Зимние приметы».

Снежинка-хрустинка: «А знаете ли вы какие-то приметы про зиму? (ответы

детей). Сейчас я вам их поведаю. Издавна, мудрые люди наблюдали за

явлениями природы, находили какие-то сходства и отличия, примечали от

чего идёт снег или дует сильный ветер. Например:

Дым столбом – к морозу.

Дым падает на землю - к теплу.

Собака катается на земле - к метели.

Гуси летят высоко - будет много снега.

При топке печки, угли быстро становятся черными – к теплу.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

Кошка – в печурку, стужа – на двор.

Если на деревьях иней - будет ветер.

Если холод заходит в избу – будет тепло.

Воробьи дружно раскричались – к оттепели.

Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.

Снегирь зимой поёт – на снег, на вьюгу.

Перед теплом лошадь ложится, к морозу – стоит.

Белые облака зимой – к ветру, синие – к теплу.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Где снег, там и след.

Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь перелом зимы.

Февраль силён метелью, а март капелью.

Много снега – много хлеба.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Холода не бойся, по пояс мойся.

Раздел № 3. «Скороговорки про зиму».

Снежинка-хрустинка: «Знаете ли вы какие-нибудь скороговорки? (ответы

детей). А давайте вместе выучим несколько скороговорок про зиму! Я их

много знаю, сейчас я вам их расскажу».

МА - МА – МА - наступила вновь зима

МА – МА – МА - снежная зима

МА – МА – МА - морозная зима

РА – РА – РА – снежная гора

ТА – ТА – ТА – зимою красота

ВО – ВО – ВО – снежное волшебство

ДА – ДА – ДА - зимою холода

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу

ГУ – ГУ – ГУ – весь лес стоит в снегу

ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи

МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме

АЗКА – АЗКА – АЗКА – белая зимняя сказка

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму

МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой

ОЙ – ОЙ – ОЙ – птицам холодно зимой

ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ зимние метели

ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель

ВЫЕ – ВЫЕ – ВЫЕ – вихри снеговые

Раздел № 4. «Загадки про зиму».

Снежинка-хрустинка: «Ребята, любите ли вы отгадывать загадки? (Ответы

детей). Для вас я принесла загадки про зиму. И сейчас я хочу их вам загадать.

Посмотрим, кто у нас самый догадливый. Ведь раньше, в старину, загадки

придумывали мудреца,

а отгадывали их лишь самые умные люди,

обладающие смекалкой и любознательностью».

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима)

Замечательный художник

У окошка побывал,

Отгадайте-ка, ребята,

Кто окно разрисовал?

(Мороз)

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает.

(снег)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

(снежинка)

По снегу покатите –

Я подрасту.

На костре согрейте –

Я пропаду.

(Снежный ком)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья...

(вьюга)

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

(Иней)

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все — готов...

(каток)

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные…

(коньки)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий...

(лед)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе

Кто помог мне в этом?

(лыжи)

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их…

(рукавички)

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полёт закончен.

Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб.

(Санки)

Раздел № 5. «Пословицы и поговорки о зиме»

Снежинка-хрустинка: «Ребята, слышали ли вы о пословицах и поговорках?

Издавна, люди слагали пословицы и поговорки о временах года, обо всем,

что происходит в природе. В них скрыта особая народная мудрость. Сегодня

я про них вам расскажу».

Будет зима – будет и лето.

Без шубы и валенок и зима без конца.

В зимний холод всякий молод.

Зима спросит, что летом припасено.

Не пугай, зима, весна придет.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Зима – не лето, в шубу одета.

Зимой льдом не дорожат.

Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь.

Помни это, что зима не лето.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Зима не без морозов.

Зиме да лету союза нету

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Зимою шубка не шутка.

Пришла зима - не отвертишься.

Чем крепче зима, тем скорее весна

Как зима не злится, весне покорится.

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зима лодыря морозит.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

Мороз одетым кланяться велит, а неодетых сам посещает.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Лиха крапива, а мороз ее губит.

Мороз любви не студит.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы – из слез слезы.

Где мороз ступает, там он снежные розы роняет.

Снег глубок – и хлеб хорош.

Много снега – много хлеба.

Чтобы перетаскать весь снег, мешков не хватит.

Придет снег, появится и зима.

Как снежок ляжет, так и урожай уважит.

Белый снежок – каждому дружок.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середка.

В январе – морозы, в феврале – метель.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

В феврале зима с весной встретятся впервой.

Раздел № 6. «Заклички о зиме»

Снежинка-хрустинка: «Ребята, знаете ли вы что такое заклички? В давние

времена люди обращались к природе, с просьбой о богатом урожае, с

благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья,

счастья, богатства. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они

просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в

стихах, которые впоследствии стали называть «Закличками». Сегодня я про

них вам расскажу».

Зазимка зима,

Что ты нам принесла?

— Глубокие снега,

Святые вечера,

Рождество, Колядку,

День с курину пятку!

Зимушка, уходи, весна красна, приходи!

Солнышко, появись, красное, покажись!

Птицы с юга прилетят, песни нам будут петь:

Вить-вить-вить,тьох-тьох-тьох,

Ку-ка-ре-ку!

Мороз, мороз,

Не бей наш овёс, нашу рожь,

Бей дуб да клён да бабий лён,

Да конопи как хочешь, колоти!

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем,

Сядем в саночки — самокаточки.

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

Падай, падай, белый снег,

Радуй, радуй всюду всех!

Падай, падай на село,

На гусиное крыло,

Поле белым укрывай, —

Будет летом каравай.

Раздел № 7. «Считалки про зиму».

Снежинка-хрустинка: «Ребята, все ли умеют из вас считать? А кто знает, из

вас считалочки? Сегодня я хочу вам рассказать несколько считалочек про

зиму».

Выпал снег на поля,

Прибежала детвора

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем бегать и скакать,

Будем мы в снежки играть.

Лыжи, санки и коньки-

Догоняй сегодня ты!

Раз, два, три, четыре-

Бабу снежную лепили:

Прикрепили нос-морковку,

Глазки сделали ей ловко,

В руки дали ей метлу-

Разбегайтесь по двору!

Ослик саночки тащил,

Не жалел последних сил:

В горку-с горки-подустал,

Навзничь ослик в снег упал.

Санки некому тащить,

Выходи-тебе водить!

Начинается считалка:

Ветер зиму нам принёс.

А морозу нам не жалко,

Прячь скорее в шарф свой нос.

Кто свой нос ещё не спрятал,

Тот замёрзнуть обречён.

Чтобы нос твой не заплакал,

Выходи из круга вон.

Раз, два, три, четыре, пять -

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи - все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит…

Кто зимой впадает в сон -

Из игры выходит вон!

Данную картотеку фольклора о зиме можно использовать и в качестве

домашних заданий, рекомендованных для закрепления и пополнения словаря

детей от логопеда по пройденной лексической теме. Картотека знакомит

детей с устным народным творчеством, способствует расширению активного

и пассивного словаря детей.

Таким образом, картотека «Поговорим о зиме со Снежинкой-

хрустинкой»

может послужить в качестве дидактического пособия для

занятий учителя логопеда, воспитателей, а также для детей и их родителей.

В дальнейшем планируется пополнение данного комплекса различными

другими жанрами устного народного творчества.



В раздел образования