Автор: Пекач Ангелина Михайловна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "БГПУ им. М.Акмуллы"
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ
Раздел: высшее образование
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ
КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕЛА У
ПОДРОСТКОВ
Пекач А.М.
РФ, г.Уфа, БГПУ им.М.Акмуллы
Человек, его физиология и психика – являются удивительными
явлениями нашего мира, которые требуют изучения. Не представляется
возможным отделить психику и физиологию человека, так как они тесно
взаимосвязаны, взаимозависимы и обладают серьезным взаимовлиянием
друг на друга.
Широкоизвестная «Я-концепция» включает в себя «Я» - физическое, которое
формирует
самооценку,
самоидентичность.
Она
дает
возможность
сформировать картину мира, она определяет особенности модели поведения
индивида, его функционал и возможность развития
.
Тело отражает личность, ее особенности, проблемы, а также является
средством для самопознания и познания окружающего мира.
Принимая во внимание особенности работы психологической репрезентации
можно выделить: основные (связанные с выстроенной системой знаний) и
временные
форма
(которые
связаны
с
конкретной
ситуацией,
формирующиеся
исходя
из
специфики
работы,
целей,
условий,
обстоятельств).
В. Тэхкэ в своей работе указывает на то, что интернализация возникает в
целях защиты и поддержания сформированного представления о Я-
репрезентации,
которое
продолжает
опираться
на
переживание
этих
сущностей как чистых форм удовольствия. Тот опыт, которые появлется у
человека в ходе жизни формирует прочную основу для использования своих
собственных, субъективных ощущений и является фильтром для объяснения
и понимания новых событий.
1
Исходя из этих положений, можно сделать вывод о том, что в рамках
когнитивной традиции изучения психических репрезентаций акцент делается
на специфику их структурной организации и взаимосвязи с процессами
познания. Значимым аспектом является также роль символизации при
формировании психических репрезентаций и влияние аффективных и
бессознательных процессов на их содержание и формирование, что особо
подчеркивается в психодинамических моделях.
Необходимо
отметить,
что
понятие
и
сущность
«психической
репрезентации» в современной психологии разложено на части, которые
прямо зависят от того, какой деятельностью занят индивид. В качестве
примеров
можно
привести
исследование
репрезентации
эмоций,
репрезентации времени и пространства, репрезентации создания семьи,
репрезентации тела и т.д.
Следует
полагать,
что
разные
ученые
в
своих
психологических
исследованиях применяют разные понятия, применимые к отражению
субъектом своего тела и это зависит от того, какого подхода, каких
психологических
традиций
они
придерживаются,
с
какого
аспекта
рассматривают данное явление.
Но если рассмотреть эту проблему с точки зрения того, что восприятие
тела является целостной структурой телесного опыта, все компоненты
которой
находятся
во
взаимодействующей
и
взаимозависимой
иерархической системе. Такое понимание, дает возможность учитывать
сознательные компоненты телесного Я, а также его бессознательные
сенсомоторные и соматические ощущения, которые носят символический
характер.
“Образ тела” можно рассматривать как один из аспектов психического
восприятия тела является непростой проблемой в психологии. Одни
психологи в своих исследованиях «образ тела» представляют только
сенсомоторными
ощущениями
или
когнитивными
образованиями
-
2
«концептами» тела,
другие психологи, наоборот, трактуют в широком
смысле слова - как феномен, сопоставимый с телесностью.
Анализ выше приведенных моделей описания Опыт тела и телесность
дают представление о наличии эмоционально-когнитивных составляющих
восприятия тела, которая в свою очередь
опосредует особенности
восприятия и осознавания опыта, полученного индивидом. С этой точки
зрения, восприятие тела рассматривается как личное отражение опыта,
полученного индивидом - процесс восприятия, прошедший через фильтр
эмоциональных и когнитивных структур.
Но если рассмотреть эту проблему с точки зрения того, что восприятие тела
является целостной структурой телесного опыта, все компоненты которой
находятся
во
взаимодействующей
и
взаимозависимой
иерархической
системе. Такое понимание, дает возможность учитывать сознательные
компоненты телесного Я, а также его бессознательные сенсомоторные и
соматические ощущения, которые носят символический характер.
Список литературы
1.
Волкова, Е.В. Развитие ментальных структур как основы специальных
способностей : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 /
Е.В. Волкова. – М.,
2011. – 333 с.
2.
Горячев,
В.В.
Полимодальный
образ
тела
–
собирательная
модель-
репрезентация телесности / В.В. Горячев // Современная психология :
материалы
междунар. науч.
конф.
Пермь,
июнь
2012
г.
–
Пермь
:
Меркурий, 2012. – С. 4–5.
3.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. :
Политиздат, 1977. – 304 с.
4.
Тэхкэ, В. Психика и ее лечение : психоаналитический подход / В.
Тэхкэ. – М. : Академический Проект, 2001. – 576 с.
3