Напоминание

"Использование биоэнергопластики в работе логопеда"


Автор: Лаптева Елена Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Подгорный, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование биоэнергопластики в работе логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование биоэнергопластики в работе логопеда

Лаптева Елена Михайловна, учитель-логопед

МБДОУ №31 «Колокольчик»

При коррекции произношения звуков логопеды традиционно используют

упражнения артикуляционной

гимнастики,

которая включает задания на

тренировку подвижности

и переключаемости органов артикуляционного

аппарата,

отработку

определенных

положений

губ,

языка,

челюсти,

необходимых

для

правильного

произношения

звуков.

Чтобы

повысить

эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в

сочетании с движениями кистей рук. Необходимость применения движений

пальцев рук обусловлено тем, что у каждого ребенка поступившего в речевую

группу имеется стертая форма дизартрии легкой или средней степени тяжести.

Неврологическая симптоматика проявляется, прежде всего, в двигательных

расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного

тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики.

При

увеличении

динамической

нагрузки

падает

качество

движений,

распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб:

ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными,

нарушается их темп, ритм, плавность, появляются синкинезии. Чем сложнее

задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики,

появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей, усиливалось

беспокойство

либо

спастическое

застывание

пальцев

в

неестественном

положении. Нарушены кинестетические ощущения положения языка, губ,

нижней челюсти. Чтобы улучшить кинестетические ощущения, новым

и

интересным

направлением

в

нашей

работе

является

применение

биоэнергопластики.

Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с

включением

упражнений

на

развитие

силы

голоса

и

выдоха.

Термин

“биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению

кандидата педагогических наук И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия,

которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые

движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они

раскрепощены

и

свободны,

помогают

активизировать

естественное

распределение

биоэнергии

в

организме.

Это

оказывает

чрезвычайно

благоприятное воздействие на активизацию интеллектуальной деятельности

детей, а так же развивает координацию движений мелкую моторику и

звукопроизношение детей.

Цель артикуляционной гимнастики:

- укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

- объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.

Цель биоэнергопластики:

- развитие координации движений мелкой моторики пальцев рук;

- активизация интеллектуальной деятельности ребёнка;

- развитие, произвольного внимания, межполушарного взаимодействия.

Проведении занятий с применением метода биоэнергопластика включает 5

этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от

индивидуальных особенностей ребенка.

Этапы:

На первом (подготовительном) этапе проводятся занятия, на которых ребёнка

знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или

челюсти по традиционной методике, упражнения выполняются сидя перед

зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под

счет.

Таким образом, ребёнок (дети) привыкает к движениям руки и запоминает их.

Рука ребёнка (детей) в упражнения не вовлекается.

На втором

этапе

выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с

подключением ведущей руки. Учитель – логопед вместе с ребёнком

выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

Такая гимнастика выполняется в течение одного месяца, за этот период

ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и

движения

кистью

ведущей

руки. Рука показывает в каком положении

находится язык, губы. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными,

необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На третьем этапе

к артикуляционным упражнениям подключается другая

рука ребёнка.

Учитель

логопед так же сопровождает выполнения

упражнений движениями руки.

На четвертом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе

руки. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно

движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого

аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений

движениями рук.

На пятом (заключительном) этапе,

когда ребёнок полностью освоит

упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, читает стихи, а ребёнок

самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт,

сказки, стихотворные строки, музыку. Медиками установлено, что приятные

эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга,

стимулируют дыхание, кровообращение.

Положительное

эмоциональное

возбуждение

при

звучании

приятных

мелодий усиливает внимание,

тонизирует центральную нервную систему. Следовательно,

применение

фоновой музыки для занятия биоэнергопластикой, очень важное и нужное

дело.

В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы

артикуляции,

контрастность

положений

языка,

челюстей,

губ,

направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

Биоэнергопластика может использоваться на индивидуальных занятиях, т.к.

требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных

движений рук и органов артикуляции.

Список литературы:

Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Упражнение

«Худышка»

(тренировка щёк)

И.п. Руки опущены вниз.

На

счёт

«раз»

щёки

одновременно втягиваются

в ротовую полость. Ладони

соединяются

на

уровне

груди, как при хлопке, но

без звука, не хлопая.

На счёт «два» возвратиться

к и. п.

Упражнение

«Толстяк»

(тренировка щёк)

И.п. Кисти рук ладонями

вниз.

На

счёт

«раз»

щёки

одновременно

надуваются. Пальцы обеих

рук сжимаются в кулаки.

На

счёт

«два»

щёки

одновременно сдуваются.

(Следить, чтобы щёки не

втягивались).

Возвратиться к и.п.

Упражнение

«Полощем рот»

(тренировка щёк)

И.п. Кисти рук ладонями

вниз.

На счёт «раз» надувается

правая

щека.

Пальцы

правой руки сжимаются в

кулак.

На счёт «два»

воздух

перегоняется

в

левую

щёку,

пальцы

правой

руки

распрямляются,

а

левой сжимаются в кулак.

(Следить, чтобы голова

не

наклонялась).

Возвратиться к и.п.

Упражнение

«Дудочка», «Заборчик»

(тренировка губных мышц)

Упражнение

«Дудочка играет»

(тренировка губных мышц)

Упражнение

«Дудочка вращается»

(тренировка губных мышц)

И.п. Кисти рук ладонями

вниз.

На

счёт

«раз»

губы

вытянуты

вперёд,

все

пальцы собраны в щёпоть.

На

счёт

«два»

губы

растягиваются в стороны,

показывая

зубы

(сильно

растягивать

губы

не

следует-нужно

больше

тренировать их в движении

вперёд);

пальцы

врозь.

Возвратиться к и.п.

И.п.

Губы

вытянуты

вперёд

трубочкой

(«дудочка»),

пальцы

каждой руки собираются

в щёпоть.

На счёт «раз» «дудочка»

двигается

вправо,

все

пальцы собраны в щёпоть

и

двигаются

вправо

(движение вправо двумя

кистями

рук

одновременно).

На счёт «два» «дудочка»

перемещается

влево,

собранные

щёпотью

пальцы двигаются влево

(движение

влево

двумя

кистями

рук

одновременно).

Возвратиться к и.п.

И.п.

Губы

вытянуты

вперёд

трубочкой

(«дудочка»),

пальцы

каждой руки собираются

в щёпоть.

Стараясь не разжимать

губы

и

пальцы,

синхронно

делать

круговые

движения

«дудочкой» и щёпотью

(круговые

движения

двумя

кистями

рук

одновременно).

Упражнение

«Расчёсочка»

(тренировка губных мышц)

И.п. кисти рук ладонями

вверх.

Нижние

зубы

касаются

внешней стороны верхней

губы и легко почесывают

её. Кисти рук (ладонями

вверх)

неподвижны,

пальцы

рук

сгибаются-

Упражнение

«Окошко»

(тренировка нижней челюсти)

И.п. Кисти рук ладонями

вниз, на каждой- четыре

пальца сомкнуты, больше

палец

прижат

к

указательному

снизу

(ладонь

при

этом

принимает

форму,

похожую

на

крышу

Упражнение «Конфетка»

(тренировка мышц языка)

И.п.

Губы

сомкнуты.

Указательные пальцы рук

вытянуты,

остальные

сжаты в кулак.

На

счёт

«раз»

кончик

языка должен коснуться

внутренней

стороны

левой щеки и надавить на

неё.

разгибаются.

Затем такое же движение

делают

верхние

зубы,

касаясь

нижней

губы.

Пальцами

рук

выполняются

те

же

движения,

но

ладонями

вниз.

домика).

На

счёт

«раз»

рот

открывается примерно на

ширину

двух

пальцев

(среднего

и

указательного),

язык

лежит свободно, кончик –

у нижних передних зубов,

губы сохраняют округлую

форму.

Когда

рот

открывается, на каждой

руке

большой

палец

опускается вниз, четыре

пальца

поднимаются

вверх.

На

счёт

«два»

фиксируется

открытое

положение

рта

и

«открытое»

положение

ладоней.

На счёт «три» - возврат в

и. п.

На

счёт

«два»

-

внутренней

стороны

правой щеки и надавить

на неё.

Синхронно с движениями

языка

выполняются

движения указательными

пальцами

вправо-лево

(остальные пальцы сжаты

в кулак

).

Упражнение «Иголочка»

(тренировка мышц языка)

И.п.

Рот

открыт,

язык

лежит плоско у нижних

резцов. Пальцы рук сжаты

в кулак.

На счёт «раз» высунуть

язык,

напрячь

его

и

сделать узким так, чтобы

почувствовать напряжение

в уздечке.

Упражнение «Лопаточка»

(тренировка мышц языка)

И.п.

Рот

приоткрыт,

губы

в

улыбке, зубы видны, язык

у нижних резцов. Руки

внизу.

На счёт «раз» широкий,

ненапряжённый

язык

кладётся на нижнюю губу,

как

лопатка,

и

удерживается

в

Упражнение «Чашечка»

(тренировка мышц языка)

И.п. Язык лежит плоско у

нижних

резцов,

рот

открыт.

Кисти

рук

параллельны

полу

(столу), ладони вверх.

На счёт «раз» высунуть

широкий язык.

На счёт «два» боковые

края языка загнуть вверх.

На счёт «два» - вернуться в

и.п.

Когда язык высовывается,

пальцы

распрямляются,

ладони параллельно столу.

спокойном положении.

На счёт «два» - вернуться

и т. д.

Когда язык высовывается,

руки

поднимаются

на

уровень груди (ладонями

вниз параллельно

столу

(полу))

и

две

ладони

соприкасаются

(широкая

лопатка), язык убирается –

руки опускаются.

На счёт «три» сделать

широкий язык.

На счёт «четыре» язык

убрать.

Когда

боковые

края

сгибаются,

ладошки

складываются

«Чашечкой»,

язык

широкий

ладони

ровные.

Упражнение «Качели»

(тренировка мышц языка)

И.п.

Рот

открыт,

язык

лежит у нижних резцов.

Кисти рук ладонями вниз.

На

счёт

«раз»

язык

поднимается

за

верхние

зубы.

Упражнение «Часики»

(тренировка мышц языка)

И.п. Рот полуоткрыт, язык

лежит плоско, у нижних

резцов.

Кисти

рук

ладонями

вниз

параллельно

столу,

пальцы вместе.

На счёт «раз» коснуться

кончиком

языка

левого

уголка губ.

На счёт «два» - правого

уголка губ.

Движение

кистей

рук

синхронно с движением

языка (влево-вправо).

При

этом

надо

следить, чтобы рот не

закрывался,

нижняя

челюсть не двигалась, а

рука

до

кисти

была

неподвижна.

Упражнение «Лошадка»

(тренировка мышц языка)

И.п. Рот приоткрыт, губы

в улыбке.

При

выполнении

упражнения

щёлкать

кончиком языка, челюсть

не двигается.

Синхронно производятся

щелчки

большими

и

безымянными

пальцами

на каждой руке.

На

счёт

«два»

язык

опускается в и.п.

Синхронно

выполняются

движения ладонями вверх,

вниз.



В раздел образования