Напоминание

Здоровый образ жизни детей.


Автор: Шарофеева Наталья Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с.Новосысоевка Яковлевского округа
Населённый пункт: с.Новосысоевка
Наименование материала: статья
Тема: Здоровый образ жизни детей.
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровый образ жизни детей.

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение

правильного питания особенно актуально в детском возрасте. Правильный образ жизни школьника

является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать

его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный

образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить.

К сожалению, большинство подростков не понимают, какие проблемы могут начаться из-за

ведения неправильного образа жизни. Ребенок отдает предпочтение компьютеру, нежели прогулке на

свежем воздухе, вредному продукту, вместо полезного. Я считаю, что нужно рассказать и показать

современному поколению, что такое здоровый образ жизни.

Здоровье населения России - высшая национальная ценность, и возрождение наций должно

начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение проблем детского здоровья в наше

время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской

Федерации за 2019 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к

выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% -

нарушенную осанку.

Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость.

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность,

воображение.

В нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых

подходах. Большую помощь в этом вопросе может оказать формирование ЗОЖ в подростковой

среде.

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и

укрепления здоровья.

Аспекты ЗОЖ:

Здоровые привычки и навыки (привитие их с детства; отказ от губительного курения,

употребления наркотиков и алкоголизма).

Ежедневное здоровое питание.

Активная жизнь (занятия спортом и физкультурой, активный отдых).

Эмоциональное самочувствие (контролируем свои эмоции).

Интеллектуальное самочувствие (восприятие новой полезной информации для дальнейшего ее

применения; мотивация и мышление, наполненное позитивом).

Духовное самочувствие (заряжаемся оптимизмом и ставим перед собой цели).

Окружающая среда (изучаем влияние ее полезных и вредных факторов на наш организм).

Важным условием формирования ЗОЖ является оптимальный режим двигательной активности.

Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и

врачи ещё в глубокой древности. Древнегреческий философ Платон, историк Плутарх, врач

Авиценна в своих трудах указывали на необходимость рациональной двигательной активности

и ежедневных занятий физическими упражнениями. В XVIII веке великий французский

мыслитель К. Ж. Тиссо утверждал, что движение как таковое может по своему действию

заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие

движения.

Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти

понятия всё больше сближаются. Теперь уже никто не говорит, что самое верное лекарство –

абсолютный покой. Чем больше движений, тем больше головной мозг получает питательных

веществ и кислорода.

Движение для человека – это, конечно же, физические нагрузки. Постоянная физическая

нагрузка необходима и полезна, она делает организм выносливее и крепче, повышает его

сопротивляемость болезням.

Одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма,

является двигательная активность мышц. В раннем детском возрасте физические упражнения не

только учат младенца ходить, но и развивают речь, способность говорить, в школе и в ВУЗе

способствуют умственной работоспособности и психическому здоровью.

Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично.

Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность.

Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех

органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена

на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа

жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Основные принципы здорового образа жизни:

1.

Правильное питание;

2.

Режим дня;

3.

Занятие спортом;

4.

Гигиена и закаливание;

5.

Отказ от вредных привычек;

6.

Гармония в отношениях с семьей, друзьями и с самим собой.

Спорт и здоровье подростка:

Положительное значение спорта в жизни подростков огромно. Занимаясь спортом, подросток:

1.

Быстрее развивается;

2.

Лучше ориентируется в пространстве;

3.

Становится крепче;

4.

Лучше ощущает собственное тело;

5.

Меньше болеет;

6. Становится более эмоционально устойчивым.

Рассмотрим всё по порядку:

o

Укрепляем здоровье.

Занимаясь физической активностью, в первую очередь подросток укрепляет здоровье. Во всех

системах организма и органах лучше циркулирует кислород и кровь. Все мышцы тела тренируются

регулярно, отлично функционируют. Самая обычная утренняя зарядка будет полезна, так как

приведёт в тонус весь организм. Занятия спортом позволяют подростку стать более выносливым, а

это весьма важно при современном ритме жизни.

o

Формируем характер и силу воли.

Спорт формирует волевой характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Развивается воля,

стремление к победе, выдержка, умение преодолевать препятствия, не бояться поражений. Сила

воли, сформировавшаяся в процессе спортивных занятий, может преодолеть все негативные

привычки и черты, а также создать из подростка сильную личность, способную добиться многого.

o

Закладываем установку на успех.

Обратите внимание на то, что практические все известные персоны, достигшие большого успеха, в

детстве занимались спортом, и продолжают занятия по сей день. Спорт и успех – понятия,

взаимосвязанные между собой. Если тинэйджер хочет научиться ставить цели и достигать их – спорт

научит этому.

o

Дисциплинируем.

Дети, которые занимаются спортом, более собраны и дисциплинированы. А это – немаловажные

качества для достижения успехов в учёбе и других сферах жизни. И во взрослой жизни они точно

пригодятся.

Создаём правильный досуг. Родители не будут отрицать что, приучив ребёнка к спорту, его не

потянет в дурную компанию. У юных спортсменов обычно много друзей, общением с которыми он и

будет наслаждаться.

o

Здоровое питание подростка

О том, что правильное питание – это один из основных фундаментов, на котором строится здоровье,

известно если не каждому, то многим. Правильное употребление «хорошей» пищи способно

2

предотвратить множество проблем и решить существующие. Постоянное соблюдение принципов

правильного питания позволит поддерживать оптимальный вес, укрепить иммунитет, нормализовать

метаболизм, функции пищеварительной и других систем. Также это поможет продлить молодость и

сохранить, а иногда, даже, и вернуть здоровье организма.

o

Правила правильного питания:

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных

веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток

калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Завтрак - обязательная составляющая здорового питания.

Ребёнок не должен идти на обучение голодным. Завтракать нужно обязательно. Однако в меню

нельзя включать сладости и жирную пищу для завтрака лучше всего подойдут фрукты, йогурты, сыр,

овсянка.

Сбалансированное

питание.

Ежедневно

подросток

должен

потреблять

достаточное

количество белков, углеводов, полезных жиров, минеральных веществ и витаминов. Нужно

обязательно включать в рацион ребёнка нежирное мясо, яйца, рыбу. Данные продукты богатые

белком, который очень нужен для роста ребёнка. В ежедневный рацион нужно включать различные

блюда из овощей и фруктов, а также молочные продукты, каши, орехи.

Нужно следить за количеством потребляемой пищи.

Негативно влияет на детский организм как голодание, так и переедания. Поэтому желательно не есть

перед телевизором и не нужно пропускать основные приёмы пищи. Это поможет спасти ребёнка от

ожирения и проблем со здоровьем.

Необходимо включать продукты богатые железом и кальцием. В подростковом возрасте

данные минеральные вещества играют важную роль. Недостаток железа в организме подростка

может привести к быстрой утомляемости и ослабления иммунитета. Поэтому нужно включать в

рацион злаки, мясо, горох, фасоль, гречку, капусту, морепродукты, рыбу. Кальций нужен для

укрепления зубов и костей. Недостаточное его потребление в подростковом возрасте приводит к

плохим последствиям во взрослом возрасте. Больше всего кальция содержится в молочных

продуктах.

Полезные и вредные напитки.

Преимущественно подростки любят пить газированные сладкие напитки, которые очень вредны из-за

высокого содержания красителей, сахара и кофеина. Они достаточно негативно влияют на детский

организм. Кофеин отрицательно влияет на содержание калия в организме. В подростковом возрасте

нужно пить много воды.

Необходимо включать в меню продукты богатые на полезные жиры. Жиры необходимы

для нормального развития ребёнка, они влияют на состояние волос, кожи. К тому же жиры выделяют

большое количество энергии, которая так нужна для подростка. Поэтому в ежедневный рацион

нужно включать морскую рыбу, орехи, не рафинированные масла

Примерный рацион питания для школьников:

Завтрак. С утра надо съесть что-нибудь легкое, но калорийное, чтобы энергии хватило до обеда. Для

этого отлично подойдет, например, овсяная или другая каша, яйца, сыр, фрукты, творог.

1 Перекус. Можно скушать фрукты, овощи, кефир или орехи.

Обед. На обед обязательно нужно съесть что – то мясное: рыба, свинина, говядина или курица. Не

забываем про гарнир: гречка, рис, макароны из твердых сортов пшеницы, а также салаты.

2 Перекус. Через час – два после обеда обязательно захочется перекусить, тут нас спасут кефир,

йогурт, орехи, сухофрукты.

Ужин. Этот прием пищи не должен быть тяжелым. Лучше всего приготовить немного мяса и

овощной салат.

Пагубное влияние неправильного питания:

Вследствие однообразного и бедного нутриентами меню у подростка могут появиться такие

проблемы:

1.

Ожирение.

2.

Хрупкость костей.

3.

Быстрая утомляемость.

4.

Сниженный иммунитет.

3

5.

Болезни суставов.

6.

Головокружения и низкое давление.

7.

Проблемы с гормональным фоном.

8.

Кариес.

9.

Истощение.

Оптимальный режим двигательной активности - важное условие формирования ЗОЖ.

Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным

направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой

- воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о

природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование

нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями

проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье

школьников.

ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и

укрепление человеческого организма в целом.

В процессе моей работы над проектом я выяснила, что достаточная двигательная активность

является необходимым условием гармонического развития личности и формирования навыков и

умений здорового образа жизни. Взаимосвязь здоровья, физического развития и двигательной

активности человека, теоретически и экспериментально обосновывает формирование навыков и

умений здорового образа жизни. Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся

становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы,

стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности,

обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой

деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются:

развитие интеллекта, формирование нравственных чувств и забота о здоровье детей.

Список используемых источников и литературы

1. Абросимова М.Ю. Здоровье молодёжи/ М.Ю.Абросимова и др. – Казань: «Медицина», 2007.

2. Анкетные данные, собранные в процессе исследования проекта.

3. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - М, 2004.

4. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М, 2004.

5. Лещинский А.В. Берегите здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 2005.

6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

7. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 03.04.2001 г.

8. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 12.12.2012 г.

9. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 04.12.2014 г.

4



В раздел образования