Напоминание

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Авторы: Котыш Елена Петровна, Елена Петровна Котыш
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Котыш Елена Петровна,

Новосибирский автотранспортный колледж,

преподаватель русского языка и литературы

На сегодняшний день проблема снижения уровня речевых умений студентов

очень

актуальна,

пренебрежительное

отношение

к

языку

приобретает

катастрофические размеры.

Существует ряд монографий, методических рекомендаций, посвященных

использованию эффективных методов работы по формированию познавательного

интереса

к

предмету

«Русский

язык»:

Т.А.Ладыженская,

К.Д.

Ушинский,

Л.В.Выготский,

Н.И.Жинкина,

И.А.Зимняя,

А.А.Леонтьев,

А.Т.Баранов,

А.И.Власенков, З.А.Потиха и другие.

Л.В.Березина отмечает «неразработанность

методики формирования и поддержания интереса особенно у учащихся старших

классов и студентов».

Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идей

активации

учебного

процесса

и

учебной

деятельности

обучающихся;

под

активацией имеется в виду эффективное использование тех приемов и методов

обучения, которые известны из традиционной дидактики.

Процесс повышения уровня речевых навыков предусматривает способность

студентов соблюдать нормы языка на всех уровнях и творчески подходить и их

использованию в различных коммуникативных ситуациях.

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью

поиска современных подходов, направленных на оптимизацию образовательного

процесса, использование эффективных приемов совершенствования речевых умений

обучающихся.

Цель работы: описать современные методы и приемы повышения качества

освоения родного языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить научно-методическую и специальную литературу по проблеме

исследования;

- представить в теоретическом аспекте процесс совершенствования речевых

способностей студентов;

- описать систему методов и приемов, активизирующих познавательные

процессы студентов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

изучение научной литературы, синтез полученной информации.

Гипотеза исследования: процесс совершенствования речевых способностей

студентов будет выше, если использовать описанные методы и приемы.

Побуждение студентов к качественному освоению родного языка – условие

будущей успешной профессиональной

карьеры на любом поприще.

Перед

преподавателями русского языка стоит задача не просто передачи лингвистических

знаний, а создание условий, при которых студенты могли бы их присвоить.

Использование

разнообразных

форм

и

методов

позволит

достичь

необходимого уровня сформированности языковой культуры студентов.

Высоким

уровнем

мотивации,

стимулирования

и

активации

учебно-

познавательной деятельности студентов обладают Интернет-технологии, с помощью

которых

преподаватель

решает

основные

задачи

учебного

процесса:

информационная поддержка, организация самостоятельной и научно-поисковой

работы.

Исследовательско-поисковый

метод

способствует

качественному

нахождению необходимой информации из огромного количества ресурсов, дает

возможность обеспечить студентов текстами, отвечающими современному уровню,

для лингвистического и речеведческого анализа.

Мобильные устройства позволяют внедрить в процесс обучения справочные и

мультимедийные материалы, то есть выйти из традиционных методов обучения.

Одной из технологий, обеспечивающей повышение мотивации обучения на

уроках русского языка, является метод проектов, включающий в себя целевую

направленность,

научные

идеи,

на

которые

опирается

система

действий

преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат.

Проектную

методику

следует

рассматривать

как

совокупность

поисковых,

проблемных, но в то же время творческих методов, представляющих собой

дидактическое

средство

активизации

познавательной

деятельности,

развития

креативности.

Применительно

к

уроку

русского

языка,

проект

это

специально

организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами

комплекс

действий,

завершающихся

созданием

творческого

продукта

с

использованием оригинальных источников информации.

В сотрудничестве с

преподавателем и другими студентами, использование метода проектов позволяет

снять напряженность, увеличить веру студентов в свой успех.

Научная среда обеспечивает условия для развития коммуникаций разного

уровня, является социально значимой образовательной деятельностью, создающей

потребность в поиске знаний и приобретении навыков. Накоплен положительный

опыт научно-исследовательской работы: «Экология языка», «Культурные коды в

русской

языковой

картине

мира»,

«Национально-культурные

особенности

электронной коммуникации», «Некоторые цветовые образные выражения на

страницах

глянцевых

журналов»,

«Отражение

национально-культурного

компонента в сленговых наименованиях автомобилей» и другие.

В парадигме современного образования особая роль отведена развитию

творческого потенциала студента, способного творчески решать проблемы в

учебной и профессиональной деятельности.

Участие студентов в научных исследованиях, областных конкурсах («Истоки

подвига», «Тебе, Сибирь, хочу я поклониться», «Хранители памяти», «Доброволец –

это звучит гордо», «Мой Пушкин» и другие) является условием развития учебного

интереса, развивает у студентов способность аргументированно рассуждать на

разные темы, формируют активную позицию обучающегося.

Значительное место среди современных технологий занимают игровые,

которые на уроках русского языка становятся элементом практического занятия. В

течение учебного года студенты анализируют с точки зрения выразительных

средств,

синтаксических

особенностей

подборки

заголовков,

связанных

с

автомобильной

тематикой;

к

нейтральным

названиям

марок

автомобилей

подбирают сленговый материал; из иллюстрированных журналов автомобильной

тематики

выбирают

автомобильные

слоганы

для

определения

смысловых

составляющих.

Использование RAFT-технологии на уроках русского языка - результативный

прием работы с информацией (описание, повествование, рассуждение от лица

выбранного персонажа с учетом аудитории).

Такие задания требуют от студентов активного осмысления и переработки

материала.

В заключение отметим, что эффективные методы преподавания должны

увеличивать

возможности

для

активации

учебной

деятельности,

вносить

разнообразие в ход учебного процесса, развивать творческое начало с целью

повышения речевой культуры студентов.

Список использованной литературы:

1.

Железновская

Г.И.,

Абрамова

Н.В.,

Гудкова

Е.Н.

Инновационное

образование: учебное пособие. - Саратов, 2013.

2. Тигров В.П. Развитие потенциала личности учащегося в техническом

образовании. – Тамбов, 2007.

3. Орлов А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном

образовании. – Тула, 2012.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпритация . – М.,

2001.



В раздел образования