Авторы: Котыш Елена Петровна, Елена Петровна Котыш
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее профессиональное
ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Котыш Елена Петровна,
Новосибирский автотранспортный колледж,
преподаватель русского языка и литературы
На сегодняшний день проблема снижения уровня речевых умений студентов
очень
актуальна,
пренебрежительное
отношение
к
языку
приобретает
катастрофические размеры.
Существует ряд монографий, методических рекомендаций, посвященных
использованию эффективных методов работы по формированию познавательного
интереса
к
предмету
«Русский
язык»:
Т.А.Ладыженская,
К.Д.
Ушинский,
Л.В.Выготский,
Н.И.Жинкина,
И.А.Зимняя,
А.А.Леонтьев,
А.Т.Баранов,
А.И.Власенков, З.А.Потиха и другие.
Л.В.Березина отмечает «неразработанность
методики формирования и поддержания интереса особенно у учащихся старших
классов и студентов».
Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идей
активации
учебного
процесса
и
учебной
деятельности
обучающихся;
под
активацией имеется в виду эффективное использование тех приемов и методов
обучения, которые известны из традиционной дидактики.
Процесс повышения уровня речевых навыков предусматривает способность
студентов соблюдать нормы языка на всех уровнях и творчески подходить и их
использованию в различных коммуникативных ситуациях.
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью
поиска современных подходов, направленных на оптимизацию образовательного
процесса, использование эффективных приемов совершенствования речевых умений
обучающихся.
Цель работы: описать современные методы и приемы повышения качества
освоения родного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить научно-методическую и специальную литературу по проблеме
исследования;
- представить в теоретическом аспекте процесс совершенствования речевых
способностей студентов;
- описать систему методов и приемов, активизирующих познавательные
процессы студентов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
изучение научной литературы, синтез полученной информации.
Гипотеза исследования: процесс совершенствования речевых способностей
студентов будет выше, если использовать описанные методы и приемы.
Побуждение студентов к качественному освоению родного языка – условие
будущей успешной профессиональной
карьеры на любом поприще.
Перед
преподавателями русского языка стоит задача не просто передачи лингвистических
знаний, а создание условий, при которых студенты могли бы их присвоить.
Использование
разнообразных
форм
и
методов
позволит
достичь
необходимого уровня сформированности языковой культуры студентов.
Высоким
уровнем
мотивации,
стимулирования
и
активации
учебно-
познавательной деятельности студентов обладают Интернет-технологии, с помощью
которых
преподаватель
решает
основные
задачи
учебного
процесса:
информационная поддержка, организация самостоятельной и научно-поисковой
работы.
Исследовательско-поисковый
метод
способствует
качественному
нахождению необходимой информации из огромного количества ресурсов, дает
возможность обеспечить студентов текстами, отвечающими современному уровню,
для лингвистического и речеведческого анализа.
Мобильные устройства позволяют внедрить в процесс обучения справочные и
мультимедийные материалы, то есть выйти из традиционных методов обучения.
Одной из технологий, обеспечивающей повышение мотивации обучения на
уроках русского языка, является метод проектов, включающий в себя целевую
направленность,
научные
идеи,
на
которые
опирается
система
действий
преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат.
Проектную
методику
следует
рассматривать
как
совокупность
поисковых,
проблемных, но в то же время творческих методов, представляющих собой
дидактическое
средство
активизации
познавательной
деятельности,
развития
креативности.
Применительно
к
уроку
русского
языка,
проект
–
это
специально
организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами
комплекс
действий,
завершающихся
созданием
творческого
продукта
с
использованием оригинальных источников информации.
В сотрудничестве с
преподавателем и другими студентами, использование метода проектов позволяет
снять напряженность, увеличить веру студентов в свой успех.
Научная среда обеспечивает условия для развития коммуникаций разного
уровня, является социально значимой образовательной деятельностью, создающей
потребность в поиске знаний и приобретении навыков. Накоплен положительный
опыт научно-исследовательской работы: «Экология языка», «Культурные коды в
русской
языковой
картине
мира»,
«Национально-культурные
особенности
электронной коммуникации», «Некоторые цветовые образные выражения на
страницах
глянцевых
журналов»,
«Отражение
национально-культурного
компонента в сленговых наименованиях автомобилей» и другие.
В парадигме современного образования особая роль отведена развитию
творческого потенциала студента, способного творчески решать проблемы в
учебной и профессиональной деятельности.
Участие студентов в научных исследованиях, областных конкурсах («Истоки
подвига», «Тебе, Сибирь, хочу я поклониться», «Хранители памяти», «Доброволец –
это звучит гордо», «Мой Пушкин» и другие) является условием развития учебного
интереса, развивает у студентов способность аргументированно рассуждать на
разные темы, формируют активную позицию обучающегося.
Значительное место среди современных технологий занимают игровые,
которые на уроках русского языка становятся элементом практического занятия. В
течение учебного года студенты анализируют с точки зрения выразительных
средств,
синтаксических
особенностей
подборки
заголовков,
связанных
с
автомобильной
тематикой;
к
нейтральным
названиям
марок
автомобилей
подбирают сленговый материал; из иллюстрированных журналов автомобильной
тематики
выбирают
автомобильные
слоганы
для
определения
смысловых
составляющих.
Использование RAFT-технологии на уроках русского языка - результативный
прием работы с информацией (описание, повествование, рассуждение от лица
выбранного персонажа с учетом аудитории).
Такие задания требуют от студентов активного осмысления и переработки
материала.
В заключение отметим, что эффективные методы преподавания должны
увеличивать
возможности
для
активации
учебной
деятельности,
вносить
разнообразие в ход учебного процесса, развивать творческое начало с целью
повышения речевой культуры студентов.
Список использованной литературы:
1.
Железновская
Г.И.,
Абрамова
Н.В.,
Гудкова
Е.Н.
Инновационное
образование: учебное пособие. - Саратов, 2013.
2. Тигров В.П. Развитие потенциала личности учащегося в техническом
образовании. – Тамбов, 2007.
3. Орлов А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном
образовании. – Тула, 2012.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпритация . – М.,
2001.