Авторы: Флориса Викторовна Сабанова, Сабанова Флориса Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДО города Владикавказа" С/П "Центр развития творчества одаренных детей и юношества "Интеллект"
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Пример использования метода синектики на уроке
Раздел: дополнительное образование
Пример использования метода синектики на уроке
Современные педагогические
технологии
включают в себя
достаточно
обширную группу методов
и
,
приемов которые обновляются и
.
совершенствуются Сегодня наиболее эффективным является метод
.
синектического штурма
Синектика
–
,
это метод позволяющий совмещать разнородные элементы в
,
процессе творческого поиска решения проблемы который может привести к
,
,
.
превращению незнакомого в знакомое и наоборот знакомого в незнакомое
Метод был придуман американским ученым Уильямом Гордоном в прошлом
.
веке
Суть метода заключается в поисках
.
4
:
аналогий Аналогий
вида
–
Прямые аналогии
это схожесть природных данных или технических
.
характеристик объекта или явления
,
Символические аналогии позволяют в обычных вещах увидеть парадоксы то
.
есть посмотреть на привычное с необычного ракурса
Личные аналогии позволяют представить себя на месте изучаемого явления
,
.
или объекта применить к себе его функции и характеристики Это поможет
.
изменить взгляд на вещи Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и
.
,
даже бессмысленными Однако это возможность увидеть новые грани новые
.
стороны предмета Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого
.
воображения
.
,
Фантастические В случае с этой аналогией можно проявлять фантазию
,
.
представляя объект в самых фантастических сказочных условиях
Все эти аналогии дают возможность
,
отойти от привычного хода мысли
,
.
довести все до абсурда и решение может возникнуть с неожиданной стороны
-
Мы использовали метод синектики в анализе научно фантастической
повести Конан Дойля
«
»,
Когда земля вскрикнула
где главный герой
,
.
,
утверждает что земля это живое существо После прочтения анализа повести
«
»
.
я написала на доске слово Земля
и предложила провести аналогии
,
Первую прямую
,
аналогию я подсказала детям сама предложив сравнить
.
землю с живым организмом и найти схожести Растительность дети сравнили
,
,
.
с волосяным покровом ядро земли с сердцем землетрясения с движением и т
.
д
По второй
личностной
аналогии дети представили себя на месте планеты
,
.
Земля и сказали что могут пораниться и чувствовать телесную боль
,
,
А раз земля имеет раны ощущает боль то она может
залечивать свои раны
–
это символическая
.
аналогия
При использовании фантастической
аналогии дети сравнили залечивание
,
,
ран земли с биологическим процессом аутофагией таким образом
,
-
убедившись в утверждении Конан Дойля о том что земля
живое существо
-
Зелень
волосяной покров
Земля залечивает раны
-
Ядро
сердце
\
\
процесс аутофагии
Чувствует телесную боль
Земля живой
организм
,
Следовательно
состоит из клеток и в ней происходит процесс
.
аутофагии
TERRE
\
ЗЕМЛЯ
\
1.
Прямая
3.
Символическа
я
4.
Фантастическая
2.
Личностная