Напоминание

"Знакомство с твормеством М Врубеля"


Автор: Антошкина Ольга Вячеславовна
Должность: Учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная(казенная) школа–интернат№1 для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка занятия по дополнительному образованию
Тема: "Знакомство с твормеством М Врубеля"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Михаил Врубель

Михаил Врубель

родился 17 марта 1856 года в Омске. Умер 14 апреля 1910 года

родился 17 марта 1856 года в Омске. Умер 14 апреля 1910 года

17 марта 2021 года – 165

17 марта 2021 года – 165

лет

лет

со дня рождения

со дня рождения

Михаила Александровича

Михаила Александровича

Врубеля

Врубеля

(1856-

(1856-

1910), художника

1910), художника

, графика

, графика

и скульптора, художника

и скульптора, художника

декоратора

декоратора

«Бывают жизни художников — сонаты,

«Бывают жизни художников — сонаты,

бывают жизни

бывают жизни

художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже

художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже

всего только упражнения.

всего только упражнения.

Жизнь Врубеля,

Жизнь Врубеля,

какой она теперь отойдет в историю, —

какой она теперь отойдет в историю, —

дивная патетическая симфония, то есть

дивная патетическая симфония, то есть

полнейшая форма художественного

полнейшая форма художественного

бытия.

бытия.

Будущие поколения..будут оглядываться на

Будущие поколения..будут оглядываться на

последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля».

последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля».

Александр Бенуа

Александр Бенуа

, художник

, художник

М

М

ихаил

ихаил

Врубель

Врубель

крупнейший

крупнейший

представитель символизма и модерна в

представитель символизма и модерна в

русском изобразительном искусстве.

русском изобразительном искусстве.

Он

Он

увлекся рисованием еще в детстве.

увлекся рисованием еще в детстве.

По настоянию отца он должен был стать

По настоянию отца он должен был стать

юристом, однако позже оставил это

юристом, однако позже оставил это

поприще, чтобы поступить в Академию

поприще, чтобы поступить в Академию

художеств

художеств

Он был очень разносторонним

Он был очень разносторонним

художником, работал с разными

художником, работал с разными

художественными материалами и в

художественными материалами и в

разных жанрах

разных жанрах

Религиозная тематика

Религиозная тематика

Михаил Врубель писал иконы и фрески

Михаил Врубель писал иконы и фрески

.

.

Занимался реставрацией росписей и их

Занимался реставрацией росписей и их

самостоятельным созданием,

самостоятельным созданием,

прорисовывал на стенах храма до ста

прорисовывал на стенах храма до ста

пятидесяти фигур и создавал эскизы для

пятидесяти фигур и создавал эскизы для

того самого Владимирского собора.

того самого Владимирского собора.

«Ангел с

«Ангел с

кадилом и

кадилом и

свечой»

свечой»

Перед нами образ

Перед нами образ

посланника Божия,

посланника Божия,

который скорее

который скорее

напоминает

напоминает

итальянского юношу с

итальянского юношу с

полотен мастеров

полотен мастеров

барокко. Его неземная

барокко. Его неземная

суть выражена в

суть выражена в

отрешенном взгляде,

отрешенном взгляде,

фантастическом тонком

фантастическом тонком

и многоцветном одеянии

и многоцветном одеянии

Фреска Владимирского собора.

Фреска Владимирского собора.

Театральная живопись

Театральная живопись

рисовал эскизы театральных костюмов,

рисовал эскизы театральных костюмов,

создавал декорации

создавал декорации

художник писал картины на

художник писал картины на

сказочно-мифологические сюжеты

сказочно-мифологические сюжеты

«Царевна-Лебедь», «Пан»,

«Царевна-Лебедь», «Пан»,

«Богатырь»

«Богатырь»

Работа была написана мастером очень быстро, без

Работа была написана мастером очень быстро, без

предварительных эскизов, практически сразу на холсте.

предварительных эскизов, практически сразу на холсте.

Богатырь у мастера, хоть и небывалой мощи, но с удивительно

Богатырь у мастера, хоть и небывалой мощи, но с удивительно

детскими и наивными глазами.

детскими и наивными глазами.

Богато одет былинный воин. Его верный конь словно вырастает

Богато одет былинный воин. Его верный конь словно вырастает

из земли, сливаясь с ней и впитывая всю силу природы.

из земли, сливаясь с ней и впитывая всю силу природы.

Современники о художнике:

Современники о художнике:

Художник Николай Иванович Мурашко писал:

Художник Николай Иванович Мурашко писал:

«…у него была своя фантазия, свои

«…у него была своя фантазия, свои

представления, свое творчество по наитию

представления, свое творчество по наитию

свыше, это я говорю относительно

свыше, это я говорю относительно

внутреннего содержания, а что касается

внутреннего содержания, а что касается

внешнего, то он

внешнего, то он

страстно любил краски и

страстно любил краски и

извлекал из них такую силу и красоту

извлекал из них такую силу и красоту

гармонии, какой обыкновенный

гармонии, какой обыкновенный

пописывающий себе художник и не

пописывающий себе художник и не

воображает.

воображает.

Вот это-то и приходится в нем

Вот это-то и приходится в нем

чтить.»

чтить.»

Жемчужина

Жемчужина

Идея этой работы появилась у художника благодаря подарку поэта

Идея этой работы появилась у художника благодаря подарку поэта

Волошина. Он преподнес мастеру большую морскую раковину, покрытую

Волошина. Он преподнес мастеру большую морскую раковину, покрытую

толстым природным слоем перламутра. Этот непостоянный и

толстым природным слоем перламутра. Этот непостоянный и

переливающийся материал стал источником вдохновения.

переливающийся материал стал источником вдохновения.

В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и

В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и

загадочную манящую бесконечность. На первый взгляд случайные пятна в

загадочную манящую бесконечность. На первый взгляд случайные пятна в

какой-то момент превращаются в фантастических существ, парящих над

какой-то момент превращаются в фантастических существ, парящих над

бушующими волнами.

бушующими волнами.

«Шестикрылый Серафим»

«Шестикрылый Серафим»

Прямо на зрителя смотрит посланник Божий, исполнитель его

Прямо на зрителя смотрит посланник Божий, исполнитель его

воли. Меч поднят, горящая лампада символизирует Божье

воли. Меч поднят, горящая лампада символизирует Божье

присутствие. Взгляд Серафима тверд, беспристрастен и пуст. Он

присутствие. Взгляд Серафима тверд, беспристрастен и пуст. Он

лишь исполнитель Высшей воли. Его воля отсутствует как

лишь исполнитель Высшей воли. Его воля отсутствует как

таковая, он служит Создателю.

таковая, он служит Создателю.

Сложная техника, колорит и эффект внутреннего света - все

Сложная техника, колорит и эффект внутреннего света - все

вместе создает ощущение, что перед нами витраж, освещенный

вместе создает ощущение, что перед нами витраж, освещенный

извне.

извне.

«

«

Сирень»

Сирень»

Перед зрителем чудо - как нимфа, гонимая паном, девушка

Перед зрителем чудо - как нимфа, гонимая паном, девушка

укрылась за

укрылась за

цветущим кустом сирени. Приблизительное, нечеткое

цветущим кустом сирени. Приблизительное, нечеткое

изображение будоражит воображение зрителя. Художник не дает

изображение будоражит воображение зрителя. Художник не дает

четкого образа, для него важнее буйство сиреневых красок,

четкого образа, для него важнее буйство сиреневых красок,

окружающее его героиню.

окружающее его героиню.

повезло Врубелю с его

повезло Врубелю с его

музой —певицей

музой —певицей

Надеждой Забелой

Надеждой Забелой

, которая согласилась

, которая согласилась

стать его женой. Он запечатлел

стать его женой. Он запечатлел

ее на множестве полотен, самое знаменитое

ее на множестве полотен, самое знаменитое

из которых — «Царевна Лебедь»,

из которых — «Царевна Лебедь»,

вдохновленное ее ролью в опере

вдохновленное ее ролью в опере

Римского-Корсакова

Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане»

«Демонического цикл»

«Демонического цикл»

Он стал автором «демонического цикла» —

Он стал автором «демонического цикла» —

серии работ из картин, иллюстраций и

серии работ из картин, иллюстраций и

скульптуры с главным героем Демоном

скульптуры с главным героем Демоном

В этот период стал вырабатываться особый

В этот период стал вырабатываться особый

стиль художника: полотна он писал

стиль художника: полотна он писал

филигранными угловатыми мазками,

филигранными угловатыми мазками,

напоминавшими мозаику.

напоминавшими мозаику.

«Демон поверженный»

«Демон поверженный»

Образ Врага человеческого, падшего ангела, волновал художника

Образ Врага человеческого, падшего ангела, волновал художника

необычайно. Художник несколько раз переделывал картину в поисках

необычайно. Художник несколько раз переделывал картину в поисках

колорита и света. Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них

колорита и света. Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них

в "небо" закрыт навсегда. Роскошные перья валяются в беспорядке, а

в "небо" закрыт навсегда. Роскошные перья валяются в беспорядке, а

сами крылья вдруг окаменели.

сами крылья вдруг окаменели.

«Демон поверженный»

«Демон поверженный»

«Демон сидящий»

«Демон сидящий»

Фоном для

Фоном для

картины «Демон сидящий»

картины «Демон сидящий»

служит

служит

накаленно-пурпурное низкое небо. За спиной Демона

накаленно-пурпурное низкое небо. За спиной Демона

расцветают неведомые кристаллические цветы различных

расцветают неведомые кристаллические цветы различных

темных оттенков. Тяжелые атлетические мышцы его

темных оттенков. Тяжелые атлетические мышцы его

обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук

обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук

выдают пронзительную тоску. Грозно вскинуты вверх

выдают пронзительную тоску. Грозно вскинуты вверх

черные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта

черные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта

на его смуглом лице. Сочетание мощи и бессилия молодого

на его смуглом лице. Сочетание мощи и бессилия молодого

гиганта перекликается с мерцающей красотой

гиганта перекликается с мерцающей красотой

окружающего его мертвого пейзажа, в котором есть только

окружающего его мертвого пейзажа, в котором есть только

причудливые колючие скалы да каменные облака. Демон,

причудливые колючие скалы да каменные облака. Демон,

погруженный в тоску по живому, полному цветения и

погруженный в тоску по живому, полному цветения и

тепла миру, от которого он отторгнут, не замечает, как

тепла миру, от которого он отторгнут, не замечает, как

вдалеке за его спиной разгорается золотая заря.

вдалеке за его спиной разгорается золотая заря.

Гостиница «Метрополь»

Гостиница «Метрополь»

н

н

и

и

ц

ц

а

а

«Керамическое панно-Принцесса

«Керамическое панно-Принцесса

Грёза»

Грёза»

«Принцесса Грёза»

«Принцесса Грёза»

Известный фабрикант и меценат Савва Мамонтов,

Известный фабрикант и меценат Савва Мамонтов,

заведовавщий художественно-оформительскими работами для

заведовавщий художественно-оформительскими работами для

Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем

Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем

Новгороде, заказал панно для выставочного павильона

Новгороде, заказал панно для выставочного павильона

художественного отдела тогда еще малоизвестному Врубелю.

художественного отдела тогда еще малоизвестному Врубелю.

Но Императорская Академия художеств, срочно прислала в

Но Императорская Академия художеств, срочно прислала в

Нижний «авторитетную» комиссию, которая запретила панно к

Нижний «авторитетную» комиссию, которая запретила панно к

показу.

показу.

Императорская Академия художеств , очевидно,

Императорская Академия художеств , очевидно,

расценила участие в выставке работ Врубеля как попытку

расценила участие в выставке работ Врубеля как попытку

привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной

привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной

индивидуальности и новаторства

индивидуальности и новаторства

Возмущенный и уязвленный Савва Мамонтов сделал в ответ

Возмущенный и уязвленный Савва Мамонтов сделал в ответ

свой «ход конем». Он заплатил из личных средств 5000 рублей

свой «ход конем». Он заплатил из личных средств 5000 рублей

Врубелю, поручил ему закончить обе работы. Также, он на

Врубелю, поручил ему закончить обе работы. Также, он на

собственные средства, построил рядом с основным входом в

собственные средства, построил рядом с основным входом в

выставочный павильоном еще один и выставил в нем оба

выставочный павильоном еще один и выставил в нем оба

панно на обозрения публике. Панно Врубеля пользовались

панно на обозрения публике. Панно Врубеля пользовались

бешеной популярностью.

бешеной популярностью.

И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова

И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова

возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем

возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем

самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и

самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и

поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.

поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.

В имении Мамонтова

В имении Мамонтова

Там художник возглавил майоликовую

Там художник возглавил майоликовую

мастерскую, создавал гипсовые

мастерскую, создавал гипсовые

скульптуры и декоративные панно на

скульптуры и декоративные панно на

заказ, несколько раз ездил в Италию —

заказ, несколько раз ездил в Италию —

сначала с самим Мамонтовым, затем с

сначала с самим Мамонтовым, затем с

его сыном Сергеем.

его сыном Сергеем.

Керамика и скульптурные

Керамика и скульптурные

работы Врубеля

работы Врубеля

Керамика и скульптурные

Керамика и скульптурные

работы Врубеля

работы Врубеля

В 1900 году художнику присудили золотую

В 1900 году художнику присудили золотую

медаль на Всемирной выставке в Париже

медаль на Всемирной выставке в Париже

за изразцовый камин

за изразцовый камин

«Вольга Святославич и

«Вольга Святославич и

Микула Селянинович».

Микула Селянинович».

вопрос

вопрос

Кто из вас, ребята. скажет,

Кто из вас, ребята. скажет,

кто такие

кто такие

Вольга Святославич и

Вольга Святославич и

Микула Селянинович ?

Микула Селянинович ?

ответ

ответ

Микула Селянинович

Микула Селянинович

– это

– это

Богатырь пахарь .Он олицетворяет

Богатырь пахарь .Он олицетворяет

крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так

крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так

как «

как «

весь род Микулов любит

весь род Микулов любит

Матушка Сыра Земля

Матушка Сыра Земля

».

».

Вольга Святославич-

Вольга Святославич-

это воин

это воин

богатырь

богатырь

,

,

персонаж русских

персонаж русских

былин

былин

. Основными

. Основными

отличительными чертами этого героя умение

отличительными чертами этого героя умение

понимать язык птиц, рыб и зверей.

понимать язык птиц, рыб и зверей.

Встреча

Встреча

Вольги Святославича-

Вольги Святославича-

с

с

Микулой Селяниновичем

Микулой Селяниновичем

Во время сбора податей с городов

Во время сбора податей с городов

Гурчевца

Гурчевца

и

и

Ореховца

Ореховца

повстречал Вольга пахаря Микулу

повстречал Вольга пахаря Микулу

Селяниновича. Микула пожаловался ему на сборщиков

Селяниновича. Микула пожаловался ему на сборщиков

налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого

налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого

втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность

втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность

плёткой.

плёткой.

Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга

Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга

его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав,

его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав,

Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза

Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза

посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на

посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на

третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же

третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же

одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города

одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города

Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Встреча

Встреча

Вольги Святославича-

Вольги Святославича-

с

с

Микулой Селяниновичем

Микулой Селяниновичем

рисунок Билибина

рисунок Билибина

Врубель сделал несколько

Врубель сделал несколько

вариантов

вариантов

каминов в разных цветовых

каминов в разных цветовых

решениях

решениях

вопрос

вопрос

Сравните эти четыре камина. Назовите

Сравните эти четыре камина. Назовите

видимые вами различии.

видимые вами различии.

Назовите, что в изображении каминов

Назовите, что в изображении каминов

оставалось неизменным

оставалось неизменным

Деталь камина- птицы Сирин

Деталь камина- птицы Сирин

вопрос

вопрос

Кто из вас, ребята. скажет,

Кто из вас, ребята. скажет,

кто такие

кто такие

птицы Сирин ?

птицы Сирин ?

ответ

ответ

Си́рин

Си́рин

в древнерусском искусстве и легендах это

в древнерусском искусстве и легендах это

райская птица с головой девы.

райская птица с головой девы.

В средневековых русских легендах Сирин однозначно

В средневековых русских легендах Сирин однозначно

считается райской птицей, которая иногда прилетает

считается райской птицей, которая иногда прилетает

на землю .Часто изображается вместе с другой

на землю .Часто изображается вместе с другой

райской птицей,

райской птицей,

Алконостом

Алконостом

По народному сказанию, утром на

По народному сказанию, утром на

Яблочный Спас

Яблочный Спас

прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая

прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая

грустит и плачет. А после полудня прилетает в

грустит и плачет. А после полудня прилетает в

яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и

яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и

смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и

смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и

преображаются плоды, в них появляется

преображаются плоды, в них появляется

удивительная сила — все плоды на яблонях с этого

удивительная сила — все плоды на яблонях с этого

момента становятся целительными.

момента становятся целительными.

1 творческое задание

1 творческое задание

Игра- мозаика

Игра- мозаика

Правила игры:

Правила игры:

собрать мозаику

собрать мозаику

так, чтобы части головы птицы

так, чтобы части головы птицы

сирин были наиболее гармоничны

сирин были наиболее гармоничны

по отношению друг к другу, а лицо

по отношению друг к другу, а лицо

стало наиболее красивым

стало наиболее красивым

1 творческое задание

1 творческое задание

Результаты выполнения 1 творческого задания

Результаты выполнения 1 творческого задания

2 творческое задание

2 творческое задание

Раскрасить

Раскрасить

по своему

по своему

вкусу

вкусу

готовые

готовые

образцы

образцы

2 творческое задание

2 творческое задание

Результаты выполнения 2 творческого

Результаты выполнения 2 творческого

задания

задания

Спасибо всем за ваше

Спасибо всем за ваше

активное участие.

активное участие.

Всем желаю творческих

Всем желаю творческих

успехов!

успехов!



В раздел образования