Напоминание

"СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ"


Автор: Сидорова Елена Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ имени А.И. Бабухина"
Населённый пункт: г. Орёл Орловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ"
Раздел: среднее образование





Назад




БОУ ОО (ПК) С «ОРЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ»

Итоговая аттестационная работа по итогам курсов:

«Реализация ФГОС общего образования при обучении биологии и химии».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС.

ТЕМА: «СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ»

УМК: В.В. ПАСЕЧНИК

Разработчик: Сидорова Е.Е.

Орёл 2015

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - биология

Класс - 5

Тема урока – Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности бактерий.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания о формах бактерий;

Сформировать знания о строении бактериальной клетки;

Изучить способы питания бактерий;

Изучить процессы жизнедеятельности .

Развивающие:

продолжить формирование умения выделять главное, сравнивать, систематизировать;

развивать навыки приготовления микропрепарата;

развивать навыки работы с микроскопом;

развить навыки распознавать основные органоиды клетки;

продолжить развивать познавательный интерес к предмету;

Воспитательные:

продолжить воспитание ответственного отношение к природе;

продолжить воспитание взаимного уважения в ситуации соперничества.

Тип урока: урок открытия нового знания

Учитель: Сидорова Е.Е. МБОУ «ООШ имени А.И. Бабухина»

УМК: В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение

существенных признаков

бактерий и процессов их

жизнедеятельности;

Умение работать с

микроскопом;

Умение готовить

микропрепараты.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте;

структурировать учебный материал;

работать с различными источниками

информации;

представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:

уважительное отношение к

одноклассникам и учителю;

потребность в объективной оценке своей

деятельности, оценки результатов

деятельности со стороны окружающих.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий

учителя;

Развитие навыков самооценки и

самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих

групп.

Формирование

ответственного отношения

к обучению;

умение

самостоятельно приобрести

знания;

способность к

самоконтролю.

Словарь урока: бактерии, микроорганизмы, автотрофы, гетеротрофы, паразиты, сапрофиты, симбионты

Ресурсы урока: компьютер, электронные образовательные ресурсы, презентация к уроку, культура

сенной палочки для лабораторной работы, микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальная

игла, информационные листы, карточки-задания, цветные листы для рефлексии

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

(+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг.

Момент. 1 мин

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест

Приветствие учителя

Самоконтроль готовности учащихся к

уроку

2 этап.

Мотивация

(создание

проблемной

ситуации)

– 5 мин

Просмотр слайда №2

Кто они?

1 Они разнообразны и обитают повсюду…

2.Их поселения называются колониями…

3.Увидеть их можно только в микроскоп…

Самая крупная выглядит как точка (0,75

мм).

4.Они поедают всё, что встречают на своём

пути.

5.При определённых условиях за 5 суток

всего 1 представитель дал бы потомство,

которое заполнит все моря и океаны

земного шара…

- Кто они?

Слайд №3

- Правильно! Сегодня речь пойдёт о

бактериях.

- О каких особенностях бактерий мы

сможем сегодня узнать? Выберите из

суждений.

-А питание, размножение это что за

процессы?

- Как сформулировать тему нашего урока?

-Правильно, молодцы! И так тема нашего

урока «Строение и жизнедеятельность

бактерий» - на доске

-

Чтобы

убедиться

в

правильно сти

высказываний я предлагаю вам провести

урок-исследование.

Сегодня вам предстоит выступить в роли

учёных и решить важные научные

проблемы. Работать вы будите в научно-

исследовательских парах.

Чтобы ваша работа была плодотворной

надо иметь хороший настрой. Поэтому

встаньте, возьмитесь за руки и скажите

«Мы одна команда. У нас всё получится»!

Молодцы!

Внимательно слушают и отвечают

Бактерии

- о строении, разнообразии, питании,

размножении и др.

- процессы жизнедеятельности

- называют несколько вариантов

- запись темы в тетради

Выполняют указания учителя (вместе

повторяют)

- Посмотрите ещё раз на тезисы. Как по

вашему,

какую

проблему

вы

должны

решить сегодня на уроке. Молодцы!

- Предлагают варианты

Целеполагание

1 мин

3 этап.

Актуализация

знаний

– 2 мин

4 этап.

планирование

- 2 мин

-

Итак,

перед

нами

проблема

«Почему

бактерии

хорошо

приспособлены

к

выживанию в природе»?

- чтобы её решить давайте вспомним:

Что мы знаем о бактериях?

-Как и почему протекают все эти

процессы, вы знаете?

Что нужно узнать (План урока):

- микроскопические организмы;

- форма бактерий;

- распространение;

-строение бактерий (внешнее,

внутреннее);

-питание;

- размножение;

-спорообразование.

После ответов вывешиваются на доске

последовательно и эти пункты будут

являться нашим планом

(на доске надписи на магнитах, или от

руки)

-Об этом мы узнаем на следующем уроке-

исследовании.

Можете

подготовить

сообщение.

-

вспоминают

нужную

информацию,

делают обобщения, констатируют факты:

-быстро размножаются;

-везде живут;

-всем питаются;

-, и др

- определяют, каких знаний не хватает,

где и как их добыть (открыть).

Если нет ответов, то обращаемся к

§.11

и

называем

пункты

изучения

материала.

- форма бактерий;

- микроскопические организмы;

- распространение;

-строение бактерий (внешнее,

внутреннее);

-питание;

- размножение;

-образование спор.

-значение для человека;

-как от них защититься;

-как лечить болезни и др.

5 этап.

«Открытие»

нового знания

(изучение

новой темы)

5 мин

3 мин

Каждая пара получает задание, выполняет

его и докладывает результаты (схема,

тезисы)

-Работа в парах (по группам) по заданиям

(информационным

листам

приложение

№2).

(Дифференцированная: слабым, сильным):

1. форма бактерий – морфологи;

2. распространение – экологи;

3.строение бактерий (внешнее,

внутреннее) - анатомы;

4. питание - физиологи;

5. размножение - генетики;

6.образование спор – биологи.

-если у вас возникнут затруднения по ходу

выполнения задания, то поднимите руку и

я помогу вам. (Или таблички SOS)

- Создает условия для сотрудничества -

работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную

коррекционную работу по устранению

ошибок и т.д.

- Работают с учебником, рабочими

тетрадями из УМК, специальные рабочие

листы (приложение №1), и др.

- Фиксируют в тетради

Проводят презентацию результатов

работы группы №1, фиксируют СХЕМУ

ГРУППЫ БАКТЕРИЙ на доске

(заполняют готовую схему на внутренней

части крыла доски). Остальные - в

тетради.

Им задают вопросы.

5 мин

1 мин

8 - 10 мин

(Каждой

группе - 2 мин

на

презентацию)

1 МИН

1.Исследуем микроскопическое строение:

приготовим микропрепарат культуры

бактерий сенного настоя и исследуем его

под микроскопом.

(Заранее готовится культура сенной

палочки или картофельной.)

-Вспомним правила работы с микроскопом

- приступайте к выполнению работы.

- озвучьте результаты опыта

Слайд №4. «Строение бактерии»

Ну, а теперь давайте расслабимся и

немножко отдохнём. Физкультминутка.

Выслушиваем выступления 2-6 групп

- Как вы считаете, ответили ли мы на

проблему, поставленную перед нами в

начале урока? Поясните.

Выводы урока по проблеме:

1.

разнообразные формы клеток…

2.

приспособлены к разным средам и

условиям…

3.

разные способы питания:

гетеротрофы, сапрофиты,

паразиты…..

4.

снаружи защищены оболочками…

5.

простота внутренней

организации…

6.

быстрая скорость размножения;

7.

спорообразование..

Называют основные правила работы с

микроскопам.

Выполняют мини-лабораторную работу

по инструктивной карте.

Инструктивная карта.

Лабораторная работа.

Тема: «Изучение под микроскопом

бактерий сенного настоя».

Цель:

Ход работы.

1.Возьмите препаровальной иглой часть

пленки, образовавшейся на поверхности.

Нанесите на предметное стекло, закройте

покровным.

2.Рассмотрите под микроскопом при

малом и большом увеличении.

3.Сделайте рисунок.

4. Сделайте вывод о строении и форме

бактерии.

-результаты фиксируют в тетради;

- задают вопросы.

4-я группа фиксирует СХЕМУ

ПИТАНИЯ на доске (на внутреннем

крыле – остальные в тетради).

Предлагают варианты ответов

6 этап.

Включение

нового знания

в систему

знаний

(закрепление)

6 мин (3 + 3)

Слайд №5

1. Сравнение строения клеток растений (или таблицы на доске) и бактерий:

- сходства:

- отличия:

2.Тест по теме «Бактерии», взаимопроверка. Слайд №6

3. Третий лишний

Оценивание:

0-1 ошибки – 5;

2-3 ошибки – 4;

4-5 ошибки – 3;

6 и более – 2.

7 этап.

Рефлексия и

оценивание

3 мин

Основные задачи учителя:

- кто, по-вашему, лучше всех справился с

заданиями?

- кто испытывает затруднения?

-Перед вами лежат лепестки разного цвета.

Оцените свои достижения на уроке

Белые – всё понятно и справился с

заданиями;

розовые – какие трудности испытывал

(написать);

красные – ничего не понятно, сам не

справился.

Прикрепите на доске к серединке

ромашки.

Выставление оценок с комментариями

Оценивают свои достижения и

достижения других.

Выполняют инструкцию

8 этап.

Домашнее

задание

– 1 мин

Слайд №7.

Запишите домашнее задание -§.11, подумайте над вопросом, найдите информацию

- возможна ли жизнь на земле без бактерий

Урок окончен. Спасибо за внимание и хорошую работу. Мне было приятно с вами

работать!

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

(оформляется постепенно)

Схема «Формы бактерий» Схема типы питания бактерий

(заранее) (заранее)

↓ ↓

Таблица «строение

растительной клетки»

«Строение бактерии»

Строение и жизнедеятельность

бактерий

Проблема:

План урока:

1. Форма бактерий;

2. Распространение;

3. Строение бактерий;

4. Питание;

5. Размножение;

6. Образование спор.

Ромашка рефлексии

Приложение №1

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Инструктивная карта.

Лабораторная работа.

Тема: «Изучение под микроскопом бактерий сенного настоя».

Цель:

Ход работы.

1.Возьмите препаровальной иглой часть пленки, образовавшейся на поверхности. Нанесите на

предметное стекло, закройте покровным.

2.Рассмотрите под микроскопом при малом и большом увеличении.

3.Сделайте рисунок.

4. Сделайте вывод о строении и форме бактерии.

1.

Тест по теме «Бактерии», взаимопроверка.

Отметьте номера верных утверждений: «+» или «-«

1.

Клетка бактерий не имеет клеточной стенки.

2.

Бактерии питаются органическими веществами только мертвых организмов.

3.

В клетке бактерий нет ядра.

4.

Бактерии размножаются делением клетки.

5.

Палочковидные бактерии называют кокками.

6.

Спора бактерий – это приспособление к размножению.

7.

Клетка бактерий имеет мембрану.

8.

Бактерии, имеющие изогнутую форму называют вибрионы.

9.

Бактерий нельзя встретить на теле человека.

10.

Бактерии, которые питаются мертвыми организмами, относят к сапрофитам.

2.

Третий лишний.

№ 1 Сапрофиты – паразиты – кокки

№ 2 Гермафродиты – автотрофы – гетеротрофы

№ 3 Вибрионы – анаэробы – спириллы

№ 4 Фототрофы – стафилококки – хемотрофы

Приложение №2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Экологи

Задание. Прочитайте в учебнике на с.53 пункт «Распространение бактерий». Составьте тезисы для

ответа в рабочей тетради.

2. При необходимости воспользуйтесь дополнительной информацией..

Историческая справка

Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии

появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были

единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители

живой природы, их тело имело примитивное строение.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет. Но

колонии многих бактерий имеют яркую окраску.

Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук – голландский естествоиспытатель 17

века.

Бактерии относят к прокариотам и выделяют в отдельное царство – Бактерии.

Место обитания

В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе.

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в

воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромной

глубины нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80ºС. Обитают они на

растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на

конечностях, на поверхности тела.

Бактерии – самые мелкие и самые многочисленные живые существа. Благодаря малым размерам

они легко проникают в любые трещины, щели, поры. Очень выносливы и приспособлены к

различным условиям существования. Переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90ºС,

не теряя при этом жизнеспособность.

Симбиотические живут в органах пищеварения, помогая расщеплять и усваивать пищу,

синтезируют витамины.

Формы бактерий

?

?

извитые

?

?

Приложение №2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Морфологи

Форма тела.1. Заполните схему «Формы бактерий», используя рис 28 на с 52., в рабочей тетради.

2. Приведите схемы рисунков бактерий по каждой группе.

3.Составьте тезисы ответа по теме «Форма тела и способы передвижения», используя

дополнительную информацию.

Способы передвижения

Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных

сокращений или при помощи жгутиков (скрученные винтообразные нити). Жгутиков может быть один или

несколько.

Но движение присуще и многим иным бактериям, у которых жгутики отсутствуют. Так, бактерии, покрытые

снаружи слизью, способны к скользящему движению.

У некоторых лишённых жгутиков водных и почвенных бактерий в цитоплазме имеются газовые вакуоли. В

клетке может быть 40-60 вакуолей. Каждая из них заполнена газом (предположительно – азотом). Регулируя

количество газа в вакуолях, водные бактерии могут погружаться в толщу воды или подниматься на её

поверхность, а почвенные бактерии – передвигаться в капиллярах почвы.

Приложение №2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Анатомы

Задание.

1. Составьте тезисы ответа по теме «Строение бактерий» в тетради, используя дополнительную

информацию

2. По таблице «Бактерии» у доски назовите и покажите составные части клетки.

Внешнее строение

Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой – клеточной стенкой, которая выполняет

защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии постоянную, характерную для неё форму.

Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки. Она проницаема: через неё

питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в

окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается дополнительный

защитный слой слизи – капсула. Капсула – не обязательная часть клетки. Она предохраняет

бактерию от высыхания.

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие

тонкие ворсинки. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.

Внутреннее строение

Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое строение,

вакуолей нет, поэтому различные белки (ферменты) и запасные питательные вещества размещаются

в самом веществе цитоплазмы. Клетки бактерий не имеют ядра. В центральной части их клетки

сконцентрировано ядерное вещество, несущее наследственную информацию бактерии, -

нуклеиновая кислота – ДНК. Но это вещество не оформлено в ядро. Оно не обладает мембраной,

ядрышком и набором хромосом

В цитоплазме клеток бактерий часто содержатся гранулы различной формы и размеров. Гранулы

могут состоять из соединений, которые служат источником энергии и углерода. В бактериальной

клетке встречаются и капельки жира.

Приложение №2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Физиологи

Задание:

1. Составьте схему «Способы питания бактерий» в тетраде, используя дополнительную

информацию.

2. Представьте эту схему на доске

Способы питания

У бактерий наблюдаются разные способы питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы.

Автотрофы – организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества для

своего питания.

Гетеротрофы – организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.

Гетеротрофные бактерии подразделяются на сапрофитов, симбионтов и паразитов.

Бактерии-сапрофиты

Бактерии-симбионты

Бактерии-паразиты

Извлекают питательные вещества из

мёртвого и разлагающего органического

материала. Обычно они выделяют в этот

гниющий материал свои

пищеварительные ферменты, а затем

всасывают и усваивают растворённые

продукты.

Живут совместно с

другими организмами и

часто приносят им

ощутимую пользу.

Бактерии, живущие в

утолщениях корней

бобовых растений.

Живут внутри другого

организма или на нём,

укрываются и питаются

его тканями. Вызывают

различные заболевания –

бактериозы.

Приложение №2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Биологи

Задание: составьте тезисы ответа в тетраде по теме «Спорообразование у бактерий», используя

учебник на с. 54 – образование спор, или дополнительную информацию.

1.

Спорообразование

Внутри бактериальной клетки образуются споры. В процессе спорообразования бактериальная

клетка претерпевает ряд биохимических процессов. В ней уменьшается количество свободной воды,

снижается ферментативная активность. Это обеспечивает устойчивость спор к неблагоприятным

условиям внешней среды (высокой температуре, высокой концентрации солей, высушиванию и др.).

Спорообразование свойственно только небольшой группе бактерий.

Споры – не обязательная стадия жизненного цикла бактерий. Спорообразование начинается лишь

при недостатке питательных веществ, накоплении продуктов обмена, наступлении неблагоприятных

условий. Бактерии в виде спор могут длительное время находиться в состоянии покоя. Споры

бактерий выдерживают продолжительное кипячение и очень длительное замораживание. При

наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнеспособной. Спора

бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Приложение №2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Генетики

Задание: составьте тезисы ответа в тетраде по теме «Размножение», используя текст учебника с 54

«Размножение бактерий» или дополнительную информацию.

Размножение

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия

делится на две одинаковые бактерии. Затем каждая из них начинает питаться, растёт, делится и так

далее.

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20-30

минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать

массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Простой подсчёт показывает, что за сутки

может образоваться 72 поколения (720 000 000 000 000 000 000 клеток). Если перевести в вес – 4720

тонн. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под

действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в

результате борьбы между видами и т.д.

Бактерия (1), поглотившая достаточно пищи, увеличивается в размерах (2) и начинает готовиться к

размножению (делению клетки). Её ДНК (у бактерии молекула ДНК замкнута в кольцо) удваивается

(бактерия производит копию этой молекулы). Обе молекулы ДНК (3,4) оказываются, прикреплены к

стенке бактерии и при удлинении бактерии расходятся в стороны (5,6).

После расхождения двух молекул ДНК на бактерии появляется перетяжка, которая постепенно

разделяет тело бактерии на две части, в каждой из которых есть молекула ДНК (7).

ПЛАН УРОКА

форма бактерий

микроскопические

организмы

распространение

строение бактерий

питание

размножение

образование спор



В раздел образования