Автор: Сидорова Елена Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ имени А.И. Бабухина"
Населённый пункт: г. Орёл Орловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ"
Раздел: среднее образование
БОУ ОО (ПК) С «ОРЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ»
Итоговая аттестационная работа по итогам курсов:
«Реализация ФГОС общего образования при обучении биологии и химии».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС.
ТЕМА: «СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ»
УМК: В.В. ПАСЕЧНИК
Разработчик: Сидорова Е.Е.
Орёл 2015
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - биология
Класс - 5
Тема урока – Строение и жизнедеятельность бактерий.
Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности бактерий.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания о формах бактерий;
Сформировать знания о строении бактериальной клетки;
Изучить способы питания бактерий;
Изучить процессы жизнедеятельности .
Развивающие:
продолжить формирование умения выделять главное, сравнивать, систематизировать;
развивать навыки приготовления микропрепарата;
развивать навыки работы с микроскопом;
развить навыки распознавать основные органоиды клетки;
продолжить развивать познавательный интерес к предмету;
Воспитательные:
продолжить воспитание ответственного отношение к природе;
продолжить воспитание взаимного уважения в ситуации соперничества.
Тип урока: урок открытия нового знания
Учитель: Сидорова Е.Е. МБОУ «ООШ имени А.И. Бабухина»
УМК: В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Выделение
существенных признаков
бактерий и процессов их
жизнедеятельности;
Умение работать с
микроскопом;
Умение готовить
микропрепараты.
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте;
структурировать учебный материал;
работать с различными источниками
информации;
представлять результаты работы классу.
Личностные УУД:
уважительное отношение к
одноклассникам и учителю;
потребность в объективной оценке своей
деятельности, оценки результатов
деятельности со стороны окружающих.
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение заданий
учителя;
Развитие навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в составе творческих
групп.
Формирование
ответственного отношения
к обучению;
умение
самостоятельно приобрести
знания;
способность к
самоконтролю.
Словарь урока: бактерии, микроорганизмы, автотрофы, гетеротрофы, паразиты, сапрофиты, симбионты
Ресурсы урока: компьютер, электронные образовательные ресурсы, презентация к уроку, культура
сенной палочки для лабораторной работы, микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальная
игла, информационные листы, карточки-задания, цветные листы для рефлексии
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока
(+время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Орг.
Момент. 1 мин
Приветствие учащихся.
Проверка организации рабочих мест
Приветствие учителя
Самоконтроль готовности учащихся к
уроку
2 этап.
Мотивация
(создание
проблемной
ситуации)
– 5 мин
Просмотр слайда №2
Кто они?
1 Они разнообразны и обитают повсюду…
2.Их поселения называются колониями…
3.Увидеть их можно только в микроскоп…
Самая крупная выглядит как точка (0,75
мм).
4.Они поедают всё, что встречают на своём
пути.
5.При определённых условиях за 5 суток
всего 1 представитель дал бы потомство,
которое заполнит все моря и океаны
земного шара…
- Кто они?
Слайд №3
- Правильно! Сегодня речь пойдёт о
бактериях.
- О каких особенностях бактерий мы
сможем сегодня узнать? Выберите из
суждений.
-А питание, размножение это что за
процессы?
- Как сформулировать тему нашего урока?
-Правильно, молодцы! И так тема нашего
урока «Строение и жизнедеятельность
бактерий» - на доске
-
Чтобы
убедиться
в
правильно сти
высказываний я предлагаю вам провести
урок-исследование.
Сегодня вам предстоит выступить в роли
учёных и решить важные научные
проблемы. Работать вы будите в научно-
исследовательских парах.
Чтобы ваша работа была плодотворной
надо иметь хороший настрой. Поэтому
встаньте, возьмитесь за руки и скажите
«Мы одна команда. У нас всё получится»!
Молодцы!
Внимательно слушают и отвечают
Бактерии
- о строении, разнообразии, питании,
размножении и др.
- процессы жизнедеятельности
- называют несколько вариантов
- запись темы в тетради
Выполняют указания учителя (вместе
повторяют)
- Посмотрите ещё раз на тезисы. Как по
вашему,
какую
проблему
вы
должны
решить сегодня на уроке. Молодцы!
- Предлагают варианты
Целеполагание
1 мин
3 этап.
Актуализация
знаний
– 2 мин
4 этап.
планирование
- 2 мин
-
Итак,
перед
нами
проблема
«Почему
бактерии
хорошо
приспособлены
к
выживанию в природе»?
- чтобы её решить давайте вспомним:
Что мы знаем о бактериях?
-Как и почему протекают все эти
процессы, вы знаете?
Что нужно узнать (План урока):
- микроскопические организмы;
- форма бактерий;
- распространение;
-строение бактерий (внешнее,
внутреннее);
-питание;
- размножение;
-спорообразование.
После ответов вывешиваются на доске
последовательно и эти пункты будут
являться нашим планом
(на доске надписи на магнитах, или от
руки)
-Об этом мы узнаем на следующем уроке-
исследовании.
Можете
подготовить
сообщение.
-
вспоминают
нужную
информацию,
делают обобщения, констатируют факты:
-быстро размножаются;
-везде живут;
-всем питаются;
-, и др
- определяют, каких знаний не хватает,
где и как их добыть (открыть).
Если нет ответов, то обращаемся к
§.11
и
называем
пункты
изучения
материала.
- форма бактерий;
- микроскопические организмы;
- распространение;
-строение бактерий (внешнее,
внутреннее);
-питание;
- размножение;
-образование спор.
-значение для человека;
-как от них защититься;
-как лечить болезни и др.
5 этап.
«Открытие»
нового знания
(изучение
новой темы)
5 мин
3 мин
Каждая пара получает задание, выполняет
его и докладывает результаты (схема,
тезисы)
-Работа в парах (по группам) по заданиям
(информационным
листам
–
приложение
№2).
(Дифференцированная: слабым, сильным):
1. форма бактерий – морфологи;
2. распространение – экологи;
3.строение бактерий (внешнее,
внутреннее) - анатомы;
4. питание - физиологи;
5. размножение - генетики;
6.образование спор – биологи.
-если у вас возникнут затруднения по ходу
выполнения задания, то поднимите руку и
я помогу вам. (Или таблички SOS)
- Создает условия для сотрудничества -
работы в парах, группах.
- Организует индивидуальную
коррекционную работу по устранению
ошибок и т.д.
- Работают с учебником, рабочими
тетрадями из УМК, специальные рабочие
листы (приложение №1), и др.
- Фиксируют в тетради
Проводят презентацию результатов
работы группы №1, фиксируют СХЕМУ
ГРУППЫ БАКТЕРИЙ на доске
(заполняют готовую схему на внутренней
части крыла доски). Остальные - в
тетради.
Им задают вопросы.
5 мин
1 мин
8 - 10 мин
(Каждой
группе - 2 мин
на
презентацию)
1 МИН
1.Исследуем микроскопическое строение:
приготовим микропрепарат культуры
бактерий сенного настоя и исследуем его
под микроскопом.
(Заранее готовится культура сенной
палочки или картофельной.)
-Вспомним правила работы с микроскопом
- приступайте к выполнению работы.
- озвучьте результаты опыта
Слайд №4. «Строение бактерии»
Ну, а теперь давайте расслабимся и
немножко отдохнём. Физкультминутка.
Выслушиваем выступления 2-6 групп
- Как вы считаете, ответили ли мы на
проблему, поставленную перед нами в
начале урока? Поясните.
Выводы урока по проблеме:
1.
разнообразные формы клеток…
2.
приспособлены к разным средам и
условиям…
3.
разные способы питания:
гетеротрофы, сапрофиты,
паразиты…..
4.
снаружи защищены оболочками…
5.
простота внутренней
организации…
6.
быстрая скорость размножения;
7.
спорообразование..
Называют основные правила работы с
микроскопам.
Выполняют мини-лабораторную работу
по инструктивной карте.
Инструктивная карта.
Лабораторная работа.
Тема: «Изучение под микроскопом
бактерий сенного настоя».
Цель:
Ход работы.
1.Возьмите препаровальной иглой часть
пленки, образовавшейся на поверхности.
Нанесите на предметное стекло, закройте
покровным.
2.Рассмотрите под микроскопом при
малом и большом увеличении.
3.Сделайте рисунок.
4. Сделайте вывод о строении и форме
бактерии.
-результаты фиксируют в тетради;
- задают вопросы.
4-я группа фиксирует СХЕМУ
ПИТАНИЯ на доске (на внутреннем
крыле – остальные в тетради).
Предлагают варианты ответов
6 этап.
Включение
нового знания
в систему
знаний
(закрепление)
6 мин (3 + 3)
Слайд №5
1. Сравнение строения клеток растений (или таблицы на доске) и бактерий:
- сходства:
- отличия:
2.Тест по теме «Бактерии», взаимопроверка. Слайд №6
3. Третий лишний
Оценивание:
0-1 ошибки – 5;
2-3 ошибки – 4;
4-5 ошибки – 3;
6 и более – 2.
7 этап.
Рефлексия и
оценивание
3 мин
Основные задачи учителя:
- кто, по-вашему, лучше всех справился с
заданиями?
- кто испытывает затруднения?
-Перед вами лежат лепестки разного цвета.
Оцените свои достижения на уроке
Белые – всё понятно и справился с
заданиями;
розовые – какие трудности испытывал
(написать);
красные – ничего не понятно, сам не
справился.
Прикрепите на доске к серединке
ромашки.
Выставление оценок с комментариями
Оценивают свои достижения и
достижения других.
Выполняют инструкцию
8 этап.
Домашнее
задание
– 1 мин
Слайд №7.
Запишите домашнее задание -§.11, подумайте над вопросом, найдите информацию
- возможна ли жизнь на земле без бактерий
Урок окончен. Спасибо за внимание и хорошую работу. Мне было приятно с вами
работать!
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
(оформляется постепенно)
Схема «Формы бактерий» Схема типы питания бактерий
(заранее) (заранее)
↓ ↓
Таблица «строение
растительной клетки»
«Строение бактерии»
Строение и жизнедеятельность
бактерий
Проблема:
План урока:
1. Форма бактерий;
2. Распространение;
3. Строение бактерий;
4. Питание;
5. Размножение;
6. Образование спор.
Ромашка рефлексии
Приложение №1
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Инструктивная карта.
Лабораторная работа.
Тема: «Изучение под микроскопом бактерий сенного настоя».
Цель:
Ход работы.
1.Возьмите препаровальной иглой часть пленки, образовавшейся на поверхности. Нанесите на
предметное стекло, закройте покровным.
2.Рассмотрите под микроскопом при малом и большом увеличении.
3.Сделайте рисунок.
4. Сделайте вывод о строении и форме бактерии.
1.
Тест по теме «Бактерии», взаимопроверка.
Отметьте номера верных утверждений: «+» или «-«
1.
Клетка бактерий не имеет клеточной стенки.
2.
Бактерии питаются органическими веществами только мертвых организмов.
3.
В клетке бактерий нет ядра.
4.
Бактерии размножаются делением клетки.
5.
Палочковидные бактерии называют кокками.
6.
Спора бактерий – это приспособление к размножению.
7.
Клетка бактерий имеет мембрану.
8.
Бактерии, имеющие изогнутую форму называют вибрионы.
9.
Бактерий нельзя встретить на теле человека.
10.
Бактерии, которые питаются мертвыми организмами, относят к сапрофитам.
2.
Третий лишний.
№ 1 Сапрофиты – паразиты – кокки
№ 2 Гермафродиты – автотрофы – гетеротрофы
№ 3 Вибрионы – анаэробы – спириллы
№ 4 Фототрофы – стафилококки – хемотрофы
Приложение №2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Экологи
Задание. Прочитайте в учебнике на с.53 пункт «Распространение бактерий». Составьте тезисы для
ответа в рабочей тетради.
2. При необходимости воспользуйтесь дополнительной информацией..
Историческая справка
Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии
появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были
единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители
живой природы, их тело имело примитивное строение.
Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет. Но
колонии многих бактерий имеют яркую окраску.
Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук – голландский естествоиспытатель 17
века.
Бактерии относят к прокариотам и выделяют в отдельное царство – Бактерии.
Место обитания
В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе.
Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в
воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромной
глубины нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80ºС. Обитают они на
растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на
конечностях, на поверхности тела.
Бактерии – самые мелкие и самые многочисленные живые существа. Благодаря малым размерам
они легко проникают в любые трещины, щели, поры. Очень выносливы и приспособлены к
различным условиям существования. Переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90ºС,
не теряя при этом жизнеспособность.
Симбиотические живут в органах пищеварения, помогая расщеплять и усваивать пищу,
синтезируют витамины.
Формы бактерий
?
?
извитые
?
?
Приложение №2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Морфологи
Форма тела.1. Заполните схему «Формы бактерий», используя рис 28 на с 52., в рабочей тетради.
2. Приведите схемы рисунков бактерий по каждой группе.
3.Составьте тезисы ответа по теме «Форма тела и способы передвижения», используя
дополнительную информацию.
Способы передвижения
Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных
сокращений или при помощи жгутиков (скрученные винтообразные нити). Жгутиков может быть один или
несколько.
Но движение присуще и многим иным бактериям, у которых жгутики отсутствуют. Так, бактерии, покрытые
снаружи слизью, способны к скользящему движению.
У некоторых лишённых жгутиков водных и почвенных бактерий в цитоплазме имеются газовые вакуоли. В
клетке может быть 40-60 вакуолей. Каждая из них заполнена газом (предположительно – азотом). Регулируя
количество газа в вакуолях, водные бактерии могут погружаться в толщу воды или подниматься на её
поверхность, а почвенные бактерии – передвигаться в капиллярах почвы.
Приложение №2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Анатомы
Задание.
1. Составьте тезисы ответа по теме «Строение бактерий» в тетради, используя дополнительную
информацию
2. По таблице «Бактерии» у доски назовите и покажите составные части клетки.
Внешнее строение
Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой – клеточной стенкой, которая выполняет
защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии постоянную, характерную для неё форму.
Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки. Она проницаема: через неё
питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в
окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается дополнительный
защитный слой слизи – капсула. Капсула – не обязательная часть клетки. Она предохраняет
бактерию от высыхания.
На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие
тонкие ворсинки. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.
Внутреннее строение
Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое строение,
вакуолей нет, поэтому различные белки (ферменты) и запасные питательные вещества размещаются
в самом веществе цитоплазмы. Клетки бактерий не имеют ядра. В центральной части их клетки
сконцентрировано ядерное вещество, несущее наследственную информацию бактерии, -
нуклеиновая кислота – ДНК. Но это вещество не оформлено в ядро. Оно не обладает мембраной,
ядрышком и набором хромосом
В цитоплазме клеток бактерий часто содержатся гранулы различной формы и размеров. Гранулы
могут состоять из соединений, которые служат источником энергии и углерода. В бактериальной
клетке встречаются и капельки жира.
Приложение №2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Физиологи
Задание:
1. Составьте схему «Способы питания бактерий» в тетраде, используя дополнительную
информацию.
2. Представьте эту схему на доске
Способы питания
У бактерий наблюдаются разные способы питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы.
Автотрофы – организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества для
своего питания.
Гетеротрофы – организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.
Гетеротрофные бактерии подразделяются на сапрофитов, симбионтов и паразитов.
Бактерии-сапрофиты
Бактерии-симбионты
Бактерии-паразиты
Извлекают питательные вещества из
мёртвого и разлагающего органического
материала. Обычно они выделяют в этот
гниющий материал свои
пищеварительные ферменты, а затем
всасывают и усваивают растворённые
продукты.
Живут совместно с
другими организмами и
часто приносят им
ощутимую пользу.
Бактерии, живущие в
утолщениях корней
бобовых растений.
Живут внутри другого
организма или на нём,
укрываются и питаются
его тканями. Вызывают
различные заболевания –
бактериозы.
Приложение №2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Биологи
Задание: составьте тезисы ответа в тетраде по теме «Спорообразование у бактерий», используя
учебник на с. 54 – образование спор, или дополнительную информацию.
1.
Спорообразование
Внутри бактериальной клетки образуются споры. В процессе спорообразования бактериальная
клетка претерпевает ряд биохимических процессов. В ней уменьшается количество свободной воды,
снижается ферментативная активность. Это обеспечивает устойчивость спор к неблагоприятным
условиям внешней среды (высокой температуре, высокой концентрации солей, высушиванию и др.).
Спорообразование свойственно только небольшой группе бактерий.
Споры – не обязательная стадия жизненного цикла бактерий. Спорообразование начинается лишь
при недостатке питательных веществ, накоплении продуктов обмена, наступлении неблагоприятных
условий. Бактерии в виде спор могут длительное время находиться в состоянии покоя. Споры
бактерий выдерживают продолжительное кипячение и очень длительное замораживание. При
наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнеспособной. Спора
бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.
Приложение №2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Генетики
Задание: составьте тезисы ответа в тетраде по теме «Размножение», используя текст учебника с 54
«Размножение бактерий» или дополнительную информацию.
Размножение
Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия
делится на две одинаковые бактерии. Затем каждая из них начинает питаться, растёт, делится и так
далее.
При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20-30
минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать
массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Простой подсчёт показывает, что за сутки
может образоваться 72 поколения (720 000 000 000 000 000 000 клеток). Если перевести в вес – 4720
тонн. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под
действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в
результате борьбы между видами и т.д.
Бактерия (1), поглотившая достаточно пищи, увеличивается в размерах (2) и начинает готовиться к
размножению (делению клетки). Её ДНК (у бактерии молекула ДНК замкнута в кольцо) удваивается
(бактерия производит копию этой молекулы). Обе молекулы ДНК (3,4) оказываются, прикреплены к
стенке бактерии и при удлинении бактерии расходятся в стороны (5,6).
После расхождения двух молекул ДНК на бактерии появляется перетяжка, которая постепенно
разделяет тело бактерии на две части, в каждой из которых есть молекула ДНК (7).
ПЛАН УРОКА
форма бактерий
микроскопические
организмы
распространение
строение бактерий
питание
размножение
образование спор