Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по познавательной деятельности через логопедические занятия
Раздел: дополнительное образование
«Организация работы по
познавательной деятельности через
логопедические занятия»
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной
педагогике является принцип сознательности и активности учащихся.
Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда
ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами
обучения».
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое
проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении
к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за
оптимальное время.
Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является
низкий уровень активности всех психических процессов: познавательной
активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная
способность к приёму и переработке информации, недостаточная
сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и
обобщения. Все эти особенности детей приводят к изменению процесса
овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их
речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря,
несформированность словообразовательных процессов, бедность
грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании,
что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов
обучения является одним из необходимых средств повышения
эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-
логопеда.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является
понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.
Перед тем как приступить к работе, в начале учебного года, я много времени
уделяю поискам активных форм и методов обучения, учитывая, с одной
стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допуская излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Так как группа детей крайне неоднородна, то моей задачей является отбор
содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию
и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Настоящее
сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик
будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать
познавательную деятельность детей, надо привнести элемент
занимательности
,
как в содержание, так и в форму работы.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения также
способствует развитию познавательной активности детей. В своей работе я
использую разнообразные приемы, которые становятся перспективным
средством активизации познавательных способностей детей, при этом
способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии,
развитию основных двигательных качеств и поддержанию
работоспособности в течение всего занятия. Это:
- артикуляционная гимнастика;
Это совокупность специальных упражнений, направленных на: укрепление
мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе; развитие речевого дыхания у детей.
- физкультурные минутки;
Основные задачи физкультминутки – это:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с
речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения
сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение
детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи,
активизируется имеющийся словарный запас.
- кинезиологические упражнения;
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от
уровня развития мелких мышц кистей рук. Недостаточный уровень развития
мелкой моторики влечёт за собой торможение в развитии. Применение
кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память,
концентрацию внимания, речь, пространственные представления, мелкую и
общую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к
произвольному контролю.
Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий
с детьми дошкольного возраста являются следующие: игра, сказка,
путешествие, соревнование, фантазирование, создание нестандартных
ситуаций.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности
детей является дидактическая игра, так как игровые моменты делают
процесс познания более продуктивным.
Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения
с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной
окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или
символическом моделировании изучаемых явлений, процессов.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения
повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие
способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.