Напоминание

Организация работы по познавательной деятельности через логопедические занятия


Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по познавательной деятельности через логопедические занятия
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Организация работы по

познавательной деятельности через

логопедические занятия»

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной

педагогике является принцип сознательности и активности учащихся.

Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда

ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами

обучения».

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое

проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении

к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за

оптимальное время.

Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является

низкий уровень активности всех психических процессов: познавательной

активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная

способность к приёму и переработке информации, недостаточная

сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и

обобщения. Все эти особенности детей приводят к изменению процесса

овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их

речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря,

несформированность словообразовательных процессов, бедность

грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании,

что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов

обучения является одним из необходимых средств повышения

эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-

логопеда.

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является

понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.

Перед тем как приступить к работе, в начале учебного года, я много времени

уделяю поискам активных форм и методов обучения, учитывая, с одной

стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допуская излишнего

упрощения материала. Содержание становится эффективным средством

активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует

психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Так как группа детей крайне неоднородна, то моей задачей является отбор

содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию

и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Настоящее

сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик

будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать

познавательную деятельность детей, надо привнести элемент

занимательности

,

как в содержание, так и в форму работы.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения также

способствует развитию познавательной активности детей. В своей работе я

использую разнообразные приемы, которые становятся перспективным

средством активизации познавательных способностей детей, при этом

способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии,

развитию основных двигательных качеств и поддержанию

работоспособности в течение всего занятия. Это:

- артикуляционная гимнастика;

Это совокупность специальных упражнений, направленных на: укрепление

мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и

дифференцированности движений органов, участвующих в речевом

процессе; развитие речевого дыхания у детей.

- физкультурные минутки;

Основные задачи физкультминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с

речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения

сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение

детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи,

активизируется имеющийся словарный запас.

- кинезиологические упражнения;

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от

уровня развития мелких мышц кистей рук. Недостаточный уровень развития

мелкой моторики влечёт за собой торможение в развитии. Применение

кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память,

концентрацию внимания, речь, пространственные представления, мелкую и

общую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к

произвольному контролю.

Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий

с детьми дошкольного возраста являются следующие: игра, сказка,

путешествие, соревнование, фантазирование, создание нестандартных

ситуаций.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности

детей является дидактическая игра, так как игровые моменты делают

процесс познания более продуктивным.

Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения

с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной

окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или

символическом моделировании изучаемых явлений, процессов.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения

повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие

способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,

стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.



В раздел образования