Напоминание

нетрадиционные формы работы с родителями


Автор: Мурина Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: с.Каракулино Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: нетрадиционные формы работы с родителями
Раздел: начальное образование





Назад




В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных

форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Что - такое новое в

нашей педагогической деятельности это либо что-то хорошо забытое старое

или дополненное, слегка измененное традиционное в зависимости от

требований современной жизни. Некоторые нетрадиционные формы работы

с родителями для нас не новые мы уже используем их в своей работе.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова

доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-

аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они

представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения

общения

Информационно-

аналитические

Выявление интересов,

потребностей, запросов

родителей, уровня их

педагогической

грамотности

Проведение

социологических срезов,

опросов, «Почтовый ящик»

Познавательные

Ознакомление родителей

с возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у

родителей практических

навыков воспитания

детей.

Семинары-практикумы,

педагогический брифинг,

педагогическая гостиная,

проведение собраний,

консультаций в

нетрадиционной форме,

устные педагогические

журналы, игры с

педагогическим

содержанием,

педагогическая библиотека

для родителей.

Досуговые

Установление

эмоционального

контакта между

педагогами, родителями

и детьми.

Совместные досуги,

праздники, участие

родителей и детей в

выставках.

Наглядно-

Ознакомление родителей

Информационные

информационные:

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

с работой дошкольного

учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у

родителей знаний о

воспитании и развитии

детей.

проспекты для родителей,

организация дней (недель)

открытых дверей, открытых

просмотров занятий и

других видов деятельности

детей. Выпуск газет,

организация мини-

библиотек.

Рассмотрим описанные выше группы форм взаимодействия педагогов и

родителей подробнее.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с

родителями

Основной задачей информационно-аналитических форм организации

общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о

семье каждого обучающегося, общекультурном уровне его родителей,

наличии у них необходимых педагогических знаний, интересах,

потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Социологические опросы, срезы (анкетирование) это распространенные

методы диагностики, который используется в образовательных учреждениях

с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей

родителей, установления контакта с её членами, для согласования

воспитательных воздействий на ребенка.

Создание Папок, которые содержат подробную информацию об

образовательном учреждении . У нас такая папка имеется и родители имеют

доступ к изучению данной информации.

Создание «методической копилки» для родителей на школьном сайте

Личные блокноты .Такие блокноты могут каждый день курсировать между

школой и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и

в школе.

«Почтовый ящик» или родительская почта (это коробка, в которую

родители могут класть записки со своими идеями и предложениями,

вопросами).

Неформальные записки кл. руководители отправляют родителям через

(дневник), вацап короткие записки , чтобы информировать семью о новом

достижении ребенка поблагодарить семью за оказанную помощь;

выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм

общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не

заменяла личных контактов.

Познавательные формы взаимодействия с родителями

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные

коллективные формы общения: родительское собрание; педагогический

совет с участием родителей; родительская конференция; тематические

консультации; педагогический консилиум.

Родительские собрания заменяются новыми нетрадиционными

формами.

Педагогическая мастерская рекомендуется проводить в начале или в конце

года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях.

Проводится анкета

« Родитель – ребенок –школа». Проходит обсуждение либо намеченных

мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по

выбранной теме в игровой форме.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь

на тех, чьи дети имеют общие проблемы . Можно провести анкетирование по

теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним

приходят.

«Семинар – практикум» Направлен на освоение родителями определенных

приемов и методов. На собрании могут выступать не только классный

руководитель, но и родители и специалисты. Совместно с родителями

происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут

присутствовать элементы тренинга.

Тематические консультации в каждом классе есть учащиеся и семьи,

которые переживают одну и ту же проблему, испытывая идентичные

затруднения личностного плана и учебного.

Например:

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в

воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, в школе

они могут получить поддержку и совет.

Круглый стол лучше проходит в неформальной обстановке. Начать можно

с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается

тема для обсуждения.

Родители должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в

диалог, вносить предложения.

Родительские клубы – это объединения по интересам. Интересам к общему

увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы,

интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.

Заседания клубов могут проходить три - четыре раза в год.

Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов,

возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые

пережили такие же проблемы в воспитании детей.

Пресс – конференцию с родителями желательно проводить в начале и в

конце учебного года. Такая форма работы отличается от обычного собрания

тем, что для её проведения можно пригласить специалистов, администрацию

школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Они

проводятся в форме вопросов – ответов.

Открытые уроки, занятия, проведение мастер –классов в ОУ для

родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения

занятий в ОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое

распространение. Дни открытых дверей» дают родителям возможность

увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и

деятельность детей и педагогов, где родители, наблюдая деятельность

педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Презентация образовательного учреждения. Это современенная в

соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма

рекламы ОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с

уставом школы, коллективом педагогов, программой школы получают

полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и

бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление

между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание

педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что

педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих

трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются

регулярно.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит примерно из 3–6

страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин.

Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку

часто родители бывают ограничены во времени в силу различных

объективных и субъективных причин. Каждая страница журнала — это

устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими

пособиями, выставками рисунков, поделок, книг.

«Родительский университет».

В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая

профессия).

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и

главные учителя).

«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители

семейных традиций).

Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания,

а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения

участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать

ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами

игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье»,

«Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать

оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более

удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные

конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает

общение с ребенком, постигает новые истины. (Например, темой тренинга

может быть: «Социально-эмоциональное развитие детей»).

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей школе.

Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных

взаимоотношений между

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной

помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее

доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как

самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,

например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу;

ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Планируя

тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон

воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания

по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы

должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания

детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

(Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание

трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать

конкретные советы).

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его

близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу и

родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как

воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя

обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего

ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет

ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру

близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и

родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог

стремится дать квалифицированный совет.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые

неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более

доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем

педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять

педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут

быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное

внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление

неформальных доверительных отношений с родителями не является

основной целью общения.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты,

соревнования) помогают создать эмоциональный комфорт в классе, школе

сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить

смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли

непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать

стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и

рассказывать интересные истории и т.д.

Одной из форм реализации преемственных связей классного

руководителя и родителей в духовно-нравственном воспитании

школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на

родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает

особую, доверительную атмосферу.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки,

как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей

и детей.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий –

укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей

воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к

труду.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет

большое воспитательное значение (например, акция «Подарок школе», ).

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления

родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в

условиях ОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,

пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть

деятельность педагогов.

Родительский уголок имеется, но его попробуй найди?! Он д.б доступен

для всех родителей, а не только для родителей приезжающих детей.

Информация в уголке должна меняться , ну наверное хотя бы раз в четверть.

Кроме этого в уголке должна отражаться жизнь нашей школы ( план работы

на месяц), информация о значимых проведенных мероприятиях с

фотографиями, которые м.б даже были проведены с участием родителей.

Рубрика - Благодарность родителям ( за помощь в проведении

мероприятия, за хорошее воспитание и т.д). Рубрика - объявления.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды

наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная,

информационная.

К ним относятся:

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они

отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом

воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день

семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например

«Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в

детском саду» и др.

К данным формам работы с родителями можно отнести и

оформление фотомонтажей;

совместное создание предметно – развивающей среды;

семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша

жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;

фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые

мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;

эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я

пришел» и другие.

Родительский совет школы. Родительский совет – это группа

родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы

содействовать администрации ОУ, педагогам в совершенствовании

условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни

и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать

в организации и проведении совместных мероприятий.

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями,

являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно

действующим на общественных началах при ОУ.

Об эффективности, проводимой в образовательном учреждении работы

с родителями свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного

процесса с детьми;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности

ребенка, его внутреннего мира;

стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;

размышление родителей о правильности использования тех или иных

методов воспитания;

повышение их активности при анализе педагогических ситуаций,

решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с

родителями в ОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на

практике в воспитании своих детей. Эффективность проделанной работы по

внедрению нетрадиционных форм работы с родителями подтверждается в

проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни класса и школы.



В раздел образования