Автор: Мурина Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: с.Каракулино Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: нетрадиционные формы работы с родителями
Раздел: начальное образование
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных
форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Что - такое новое в
нашей педагогической деятельности это либо что-то хорошо забытое старое
или дополненное, слегка измененное традиционное в зависимости от
требований современной жизни. Некоторые нетрадиционные формы работы
с родителями для нас не новые мы уже используем их в своей работе.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова
доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МПГУ.
Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-
аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они
представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
Цель использования
Формы проведения
общения
Информационно-
аналитические
Выявление интересов,
потребностей, запросов
родителей, уровня их
педагогической
грамотности
Проведение
социологических срезов,
опросов, «Почтовый ящик»
Познавательные
Ознакомление родителей
с возрастными и
психологическими
особенностями детей
дошкольного возраста.
Формирование у
родителей практических
навыков воспитания
детей.
Семинары-практикумы,
педагогический брифинг,
педагогическая гостиная,
проведение собраний,
консультаций в
нетрадиционной форме,
устные педагогические
журналы, игры с
педагогическим
содержанием,
педагогическая библиотека
для родителей.
Досуговые
Установление
эмоционального
контакта между
педагогами, родителями
и детьми.
Совместные досуги,
праздники, участие
родителей и детей в
выставках.
Наглядно-
Ознакомление родителей
Информационные
информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские
с работой дошкольного
учреждения,
особенностями
воспитания детей.
Формирование у
родителей знаний о
воспитании и развитии
детей.
проспекты для родителей,
организация дней (недель)
открытых дверей, открытых
просмотров занятий и
других видов деятельности
детей. Выпуск газет,
организация мини-
библиотек.
Рассмотрим описанные выше группы форм взаимодействия педагогов и
родителей подробнее.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с
родителями
Основной задачей информационно-аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье каждого обучающегося, общекультурном уровне его родителей,
наличии у них необходимых педагогических знаний, интересах,
потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Социологические опросы, срезы (анкетирование) это распространенные
методы диагностики, который используется в образовательных учреждениях
с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей
родителей, установления контакта с её членами, для согласования
воспитательных воздействий на ребенка.
Создание Папок, которые содержат подробную информацию об
образовательном учреждении . У нас такая папка имеется и родители имеют
доступ к изучению данной информации.
Создание «методической копилки» для родителей на школьном сайте
Личные блокноты .Такие блокноты могут каждый день курсировать между
школой и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и
в школе.
«Почтовый ящик» или родительская почта (это коробка, в которую
родители могут класть записки со своими идеями и предложениями,
вопросами).
Неформальные записки кл. руководители отправляют родителям через
(дневник), вацап короткие записки , чтобы информировать семью о новом
достижении ребенка поблагодарить семью за оказанную помощь;
выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм
общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не
заменяла личных контактов.
Познавательные формы взаимодействия с родителями
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные
коллективные формы общения: родительское собрание; педагогический
совет с участием родителей; родительская конференция; тематические
консультации; педагогический консилиум.
Родительские собрания заменяются новыми нетрадиционными
формами.
Педагогическая мастерская рекомендуется проводить в начале или в конце
года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях.
Проводится анкета
« Родитель – ребенок –школа». Проходит обсуждение либо намеченных
мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.
«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по
выбранной теме в игровой форме.
«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь
на тех, чьи дети имеют общие проблемы . Можно провести анкетирование по
теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним
приходят.
«Семинар – практикум» Направлен на освоение родителями определенных
приемов и методов. На собрании могут выступать не только классный
руководитель, но и родители и специалисты. Совместно с родителями
происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут
присутствовать элементы тренинга.
Тематические консультации в каждом классе есть учащиеся и семьи,
которые переживают одну и ту же проблему, испытывая идентичные
затруднения личностного плана и учебного.
Например:
•
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
•
Плохая память ребенка. Как ее развить?
•
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в
воспитании.
•
Наказания детей. Какими им быть?
Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, в школе
они могут получить поддержку и совет.
Круглый стол лучше проходит в неформальной обстановке. Начать можно
с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается
тема для обсуждения.
Родители должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в
диалог, вносить предложения.
Родительские клубы – это объединения по интересам. Интересам к общему
увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы,
интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.
Заседания клубов могут проходить три - четыре раза в год.
Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов,
возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые
пережили такие же проблемы в воспитании детей.
Пресс – конференцию с родителями желательно проводить в начале и в
конце учебного года. Такая форма работы отличается от обычного собрания
тем, что для её проведения можно пригласить специалистов, администрацию
школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Они
проводятся в форме вопросов – ответов.
Открытые уроки, занятия, проведение мастер –классов в ОУ для
родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения
занятий в ОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое
распространение. Дни открытых дверей» дают родителям возможность
увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и
деятельность детей и педагогов, где родители, наблюдая деятельность
педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Презентация образовательного учреждения. Это современенная в
соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма
рекламы ОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с
уставом школы, коллективом педагогов, программой школы получают
полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и
бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление
между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание
педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что
педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих
трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются
регулярно.
Устный педагогический журнал. Журнал состоит примерно из 3–6
страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин.
Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку
часто родители бывают ограничены во времени в силу различных
объективных и субъективных причин. Каждая страница журнала — это
устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими
пособиями, выставками рисунков, поделок, книг.
«Родительский университет».
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая
профессия).
«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и
главные учителя).
«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители
семейных традиций).
Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания,
а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения
участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать
ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами
игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье»,
«Выходной день: какой он?»
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать
оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более
удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные
конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает
общение с ребенком, постигает новые истины. (Например, темой тренинга
может быть: «Социально-эмоциональное развитие детей»).
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей школе.
Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных
взаимоотношений между
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной
помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее
доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как
самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,
например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу;
ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Планируя
тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон
воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания
по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы
должны отвечать определенным требованиям:
быть конкретными и содержательными;
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания
детей;
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
(Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание
трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать
конкретные советы).
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его
близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу и
родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как
воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя
обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего
ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет
ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру
близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и
родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог
стремится дать квалифицированный совет.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем
педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять
педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут
быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное
внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление
неформальных доверительных отношений с родителями не является
основной целью общения.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты,
соревнования) помогают создать эмоциональный комфорт в классе, школе
сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить
смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли
непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать
стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и
рассказывать интересные истории и т.д.
Одной из форм реализации преемственных связей классного
руководителя и родителей в духовно-нравственном воспитании
школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на
родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает
особую, доверительную атмосферу.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки,
как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей
и детей.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий –
укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей
воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к
труду.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет
большое воспитательное значение (например, акция «Подарок школе», ).
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления
родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в
условиях ОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть
деятельность педагогов.
Родительский уголок имеется, но его попробуй найди?! Он д.б доступен
для всех родителей, а не только для родителей приезжающих детей.
Информация в уголке должна меняться , ну наверное хотя бы раз в четверть.
Кроме этого в уголке должна отражаться жизнь нашей школы ( план работы
на месяц), информация о значимых проведенных мероприятиях с
фотографиями, которые м.б даже были проведены с участием родителей.
Рубрика - Благодарность родителям ( за помощь в проведении
мероприятия, за хорошее воспитание и т.д). Рубрика - объявления.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды
наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная,
информационная.
К ним относятся:
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они
отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом
воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день
семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например
«Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в
детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша
жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые
мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я
пришел» и другие.
Родительский совет школы. Родительский совет – это группа
родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы
содействовать администрации ОУ, педагогам в совершенствовании
условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни
и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать
в организации и проведении совместных мероприятий.
Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями,
являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно
действующим на общественных началах при ОУ.
Об эффективности, проводимой в образовательном учреждении работы
с родителями свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного
процесса с детьми;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности
ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;
размышление родителей о правильности использования тех или иных
методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций,
решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с
родителями в ОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на
практике в воспитании своих детей. Эффективность проделанной работы по
внедрению нетрадиционных форм работы с родителями подтверждается в
проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни класса и школы.