Напоминание

МЕТОДОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Автор: Крыжняя Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж" министерства здравоохранения Краснодарского края
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ

Крыжняя Т. Ю.( г. Армавир, Россия)

В настоящее время, в связи с постоянным обновлением структуры и

содержания общего и специального среднего образования, проведением

Единых государственных экзаменов и введением аккредитации возникли

противоречия между увеличением объема учебной информации с одной

стороны и фактором ограничения времени обучения с другой стороны.

Современный школьник и студент должен уметь в достаточной степени

систематизировать и обобщать свои знания, знать соотношения и связи

между

структурными

элементами

системы

знаний.

Проблемы систематизации знаний посвящены многие работы по психологии.

Разработке

различных

способов

логической

структуризации

учебного

материала, способствующих систематизации и обобщению знаний учащихся

на разных уровнях общности, уделяли большое внимание отечественные

психологи

(П.Я.

Гальперин,

А.Н.

Льеонтьев,

Н.А.

Менчинская,

Н.Ф.Талызина), дидакты (Ю.К. Бабанский,Т.А. Ильина, И.Я. Лернер, П.И.

Пидкасистый, М.Н. Скаткин, A.M. Сохор), методисты (П.А. Знаменский, В.Г.

Разумовский, Л.И. Резников, А.П. Рымкевич, Е.В. Савелова, А.В. Усова и

др.).

Вопросам систематизации и обобщения знаний на материале учебных

предметов посвящены диссертационные работы Г.И. Аверкиевой, А.И.

Архиповой, Л.П. Ворониной, И.С. Карасовой, О.С. Кретинина, М.С.

Кюяджиевой, Т.Л. Логвиновой, А.Ф.Меняева, В.В.Мултановского, Д.А.

Пасечник,

Р.И.Рявкиной

,

Н.Д.

Савченко.

Высоко оценивая значения этих разработок для теории и практики

совершения процесса обучения на основе логической структуризации

учебного материала, необходимо, однако, отметить, что ряд аспектов

исследуемой проблемы нуждаются в дальнейшем исследовании.

Проблема состоит в разрешении противоречия между необходимостью

формирования у старшеклассников

и студентов колледжей умений и

навыков

систематизации

и

обобщения

знаний

и

недостаточной

разработанностью

методических

приемов

и

способов

логической

структуризации

учебного

материала

как

средства

систематизации

и

обобщения знаний.

Обобщение знаний носит разносторонний характер, что объясняется

как общими целями обучения на данном этапе системы непрерывного

образования, так и спецификой учебного предмета.

Уровень обобщений определяется этапами восхождения от единичного

к общему. Единичное — это сведения об одном предмете или явлении как

целом. Общее — это вычленение единого, т. е. общего критерия,

характеризующего поведение (например, свойство, состав, строение) всех

рассматриваемых объектов (или явлений). Но между единичным и общим

лежит огромное число совокупностей объектов или явлений, объединенных

по одному общему только для них признаку.

Обобщение на уровне особенного или специфического должно быть в

центре всей разработки методической системы обобщения знаний.

Приемы обобщения определяются изучаемым учащимися материалом,

их

знаниями,

достигнутыми

умениями

и

навыками

мыслительной

деятельности, умением соединять результаты химического эксперимента с

теорией, переносить знания, полученные при изучении одного вопроса, на

другой, навыками решения проблемных вопросов и задач. При обобщении

знаний вырабатываются понятия, которые объединяются в концептуальные

системы. В рамках концептуальных систем есть центральные понятия

(теоретическое ядро) и периферийные. Их взаимосвязь определяется цент-

ральной проблемой, решаемой данной системой понятий.

В процессе обучения учащиеся приводят в порядок, в определенную

последовательность

разрозненные

сведения

о

фактах

и

явлениях,

накопившихся в результате изучения дисцеплин. Систематизация создает

более четкую картину и является важнейшим и решающим инструментом

при заключительном обобщении знаний. Обобщение опирается на наиболее

существенные признаки явлений или причинно-следственные связи. Оно

раскрывает сущность явлений, ведет к построению новых, ранее неизвестных

выводов.

Среди

приемов

обобщения

знаний

видное

место

принадлежит

систематизации. Она позволяет увидеть сходство и различие сторон явлений,

следовательно, облегчает построение обобщающих выводов.

Таким образом, обобщение и систематизация — это как бы две

стороны процесса познания, при совместном действии которых осу-

ществляется усвоение знаний.

Не меньшая роль в процессе познания принадлежит классификации,

которая помогает систематизировать явления. Существует и обратная связь:

обобщенные и систематизированные знания способствуют классификации

явлений.

Выбор последовательности определяется не только содержанием

учебного материала, но и организацией учебного процесса. Дидактические

принципы этапов, возрастающей трудности, связи нового материала со

старым и старого с новым, координации, акцентирования, дидактической

ценности

определяют

возможности

классификации,

систематизации

и

обобщения материала. Они необходимы для сохранения опорных знаний

(ядро концептуальных систем) и повторения.

Мировоззренческие вопросы решаются на протяжении всего курса

обучения. На заключительном этапе на основе интеграции этих знаний и

установлении многочисленных межпредметных связей глубже раскрываются

вопросы материалистической диалектики, теории познания научной картины

мира.

Список литературы:

1. Л. И. Гурье Проектирование педагогических систем: Учебн. пособие / М.,

2012- 167 с.

2. С. М. Годник Страницы современной педагогики: диалог теории и

практики / М., 2019- 326 с.

3. Г. М. Чернобельская Методика обучения химии в средней школе: Учебник

для студентов высших учебных заведений / Г.М. Чернобельская. – М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 332 с.



В раздел образования