Автор: Швец Маргарита Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 356 г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинская область, г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей "Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Выполнила воспитатель
высшей квалифицированной
категории: Швец М.В.
Консультация для воспитателей
«Проблемы организации игровой деятельности детей
в современном детском саду»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские
годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно,
что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей,
причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов,
биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является
ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер
игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.
Первое требование, обращенное со стороны сюжетно-ролевой игры к ребенку,
это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом
плане
ведет
к
развитию
у
детей
символической
функции
мышления,
формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
Второе требование - умение ребенка определенным образом ориентироваться в
системе человеческих взаимоотношений, т. к. игра направлена именно на их
воспроизведение.
Третье
требование -
формирование
реальных
взаимоотношений
между
играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.
Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем
тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.
У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно
развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных
передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им,
моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. В
последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность
- риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно
объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли
профессии продавца, портного, закройщика и т. д., а между тем условия для этих
игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые
зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В
настоящее время существует три основных метода руководства играми детей.
Первый метод - руководства сюжетными играми детей разработан Д. В.
Менджерицкиой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую
игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы,
развитие сюжетна осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла
партнерам - взрослому или сверстнику, а распределение ролей и на реализацию
игровых образов.
Второй метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я.
Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных
принципов.
Первый принцип
организации сюжетной игры в детском саду.
Второй принцип
воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего
дошкольного времени.
Третий принцип
- на каждом этапе дошкольного детства необходимо при
формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на
осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла,
взрослому.
Третий метод - организации самостоятельной сюжетной игры получил название
метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е.В. Зворыгиной и
С.Л. Новоселовой. В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот
метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий:
активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим,
обучающие игры.
Все
компоненты
комплексного
руководства
формированием
игры.
Все
компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и
одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в
результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном
этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих
воспитанников. Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем
выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и
реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более
сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими
свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть
совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер,
чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью
детей. Детям разных возрастных групп на игру, в течении дня, отводится от 3. 15
до 3. 30 мин. главной целью педагогов является правильно это время
использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них
и помогая детям освоить новые способы игры.