Автор: Быкова Яна Дмитриевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Применение контактной импровизации на занятиях современным танцем
Раздел: среднее профессиональное
Применение
контактной
импровизации
на
занятиях
современным танцем
Официальных
педагогических
приемов
или
сертифицированного способа изучения контактной импровизации
не существует. В соответствии с особенностями учеников, могут
быть включены техники, приёмы из других направлений: Body-
Mind Centering, йоги, других форм партнеринга, техники релиза.
Благодаря этой свободе в обучении было создано множество
учебных материалов — принципов, упражнений, языков, структур
и форматов. Они становятся частью канона, но прежде чем
исполнять
контактную
импровизацию,
необходимо
хорошо
овладеть всеми этими техниками. Вместе с представлением о
базовых
предпосылках,
развитием
навыков
безопасности
и
рефлексов исполнитель становится абсолютно свободным. Таким
образом, обучение происходит в процессе исполнения.
В настоящее время существует много учебного материала —
скольжение, серфинг, та или иная поддержка, много принципов и
вокабуляра. Вопрос в том, как освоить это и импровизировать,
потому что импровизация является неотъемлемой частью работы,
— не просто изучать шаги или движения и складывать их вместе,
но встречаться, делать, открывать новое и проявлять любопытство.
Несмотря на то, что контактная импровизация по определению
является спонтанной формойтанца, у нее есть своя техника, т. е.
достаточно общие принципы организации работы [40]. При
организации рабочего пространства для практикующих контактную
импровизацию, как правило, опираются на следующие принципы
гуманистического направления психологии:
1.
принятие уникальности и неповторимости каждой личности и ее
права на самовыражение;
2.
стремление к открытому и непосредственному контакту между
людьми;
3.
важность чувственного переживания «здесь и теперь», а не анализа,
переживания, возникающего в процессе реальных межличностных
взаимоотношений,
искреннего
и
пробуждающего
диалога
(«встречи») [30].
Характерной особенностью контактной импровизации, как
особой формы танца, является то, что танцующие люди могут
контактировать друг с другом разными частями тела (ладони,
плечи, локти, бедра, живот, спина и т. д.). При этом во время танца
точка
контакта
постоянно
перемещается,
создавая энергию,
направляющую движение. Участники, практикующие контактную
импровизацию,
решают
самостоятельно,
будут
ли
они
поддерживать контакт в следующий момент их взаимодействия,
насколько тесным будет этот контакт и т. д. Для партнеров важно
прислушиваться к ощущениям в собственном теле, пытаться
почувствовать, что собирается сделать их партнер, не бояться
пробовать разные варианты движений. Они должны сохранять
состояние «потока», постоянно поддерживая включенность в
диалог с партнером [25].
В
контактной
импровизации
могут
использоваться
прикосновения, поддержки (например, поддержка, при которой
один участник принимает вес партнера на свою спину, при этом
поддерживается контакт спина к спине), спиралевидные движения,
перевороты, подпрыгивания, падения и другое. При этом для
партнеров важным оказывается не то, каким получится танец с
эстетической точки зрения, а то, что он произойдет, случится.
Кроме того, при выполнении
этих
танцевальных движений
основное внимание уделяется «физике» танца, а не его «химии», то
есть танец в контактной импровизации направлен в первую очередь
на экспериментирование с движением, собственными телесными
возможностями, а не на выражение эмоций, чувств или на
построение отношений [11].
Поскольку в рамках контактной импровизации исполнители
практикуют достаточно экстремальные формы взаимодействия в
танце, которые предполагают тесный телесный контакт и могут
привести к травмам в случае неправильного их построения,
поэтому
перед
началом
работы
участники
должны
быть
осведомлены о том, каким образом лучше строить взаимодействие
в ходе танца, т. е. каких правил следует придерживаться.
Соблюдение данных правил позволяет обеспечить безопасность
участников в пространстве движения на занятиях по контактной
импровизации.
По
мнению самого
известного
танцевально-
двигательного
терапевта
в
России Александра
Гиршона,
безопасность — это самый главный принцип в рамках контактной
импровизации,
поскольку
без
ощущения
безопасности
(как
физической, так и ментальной) ни один другой принцип этого
направления не будет работать [40].
Танцуя с партнером, участнику нужно убедиться, что партнер
согласен делать то, что может нанести вред при неправильном
исполнении. При этом танцующие контактную импровизацию
должны быть ознакомлены с тем, как можно скатиться с партнера,
чтобы не повредить и защитить чувствительные части тела. Еще
один способ избежать травм — не перекатываться и не отдавать вес
на колени, щиколотки и голову партнера. Это очень деликатные
части тела, которые нельзя перегружать лишним весом. Подобное
же правило действует и в отношении этих же частей тела самого
участника, т. е. следует избегать нагрузки на них. Довольно часто
люди,
начинающие
практиковать
контактную
импровизацию,
травмируют выступающие бедренные кости при переворотах.
Разрешить эту проблему можно, просто поднимая бедра в
момент переворота. Иногда участники принимают вес партнера,
хотя в этот момент лучше отпустить его. Когда это лучше сделать,
зависит от ощущений каждого из танцующих. Однако стоит
помнить, что во многих случаях лучше отпустить вес или
скатиться, чтобы не повредить мышцы и кости. Также не стоит
принимать вес в том случае, если участник стоит неустойчиво и
перекатывается на пятки [40].
Как правило, занятия по контактной импровизации проводятся
в групповой форме под руководством педагога (или нескольких
педагогов), который знаком с этим танцевальным направлением и
имеет опыт в его применении на практике. Серьезных ограничений
в отношении состояния здоровья потенциальных участников групп
контактной импровизации не существует, при наличии тех или
иных заболеваний у человека возможно выполнение им только
очень легких упражнений.
Рассмотрим, как педагог-хореограф может применять техники
импровизации
и
контактной
импровизации
на
занятиях
современным
танцем,
какие
возможны
формы
работы
с
импровизацией.
Импровизацию можно ввести в урок следующими способами:
— как часть урока;
— как отдельные полноценные занятия;
— как лабораторию — отдельные занятия с заданной темой.
Выбор формата занятия зависит от возраста и уровня учеников.
Для этого необходимо проанализировать возраст воспитанников, их
уровень подготовки, психологическое состояние и определить
задачи, в которых помогут эти техники.
1. Детям дошкольного и младшего школьного возраста можно
понемногу вводить импровизацию, а позднее - и контактную
импровизацию в каждый урок; дать им время привыкнуть,
постепенно осознать свое тело и самостоятельность в движении.
Например,
детям
такого
возраста
можно
предложить
упражнения «Слово-действие», «Части тела», «Зеркало».
2. Для учеников 11-13 лет, которые занимаются долгое время,
хорошим
вариантом
для
них
станут
отдельные
уроки
по
импровизации
(контактной
импровизации)
и
упражнения
с
большим
погружением.
Например, «Ведение
с
закрытыми
глазами», «Работа с весом для партнёров».
Если ученики только недавно пришли в хореографию, то делать
можно также, как и с младшими школьниками — уделять
импровизации лишь часть урока.
3. Для учеников возраста 14-15 лет и старше, можно
организовывать лаборатории. Задать тему и задачу и дать
возможность самостоятельно исследовать движение и найти свое
решение поставленной задачи. Лаборатория длится несколько
часов и предполагает полную свободу мысли и движения, поэтому
маленьким детям не подойдет — они привыкли быть ведомыми за
педагогом.
Если структура программы обучения не предусматривает
отдельные часы для импровизационных уроков, то можно вводить
отдельные упражнения в каждое занятие.
Если же в программе обучения отводятся отдельные часы для
импровизационных уроков, то структура занятия должна быть
следующей:
1. Необходимо занятия начинать с разогрева. Основной задачей
этого этапа является снятие физического и психологического
напряжения у участников, расслабление мышц и подготовка тела к
танцу, чтобы избежать травм в ходе работы.
Особенностью занятий контактной импровизации является
налаживание
контакта
и
снятие
напряжённости
между
участниками. Как отмечает А. Гиршон, следует «растопить лед», а
именно помочь участникам отойти от привычной картины мира и
снять скованность и страх перед прикосновением к другому
человеку. Для достижения этой цели рекомендуется выстроить
общение между участниками группы, поэтому лучше начинать
каждое занятие с приветствия и обсуждения одной или нескольких
тем, напрямую или косвенно связанных с содержанием занятия.
Другой путь для преодоления страха прикосновения к другому
человеку
—
постановка
танца,
в
рамках
которого
нельзя
прикасаться к другому человеку. При этом возможно как полное
исключение прикосновений друг к другу, так и частичное
(например, можно касаться только отдельных частей тела). При
подготовке тела к танцу обычно используют комплекс специальных
упражнений, который может включать массаж, приседания, бег на
месте, прыжки, упражнения из практики йоги, дыхательные
техники и т. д. [40].
2. Следующий важный этап – это растяжка. Выполнение
растяжки на каждом занятии поможет избавить человека от
излишнего напряжения мышц и обеспечить ему возможность для
осознания диапазона движений различных частей тела.
3. После разогрева и растяжки следуют основные упражнения,
которые предполагают экспериментирование с движением, т. е.
непосредственно танец. Обычно и в рамках отдельного занятия, и в
рамках цикла встреч упражнения располагаются от более простых к
более
сложным.
В
качестве
упражнений
используются
прикосновения
друг
к
другу,
работа
с
заземлением и
центрированием
(например,
упражнение
«Маленький
танец»,
которое позволяет участникам обнаружить, найти свой физический
центр и ментальный, духовный источник творчества и энергии),
эксперименты с гравитацией и инерцией, постановка осознанного и
спонтанного
движения,
анализ
кинестетических
образов
и
отношений в дуэте и трио [25]. При этом люди находятся в
обычной
просторной
аудитории,
танцуют
без
специально
оборудованной сцены в свободной, не стесняющей движения
одежде. Педагог, предлагая участникам новое упражнение, обязан
сообщить им о том, как именно оно должно выполняться в
правильном варианте, чтобы избежать возможности получения
травм у танцовщиков контактной импровизации. Необходимо,
чтобы педагог отслеживал, насколько успешно у каждого из
участников получается выполнение того или иного упражнения и
процесс занятия в целом [17].
4. Обсуждение в конце упражнения или серии упражнений
может помочь танцорам пересмотреть и оценить те решения,
которые они сделали, обнаружить другие возможности, которые
они
могли
бы
попробовать,
и
осознать,
что
они
делали
инстинктивно. Дискуссии не должны ставить целью решать, что
было сделано правильно, а что - нет, но понимать следствия
сделанного выбора. Если группа повторит упражнение после
обсуждения, они могут видеть, как новое понимание будет
воздействовать на результат [27].
5. В конце занятия участники с педагогом обычно организуют
совместный танец в форме «Раунд-робина» или «джема». Он
проводится следующим образом: все участники образуют круг,
один из них выходит в центр и начинает танцевать, затем к нему
присоединяется второй, и они танцуют вместе, затем к ним
подключается третий и т. д., пока не присоединится вся группа [26].
По окончании цикла занятий могут проводиться перформансы
(представления).