Напоминание

Первоначальный и полноценный навык чтения. Характеристика процесса обучения грамоте.


Автор: Попович Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 18"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Первоначальный и полноценный навык чтения. Характеристика процесса обучения грамоте.
Раздел: высшее образование





Назад




Статья

Первоначальный и полноценный навык чтения.

Характеристика процесса обучения грамоте.

Первоначальный и полноценный навык чтения. Характеристика

процесса обучения грамоте.

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным

предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное

овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной

деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об

отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти,

мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость,

сознательность, выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл

читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая

скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени

(обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как

понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать

этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям

главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на

связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и

речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением,

вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам

процесс чтения - возникновения из букв слова.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический,

синтетический и этап автоматизации. Путь от аналитического этапа до этапа

автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии,

если учитель обеспечит в классе определенный режим работы; 1) упражнения в чтении

должны быть каждодневными; 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а

должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных

особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по

предупреждению ошибочного чтения; 4) учителем должна быть использована

целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5) специально

должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько

ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, "тихое чтение" (в

плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Процесс формирования первоначального навыка чтения чтению в первом классе проходит

в период обучения грамоте. Как выделяли такие ученые как Н.С. Вашуленко, М.Р. Львов,

Т.П.Сальникова, обучение грамоте делится на 3 периода: добукварный, букварный и

послебукварный.

В добукварный период происходит развитие устной речи первоклассников (умения

слушать-понимать чужую речь, умения говорить); формирование элементарных

аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками

речи, что представляет собой подготовительную работу к первоначальному обучению

чтению.

В течение букварного периода первоклассники овладевают начальными умениями читать.

Послебукварный период предназначен для совершенствования умения читать.

М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева выделяют три этапа букварного периода обучения грамоте и

определяют такие задачи, связанные с формированием первоначального навыка чтения.

Первый этап букварного периода. Основные задачи первого этапа:

а) звуковой анализ слов и слогов; выделение звука из различных позиций в слове;

последовательность звуков в слове; отчетливое произношение отдельного звука, его

артикулирование и пр., работа по развитию фонематического слуха; выделение гласных

звуков, ориентировка на них при чтении слога;

б) формирование основ слогового чтения — обучение чтению прямых двухбуквенных, а

затем обратных (закрытых) двухбуквенных слогов;

На первом этапе букварного периода широко используется чтение по подобию, например:

ма-ма — Ма-ша — Са-ша (гласные сохраняются, согласные заменяются), а также чтение

слогов с одним и тем же гласным: мо — со — ло — но — ро или с одним и тем же

согласным: ти — та — тог, ни — на — но.

Ведется работа над формированием осознанности чтения.

По мнению М.Р. Львова [19] и Т.Г. Рамзаевой, на втором этапе букварного периода

остаются, в сущности, те же задачи, что и на первом этапе, но они качественно

изменяются.

В звуковом и буквенном анализе и синтезе новым является:

а) выделение мягких согласных, их сопоставление с твердыми, анализ примеров, в

которых выявляется смыслоразличительная функция твердости-мягкости согласных

(Мила мыла);

б) появляются звуки с более сложной артикуляцией, чем на первом этапе: мгновенные,

взрывные к, п, т и др., губно-зубной в, среднеязычный и; следовательно, на этом этапе

усложняется артикуляционная работа, значительно большее место занимает сочетание

звуков;

в) вводятся звонкие и глухие согласные, следовательно, проводится сопоставительная

работа в парах звонких и глухих согласных;

г) на втором этапе встречается много слов, содержащих гласные и согласные в слабых

позициях: У Паши, пиши; хорошо — [хърашо]; молоко — [мълко] и т. п. Следовательно,

усиливается работа по соотнесению звука и буквы, проводится орфографическая

пропедевтика.

На втором этапе происходит тот перелом, о котором учителя говорят, что дети уже

читают,— этот перелом связан с введением мягких согласных.

Продолжается работа над сознательностью чтения.

Третий этап букварного периода знакомит детей с чтением йотированных букв, с

употреблением разделительных ъ и ь.

Йотированные гласные изучаются в двух значениях: во-первых, буквы е, ё, я, ю

обозначают отдельные слоги: ёж, я, мо-ю; во-вторых, они обозначают мягкость

предшествующего согласного: мёл — [м'ол], нёс — [н'ос], мял — [м'ал], любит —[л'убит].

На третьем этапе, таким образом, углубляется навык слогового чтения: школьники узнают

новые случаи чтения слогов в зависимости от позиций букв и звуков. Однако есть

противоречивые случаи, которые вызывают у учащихся затруднения.

Первоклассники привыкают употреблять мягкие согласные только перед гласным и, и

чтение слогов типа ле, лё, ля, лю их в первое время затрудняет.

Как указывают М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева концу третьего этапа букварного периода

школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:

а) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова (если звук может быть

произнесен вне слова), так и в слове, в сильных и слабых позициях;

б) определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово

на слоги, указывать ударный слог;

в) составлять слова из букв разрезной азбуки;

г) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие;

д) знать все буквы, соотносить их со звуками, знать, какая буква как читается в разных

позициях;

е) читать слогами (не по буквам!), т. е. владеть слоговым, или позиционным, чтением всех

основных типов слогов: сг, гс, сгс, ссг, ссгс с любым буквенным составом и т. п. в

двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания; не

исключается, конечно, и чтение целыми словами;

ж) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов,

делать паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие

интонации;

з) понимать прочитанное, что выявляется в ответах на вопросы, в простейших формах

пересказа, в выполнении элементарных логических задач.

Характеристика периода обучения грамоте.

Цели и задачи периода обучения грамоте.

Цель курса обучения грамоте состоит в том. Чтобы заложить основы формирования

функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка,

помочь ему осознать себя носителем языка.

Основные задачи периода обучения грамоте:

- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

- расширить кругозор детей;

- активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;

-

развить

интеллектуальную

и

познавательную

активность,

вызвать

у

ребёнка

положительное отношение к учению;

- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения

чтению и письму.

Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом, который слагается

из двух взаимосвязанный процессов – анализа и синтеза.

Курс обучения грамоте состоит из нескольких периодов:

1.

Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения

вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;

сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков

слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение,

гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на

рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок,

игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать

гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по

картинкам, изображать предложение в виде схемы

.В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание,

рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание

элементов букв).

2.

Буквенный период.

В буквенный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию

речи, по развитию интереса к чтению.

Обучение грамоте - это составная часть непрерывного курса русского языка и

развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что

в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития

детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для

детей уровне

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);

развитие умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение

грамматическим строем речи;

-

овладение

орфографией

и

пунктуацией;

развитие

орфографической

и

пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской

культурой; воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа

буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с

другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании

элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов,

предложений, текстов с печатного образца.

В результате необходимо отметить, что подготовка детей к обучению чтению

проводится последовательно и системно, что позволяет добиваться поставленных

целей и задач обучения на данном этапе.

Основное назначение подготовительного периода - введение основных для

обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д.

Необходимо формировать у детей умения слышать и понимать вопрос,

отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить

детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами –

“разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это –

трудно.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации,

отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым

обстоятельствам языковых средств.

По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются

обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого

ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего

продуктивного обучения родному языку.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми

взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами

ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная

анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного

употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно

существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт

пользования языковой системой.

Основной способ усвоения детьми устной и письменной речи - самостоятельная

речевая деятельность ребенка и анализ соответствия речевых средств конкретной

ситуации.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала,

сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа.

Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте.

Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-

синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное

озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.

Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен

звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и

сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах

осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву "И" как показатель мягкости

согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец,

когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения,

вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие

согласные, мягкий и твердый знаки.

Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение

согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков

и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению

слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила

написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать

написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с

другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую

систему языка.

Существенное расширение языкового материала является необходимым

условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с

эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и

средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика",

ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области

синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период -

способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее

достижению приводят следующие линии работы:

первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-

буквенному составу;

начальное

наблюдение

детьми

трех

основных

принципов

русской

орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.

В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в

слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов

и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне

(нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу,

щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в

предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с

основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение

предложений,

различающихся

по

цели

высказывания

и

интонации,

сравнение

использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных

слов, порядка слов, интонации.



В раздел образования