Напоминание

Использование критического мышления на уроках физики


Автор: Ширшова Анна Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование критического мышления на уроках физики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ширшова Анна Викторовна,

преподаватель физики,

ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»,

г.о.Чапаевск, Самарская область

Использование критического мышления на уроках физики

В своей концепции модернизации образования Министерство образования

РФ констатирует, что всестороннее развитие личности обучающегося на основе

его внутреннего потенциала является первостепенной целью. Оно предопреде-

ляет направления модернизации образования, которое будет ориентировано не

только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личностной

сущности человека. Учебный процесс должен вызывать личную заинтересован-

ность обучающего в усвоении материала. Технология развития критического

мышления– это отправная точка для развития творческого мышления, и крити-

ческое и творческое мышление развиваются в синтезе. Для развития обучающе-

гося необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; это значит, что

нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми обучающийся наверняка

справится и почувствует себя победителем, покорителем трудной вершины.

Технология развития критического мышления предусматривает самостоятель-

ное добывание знаний. Успех обучения заключается в том, чтобы удержать за-

интересованность обучающихся на протяжении всего урока.

Например,

рассмотрю проведение урока на тему: « Практическое занятие по определе-

нию ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

Цели урока. Образовательные: подвести обучающихся к творческому пере-

осмыслению уже известной информации о гармонических колебаниях и крити-

ческому восприятию новой; создать условия для развития умения переформу-

лировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформ-

лять в виде схем и таблиц; помочь обучающимся осознать практическую значи-

мость изученного материала.

Тип урока: урок закрепления и контроля знаний

Вид урока: комбинированный с применением ИКТ

Материально- техническое обеспечение: презентация к уроку, компьютер,

проектор, экран, калькуляторы, грузы, нити, штативы с муфтой, часы с секунд-

ной стрелкой, линейки, инструкция по выполнению практической работы.

Структура и ход урока

Мотивационно-ориентировочный компонент.

1. Организационный этап. Целепологание, задачи этапа: психологическая под-

готовка учащихся к общению. Деятельность учителя: обеспечивает благоприят-

ный настрой. Деятельность ученика: настраиваются на работу.

2. Актуализация опорных знаний. Целепологание, задачи этапа: создание ситуа-

ции успеха путем проверки усвоения учебного материала предыдущих уроков.

Деятельность учителя: организует повторение материала по вопросам:

Дайте понятие колебания. Какие маятники вы знаете? Дайте определения ам-

плитуды, периода, частоты колебаний. Вспомните опыт по определению уско-

рения свободного падения. Чему равно ускорение свободного падения?

Деятельность ученика: обучающиеся отвечают на вопросы.

3. Этап мотивации (определение совместной цели деятельности). Целеполога-

ние, задачи этапа: создание условий для определения целей урока обучающих-

ся. Деятельность учителя: направляет деятельность обучающихся на выполне-

ние практической работы, дает инструкцию по ТБ. Организует формулирова-

ние цели практической работы, разбивает группу на подгруппы, раздает зада-

ния каждой подгруппе (длина маятника одинаковая у всех, а число колебаний

различно), предлагает исследовать зависимость g от N, ожидаемые результаты,

объявляет критерии оценивая работы. Деятельность ученика: готовятся к вы-

полнению, знакомятся с инструкцией, формулируют цель работы, начинают

оформлять работу в тетрадях.

Операционно-исполнительный компонент.

4. Применение знаний. Целепологание, задачи этапа: осознанное применение

знаний при выполнении практической работы самостоятельно. Деятельность

учителя: наблюдение за выполнением заданий. Оказывает помощь, корректиру-

ет, осуществляет контроль. Деятельность ученика: выполняют практическую

работу.

Рефлексивно-оценочный компонент.

5. Контроль и самопроверка знаний. Целепологание, задачи этапа: выявление

качества усвоения учебного материала. Деятельность учителя: предлагает каж-

дому обучающемуся закончить работу, сделать выводы. Деятельность ученика:

осуществляют самоконтроль и коррекцию выполненных заданий, сравнивая по-

лученное значение с табличным значением, делают выводы.

6. Поведение итогов, рефлексия. Целепологание, задачи этапа: оценка работы

группы. Деятельность учителя: подводит итоги по выполненным заданиям, об-

суждают результаты работы, сравнивают полученные результаты друг с дру-

гом. Предлагает обучающим оценить себя по заранее предъявленным критери-

ям. Деятельность ученика: обсуждают результаты работы, сравнивают получен-

ные результаты друг с другом.

7. Подача домашнего задания. Целепологание, задачи этапа: обеспечение пони-

мания д/з, его содержания. Деятельность учителя: сообщение содержания до-

машнего задания: повторение пройденного материала, подготовка к зачету. Де-

ятельность ученика: слушают, записывают и задают вопросы.

Подведу итог, чтобы улучшить успехи в учении и сделать изучение предмета

более интересным нужно: научить обучающегося решать задачи; самостоя-

тельно работать с учебником; давать возможность высказывать своё суждение

и не бояться быть высмеянным; обучать самоконтролю, приведению знаний в

систему (путём классификаций, составления таблиц); самостоятельно делать

обобщения все это включает в себя критическое мышление.

Список литературы:

1. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельно-

сти М. Просвещение. 2020

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на

уроке. М. Просвещение. 2020



В раздел образования