Автор: Ширшова Анна Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование критического мышления на уроках физики
Раздел: среднее профессиональное
Ширшова Анна Викторовна,
преподаватель физики,
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»,
г.о.Чапаевск, Самарская область
Использование критического мышления на уроках физики
В своей концепции модернизации образования Министерство образования
РФ констатирует, что всестороннее развитие личности обучающегося на основе
его внутреннего потенциала является первостепенной целью. Оно предопреде-
ляет направления модернизации образования, которое будет ориентировано не
только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личностной
сущности человека. Учебный процесс должен вызывать личную заинтересован-
ность обучающего в усвоении материала. Технология развития критического
мышления– это отправная точка для развития творческого мышления, и крити-
ческое и творческое мышление развиваются в синтезе. Для развития обучающе-
гося необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; это значит, что
нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми обучающийся наверняка
справится и почувствует себя победителем, покорителем трудной вершины.
Технология развития критического мышления предусматривает самостоятель-
ное добывание знаний. Успех обучения заключается в том, чтобы удержать за-
интересованность обучающихся на протяжении всего урока.
Например,
рассмотрю проведение урока на тему: « Практическое занятие по определе-
нию ускорения свободного падения с помощью математического маятника»
Цели урока. Образовательные: подвести обучающихся к творческому пере-
осмыслению уже известной информации о гармонических колебаниях и крити-
ческому восприятию новой; создать условия для развития умения переформу-
лировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформ-
лять в виде схем и таблиц; помочь обучающимся осознать практическую значи-
мость изученного материала.
Тип урока: урок закрепления и контроля знаний
Вид урока: комбинированный с применением ИКТ
Материально- техническое обеспечение: презентация к уроку, компьютер,
проектор, экран, калькуляторы, грузы, нити, штативы с муфтой, часы с секунд-
ной стрелкой, линейки, инструкция по выполнению практической работы.
Структура и ход урока
Мотивационно-ориентировочный компонент.
1. Организационный этап. Целепологание, задачи этапа: психологическая под-
готовка учащихся к общению. Деятельность учителя: обеспечивает благоприят-
ный настрой. Деятельность ученика: настраиваются на работу.
2. Актуализация опорных знаний. Целепологание, задачи этапа: создание ситуа-
ции успеха путем проверки усвоения учебного материала предыдущих уроков.
Деятельность учителя: организует повторение материала по вопросам:
Дайте понятие колебания. Какие маятники вы знаете? Дайте определения ам-
плитуды, периода, частоты колебаний. Вспомните опыт по определению уско-
рения свободного падения. Чему равно ускорение свободного падения?
Деятельность ученика: обучающиеся отвечают на вопросы.
3. Этап мотивации (определение совместной цели деятельности). Целеполога-
ние, задачи этапа: создание условий для определения целей урока обучающих-
ся. Деятельность учителя: направляет деятельность обучающихся на выполне-
ние практической работы, дает инструкцию по ТБ. Организует формулирова-
ние цели практической работы, разбивает группу на подгруппы, раздает зада-
ния каждой подгруппе (длина маятника одинаковая у всех, а число колебаний
различно), предлагает исследовать зависимость g от N, ожидаемые результаты,
объявляет критерии оценивая работы. Деятельность ученика: готовятся к вы-
полнению, знакомятся с инструкцией, формулируют цель работы, начинают
оформлять работу в тетрадях.
Операционно-исполнительный компонент.
4. Применение знаний. Целепологание, задачи этапа: осознанное применение
знаний при выполнении практической работы самостоятельно. Деятельность
учителя: наблюдение за выполнением заданий. Оказывает помощь, корректиру-
ет, осуществляет контроль. Деятельность ученика: выполняют практическую
работу.
Рефлексивно-оценочный компонент.
5. Контроль и самопроверка знаний. Целепологание, задачи этапа: выявление
качества усвоения учебного материала. Деятельность учителя: предлагает каж-
дому обучающемуся закончить работу, сделать выводы. Деятельность ученика:
осуществляют самоконтроль и коррекцию выполненных заданий, сравнивая по-
лученное значение с табличным значением, делают выводы.
6. Поведение итогов, рефлексия. Целепологание, задачи этапа: оценка работы
группы. Деятельность учителя: подводит итоги по выполненным заданиям, об-
суждают результаты работы, сравнивают полученные результаты друг с дру-
гом. Предлагает обучающим оценить себя по заранее предъявленным критери-
ям. Деятельность ученика: обсуждают результаты работы, сравнивают получен-
ные результаты друг с другом.
7. Подача домашнего задания. Целепологание, задачи этапа: обеспечение пони-
мания д/з, его содержания. Деятельность учителя: сообщение содержания до-
машнего задания: повторение пройденного материала, подготовка к зачету. Де-
ятельность ученика: слушают, записывают и задают вопросы.
Подведу итог, чтобы улучшить успехи в учении и сделать изучение предмета
более интересным нужно: научить обучающегося решать задачи; самостоя-
тельно работать с учебником; давать возможность высказывать своё суждение
и не бояться быть высмеянным; обучать самоконтролю, приведению знаний в
систему (путём классификаций, составления таблиц); самостоятельно делать
обобщения все это включает в себя критическое мышление.
Список литературы:
1. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельно-
сти М. Просвещение. 2020
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке. М. Просвещение. 2020