Напоминание

Роль В.Н. Цыбина в формировании отечественного флейтового исполнительского искусства


Автор: Филик Марина Васильевна
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснотурьинский колледж искусств"
Населённый пункт: Краснотурьинск Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль В.Н. Цыбина в формировании отечественного флейтового исполнительского искусства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство культуры Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств»

"Инструментальное исполнительство по видам инструментов"

Оркестровые духовые и ударные инструменты

Роль В.Н. Цыбина в формировании отечественного

флейтового исполнительского искусства

(Методическое сообщение)

Докладчик – преподаватель отделения духовых и ударных инструментов

Филик Марина Васильевна

Краснотурьинск

2023г.

После событий 1917 года, призыв «искусство - народу» стал одним из

определяющих лозунгов того времени. 12 июля 1918 года издаётся декрет за

подписью В.И.Ленина о национализации Московской и Петербургской

консерваторий. Музыкальное образование духовиков вступило в сложный

период восстановления предыдущих традиций и реорганизации учебного

процесса для воспитания новых кадров исполнителей. К этому периоду

применявшаяся профессором В. Кречманом методика, с ориентацией только

на немецкую флейтовую исполнительскую школу, исчерпала себя. После

кончины В. Кречмана, в 1922 г., класс флейты, с 1923г., возглавил Владимир

Николаевич Цыбин. Он родился в 1877 году, и первые музыкальные уроки

получил у своего отца-скрипача, руководителя небольшого провинциального

оркестра. С 1888 по 1893гг. был учеником оркестра 12-го гренадерского

Астраханского полка, где получил достаточную музыкальную подготовку

для поступления в 1892г. в класс флейты профессора В.В. Кречмана. В

консерватории он много занимался на инструменте, и имел самые высокие

оценки из всех учеников маститого профессора. С 1893 г. он играл в частных

театрах, в театре Корша, в оркестре Большого театра. С 1909 года В.Н.Цыбин

работает в Мариинском театре солистом оркестра. В 1910 г. поступает в

Петербургскую

консерваторию,

где

занимается

сочинением

под

руководством А. Глазунова, чтением партитур у А. Лядова, дирижированием

в классе Н.Черепнина. В классе Н.Н.Черепнина В.Н.Цыбин учился вместе с

С.С.Прокофьевым,

А.В.Гауком.

Н.Н.Черепнин

первым

поддержал

стремление Цыбина и Прокофьева сочинять музыку. Помимо работы в

оркестре театра и учёбы в консерватории, В.Н.Цыбин в это время успешно

выступает как флейтист с сольными концертами.

После смерти в 1914 году выдающегося петербургского флейтиста,

солиста Мариинского театра, профессора консерватории Ф.В.Степанова,

В.Н.Цыбин был приглашен занять его место в консерватории. С первых дней

работы

в

Петербургской

консерватории,

В.Н.Цыбин

тщательно

и

внимательно занимался со студентами. В это время он был в расцвете

творческих сил и обладал репутацией виртуоза. В сложных условиях

социальных потрясений, он воспитал многих первоклассных музыкантов.

Среди его учеников, петербургского периода, известные музыканты: Б.В.

Тризно,

Г.Я.

Мадатов,

Л.М.Шлеймович

и

многие

другие.

В

своей

педагогической работе в консерватории он умело соединил достижения

московской флейтовой «школы» В. Кречмана, с её акцентом на техническую

безупречность, аккуратность и завершённость, с требованиями певучести

звука, которые сложились к этому времени в духовых классах Петербургской

консерватории.

Работу в оркестре и в консерватории В. Цыбин успешно совмещает с

дирижерской деятельностью. В 1917 году В.Н. Цыбин был утверждён в

звании профессора. В 1920 году он переезжает в Москву, вновь поступает в

оркестр Большого театра, и долгие годы его игра была эталоном флейтового

исполнительства.

В музыкальном даровании В.Н. Цыбина гармонично сочетались качества

флейтиста-виртуоза, талантливого педагога, композитора и дирижера. В

течение всей исполнительской карьеры В.Н.Цыбин был лучшим московским

флейтистом. Безупречное владение инструментом позволило ему более 27

лет, (он оставил оркестр Большого театра в 1923г.) занимать место

флейтиста-солиста в лучших оперных оркестрах Москвы и Петербурга. Его

игра выделялась красивым звуком, культурой фразировки, виртуозной

исполнительской техникой.

Во время войны с Германией (1941-1945гг.) был заведующим кафедрой

духовых инструментов, совмещал педагогическую работу в консерватории с

работой

на

Военно-дирижерском

факультете,

где

воспитал

многих

первоклассных специалистов.

С 1938 по 1948 годы работал преподавателем класса флейты в

музыкальном училище при Московской консерватории. Добросовестное

отношение к своим обязанностям, непререкаемый авторитет крупного

музыканта, вызывали глубокое уважение учеников. В работе с ними

Владимир

Николаевич

основное

внимание

уделял

качеству

и

выразительности звучания, добивался красочного тембра и ровности всех

регистров, развивал беглость пальцев, приучал пользоваться не только

основной, но и вспомогательной аппликатурой, уделял большое внимание

работе над гаммами, упражнениями и этюдами. Ю.Г. Ягудин пишет о

педагогических пристрастиях В.Н. Цыбина: «Он терпеть не мог исполнения

формального, не эмоционального. Технике уделялось умеренное внимание.

Владимир Николаевич считал, что в процессе исполнения гамм и этюдов

техника разовьётся непременно. Но над звуком он работал долго и

чрезвычайно терпеливо, упорно боролся с зажатостью амбушюра, рук,

пальцев, корпуса. Каждый его урок был интересен и своеобразен. Особенно

запоминались случаи, когда педагог, взяв флейту, играл тот или иной

фрагмент сочинения, а иногда и произведение полностью. Особое место

отводилось работе над художественными произведениями. Проблемы стиля,

эпохи, особенности фразировки - всё это подробно разбиралось на уроке.

В.Н.Цыбин

неустанно

требовал

певучести

звука.

Совершенствование

качественного звука, как основополагающий принцип исполнительства на

флейте, впоследствии будет развит в методике его выдающихся московских

учеников - Н.И.Платонова, Ю.Г. Ягудина, Г.Я. Мадатова и в методике

«внуков» В.Н. Цыбина - учеников его учеников - Ю. Должикова, М.

Каширского, А.Корнеева, А. Гофмана.

На отделе духовых инструментов московской консерватории, к 20-м годам

XX столетия, произошли среди преподавателей существенные перемены. На

смену старым профессорам, большей частью иностранцам, пришли новые

талантливые педагоги, воспитанники русских учебных заведений. Ведущее

место заняли первоклассные виртуозы-исполнители: С.В. Розанов, М.И.

Табаков, В.М. Блажевич, Г.А. Гек, И.И. Костлан, продолжали работать в

консерватории М.П.Адамов и Ф.Ф. Эккерт. В это время на отделе духовых

инструментов проводится работа по восстановлению лучших традиций

старой духовой московской школы, и организация учебного процесса в

новых условиях. Это нашло отражение в Решении заседания Совета

оркестрового отделения от 15.06.1927 г., в котором говорится:

а). Для учащихся 1-3 курсов установить экзаменационные требования на

весенних экзаменах: одну пьесу, один этюд, гаммы.

б). Признать обязательным для всех студентов играть весной или осенью

перед экзаменационной комиссией, независимо от выступлений студентов в

году на закрытых или открытых ученических вечерах.

в). Признать не желательным в выступлениях учащихся на духовых

инструментах на ученических вечерах и в малом зале МГК игру пьес по

нотам.

Преподавательская деятельность В. Цыбина проходила в тесном

сотрудничестве

с

деканом

оркестрового

отделения,

выдающимся

кларнетистом-солистом оркестра Большого театра, реформатором обучения

на духовых инструментах, Сергеем Васильевичем Розановым (1870-1937),

разработавшим принципиальные основы методики обучения духовиков.

В.Н.Цыбин, обладая большим исполнительским и педагогическим опытом,

активно включается в разработку методических проблем флейтистов в

контексте единой методологической направленности, предложенной С.В.

Розановым. 22 февраля 1934 года он делает сообщение на отделе духовых

инструментов

«О

методах

обучения

игре

на

флейте».

Интересуясь

проблемами

флейтового

исполнительства,

он

разрабатывает

многие

проблемы обучения флейтистов. Среди них - ответственность педагога за

комплексное развитие ученика, методика овладения учеником навыков

«читки с листа». Заслуживает внимания и методическая работа «Пособие по

музыкальной грамоте, в связи с обучением игре на флейте». В этом пособии

В.Н. Цыбин приводит основы музыкальной грамоты, объясняет приёмы

начального звукоизвлечения, высказывает ценные (для того времени)

методические мысли. Например, он пишет: «Прежде чем извлечь звук,

необходимо представить себе внутренним слухом его высоту, а затем уже

вдувать воздух, нажимая одновременно клапаны пальцами. Принцип

извлечения хорошего, красивого звука путём предварительного осознания

его высоты и мысленного осязания аппликатуры, даёт играющему широкие

возможности при преодолении технических трудностей, обеспечивает ему

исполнение трудных пассажей, помогает ему избегать призвуков, шипения,

неверного строя».

Большая и очень важная работа было проделана В.Н. Цыбиным по

составлению программ

по специальности «флейта». В новых условиях

«Программы по флейте» Ф. Бюхнера и В.Кречмана никак не соответствовали

актуальным задачам, возросшим требованиям, и не могли быть взяты за

основу. Кафедра неоднократно возвращалась к вопросу создания новых

программ для всех трёх ступеней обучения (школа, училище, вуз) с целью их

более полного соответствия задачам каждого звена, и в связи с изменением

сроков обучения студентов. (Пятилетний срок обучения в консерватории был

установлен в 1934г.). Новое прогрессивное направление в музыкально-

художественном

воспитании

учащихся

потребовало

создания

единого

метода

обучения на флейте, основанного на едином решении вопросов

дыхания, амбушюра, работы языка, пальцев, а также использования в

педагогическом процессе гамм, этюдов и художественной литературы.

В.Н.Цыбин написал несколько программ для флейты. В «Программе»

1923г., в сжатой форме указываются общие требования для учащихся I

ступени, техникума и вуза. В ней заложены базовые позиции обучения

флейтиста,

чётко

сформулированы

приёмные

требования;

приводится

детальный перечень гамм, этюдов и художественных произведений на

каждый год обучения. В список художественных произведений включены

яркие произведения композиторов-флейтистов, оригинальные произведения

Бетховена,

Вивальди,

Баха,

Генделя,

Кванца,

Моцарта,

переложения

классической музыки, сделанные А. Гедике, Н.Платоновым, Ю. Ягудиным.

Этот раздел пополнен включением в программу «Мелодии» Р.Глиэра и

рядом пьес В.Н. Цыбина.

Программа для консерватории с пятилетним сроком обучения, написанная

в

1935г., включает список этюдного материала для 1-3 курсов и

распределение по курсам художественных произведений и оркестровой

литературы.

Помимо

этих

программ,

В.Н.Цыбин

написал

учебную

программу музыкального училища

по классу флейты. Программы по

флейте В.Н. Цыбина, имевшие принципиальные отличия от программ Ф.

Бюхнера и В. Кречмана (включением в учебный процесс классического

репертуара), стали основой программы для флейты советского периода и

были в дальнейшем переработаны и дополнены Н.И.Платоновым, в его

«Школе игры на флейте».

При активном участии В.Н. Цыбина, в середине 30-х годов на кафедре

была проделана работа по уточнению критериев оценок за выступление

учеников. 1.« Очень плохо» 2.«Плохо» 3. «Посредственно» 4. «Хорошо» 5.

«Отлично».

Радостным событием для всех московских духовиков стал II Всесоюзный

конкурс исполнителей 1935 года. Он ознаменовался замечательными

успехами

воспитанников

Московской

консерватории.

Победителями

конкурса стали: ученик В.Н. Цыбина - флейтист Ю. Ягудин, кларнетисты

А.Володин и А.Штарк, гобоист К.Юдин, фаготист П.Караулов, валторнисты

А.Янкелевич и С.Леонов, трубачи С.Ерёмин и Л.Юрьев, тромбонист В.

Щербинин.

В 1940 году из печати выходит труд, в котором В.Н.Цыбин обобщил свой

обширный исполнительский и педагогический опыт - работа «Основы

техники игры на флейте». Пособие включает в себя семь разделов:

«Дыхание», «Тренировка мышц губ и рта», «Извлечение звука», «Занятия на

инструменте», «Зрительное восприятие», «Штрихи и артикуляция», «Виды

флейт. Аппликатура, флажолет, трель и тремоло».

В разделе «Дыхание» автор пишет: «Флейта, как духовой инструмент,

требует, прежде всего, тренировки дыхания. В основу дыхания флейтиста

необходимо

положить

технику

дыхания

певца».

Это

очень

важное

методическое положение, так как сам В.Н.Цыбин прекрасно владел

рациональными типами исполнительского дыхания, применяемыми и в наше

время - диафрагмальным и грудобрюшным.

В разделе «Тренировка мышц губ и рта» автор рекомендует ученику

упражнения для тренировки губных мышц и мускулов, управляющих

растягиванием губ.

В разделе «Извлечение звука»: «При извлечении звуков нижнего регистра

губы сохраняют положение, свойственное им при произношении гласных

букв у, ю, е, и. При влечении звуков верхнего регистра губы находятся в

таком положении, как при произношении слогов пю, тю, кю, бю, фю».

Говоря о свободной, естественной игре на инструменте в разделе «Занятия

на инструменте»,

автор даёт много методически правильных советов с

позиций современной методики обучения флейтистов.

В разделе «Зрительное восприятие» отмечается необходимость регулярной

работы по развитию навыков чтения нот «с листа».

В разделе «Штрихи и артикуляция» автор находит много общего в

исполнениях штрихов у струнников и флейтистов, приводит некоторые

сведения о правилах смены дыхания.

В разделе «Виды флейт. Аппликатура, флажолеты, трель и тремоло»

представляет интерес раздел флейтовых флажолетов и примеры применения

вспомогательной аппликатуры.

Работа В.Н. Цыбина «Основы техники игры на флейте» существенно

пополнила учебные пособия 40-х годов, но она имеет ряд недостатков. В

работе отсутствуют сведения об истории инструмента, имеют место

методические

погрешности,

нет

раздела

о

флейтовом

вибрато;

в

предложенном учебном материале не соблюдён принцип «от простого к

сложному».

Главным,

существенным

недостатком

работы,

является

предложенная автором методическая установка положения губ «на улыбке».

Таким образом, в этой работе В.Н. Цыбина был предложен на практике

способ звукоизвлечения старой немецкой школы В.Кречмана.

«Школа» В.Н. Цыбина, в настоящее время, редко употребляется в

педагогической практике. Причиной тому является устаревшая методика

первоначального обучения, отсутствие доступных начинающему ученику

первоначальных постановочных упражнений, лёгких этюдов. В то же время,

отдельные пьесы из его «Школы» до сих пор с удовольствием исполняются

учениками-флейтистами.

В.Н.Цыбин был талантливым композитором. Он автор более ста

сочинений,

среди

которых

большую

ценность

представляют

как

произведения для различных духовых инструментов - концерты для гобоя,

трубы и валторны, так и его сочинения для флейты. Своими сочинениями для

флейты В.Н.Цыбин в значительной степени расширил учебный и концертный

репертуар. Им написаны три Концертных Allegro, 10 концертных этюдов,

Тарантелла, Анданте и много небольших пьес для флейты с фортепиано.

Существенные достоинства его сочинений - художественное разнообразие и

свежесть

музыкального

языка,

ясность

формы

и

ясно

очерченные

исполнительские задачи, позволили большинству из них занять прочное

место в репертуаре флейтистов. Отмечая вклад В.Н. Цыбина в развитии

репертуара для флейты, Н.И.Платонов писал: «В.Н. Цыбиным написан ряд

произведений для флейты в сопровождении фортепиано, благодаря которым

исполнительство на флейте поднялось на новую, более высокую ступень,

далеко превзойдя все прежние достижения в этой области. Наиболее

удачными произведениями В.Н. Цыбина следует считать Концертное аллегро

№ 2, Тарантеллу, Скерцо и Арабеску. Большая работа была проделана В.Н.

Цыбиным по расширению репертуара флейты за счёт переложений и

обработок произведений композиторов-классиков.

Педагогический труд Владимира Николаевича принёс впечатляющие

результаты. За 27 лет его работы в Петербургской консерватории, в

Московской консерватории, в музыкальном училище при консерватории, на

Военном факультете, он обучил более 200 флейтистов.

Трудно переоценить вклад В.Н. Цыбина в развитие отечественного

исполнительства на флейте. Его методические разработки явились основой

для успешной исполнительской и педагогической деятельности его учеников:

Н.И.Платонова,

Ю.Г.

Ягудина,

Г.Я.

Мадатова,

А.В.

Корнеева,

А.С.

Баранникова, Д.Г. Харкиевича и многих других видных московских

флейтистов. Через учеников В.Н. Цыбина, игравших и играющих в лучших

симфонических

и

оперных

оркестрах

страны,

преподававших

в

консерваториях и музыкальных училищах, школа В.Н. Цыбина получила

распространение по всей стране.

За выдающиеся заслуги в деле развития советского музыкального

искусства и за подготовку музыкальных кадров, профессор В.Н.Цыбин

(1877-1949) награждён орденами, а в 1946 г. ему было присвоено звание

Заслуженного деятеля искусств РСФСР.



В раздел образования