Напоминание

"КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"


Автор: Чернова Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри им. М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"
Раздел: среднее образование





Назад




КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Программа

коррекционной

работы

разработана

в

соответствии

с

Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на

создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями

здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования,

их социальную адаптацию.

В основе работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем,

информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия

решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения

проблемы.

Организационно-управленческой

формой

коррекционного

сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главная

задача: защита прав интересов ребенка, диагностика по проблемам развития,

выявление групп детей, требующих внимания специалистов, консультирование всех

участников образовательного процесса.

Цель программы

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в

освоении

основной

образовательной

программы

общего

образования,

их

социальную адаптацию.

Задачи программы

1.

Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными

ограниченными возможностями здоровья.

2.

Определение особенностей организации образовательного процесса для

рассматриваемой

категории

детей

в

соответствии

с

индивидуальными

особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его

выраженности.

3.

Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными

возможностями

здоровья

основной

образовательной

программы

общего

образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4.

Осуществление социально-педагогической, психологической помощи детям

с ограниченными возможностями здоровья.

5.

Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным

образовательным программам и получения дополнительных образовательных

коррекционных услуг.

6.

Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с

ограниченными возможностями здоровья.

7.

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

представителям)

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие

принципы:

-

соблюдение интересов ребёнка

-

системность

-

непрерывность

-

вариативность

-

рекомендательный характер оказания помощи.

Направления работы

-

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

проведение

их

комплексного

обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-

педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

-

консультативная

работа

обеспечивает

непрерывность

специального

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по

вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий

обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

-

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную

деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса

для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса –

обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их

родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

-

своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной

помощи;

-

диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

-

комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической

информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога.

-

изучение

развития

эмоционально-волевой

сферы

и

личностных

особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с

ОВЗ.

-

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания

ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;

-

изучение

адаптивных

возможностей

и

уровня

социализации

ребёнка

испытывающего

трудности

в

обучении

и

в

общении,

с

ограниченными

возможностями здоровья;

-

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-

выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в

соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых

коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений

развития и трудностей обучения;

-

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в

динамике

образовательного

процесса,

направленное

на

формирование

универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

-

развитие

эмоционально-волевой

и

личностной

сфер

ребёнка

и

психокоррекцию его поведения;

-

социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах;

-

всестороннее развитие коммуникативных возможностей с целью успешной

социализации данной категории учащихся.

Консультативная работа включает:

-

выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с

обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех

участников образовательного процесса;

-

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально -

ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными

возможностями здоровья;

-

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и

приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

-

различные

формы

просветительской

деятельности

(лекции,

беседы,

информационные стенды, печатные материалы),

-

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по

разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность

создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I

этап (май-сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно -

аналитическая

деятельность).

Результатом

данного

этапа

является

оценка

контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения

специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной

среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения,

материально-технической и кадровой базы учреждения.

II

этап

(октябрь-май)

Этап

планирования,

организации,

координации

(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является

особым

образом

организованный

образовательный

процесс,

имеющий

коррекционно

-

развивающую

направленность

и

процесс

специального

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально

созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации

рассматриваемой категории детей.

III

этап

(май-июнь)

Этап

диагностики

коррекционно-развивающей

образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом

является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно -

развивающих

и

образовательных

программ

особым

образовательным

потребностям ребёнка.

IV

этап (август-сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно -

корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых

изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

корректировка

условий

и

форм

обучения, методов и приёмов работы.



В раздел образования