Автор: Чернова Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри им. М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"
Раздел: среднее образование
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Программа
коррекционной
работы
разработана
в
соответствии
с
Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на
создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования,
их социальную адаптацию.
В основе работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем,
информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия
решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения
проблемы.
Организационно-управленческой
формой
коррекционного
сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главная
задача: защита прав интересов ребенка, диагностика по проблемам развития,
выявление групп детей, требующих внимания специалистов, консультирование всех
участников образовательного процесса.
Цель программы
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
освоении
основной
образовательной
программы
общего
образования,
их
социальную адаптацию.
Задачи программы
1.
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья.
2.
Определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой
категории
детей
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его
выраженности.
3.
Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
основной
образовательной
программы
общего
образования и их интеграции в образовательном учреждении.
4.
Осуществление социально-педагогической, психологической помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья.
5.
Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг.
6.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
7.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям)
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
по
психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
-
соблюдение интересов ребёнка
-
системность
-
непрерывность
-
вариативность
-
рекомендательный характер оказания помощи.
Направления работы
-
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
проведение
их
комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-
педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
-
консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
-
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса –
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
-
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи;
-
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
-
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога.
-
изучение
развития
эмоционально-волевой
сферы
и
личностных
особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с
ОВЗ.
-
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
-
изучение
адаптивных
возможностей
и
уровня
социализации
ребёнка
испытывающего
трудности
в
обучении
и
в
общении,
с
ограниченными
возможностями здоровья;
-
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения;
-
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в
динамике
образовательного
процесса,
направленное
на
формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
-
развитие
эмоционально-волевой
и
личностной
сфер
ребёнка
и
психокоррекцию его поведения;
-
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах;
-
всестороннее развитие коммуникативных возможностей с целью успешной
социализации данной категории учащихся.
Консультативная работа включает:
-
выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
-
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально -
ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья;
-
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-
различные
формы
просветительской
деятельности
(лекции,
беседы,
информационные стенды, печатные материалы),
-
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I
этап (май-сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно -
аналитическая
деятельность).
Результатом
данного
этапа
является
оценка
контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения
специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной
среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения,
материально-технической и кадровой базы учреждения.
II
этап
(октябрь-май)
Этап
планирования,
организации,
координации
(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является
особым
образом
организованный
образовательный
процесс,
имеющий
коррекционно
-
развивающую
направленность
и
процесс
специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально
созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
III
этап
(май-июнь)
Этап
диагностики
коррекционно-развивающей
образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом
является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно -
развивающих
и
образовательных
программ
особым
образовательным
потребностям ребёнка.
IV
этап (август-сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно -
корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых
изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
корректировка
условий
и
форм
обучения, методов и приёмов работы.