Автор: Киселева Яна Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ имени Л.В. Смирных с. Леонидово
Населённый пункт: п. Леонидово
Наименование материала: Технологическая карта урока по предмету окружающего мира
Тема: Размножение и развитие растений
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
Тема урока
Размножение и развитие растений.
Тип урока
урок усвоения новых знаний и способов действий
Цель
Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и условиями развития
растений.
Задачи деятельности
учителя
Создать условия для выяснения, как размножаются и развиваются растения.
Планируемые
результаты образования.
Предметные: научатся
моделировать
процесс
развития
растения,
проводить
наблюдения,
анализировать, доказывать предположения, делать выводы
Метапредметные:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания,
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока,
проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей
деятельности на уроке.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь
других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе, парах
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие
мотивов
учебной деятельности, формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятия
Материалы
Окружающий мир: 3 класс - учебник, рабочий лист.
Применяемые
технологии
Приёмы
проблемного
обучения,
приём
игровых
технологий,
приём
информационно
–
коммуникационной технологии, приём групповой технологии, поисково- исследовательская,
развивающего обучения,
Этап урока
Цель:
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Универсальные учебные
действия
1.Организационный
этап.
Цель: настроить на
положительные
эмоции,
способствовать
созданию
внутреннего
комфорта.
- Начинаем урок.
-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
-Работаю нашей довольны остались.
-Пусть этот урока нас порадует всех,
И каждый из вас ощутит свой успех.
Давайте урок, поскорее начнем, чтоб
исследовать мир, в котором мы живём!
Приветствие учителя, проверяют готовность
к уроку.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: организация
рабочего места.
2. Актуализация
знаний. Проверка
домашнего задания.
Мы говорили с вами о том, что Растения
зеленая одежда Земля, действительно
растения нас окружают на улице, дома, и во
многих других местах.
-А растение можно назвать живым
организмом? Почему?
-Расскажите, пожалуйста, об этих
процессах.
Заполните в рабочем листе схемы, как
питается и дышит растение.
Учащиеся рассказывают о том, что
растение – живой организм, обозначают в
схемах питание и дыхание растений.
Оценка выполненной работы
Да, растение – это живой организм,
потому что оно дышит, питается,
растёт, умирает и размножается.
Мы знаем, что растения могут дышать.
(при дыхании поглощают кислород,
выделяют углекислый газ)
Мы знаем, что растения могут питаться.
(поглощают углекислый газ, выделяют
кислород).
Актуализируют личный опыт и знания
полученные на прошлом уроке. Повторяют
изученный материал.
Питание Дыхание
Регулятивные:
формирование умения ставить
учебную задачу, работать по
инструкции.
Познавательные: осуществлять
синтез как составление целого и
частей.
Коммуникативные: уметь
выслушивать ответы других детей,
высказывать свое мнение в
доступной форме.
3. Определение темы
урока. Постановка
- Однажды учёные поставили опыт: на
грушевом дереве перед цветением выбрали
Обсуждают в группе данный вопрос.
Выстраивают монологические
Личностные: Учебно-
цели урока.
Цель: организовать и
направить к
восприятию нового
материала; суметь
проанализировать
ситуацию и назвать
тему и цель урока
две ветки с одинаковым числом бутонов.
Одну из них накрыли марлей, чтобы к
цветкам не могли проникнуть пчёлы, а
другую оставили открытой. На той ветке,
где
на
цветки
прилетали
пчёлы,
образовалось 33 груши. А на ветке под
марлей – ни одной!
-Предположите, почему так произошло?
Мы думаем, что растения способны к
размножению?
Наверное, нам нужно это доказать?
-Кто попробует сформулировать гипотезу,
как настоящий учёный,
-Что такое гипотеза? - Итак, наша
гипотеза….
- Чтобы доказать гипотезу, назовём тему
урока и поставим цель:
высказывания.
Марля помешала опылению, переносу
пыльцы с одного цветка на другой.
-Гипотеза – это предположение,
требующее доказательства.
- Предположим, что растение – это живой
организм, потому что оно дышит,
питается, растёт и размножается.
Формулируют (уточняют) тему урока,
ставят цели.
познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам
решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу на
основе соотнесения того что
известно и усвоено; в
сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи, волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели;
Коммуникативные: уметь
высказывать свое мнение в
доступной форме.
4. Изучение новых
знаний и способов
действий
Цель: дать
возможность
самостоятельно
изучить новый
материал с помощью
практической
деятельности.
Проблемное обучение
Приступи к доказательству гипотезы. Наша
работа сегодня будет проходить в группах.
Вспомнить правила в группах.
Практическая работа.
Чтобы узнать, как происходит размножение
растений на необходимо поработать в
группах и узнать:
1.
Размножение растений с помощью
опыления;
2.
Распространение плодов;
3.
Как развивается растение из семени.
Распределить задания.
Слушать товарища, не перебивать.
Говорить спокойно ясно, только по делу.
Активно участвуй в осуждении вопросов.
Сделай сам - помоги другу.
Работают в группе с разными источниками
информации:
1.Учебник
2. Информационный лист
3. Интернет
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении; умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации; умение
договариваться и приходить к
общему выводу.
Познавательные: построение
логической цепи рассуждений,
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений.
Регулятивные: формирование
умения ставить учебную задачу на
основе соотнесения того что
известно и усвоено учащимися и
того, что неизвестно, составление
плана и последовательности
действий, волевая саморегуляция в
ситуации затруднения.
Физминутка ( для зрения)
5. Отчет о
проделанной работе
Цель: проверить
уровень усвоения и
понимания нового
материала.
Знакомство с результатами исследований.
- Прошу докладчиков от каждой группы
познакомить с результатами работы.
При докладе учащиеся других групп
заполняют рабочие листы.
1 группа: Размножение растений с помощью
опыления;
2 группа: Распространение плодов.
3 группа (УЧИТЕЛЬ): Какие условия нужны
для прорастания семян? (кашпо, семя
декоративных цветов и овощных культур)
Оценка выполненной работы
Докладчики от каждой группы по очереди
выходят к доске, рассказывают о
проделанной работе и о сделанных выводах.
1 группа : насекомые помогают растениям
размножаться. Опыление – это перенос
пыльцы насекомыми с цветка на цветок. А
затем из опылённого цветка начинает
развиваться плоды.
Рабочий лист
Распространение происходит с помощью
ветра, животных и человека.
Рабочий лист
Для прорастания семени необходимо: тепло,
вода, воздух.
Развитие
растения:
1.Семя
2.Корешок
3.Зеленый росток с листочками 4. Взрослое
растение 4. Взрослое растение с плодами
Рабочий лист
Регулятивные: контроль,
коррекция, осознание качества и
уровня усвоения.
Познавательные: умение
структурировать знания и работать
с таблицей.
Отбирать
необходимые для решения
учебной задачи источники
информации.
Перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать факты
и явления; определять причины
явлений и событий.
Коммуникативные:
воспринимают мнение
сверстников, проявляют интерес к
общению на уроке.
6. Включение нового
в активное
использование в
сочетании с ранее
изученным,
освоенным
Подтвердилось ли наша гипотеза, что
растения могут размножаться ?
Достигли ли мы цель урока?
Да, мы доказали что растения могут
размножаться.
Цель урока мы достигли: узнали, как
размножаются растения.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование.
Познавательные: решение
проблемы, построение логической
цепи рассуждений.
Цель для учащихся:
аргументировать свое
мнение, осознавать
значимость
полученных знаний и
готовность
использовать их в
жизни.
Что необходимо для выращивания растения
из семени?
Какие ещё способы распространение плодов
вы узнали?
Как происходить опыление растений?
Где мы можем применить полученные
знания?
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
Для выращивания растений из семени
необходимо : тепло, вода, воздух.
Есть способы размножения с помощью
ветра, например такие плоды как клён,
липа и плоды березы приспособляются
путешествовать с помощью ветра.
Плоды: репейник, череда имеют острые
зубчики, они цепляются за шерсть зверей,
за одежду человека, и таким образом
распространяются
Насекомые, перелетая с цветка на
цветок ,переносят пыльцу, таким образом,
происходит опыление.
Выстраивают монологические
высказывания
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Цель: проверить
уровень усвоения и
понимания нового
материала, мотивация
учебной деятельности
на основе опыта.
7.Закрепление
полученных знаний
Цель: проверить
уровень усвоения и
понимания нового
-Для закрепления наших знаний я
предлагаю вам выполнить самостоятельную
работу.
Игра « Найди соответствие»
- После завершения вы встретитесь с
товарищем по часам и выполните
взаимопроверку.
Оценка выполненной работы
- Для завершения нашего урока, мы
подключимся к игре, и проверим знания,
которые вы усвоили на уроке.
Учащиеся подключаются к сети и
Выполняют самостоятельную работу,
проверяют взаимопроверку.
«Клок Баддис»
Подключаются к игре и выполняют
совместное тестирование в приложении
«Кэхут»
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осознание
того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: оценка —
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества
материала в
совместной
деятельности.
выполняют тест.
.
и уровня усвоения
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении; умение
договариваться и приходить к
общему выводу.
8.Итоговая
рефлексия учебной
деятельности
Цель:
проанализировать,
дать оценку
успешности
достижения цели и
наметить перспективу
на будущее.
- Вы молодцы! Очень активно сегодня
поработали! Подведем итог нашего урока.
Продолжи фразу
У – узнали, что…
Р – рассуждали о чём…
О – объясняли, что…
К – коллективно работали как?
- Урок окончен! Всем большое спасибо!
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
Выстраивают монологические
высказывания.
Познавательные
Осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания. Рефлексия
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
Регулятивные: оценка —
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества
и уровня усвоения
Личностные: самоопределение.
Лист самооценки.
Я умею принимать и сохранять учебную задачу
Я умею работать с информацией
Я умею чётко и ясно излагать своё мнение
Я умею работать в паре (группе)
Я узнал, как размножаются растения
Соедини линиями.
Нектар насекомые, которые опыляют цветы
Пыльца мельчайшие жёлтые зёрнышки в цветках
Насекомые - перенос пыльцы с одного цветка на другой
опылители
Вставь пропущенные слова.
Насекомые__________________ цветки растений. Из опылённого __________________
начинает развиваться __________________.
Какие условия необходимы для прорастания семени?
1.
Тепло.
2.
Солнце.
3.
Вода.
4.
Воздух.
5.
Почва.
6.
Свет.