Напоминание

Организация проектной деятельности на уроках технологии


Автор: Соколова Людмила Витальевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: г.Тобольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация проектной деятельности на уроках технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Тем выступления: Организация проектной деятельности на уроках технологии

В условиях современного образовательного процесса образовательная

технология — должна работать на достижение результата и создавать

условия для формирования всех групп Универсальных Учебных Действий.

Самая продуктивнас точки зрения их формирования-проектная, поскольку

она:

1) Направлена на получение результата;

2) Направлена на формирование всех групп УУД

ФГОС разводит понятия учебно-исследовательской и проектной деятельности и

посвящает проектной деятельности отдельную междисциплинарную программу.

В преподавании такого предмета как технология проектная деятельность является

неотъемлемой частью учебного процесса. Реализация ряда проектов запланирована в

рамках школьной программы. Учащиеся на протяжении учебного года выполняют

проекты по разным темам и, как правило, проект является итоговой работой по

завершении изучения какого либо раздела.

Любой проект — это (1Проблема, 2Планирование, 3Поиск, 4Продукт, 5Презентация

и 6Портфолио) предлагаю сегодня ещё раз остановиться на каждом этапе.

1Проблема. Это чрезвычайно важная точка проекта, поскольку именно от точного

определения и формулировки проблемы зависит последующее планирование, а часто и

воплощение проекта.

Проблема может быть определена с помощью основных аспектов,они

представленыпредставленных на слайде.

Определив проблему как некое некомфортное положение дел, которое нужно решить,

исправить, формулируем цель.

При формулировании целей и задач проекта необходимо соблюдать логическую

взаимосвязь:

Важно соблюдать как прямую последовательность: проблема, цель, задачи, так и

проверить логичность в обратном направлении. Если мы сможем решить поставленные

задачи, приблизимся ли мы к поставленной цели? Если цель будет достигнута —

решится ли заявленная в проекте проблема?

Главное назначение цели – показать, к чему приведёт, и чему будет способствовать

запланированная деятельность по решению проблем в рамках проекта.

При разработке целей можно использовать критерии SMART, которые представлены на

слайде.

2Планирование. Одна из ключевых особенностей проектного подхода: сначала

планируем все наши действия и связанные с ними затраты, а только затем, когда

полная детализированная картинка проекта, от его начала до достижения результата,

будет у нас в голове и на бумаге, начинаем любые действия — запускаем проект.

Ключевые процедуры планирования представлены на слайде.

3Поиск. На этапе планирования важным фактором является определение источников

информации, необходимых ресурсов для работы над проектом. Кстати, термин

«информация» в середине ХХ века ввел Клод Шеннон применительно к теории

передачи кодов, получившей название «Теория информации». В настоящее время

наполнение этого термина получило более глубокий природно-философский смысл.

Источник информации — объект, идентифицирующий происхождение информации.

Поиск нужной информации может осуществляться различными путями.

4Продукт. Достижение поставленной цели определяет завершение проекта. Реализация

любого проекта должна иметь на выходе получение неких положительных изменений.

Результатами проекта являются решённые задачи. В идеале результаты должны иметь

количественные и качественные показатели.

Продуктом труда является запланированный результат. В какой форме будет

представлен продукт проекта — зависит от разработчиков. Продукты одного и того же

проекта могут быть различны. Примеры продуктов проекта представлены на слайде.

5Презентация. Презентация проекта необходима для:

- завершения работы;

- анализа проделанного;

- самооценки и оценки со стороны;

- демонстрации результатов.

Защита проекта может проходить в различных формах (устный или письменный отчёт,

демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, подведение итогов,

выдвижение новых проблем исследования.

И последняя 6 Портфолио - один из обязательных результатов проекта,

предъявляемых на защите.

В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают

недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными

знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают

коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения,

системное мышление.

Задача портфолиокак раз в том чтобы показать ход работы над проектом.

И заканчивая своё выступление приведу немного статистики.

По данным исследований проведённых среди российских школьников разных

возрастов, отношение к проектной деятельности следующее:

По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои

возможности и способности;

Младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной

группе, в ходе работы над проектом почти всегда «становятся лучшими друзьями»;

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.Т.к. 62% школьников

отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно,

лишь с небольшой помощью руководителя;

Самый интересный этап - исследовательский, так считают 56% учащихся;

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники

чаще всего отвечают:

– «распределять правильно время»;

– «анализировать собственные действия»;

– «презентовать результаты своего труда»;

– «доделывать всё до конца»;

– «достигать поставленной цели»;

– «рассматривать тему с разных точек зрения».

И на вопрос,о форме презентации проекта большинство респондентов отдали

предпочтение свободной форме– 48% опрошенных.

Исходя, из вышеизложенных данных можно сделать вывод, что проектная работа детям

интересна и важна, но в ходе проектной деятельности нужно давать им чуть больше

свободы ненавязчиво корректируя и направляя процесс. Основной тезис современного

понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы,

будет полностью подтверждён.

«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю

́

, и где и как я могу эти знания

применить»



В раздел образования