Автор: Ксения Николаевна Шорник
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с 472 "Тигренок"
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: представление опыта работы
Тема: СТЕМ-ТЕХНОЛОГИЯ «МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР»» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
СТЕМ-ТЕХНОЛОГИЯ «МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР»» КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Сегодня в нашем обществе существует глобальная проблема – люди мало
читают книги! Их жизнью быстро и беспощадно овладевает интернет, это
паук, который окутал паутиной весь мир. Поэтому данная проблема
присутствует и в речевом развитии детей дошкольного возраста, а тем более
у детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ с ТНР — это дети, у которых выявлены нарушения в
развитии
разных
сфер:
речевой,
интеллектуальной,
эмоциональной,
двигательной, сенсорной. Ребенок с ОВЗ растет и развивается, как и
обычный ребенок, но развитие данных сфер задерживается с самого
рождения, это вызывает проблемы с вхождением его в социум, в среду,
рассчитанную на детей с нормальным развитием. Работа с такими детьми
строится с учетом всех их особенностей, в первую очередь, возрастных и
психофизических. На нынешнем этапе современного образования решение
данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов
в организации обучения. Одной из таких форм все чаще становится
мультипликация.
Чтобы решить данную проблему, я изучала и внедряла в свою работу
различные технологии для активизации речевой активности детей.
Работа выстраивалась следующим образом:
— чтение художественной литературы;
— инсценировка небольших художественных произведений;
— работа над выразительностью речи;
— показ спектаклям другим группам;
— сочинение сказок;
— знакомство с образовательным модулем Мультстудия «Я творю мир»;
— работа над сценарием;
— раскадровка;
— изготовление персонажей;
— покадровая съёмка;
— озвучивание;
— демонстрация готового мультфильма;
— участие в конкурсах.
Научные исследования Льва Семёновича Выготского (и других педагогов –
исследователей), которые, на мой взгляд, очень правильно изложили свои
идеи о проявлении потребности детей в творчестве ещё с дошкольного
возраста. А вид творчества, как мы знаем, зарождается из индивидуальных
возможностей каждого ребёнка.
На мой взгляд, именно современные СТЕМ-технологии способны дать
толчок речевому развитию, так как они более доступны пониманию ребёнка
с ОВЗ. Я хочу познакомить Вас с Мультстудией «Я творю мир», которую я
активно использую в своей работе с детьми.
Участвуя в ролевых коллективных играх, дети овладевают многообразием
форм общения друг с другом. В игре начинает действовать не только
имеющийся запас речевых приемов: в ней происходит их активное
пополнение новыми формами.
Очень хорошо мотивирует дошкольника к общению – собеседник, даже если
это виртуальный герой мультфильма. Дети хотят общаться, но порой не
умеют это делать. А в играх и инсценировках происходит обучение общению
в непосредственной обстановке и, как будто – бы играя роль.
На сегодня основные мультипликационные технологии включают в себя 2D,
3D, покадровую анимацию (stop-motion). Кроме того, существуют различные
виды мультипликации, для которых также нужны определенные навыки,
умения и условия. К примеру, игольчатая, песочная мультипликация или
мультипликация на воде. Более того – каждый вид можно разделить на
подвиды, например, stop-motion мультипликация бывает пластилиновая,
кукольная, бумажная, и так далее.
Работа с детьми выстраивается поэтапно:
На 1 этапе: формируется интерес к произведения через мнемотаблицы
(раскадровка будущего мультфильма).
На данном этапе – читаем произведение, беседуем о прочитанном: что
поняли? Пробуем объяснить трудные слова,
находим значение слов и
словосочетаний в словарях и википедии.
Далее – делаем раскадровку: рисуем схему для быстрого запоминания
произведения, используя (как в мнемотаблицах) готовые шаблоны деталей.
На 2 этапе: развивается навык осознанного понимания произведения через
викторины, квесты. Отвечаем на вопросы по тексту произведения. Создаем
мини – кластер – «путешествие» по произведению.
На 3 этапе:
развиваются коммуникативные умения и навыки через
инсценировку произведения – погружение в сказку — театрализованная
постановка. Испытываем эмоции и чувства героев.
Создаем и одушевляем неодушевленные предметы, наполняем их легендой и
наполняем жизнью.
На 4 этапе:
определяем вид будущей анимации, выбираем оператора,
готовим декорации и героев, подготавливаем озвучку.
На
5
этапе:
создается
продукт
—
мультфильм.
Осуществляем
покадровую съёмку, монтаж, озвучивание. И вот продукт готов!
Для детей созданы условия для преобразования немотивированных
эмоциональных
переживаний
в
интеллектуальные:
с
осмыслением,
пониманием, оценкой. Образное мышление и воображение позволяет детям
проявить задатки литературного творчества.
Художественные
произведения
должны
быть
подобраны
так,
чтобы
ознакомить с разными сторонами окружающей жизни: миром природы,
миром людей, собственным внутренним миром.
Для реализации данного направления я прошла курса повышения
квалификации
в
учебно-методическом
центре
«ЭЛТИ-КУДИЦ»,
систематически повышаю свою уровень через вебинары и семинары.
Особое место в работе с такими детьми занимает метод сочинения историй.
Таким примером служит мультфильм «Жадина» и «Колобок на новый лад»
который мы готовили на конкурс «6 международный фестиваль авторской
детской мультипликации «Я творю мир» и «1 международный фестиваль
естественно-научного
и
инженерно-технического
творчества
детей
дошкольного возраста «СТЕМ фест»