Напоминание

СТЕМ-ТЕХНОЛОГИЯ «МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР»» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ


Автор: Ксения Николаевна Шорник
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с 472 "Тигренок"
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: представление опыта работы
Тема: СТЕМ-ТЕХНОЛОГИЯ «МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР»» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТЕМ-ТЕХНОЛОГИЯ «МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР»» КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Сегодня в нашем обществе существует глобальная проблема – люди мало

читают книги! Их жизнью быстро и беспощадно овладевает интернет, это

паук, который окутал паутиной весь мир. Поэтому данная проблема

присутствует и в речевом развитии детей дошкольного возраста, а тем более

у детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ с ТНР — это дети, у которых выявлены нарушения в

развитии

разных

сфер:

речевой,

интеллектуальной,

эмоциональной,

двигательной, сенсорной. Ребенок с ОВЗ растет и развивается, как и

обычный ребенок, но развитие данных сфер задерживается с самого

рождения, это вызывает проблемы с вхождением его в социум, в среду,

рассчитанную на детей с нормальным развитием. Работа с такими детьми

строится с учетом всех их особенностей, в первую очередь, возрастных и

психофизических. На нынешнем этапе современного образования решение

данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов

в организации обучения. Одной из таких форм все чаще становится

мультипликация.

Чтобы решить данную проблему, я изучала и внедряла в свою работу

различные технологии для активизации речевой активности детей.

Работа выстраивалась следующим образом:

— чтение художественной литературы;

— инсценировка небольших художественных произведений;

— работа над выразительностью речи;

— показ спектаклям другим группам;

— сочинение сказок;

— знакомство с образовательным модулем Мультстудия «Я творю мир»;

— работа над сценарием;

— раскадровка;

— изготовление персонажей;

— покадровая съёмка;

— озвучивание;

— демонстрация готового мультфильма;

— участие в конкурсах.

Научные исследования Льва Семёновича Выготского (и других педагогов –

исследователей), которые, на мой взгляд, очень правильно изложили свои

идеи о проявлении потребности детей в творчестве ещё с дошкольного

возраста. А вид творчества, как мы знаем, зарождается из индивидуальных

возможностей каждого ребёнка.

На мой взгляд, именно современные СТЕМ-технологии способны дать

толчок речевому развитию, так как они более доступны пониманию ребёнка

с ОВЗ. Я хочу познакомить Вас с Мультстудией «Я творю мир», которую я

активно использую в своей работе с детьми.

Участвуя в ролевых коллективных играх, дети овладевают многообразием

форм общения друг с другом. В игре начинает действовать не только

имеющийся запас речевых приемов: в ней происходит их активное

пополнение новыми формами.

Очень хорошо мотивирует дошкольника к общению – собеседник, даже если

это виртуальный герой мультфильма. Дети хотят общаться, но порой не

умеют это делать. А в играх и инсценировках происходит обучение общению

в непосредственной обстановке и, как будто – бы играя роль.

На сегодня основные мультипликационные технологии включают в себя 2D,

3D, покадровую анимацию (stop-motion). Кроме того, существуют различные

виды мультипликации, для которых также нужны определенные навыки,

умения и условия. К примеру, игольчатая, песочная мультипликация или

мультипликация на воде. Более того – каждый вид можно разделить на

подвиды, например, stop-motion мультипликация бывает пластилиновая,

кукольная, бумажная, и так далее.

Работа с детьми выстраивается поэтапно:

На 1 этапе: формируется интерес к произведения через мнемотаблицы

(раскадровка будущего мультфильма).

На данном этапе – читаем произведение, беседуем о прочитанном: что

поняли? Пробуем объяснить трудные слова,

находим значение слов и

словосочетаний в словарях и википедии.

Далее – делаем раскадровку: рисуем схему для быстрого запоминания

произведения, используя (как в мнемотаблицах) готовые шаблоны деталей.

На 2 этапе: развивается навык осознанного понимания произведения через

викторины, квесты. Отвечаем на вопросы по тексту произведения. Создаем

мини – кластер – «путешествие» по произведению.

На 3 этапе:

развиваются коммуникативные умения и навыки через

инсценировку произведения – погружение в сказку — театрализованная

постановка. Испытываем эмоции и чувства героев.

Создаем и одушевляем неодушевленные предметы, наполняем их легендой и

наполняем жизнью.

На 4 этапе:

определяем вид будущей анимации, выбираем оператора,

готовим декорации и героев, подготавливаем озвучку.

На

5

этапе:

создается

продукт

мультфильм.

Осуществляем

покадровую съёмку, монтаж, озвучивание. И вот продукт готов!

Для детей созданы условия для преобразования немотивированных

эмоциональных

переживаний

в

интеллектуальные:

с

осмыслением,

пониманием, оценкой. Образное мышление и воображение позволяет детям

проявить задатки литературного творчества.

Художественные

произведения

должны

быть

подобраны

так,

чтобы

ознакомить с разными сторонами окружающей жизни: миром природы,

миром людей, собственным внутренним миром.

Для реализации данного направления я прошла курса повышения

квалификации

в

учебно-методическом

центре

«ЭЛТИ-КУДИЦ»,

систематически повышаю свою уровень через вебинары и семинары.

Особое место в работе с такими детьми занимает метод сочинения историй.

Таким примером служит мультфильм «Жадина» и «Колобок на новый лад»

который мы готовили на конкурс «6 международный фестиваль авторской

детской мультипликации «Я творю мир» и «1 международный фестиваль

естественно-научного

и

инженерно-технического

творчества

детей

дошкольного возраста «СТЕМ фест»



В раздел образования