Автор: Гулина Елена Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ № 135
Населённый пункт: город Можайск -10 Московской области
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: Тип Моллюски
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
Утверждаю
Директор школы № 135
___________ Е. Полянина
«______» _________ 2016 г.
Разработка открытого урока по биологии в 7б классе
Тема урока «Тип Моллюски»
Составила: Гулина Елена Валентиновна, учитель биологии
Методическая цель: формирование УУД с помощью современных образовательных
технологий.
Цель урока: конкретизировать знания обучающихся о моллюсках
Задачи:
- образовательные:
сформировать умение характеризовать среды жизни, умение по внешнему
виду организма определять среду жизни;
-
развивающие: формировать
умение
анализировать,
сравнивать,
выделять
главное,
устанавливать причинно-следственные связи, переводить информацию из одной знаковой
системы в другую;
- воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Форма урока: обобщения и закрепления знаний
Вид занятия: урок - игра
Формы организации познавательной деятельности:
групповая
Методическое обеспечение урока: презентация, карточки с заданиями для групп
Методы обучения: словесные, наглядные
Место проведения: кабинет № 28
Время проведения: 16.00 – 16.45
Ход мероприятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока
- Чтобы определить тему урока прочитайте отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-
Щедрина «Карась-идеалист»
«…карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради
продовольствия
и
рассуждает:
«Да
и
устроена
она
(ракушка)
так,
что
никак
невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо
ракушек кишит»…»
- Каких животных мы в повседневной жизни называем ракушками? (Слайд 1)
Тема урока «Тип Моллюски» (Слайд 2)
- Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания о моллюсках. Урок проведем в форме
игры.
- Перед вами лежат карточки, встаньте, покажите их друг другу. Двигаясь по классу,
общаясь,
объединитесь в группы. Принцип объединения определите сами. Время 2
минуты.
(сепиола, корабельный червь, рапан, мурекс, слизень, прудовик, осьминог, каракатица,
кальмар, наутилус, мидия, устрица, тридакна, беззубка, янтарка)
- По какому признаку объединились в группы? (Брюхоногии, Двустворчатые, Головоногие)
Команды выбирают капитанов, получают листы оценивания.
- Итак, начинаем игру. Всем желаю удачи.
III. Применение знаний в новой ситуации
Задание 1. (Слайд 3, 4)
- Допишите в предложениях недостающие слова.
1.
В отличие от кольчатых червей тело моллюсков
не _______________________ . (сегментировано)
2.
Тело моллюсков делится на три отдела:__________________________________ .
(голова, туловище, нога)
3.
Тело моллюсков покрыто кожной складкой - _______. (мантией)
4.
Моллюски, обитающие в воде, дышат с помощью
__________ , наземные формы - с помощью __________ . (жабр, легких)
5.
Сердце моллюсков состоит из ___________________ и
__________________ . (предсердия, желудочка)
6.
Органы выделения моллюсков - ________________ . (почка)
Задание 2. (Слайд 5, 6)
- Соотнесите систему органов с соответствующими им функциями.
Система органов
Функции
1)
Нервная
К) удаление жидких продуктов распада
2)
Кровеносная
Е) газообмен между организмом и средой
3)
Пищеварительная
М) связь организма с окружающей средой
4)
Дыхательная
Р) переваривание пищи
5)
Выделительная
С) воспроизведение потомства
6)
Половая
У) транспорт газов и питательных веществ
Задание 3. (Слайд 7,8)
- Расположите слова от частного к общему.
1.
Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.
2.
Кальмар, головоногое, моллюск, животное.
3.
Янтарка, брюхоногое, беспозвоночное, животное.
(1.
Мидия, двустворчатое, беспозвоночное, многоклеточное.)
(2.
Кальмар, головоногое, моллюск, животное.)
(3.
Янтарка, брюхоногое, беспозвоночное, животное.)
Задание 4. (Слайд 9)
- Дайте определение понятиям.
Макалогия – (наука о моллюска)
Радула – (язык с теркой)
Глохидия – (свободноплавающая личинка двустворчатых моллюсков)
Аммонит – (ископаемый головоногий моллюск с раковиной)
Литораль - (приливно-отливная зона моря)
Биссус – (вещество, которое образует нить двустворчатой пинны)
Задание 5. (Слайды 10, 11, 12)
Файнворд
Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с
восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали
работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам прислали, знала хорошо.
Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек
отлично развивалась. Началась жара – панамы нам очень пригодились.
- «Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер, - лови, цапля, лягушек, да
считай их, будешь нашей помощницей … А вот ещё птицы, их три, да к нам еще целая
группа приближается …»
И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали
считать.
Щёлкнул
затвор
камеры
фотоаппарата.
Одна
цапля
была
совсем
близко.
Я
помахал ей на прощание веслом: «Иди я не трону тебя».
(Пример: Летом мы жили у дяди Мити на Днестре. Коза у него была, куры,
индюки.)
IV. Физкультминутка
- А сейчас мы с вами отдохнём.
- Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир.
- Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо,
затем влево.
- Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем глаза, нам страшно -
зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.
- Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.
-От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.
- Снова открыли глаза-
- Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами и широко улыбнулись соседу.
V. Сообщение обучающихся
- А вы знаете, что… (Слайд 13)
- Совершим прогулку по необыкновенным магазинам. (Слайд 14)
Продовольственный магазин (Слайды 15, 16, 17, 18)
Чтобы приготовить вкусный обед, я настоятельно рекомендую вам вот эти консервы –
плов из мидий. Его надо только разогреть, и вы попробуете вкусное блюдо. Если вам
нужно приготовить что-нибудь оригинальное, то я могу предложить вам замороженные
мидии. Их можно использовать как начинку для пирога, можно пожарить с картофелем,
приготовить мидии в соусе.
Ну а для гурманов я могу предложить устриц. Но едят этих моллюсков сырыми. Они
очень
полезны,
в
них
содержится
много
йода.
Выращивают
устриц
и
мидий
на
специальных фермах. Их очень любят в Австралии, Франции, Голландии.
Не проходите мимо виноградных улиток и морских гребешков! Это кусочек
великолепного нежного мяса.
Ещё могу предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их
не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.
Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел
особенно развит в Японии, Китае и Корее.
Приятного аппетита!
Ювелирный магазин (Слайды 19, 20)
Не проходите, пожалуйста, мимо ювелирного отдела! Сегодня к нам поступили
новинки! Наверняка вам понравятся эти бусы. Они из жемчуга. Как они красивы! А
жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Если песчинка
попадёт в раковину, она обволакивается слоем перламутра и образуется жемчужина.
Настоящий жемчуг очень дорогой и изделия из него очень красивые.
Мне
вспомнился
один
случай.
В
50-х
годах
на
Филиппинах
поймали
гигантского
моллюска
– тридакну. Масса его тела была около 250 кг. Когда раскрыли створки её
раковины, обнаружили жемчужину почти с человеческую голову, массой 6,5 кг!
Галантерейный магазин (Слайд 21)
А знаете ли вы о том, что на вашей одежде вы всегда можете обнаружить изделия из
моллюсков?
Конечно это пуговицы! Как они переливаются! Синим, зелёным, розовым цветом.
Могу предложить вам чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистых нитей –
биссуса,
которые
выделяет
двустворчатые
моллюски
– пинны.
Пинны
живут
в
Средиземном море.
VI. Домашнее задание
Составить кроссворд на тему «Моллюски», ребус
VII. Рефлексия
Прикрепите лучик к нашему солнышку (на доске), если вам на уроке было интересно.