Напоминание

Тип Моллюски


Автор: Гулина Елена Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ № 135
Населённый пункт: город Можайск -10 Московской области
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: Тип Моллюски
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 135»

Утверждаю

Директор школы № 135

___________ Е. Полянина

«______» _________ 2016 г.

Разработка открытого урока по биологии в 7б классе

Тема урока «Тип Моллюски»

Составила: Гулина Елена Валентиновна, учитель биологии

Методическая цель: формирование УУД с помощью современных образовательных

технологий.

Цель урока: конкретизировать знания обучающихся о моллюсках

Задачи:

- образовательные:

сформировать умение характеризовать среды жизни, умение по внешнему

виду организма определять среду жизни;

-

развивающие: формировать

умение

анализировать,

сравнивать,

выделять

главное,

устанавливать причинно-следственные связи, переводить информацию из одной знаковой

системы в другую;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Форма урока: обобщения и закрепления знаний

Вид занятия: урок - игра

Формы организации познавательной деятельности:

групповая

Методическое обеспечение урока: презентация, карточки с заданиями для групп

Методы обучения: словесные, наглядные

Место проведения: кабинет № 28

Время проведения: 16.00 – 16.45

Ход мероприятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока

- Чтобы определить тему урока прочитайте отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-

Щедрина «Карась-идеалист»

«…карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради

продовольствия

и

рассуждает:

«Да

и

устроена

она

(ракушка)

так,

что

никак

невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо

ракушек кишит»…»

- Каких животных мы в повседневной жизни называем ракушками? (Слайд 1)

Тема урока «Тип Моллюски» (Слайд 2)

- Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания о моллюсках. Урок проведем в форме

игры.

- Перед вами лежат карточки, встаньте, покажите их друг другу. Двигаясь по классу,

общаясь,

объединитесь в группы. Принцип объединения определите сами. Время 2

минуты.

(сепиола, корабельный червь, рапан, мурекс, слизень, прудовик, осьминог, каракатица,

кальмар, наутилус, мидия, устрица, тридакна, беззубка, янтарка)

- По какому признаку объединились в группы? (Брюхоногии, Двустворчатые, Головоногие)

Команды выбирают капитанов, получают листы оценивания.

- Итак, начинаем игру. Всем желаю удачи.

III. Применение знаний в новой ситуации

Задание 1. (Слайд 3, 4)

- Допишите в предложениях недостающие слова.

1.

В отличие от кольчатых червей тело моллюсков

не _______________________ . (сегментировано)

2.

Тело моллюсков делится на три отдела:__________________________________ .

(голова, туловище, нога)

3.

Тело моллюсков покрыто кожной складкой - _______. (мантией)

4.

Моллюски, обитающие в воде, дышат с помощью

__________ , наземные формы - с помощью __________ . (жабр, легких)

5.

Сердце моллюсков состоит из ___________________ и

__________________ . (предсердия, желудочка)

6.

Органы выделения моллюсков - ________________ . (почка)

Задание 2. (Слайд 5, 6)

- Соотнесите систему органов с соответствующими им функциями.

Система органов

Функции

1)

Нервная

К) удаление жидких продуктов распада

2)

Кровеносная

Е) газообмен между организмом и средой

3)

Пищеварительная

М) связь организма с окружающей средой

4)

Дыхательная

Р) переваривание пищи

5)

Выделительная

С) воспроизведение потомства

6)

Половая

У) транспорт газов и питательных веществ

Задание 3. (Слайд 7,8)

- Расположите слова от частного к общему.

1.

Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.

2.

Кальмар, головоногое, моллюск, животное.

3.

Янтарка, брюхоногое, беспозвоночное, животное.

(1.

Мидия, двустворчатое, беспозвоночное, многоклеточное.)

(2.

Кальмар, головоногое, моллюск, животное.)

(3.

Янтарка, брюхоногое, беспозвоночное, животное.)

Задание 4. (Слайд 9)

- Дайте определение понятиям.

Макалогия – (наука о моллюска)

Радула – (язык с теркой)

Глохидия – (свободноплавающая личинка двустворчатых моллюсков)

Аммонит – (ископаемый головоногий моллюск с раковиной)

Литораль - (приливно-отливная зона моря)

Биссус – (вещество, которое образует нить двустворчатой пинны)

Задание 5. (Слайды 10, 11, 12)

Файнворд

Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с

восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали

работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам прислали, знала хорошо.

Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек

отлично развивалась. Началась жара – панамы нам очень пригодились.

- «Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер, - лови, цапля, лягушек, да

считай их, будешь нашей помощницей … А вот ещё птицы, их три, да к нам еще целая

группа приближается …»

И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали

считать.

Щёлкнул

затвор

камеры

фотоаппарата.

Одна

цапля

была

совсем

близко.

Я

помахал ей на прощание веслом: «Иди я не трону тебя».

(Пример: Летом мы жили у дяди Мити на Днестре. Коза у него была, куры,

индюки.)

IV. Физкультминутка

- А сейчас мы с вами отдохнём.

- Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир.

- Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо,

затем влево.

- Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем глаза, нам страшно -

зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.

- Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.

-От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

- Снова открыли глаза-

- Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами и широко улыбнулись соседу.

V. Сообщение обучающихся

- А вы знаете, что… (Слайд 13)

- Совершим прогулку по необыкновенным магазинам. (Слайд 14)

Продовольственный магазин (Слайды 15, 16, 17, 18)

Чтобы приготовить вкусный обед, я настоятельно рекомендую вам вот эти консервы –

плов из мидий. Его надо только разогреть, и вы попробуете вкусное блюдо. Если вам

нужно приготовить что-нибудь оригинальное, то я могу предложить вам замороженные

мидии. Их можно использовать как начинку для пирога, можно пожарить с картофелем,

приготовить мидии в соусе.

Ну а для гурманов я могу предложить устриц. Но едят этих моллюсков сырыми. Они

очень

полезны,

в

них

содержится

много

йода.

Выращивают

устриц

и

мидий

на

специальных фермах. Их очень любят в Австралии, Франции, Голландии.

Не проходите мимо виноградных улиток и морских гребешков! Это кусочек

великолепного нежного мяса.

Ещё могу предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их

не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.

Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел

особенно развит в Японии, Китае и Корее.

Приятного аппетита!

Ювелирный магазин (Слайды 19, 20)

Не проходите, пожалуйста, мимо ювелирного отдела! Сегодня к нам поступили

новинки! Наверняка вам понравятся эти бусы. Они из жемчуга. Как они красивы! А

жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Если песчинка

попадёт в раковину, она обволакивается слоем перламутра и образуется жемчужина.

Настоящий жемчуг очень дорогой и изделия из него очень красивые.

Мне

вспомнился

один

случай.

В

50-х

годах

на

Филиппинах

поймали

гигантского

моллюска

– тридакну. Масса его тела была около 250 кг. Когда раскрыли створки её

раковины, обнаружили жемчужину почти с человеческую голову, массой 6,5 кг!

Галантерейный магазин (Слайд 21)

А знаете ли вы о том, что на вашей одежде вы всегда можете обнаружить изделия из

моллюсков?

Конечно это пуговицы! Как они переливаются! Синим, зелёным, розовым цветом.

Могу предложить вам чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистых нитей –

биссуса,

которые

выделяет

двустворчатые

моллюски

– пинны.

Пинны

живут

в

Средиземном море.

VI. Домашнее задание

Составить кроссворд на тему «Моллюски», ребус

VII. Рефлексия

Прикрепите лучик к нашему солнышку (на доске), если вам на уроке было интересно.



В раздел образования