Автор: Манжеева Лариса Валерьевна
Должность: Преподаватель по организации и сопровождению обучающихся групп СПО
Учебное заведение: ГБПОУ МГОК
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: " Как помочь своему ребёнку стать успешным в обучении и по жизни"
Раздел: среднее профессиональное
Как помочь своему ребенку стать успешным в обучении и по
жизни?
Манжеева Л.В., Преподаватель по организации и сопровождению обучающихся
групп СПО .
ГБОУ МГОК.,г.Москва.
В наше время без помощи родителей хорошего результата в учебе достичь трудно.
Когда у обучающегося появляются серьезные проблемы с успеваемостью, родителей
приглашают в колледж. Позиция некоторых мам и пап ставит в тупик. Приходится
слышать: "Я много работаю, мне некогда следить за его учебой" или "Ну не буду же я
вместо него делать уроки". А бывает, что родители начинают в присутствии педагогов
отчитывать своего ребенка. Или просто говорят: "Я не знаю, что мне с ним делать". Так и
хочется спросить: "Позвольте, разве это не ваш ребенок?"
Кто-то из родителей может возразить: "Давайте каждый будет заниматься своим
делом. Мы же не зовем педагогов помогать нам дома готовить ужин или работать за нас
на работе". Но ведь никто и не говорит, что родители должны вместо педагога учить
ребенка чтению, письму или решению задач. Их помощь должна заключаться совсем не в
этом.
Воспитываем примером !
Начнем с того, что дети усваивают ценности и установки, принятые в семье, в т. ч.
отношение к учебе. Немного углубимся в раннее детство ребёнка. Сегодня многие
родители озадачены тем, как приучить ребенка читать. Однако часто ли ребенок видит
своих родителей читающими книги, особенно качественную художественную или
научно-популярную литературу? Читали ли родители в детстве ребенку вслух или, как
только он научился складывать буквы в слова, предоставляют ему возможность
приобщаться к книгам самому? В раннем детском возрасте ребенок еще технически не
способен прочесть ничего интереснее "Репки", а ему уже пора пережить интересные
приключения вместе с героями Носова и Драгунского. Только открыв ребенку и разделив
с ним ни с чем не сравнимую прелесть чтения, этого универсального рецепта от скуки,
можно привить ему любовь к книгам.
Часто родителей возмущает, что ребенок ничем не интересуется. А чем они
интересуются сами? Могут ли они показать пример увлеченности, заразить своими
интересами сына или дочь? Воспитатель в детском саду говорит, что у ребенка бедный
словарный запас и узкий кругозор. А бывает ли ребенок вместе с родителями на
познавательных экскурсиях, в музеях, на выставках? Если не бывает или бывает редко, то
плохо. Ведь только так можно развить у ребенка потребность в познании, сделать процесс
обучения интересным и тем самым помочь ему учиться.
Мотивируем к учебе
Иногда можно услышать, как родители мотивируют своих детей к учебе: "Учись,
чтобы потом зарабатывать много денег" или "Закончишь школу с плохими оценками —
пойдешь работать дворником". Но ведь то, что делается по необходимости, а не по
внутреннему побуждению, быстро становится скучной обязаловкой, от которой в итоге не
будет никакой пользы.
Итак, что же конкретно могут сделать родители для своего уже повзрослевшего
ребёнка? В чем должна заключаться их помощь в учебе?
В первую очередь родители должны сделать так, чтобы у ребенка было желание
идти вшколу, колледж. К сожалению, иногда они заранее формируют
негативную
установку: "Ничего, скоро кончится твое беззаботное детство", "Вот пойдешь работать,
хлебнешь". Или запугивают: "Не хочешь
учиться - станешь неудачником". Или
критиковали: "Как же ты, такой копуша (неряха, лентяй, балбес), будешь потом
работать?!". Малыш еще и в школу не начал ходить, а уже усвоил: добра от нее не жди.
Понятно, что все эти слова объясняются стремлением родителей помочь своему
ребенку, желанием уберечь его от неудач. Однако так они, к сожалению, могут как раз
эти самые неудачи запрограммировать, поскольку порождают у ребенка неуверенность в
своих силах и негативные ожидания от школы, а далее от колледжа.
Конечно, не следует обещать детям золотые горы, но и запугивать его не нужно.
Самое лучшее — дать ему понять, что вшколе, колледже он узнает много нового, что там
он встретит новых друзей, а если ему будет трудно, учителя и родители будут рядом и
обязательно помогут.
Готовим к школе правильно;
Родители ребенка-дошкольника должны в первую очередь создать условия для
развития у него личностных качеств и способностей: восприятия, внимания, мышления,
мелкой моторики, — которые необходимы для успешного обучения в первом классе.
Помочь в этом могут развивающие игры, рисование, лепка, конструирование, чтение
вслух.
Некоторые родители говорят: "У нас не хватает времени на занятия с ребенком!".
Однако время при желании всегда можно найти: по пути в детский сад, в очереди к врачу,
во время прогулки. Не нужно забывать, что с помощью самых простых игр можно
развить у ребенка логическое мышление, словарный запас, память и творческие
способности, причем этот процесс может принести обоюдное удовольствие.
Не менее важно, чтобы у ребенка были желание общаться и опыт взаимодействия
со сверстниками. От того, сможет ли он ладить с одноклассниками, будет зависеть его
эмоциональное состояние, отношение к школе, а значит, и успешность в обучении.
Обычно детям, посещавшим детский сад, легче выстроить отношения с ребятами в
школе. А если ребенок не ходил в детский сад? Хорошо, когда у родителей есть
возможность путешествовать, посещать родственников, знакомых, общаться с другими
семьями, в которых тоже растут дети. Важны также совместные походы в магазин, в
кафе, в кино, где ребенок учится себя вести в различных коммуникативных ситуациях...
Вот такой багаж может помочь собрать ребенку в школу каждый любящий
родитель. И для этого не нужно ни высшего образования, ни специальных знаний,
достаточно желания интересно, весело и с пользой проводить время со своим ребенком.
Учим учиться
Но вот ребенок уже и школьник. Вместе с первыми радостями появились и первые
трудности, неудачи, слезы. В начале школьной жизни без помощи мамы и папы ему
просто не обойтись. Как и все, что сначала ребенок не умеет делать совсем, затем делает с
помощью взрослого и только спустя какое-то время сам, учеба не будет для него
проблемой, если научить его правильно учиться. Родители, которые не пожалеют
времени и сил в начале пути, потом не будут сетовать на то, что дома каждый день
скандал "из-за этих уроков".
"Ты часто рассказываешь о школе родителям?" - такой вопрос психолог задает
каждому первокласснику. И часто слышит в ответ: "Вообще не рассказываю" или
"Рассказываю, что я сегодня получил" (имеются в виду оценки, наклейки, звездочки и
другие знаки отличия). Родители редко спрашивают о том, как прошел школьный день:
что было интересного, удивительного, веселого, грустного в классе, с кем ребенок играл.
Им, как правило, подавай успехи, а если сегодня их нет? В результате дети привыкают не
делиться с родителями своими школьными делами, особенно трудностями, и значит
вовремя не получат от них поддержку и помощь.
Часто родители забрасывают своих детей в школьную жизнь, как в воду, — авось
выплывет. Сашу, например, с продленки забирают только в шесть вечера, хотя мама не
работает. А что, очень удобно: здесь с ним и уроки сделают, и покормят, и погуляют.
Ничего, что он в школе с девяти утра, для него это только полезно — быстрее станет
самостоятельным...
Маша пришла на урок труда с неподточенными цветными карандашами, а Вера —
без клея и ножниц. Учитель, разумеется, недоволен, а у девочек возникает чувство
тревоги, страха, ощущение неуспешности, которое в будущем может стать хроническим.
Первоклассник не в состоянии без помощи мамы или папы приготовить все
необходимое к урокам, вовремя прийти в школу. И собирать правильно портфель его
сначала надо научить, делая это вместе с ним (но не вместо него!). А еще нужно помочь
ему организовать рабочее место (письменный стол), подсказать, какой урок лучше
сделать сначала, а какой потом, похвалить за старание — иногда авансом.
Помогаем преодолевать трудности
Можно не сомневаться, что ребенок постепенно научится выполнять домашние
задания и будет обращаться к родителям только в случае необходимости. Однако надо
учитывать, что дети все разные: кто-то станет относиться к учебе ответственно уже во 2-м
классе, а кто-то в 9-м. Важно не пропустить то время, когда пора "отпустить руль". Но
даже после этого у любого школьника могут возникнуть трудности, для преодоления
которых снова потребуется помощь родителей. Довольно часто это происходит в
переходные периоды - в 5-м и 10-м классах, когда меняются условия обучения, или тогда,
когда у ребенка начинается подростковый кризис с неизбежным ослаблением учебной
мотивации и проявлениями духа противоречия. Как помочь ребенку на этих этапах
школьной жизни? В первую очередь поддерживать связь со школой, чтобы знать, как
организован учебный процесс и какие требования предъявляются к подготовке заданий.
Такую информацию можно получить у классного руководителя и на родительских
собраниях. Главное — вовремя заметить проблему, например, когда ребенку хронически
"не задано", понять, почему появились "двойки" или "тройки", и обратиться к учителям за
помощью.
Бывает так, что ребенок в школе часто болеет и пропускает много уроков. Что
должны в этом случае сделать родители? Подсказать ребенку, как организовать
самостоятельные занятия. Вместе разобрать сложный материал. Проконсультироваться у
учителя. Убедить ребенка брать задания у одноклассников и обращаться к ним за
помощью. Найти необходимые образовательные интернет-ресурсы, в т. ч. видео-уроки.
Узнать, есть ли в школе дополнительные занятия, которые ребенок сможет посещать
после выздоровления, чтобы восполнить пробелы в знаниях, — ведь на выпускных
экзаменах никто не будет делать скидку на то, что ребенок болел.
Кстати, о подготовке к экзаменам. "С какой стати мама стала проверять мои
тетрадки?!
Я
с
первого
класса
училась
без
ее
помощи!"
—
возмущается
одиннадцатиклассница. Такое бывает довольно часто: родители, пустившие с самого
начала образование ребенка на самотек, вдруг спохватываются в выпускном классе.
Тревога и страх заставляют их резко усилить контроль, ужесточить требования к
оценкам. В результате отношения между родителями и ребенком ухудшаются, обстановка
в семье становится напряженной. Как же быть?
Прежде всего, родителям нужно успокоиться. Запугиванием и руганью ребенку не
поможешь. А чем можно помочь? Заранее выбрать предметы для сдачи на экзаменах,
чтобы было достаточно времени на подготовку. Обеспечить ребенка необходимыми
справочными
материалами,
найти
образовательные
интернет-ресурсы
с
экзаменационными заданиями и интерактивными тренажерами. Узнать в школе график
занятий по подготовке к экзаменам и убедить ребенка добросовестно их посещать.
Обеспечить ребенку полноценное и богатое витаминами питание и спокойную
домашнюю обстановку. И наконец, верить в него и вселять ему веру в себя.
Эти советы касаются непосредственно обучения. Однако родители должны
вносить свой вклад и в отношения ребенка с учителями и одноклассниками, ведь чем
более благоприятными и позитивными они будут, тем легче ребенку будет учиться.
Конечно, идеальных школ и идеальных учителей не бывает. Но родители ни в коем
случае не должны при ребенке их резко критиковать или ругать. Поступая так, они
зарождают в ребенке негативизм и недоверие, отнюдь не помогающие ему в учебе. Лучше
не пожалеть времени, прийти в школу и спокойно обсудить возникшие проблемы с
учителем или, при необходимости, с администрацией.
А если конфликт возник среди детей? Кто в этом случае, как не родители, должны
показать им пример цивилизованного поведения и совместно с педагогами его разумно
разрешить? Как правило, в каждом классе находятся родители, которые помогают
классному руководителю организовать для ребят интересный досуг: экскурсии, походы в
кино
и
театр,
соревнования,
праздники.
Это
очень
хорошо.
Благоприятные
межличностные отношения в классе положительно влияют на учебу, поскольку в
атмосфере взаимного уважения учиться гораздо легче.
Итак, успешность детей в Образовательной организации во многом зависит от
родителей — их личной заинтересованности и готовности помочь в трудной ситуации.
Помощь необходима на всех этапах обучения: и в начальной школе, когда, собственно,
надо "дать старт" на долгий школьный путь, и когда ребенок сталкивается с проблемами в
средней школе, и, конечно, в старших классах перед выпускными экзаменами, и тем
более, когда ребёнок продолжил обучение на следующей ступени образования, ведь
процесс адаптации никто не отменял. По статистике самый большой отсев происходит на
первых курсах колледжа и Вуза. Почему? Да потому, что у ребят появляется ощущение
свободы, которое превращается в систематические пропуски, не выполнение заданий и
как следствие после первой зимней сессии отчисление, так как столько накопилось
долгов за семестр, что студент просто с ними не справляется. И я как взрослый родитель,
рекомендую родителям все таки держать руку на пульсе, внимательно следить за
успеваемостью своих повзрослевших детей.