Напоминание

" Как помочь своему ребёнку стать успешным в обучении и по жизни"


Автор: Манжеева Лариса Валерьевна
Должность: Преподаватель по организации и сопровождению обучающихся групп СПО
Учебное заведение: ГБПОУ МГОК
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: " Как помочь своему ребёнку стать успешным в обучении и по жизни"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Как помочь своему ребенку стать успешным в обучении и по

жизни?

Манжеева Л.В., Преподаватель по организации и сопровождению обучающихся

групп СПО .

ГБОУ МГОК.,г.Москва.

В наше время без помощи родителей хорошего результата в учебе достичь трудно.

Когда у обучающегося появляются серьезные проблемы с успеваемостью, родителей

приглашают в колледж. Позиция некоторых мам и пап ставит в тупик. Приходится

слышать: "Я много работаю, мне некогда следить за его учебой" или "Ну не буду же я

вместо него делать уроки". А бывает, что родители начинают в присутствии педагогов

отчитывать своего ребенка. Или просто говорят: "Я не знаю, что мне с ним делать". Так и

хочется спросить: "Позвольте, разве это не ваш ребенок?"

Кто-то из родителей может возразить: "Давайте каждый будет заниматься своим

делом. Мы же не зовем педагогов помогать нам дома готовить ужин или работать за нас

на работе". Но ведь никто и не говорит, что родители должны вместо педагога учить

ребенка чтению, письму или решению задач. Их помощь должна заключаться совсем не в

этом.

Воспитываем примером !

Начнем с того, что дети усваивают ценности и установки, принятые в семье, в т. ч.

отношение к учебе. Немного углубимся в раннее детство ребёнка. Сегодня многие

родители озадачены тем, как приучить ребенка читать. Однако часто ли ребенок видит

своих родителей читающими книги, особенно качественную художественную или

научно-популярную литературу? Читали ли родители в детстве ребенку вслух или, как

только он научился складывать буквы в слова, предоставляют ему возможность

приобщаться к книгам самому? В раннем детском возрасте ребенок еще технически не

способен прочесть ничего интереснее "Репки", а ему уже пора пережить интересные

приключения вместе с героями Носова и Драгунского. Только открыв ребенку и разделив

с ним ни с чем не сравнимую прелесть чтения, этого универсального рецепта от скуки,

можно привить ему любовь к книгам.

Часто родителей возмущает, что ребенок ничем не интересуется. А чем они

интересуются сами? Могут ли они показать пример увлеченности, заразить своими

интересами сына или дочь? Воспитатель в детском саду говорит, что у ребенка бедный

словарный запас и узкий кругозор. А бывает ли ребенок вместе с родителями на

познавательных экскурсиях, в музеях, на выставках? Если не бывает или бывает редко, то

плохо. Ведь только так можно развить у ребенка потребность в познании, сделать процесс

обучения интересным и тем самым помочь ему учиться.

Мотивируем к учебе

Иногда можно услышать, как родители мотивируют своих детей к учебе: "Учись,

чтобы потом зарабатывать много денег" или "Закончишь школу с плохими оценками —

пойдешь работать дворником". Но ведь то, что делается по необходимости, а не по

внутреннему побуждению, быстро становится скучной обязаловкой, от которой в итоге не

будет никакой пользы.

Итак, что же конкретно могут сделать родители для своего уже повзрослевшего

ребёнка? В чем должна заключаться их помощь в учебе?

В первую очередь родители должны сделать так, чтобы у ребенка было желание

идти вшколу, колледж. К сожалению, иногда они заранее формируют

негативную

установку: "Ничего, скоро кончится твое беззаботное детство", "Вот пойдешь работать,

хлебнешь". Или запугивают: "Не хочешь

учиться - станешь неудачником". Или

критиковали: "Как же ты, такой копуша (неряха, лентяй, балбес), будешь потом

работать?!". Малыш еще и в школу не начал ходить, а уже усвоил: добра от нее не жди.

Понятно, что все эти слова объясняются стремлением родителей помочь своему

ребенку, желанием уберечь его от неудач. Однако так они, к сожалению, могут как раз

эти самые неудачи запрограммировать, поскольку порождают у ребенка неуверенность в

своих силах и негативные ожидания от школы, а далее от колледжа.

Конечно, не следует обещать детям золотые горы, но и запугивать его не нужно.

Самое лучшее — дать ему понять, что вшколе, колледже он узнает много нового, что там

он встретит новых друзей, а если ему будет трудно, учителя и родители будут рядом и

обязательно помогут.

Готовим к школе правильно;

Родители ребенка-дошкольника должны в первую очередь создать условия для

развития у него личностных качеств и способностей: восприятия, внимания, мышления,

мелкой моторики, — которые необходимы для успешного обучения в первом классе.

Помочь в этом могут развивающие игры, рисование, лепка, конструирование, чтение

вслух.

Некоторые родители говорят: "У нас не хватает времени на занятия с ребенком!".

Однако время при желании всегда можно найти: по пути в детский сад, в очереди к врачу,

во время прогулки. Не нужно забывать, что с помощью самых простых игр можно

развить у ребенка логическое мышление, словарный запас, память и творческие

способности, причем этот процесс может принести обоюдное удовольствие.

Не менее важно, чтобы у ребенка были желание общаться и опыт взаимодействия

со сверстниками. От того, сможет ли он ладить с одноклассниками, будет зависеть его

эмоциональное состояние, отношение к школе, а значит, и успешность в обучении.

Обычно детям, посещавшим детский сад, легче выстроить отношения с ребятами в

школе. А если ребенок не ходил в детский сад? Хорошо, когда у родителей есть

возможность путешествовать, посещать родственников, знакомых, общаться с другими

семьями, в которых тоже растут дети. Важны также совместные походы в магазин, в

кафе, в кино, где ребенок учится себя вести в различных коммуникативных ситуациях...

Вот такой багаж может помочь собрать ребенку в школу каждый любящий

родитель. И для этого не нужно ни высшего образования, ни специальных знаний,

достаточно желания интересно, весело и с пользой проводить время со своим ребенком.

Учим учиться

Но вот ребенок уже и школьник. Вместе с первыми радостями появились и первые

трудности, неудачи, слезы. В начале школьной жизни без помощи мамы и папы ему

просто не обойтись. Как и все, что сначала ребенок не умеет делать совсем, затем делает с

помощью взрослого и только спустя какое-то время сам, учеба не будет для него

проблемой, если научить его правильно учиться. Родители, которые не пожалеют

времени и сил в начале пути, потом не будут сетовать на то, что дома каждый день

скандал "из-за этих уроков".

"Ты часто рассказываешь о школе родителям?" - такой вопрос психолог задает

каждому первокласснику. И часто слышит в ответ: "Вообще не рассказываю" или

"Рассказываю, что я сегодня получил" (имеются в виду оценки, наклейки, звездочки и

другие знаки отличия). Родители редко спрашивают о том, как прошел школьный день:

что было интересного, удивительного, веселого, грустного в классе, с кем ребенок играл.

Им, как правило, подавай успехи, а если сегодня их нет? В результате дети привыкают не

делиться с родителями своими школьными делами, особенно трудностями, и значит

вовремя не получат от них поддержку и помощь.

Часто родители забрасывают своих детей в школьную жизнь, как в воду, — авось

выплывет. Сашу, например, с продленки забирают только в шесть вечера, хотя мама не

работает. А что, очень удобно: здесь с ним и уроки сделают, и покормят, и погуляют.

Ничего, что он в школе с девяти утра, для него это только полезно — быстрее станет

самостоятельным...

Маша пришла на урок труда с неподточенными цветными карандашами, а Вера —

без клея и ножниц. Учитель, разумеется, недоволен, а у девочек возникает чувство

тревоги, страха, ощущение неуспешности, которое в будущем может стать хроническим.

Первоклассник не в состоянии без помощи мамы или папы приготовить все

необходимое к урокам, вовремя прийти в школу. И собирать правильно портфель его

сначала надо научить, делая это вместе с ним (но не вместо него!). А еще нужно помочь

ему организовать рабочее место (письменный стол), подсказать, какой урок лучше

сделать сначала, а какой потом, похвалить за старание — иногда авансом.

Помогаем преодолевать трудности

Можно не сомневаться, что ребенок постепенно научится выполнять домашние

задания и будет обращаться к родителям только в случае необходимости. Однако надо

учитывать, что дети все разные: кто-то станет относиться к учебе ответственно уже во 2-м

классе, а кто-то в 9-м. Важно не пропустить то время, когда пора "отпустить руль". Но

даже после этого у любого школьника могут возникнуть трудности, для преодоления

которых снова потребуется помощь родителей. Довольно часто это происходит в

переходные периоды - в 5-м и 10-м классах, когда меняются условия обучения, или тогда,

когда у ребенка начинается подростковый кризис с неизбежным ослаблением учебной

мотивации и проявлениями духа противоречия. Как помочь ребенку на этих этапах

школьной жизни? В первую очередь поддерживать связь со школой, чтобы знать, как

организован учебный процесс и какие требования предъявляются к подготовке заданий.

Такую информацию можно получить у классного руководителя и на родительских

собраниях. Главное — вовремя заметить проблему, например, когда ребенку хронически

"не задано", понять, почему появились "двойки" или "тройки", и обратиться к учителям за

помощью.

Бывает так, что ребенок в школе часто болеет и пропускает много уроков. Что

должны в этом случае сделать родители? Подсказать ребенку, как организовать

самостоятельные занятия. Вместе разобрать сложный материал. Проконсультироваться у

учителя. Убедить ребенка брать задания у одноклассников и обращаться к ним за

помощью. Найти необходимые образовательные интернет-ресурсы, в т. ч. видео-уроки.

Узнать, есть ли в школе дополнительные занятия, которые ребенок сможет посещать

после выздоровления, чтобы восполнить пробелы в знаниях, — ведь на выпускных

экзаменах никто не будет делать скидку на то, что ребенок болел.

Кстати, о подготовке к экзаменам. "С какой стати мама стала проверять мои

тетрадки?!

Я

с

первого

класса

училась

без

ее

помощи!"

возмущается

одиннадцатиклассница. Такое бывает довольно часто: родители, пустившие с самого

начала образование ребенка на самотек, вдруг спохватываются в выпускном классе.

Тревога и страх заставляют их резко усилить контроль, ужесточить требования к

оценкам. В результате отношения между родителями и ребенком ухудшаются, обстановка

в семье становится напряженной. Как же быть?

Прежде всего, родителям нужно успокоиться. Запугиванием и руганью ребенку не

поможешь. А чем можно помочь? Заранее выбрать предметы для сдачи на экзаменах,

чтобы было достаточно времени на подготовку. Обеспечить ребенка необходимыми

справочными

материалами,

найти

образовательные

интернет-ресурсы

с

экзаменационными заданиями и интерактивными тренажерами. Узнать в школе график

занятий по подготовке к экзаменам и убедить ребенка добросовестно их посещать.

Обеспечить ребенку полноценное и богатое витаминами питание и спокойную

домашнюю обстановку. И наконец, верить в него и вселять ему веру в себя.

Эти советы касаются непосредственно обучения. Однако родители должны

вносить свой вклад и в отношения ребенка с учителями и одноклассниками, ведь чем

более благоприятными и позитивными они будут, тем легче ребенку будет учиться.

Конечно, идеальных школ и идеальных учителей не бывает. Но родители ни в коем

случае не должны при ребенке их резко критиковать или ругать. Поступая так, они

зарождают в ребенке негативизм и недоверие, отнюдь не помогающие ему в учебе. Лучше

не пожалеть времени, прийти в школу и спокойно обсудить возникшие проблемы с

учителем или, при необходимости, с администрацией.

А если конфликт возник среди детей? Кто в этом случае, как не родители, должны

показать им пример цивилизованного поведения и совместно с педагогами его разумно

разрешить? Как правило, в каждом классе находятся родители, которые помогают

классному руководителю организовать для ребят интересный досуг: экскурсии, походы в

кино

и

театр,

соревнования,

праздники.

Это

очень

хорошо.

Благоприятные

межличностные отношения в классе положительно влияют на учебу, поскольку в

атмосфере взаимного уважения учиться гораздо легче.

Итак, успешность детей в Образовательной организации во многом зависит от

родителей — их личной заинтересованности и готовности помочь в трудной ситуации.

Помощь необходима на всех этапах обучения: и в начальной школе, когда, собственно,

надо "дать старт" на долгий школьный путь, и когда ребенок сталкивается с проблемами в

средней школе, и, конечно, в старших классах перед выпускными экзаменами, и тем

более, когда ребёнок продолжил обучение на следующей ступени образования, ведь

процесс адаптации никто не отменял. По статистике самый большой отсев происходит на

первых курсах колледжа и Вуза. Почему? Да потому, что у ребят появляется ощущение

свободы, которое превращается в систематические пропуски, не выполнение заданий и

как следствие после первой зимней сессии отчисление, так как столько накопилось

долгов за семестр, что студент просто с ними не справляется. И я как взрослый родитель,

рекомендую родителям все таки держать руку на пульсе, внимательно следить за

успеваемостью своих повзрослевших детей.



В раздел образования