Автор: Лунейкина Татьяна Александровна
Должность: Уитель русского и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 131
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: ПУНКТУАЦИЯ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
Раздел: среднее образование
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДЕЕПРИЧАСТИИ.
ПУНКТУАЦИЯ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
Цель урока: формирование навыка различения деепричастий от личных форм глагола и
причастий, умения производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями;
формирование навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.
Работа по развитию речи: конструирование предложений с синонимической заменой,
составление монологического высказывания на лингвистическую тему: употребление
деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного
характера.
1 . Проверка домашнего задания.
Проверяется выполнение упражнения. Один ученик выписывает на доску слова из упражнения, в
которых требовалось графически объяснить написание не. Второй ученик делает
морфологический разбор причастия сгорбившейся (старушки).
В то время как на доске выполняются эти задания, класс отыскивает в тексте упражнения
предложения.
Затем семиклассники находит в упражнении предложения с одиночными деепричастиями, и
устно объясняют знаки препинания.
Дополнительные вопросы.
- Что такое деепричастие?
- Признаки каких частей речи есть в деепричастии?
- Что такое деепричастный оборот? Где он может стоять в предложении?
- Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте. Приведите свои примеры. Какая
орфограмма связана с написанием деепричастия? Приведите примеры.
2. Под руководством учителя делается морфологический разбор деепричастия
сгорбившись. Сравнив с морфологическими признаками причастия (разбор сгорбившейся),
делаем общий вы вод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие
различия (обе формы глагольные, имеют вид, но причастие изменяемая форма глагола,
деепричастие неизменяемая).
3. Выработке умения различать причастие в деепричастие способствует сопоставительный
анализ предложений:
Стремясь выполнить задание к сроку, строители работали без устали.
Строители, стремившиеся выполнить задание к сроку, работали без устали.
В ходе анализа учащиеся определяют, в чем разница между деепричастным и причастным
оборотами: различна их синтаксическая роль в предложении: деепричастие относится к глаголу и
характеризует действие, причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо,
производящее действие; поэтому в первом предложении запятыми выделено обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом, во втором определение, выраженное причастным
оборотом, стоящим после определяемого слова. Постановка запятых в первом предложении не
зависит от места оборота (это можно показать, устно перестроив предложение).
Для отработки пунктуационных навыков очень важно постоянно требовать определения границ
деепричастных оборотов, графического объяснения знаков препинания при них.
4. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и
употреблять деепричастия в речи проводится упражнение с заданием заменить, где возможно,
глаголы сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам
определить вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами,
рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его
беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в
костер.
Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия?
(Предложения с деепричастия ми и деепричастными оборотами более динамичны, чем
предложения с однородными глаголами сказуемыми.)
Обращаем внимание семиклассников на то, что особенно часто деепричастия употребляются для
передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного
характера. В качестве примера читаем отрывок из «Детства» А. М. Горького.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись,
покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно,
ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло,
нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводи
рукой кого-то, опустив голову, замерла, прислушалась улыбаясь все веселее, и вдруг ее сорвали с
места, закружило вихрем. вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от
нее так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения юности!
По выбору учители ряд предложений записывается в тетради и анализируется. Учащиеся должны
увидеть и суметь объяснить, как деепричастия «дописывают», дополняют действие.
Домашнее задание: записать в словарик и выучить слова с непроверяемыми орфограммами,
помещенными в разделе «Деепричастие»; составить связный рассказ о деепричастии.