Автор: Киселева Оксана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ средняя образовательная школа№10 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Кашира микрорайон Ожерелье
Наименование материала: проект«Детский сад – территория здоровья»
Тема: «Здоровый образ жизни - это здорово»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15»
ПРОЕКТ
«Детский сад – территория здоровья»
На тему: «Здоровый образ жизни - это здорово»
Выполнил: Воспитатель высшей категории
О.О. Киселева
Кашира, мкр. Ожерелье
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и
психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его
социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень
умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни
нации.
Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым
кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они
попадали бы все из окон, по утонули бы, попали бы под машины, повыбили бы
себе глаза, поломали бы ноги и по заболевали бы воспалением мозга и
воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям
совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только
дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим
здоровьем, беречь его.
Назначение проекта:
Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по
формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет
основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации.
Проект
направлен
на
становление
ценностного
отношения к здоровью
и
здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
Актуальность проекта:
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и
поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят
перед
обществом.
Актуальность
проблемы
определяется
высокой
заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье
нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда
стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все
попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Вид проекта: практико-ориентированный
По содержанию: социально - педагогический
Участники проекта: дети 4-7 лет, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
По времени проведения: 2019-2020 учебный год (долгосрочный)
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков
здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья
дошкольников;
- повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в
оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и
доставляет радость?
Ожидаемый результат:
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта
«Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относится к проблеме
«человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе
произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья,
продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
План выполнения проекта:
№ Виды деятельности
Содержание
1
Изучение
тематики,
формулировка проблемы.
Раскрытие
новых
эффективных
форм
взаимодействия ДОУ и семьи по формированию
потребности детей в здоровом образе жизни.
2
Ежедневная профилактика
Утренняя
гимнастика
«Мы
здоровые
ребята»,
«Здоровячок»;
Самомассаж «Кошка Мурка», «Витаминка»;
Водные процедуры «Здоровей-ка»;
Гимнастика после сна «Вот какие мы большие», «К
котёнку в гости» и др.;
Ходьба по дорожкам здоровья.
3
Беседы
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;
«Если хочешь быть здоров!»;
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
«Беседа о здоровье, о чистоте»;
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые
при мытье рук умывании (потешки);
«Здоровая пища», «Как вести себя в поликлинике»,
Сказка-беседа «Мойдодыр».
4
Игры
Игры на развитие двигательной активности «Догони
меня»; «Ловишки»;
Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды
пошли»;
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного
врача»;
Дидактические игры «Что кому нужно для работы»,
«Определи место для предмета».
6
Прогулка и физкультура
на прогулке
Подвижные игры;
Лазанье по гимнастической лестнице;
Закаливающие
процедуры,
дыхательная
и
артикуляционная гимнастика.
8
Досуги, развлечения
«К деду Морозу в гости»
«Поможем кошке»
9
Работа с родителями
Консультация
«Физкультурное
оборудование
своими руками», «Семь родительских заблуждений о
морозной погоде» и др;
Индивидуальные беседы о физических умениях и
навыках каждого ребенка, о значимости совместной
двигательной деятельности с детьми и т. д.;
Наглядность в виде информационных файлов «Семь
условий здорового ребенка», «Будь здоров!» и др;
Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной
гимнастике», артикуляционная гимнастика;
Мастер-класс для родителей: «Если хочешь быть
здоров – закаляйся».
Семинар-практикум
для
родителей
на
тему:
«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».
Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»;
Утренняя
гимнастика
«Зоопарк»
–
проводят
воспитатели совместно с родителями
Коллаж «Быть здоровым – здорово!»
10.
Анализ
проделанной
работы
Совместно с родителями выявить положительные
результаты проделанной работы, проанализировать
недостатки;
Методы реализации проекта с детьми:
- практические
Оздоровительная работа
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную
жизнедеятельность детей
Пальчиковые игры
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Релаксационное упражнение
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации
Рассказывание
Инструкции
- наглядные
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации
Образовательные области:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для
здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к
жизни, чувство радости существования) .
- Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о
своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных
органов) .
- Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они
нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
- «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью)
Образовательная область «Речевое развитие»
- Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит,
никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не
болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»
- Составление рассказов об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как мы измеряли рост».
- Чтение художественной литературы:
-«Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для
воспитанных детей»-
- Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
- Крылов А. «Как лечили петуха»
- М. Безруких «Разговор о правильном питании»
- В. Бондаренко «Язык и уши»
- Л. Зильберг «Полезные продукты»
- Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
-А. Крылов «Как лечили петуха»
ия, которые лечат»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Д/игра «Оденем куклу на прогулку по алгоритму»
- Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».
- Д/игра «Таня простудилась»
- Д/игра «Назови виды спорта»
- Д/игра «Если кто-то заболел»
- С/Р игра «Овощной магазин»
- С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»
- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, в детскую поликлинику
(Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим
медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей) .
- Экскурсия в аптеку.
-Беседа «Как доктор лечит людей»
- Беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»,
- Просмотр мультфильмов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена.
- Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»
- Конструирование «Больница для зверюшек»,
- «Изготовление рецептов для игры в больницу»
- Аппликиция «Консервация»
- Лепка «Машина скорой помощи»
Образовательная область «Физическая развитие»
-Утренняя гимнастика
-физкультурные занятия
-эстафеты
-соревнования
-подвижные игры,
-физкультурные досуги.
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта
Участники
проекта
Сроки
Содержание работы
1.
Подготовительный
-проведение
анализа
нормативно-правовой
базы
и
приведение её в соответствие с
законом
«Об
образовании»,
изучение понятий, касающихся
темы проекта;
-мониторинг
уровня
заболеваемости детей на начало
учебного года;
-блиц – опрос детей;
-изучение
условий
реализации
проекта;
-привлечение
родителей
к
участию в проекте;
-утверждение
проекта
и
источников финансирования.
-определение цели и задач;
Воспитатель,
родители,
дети
Сентябрь
2019 г.
Анкетирование родителей
«Здоровье
вашего
ребенка»;
Блиц – опрос детей «Что я
знаю о своем здоровье?»;
Мониторинг
детей
на
начало учебного года.
-анкетирование родителей;
-разработка
перспективного
плана работы с родителями
-разработка
перспективного
плана
организации
физкультурно-досуговых
мероприятий.
II. практический
-проведение цикла тематических
физкультурных
занятий
с
включением
валеологического
компонента;
-проведение цикла тематических
бесед;
-проведение
туристических
походов
совместно
с
родителями;
-проведение
спортивных
праздников,
досугов
и
развлечений с родителями.
-организация
просветительской
деятельности с родителями по
вопросам формирования у детей
привычки
ЗОЖ,
организации
активного отдыха в семье;
День здорового ребёнка «Модуль
здоровья»;
-оформление коллажа совместно
с родителями;
-подготовка
выставки
детских
рисунков;
-создание
альбома
детских
рассказов.
Воспитатель,
родители,
дети
Октябрь
– апрель
2019
–
2020г.г.
Туристический поход «В
гости к Лешему»;
Физкультурный праздник
«В сказку за здоровьем»,
досуг
«Будь,
здоров!»,
развлечение «В гости к
Айболиту», «Мы-весёлые
ребята»;
Альбом детских рассказов
«Я люблю спорт»;
Выставка
детских
рисунков «Мы со спортом
крепко дружим»;
Оформление
коллажа
«Быть
здоровым
–
здорово!»
«Модуль здоровья»
III заключительный
-подведение итогов реализации
Воспитатель,
Май 2020 Недели
здоровья
проекта:
-проведение недели здоровья с
педагогами и детьми;
-заключительный
спортивный
праздник;
Анкета для родителей
родители,
дети
г.
«Здоровый
ребёнок
–
успешный ребёнок»;
Спортивный
праздник
«Мама,
папа,
я
–
спортивная семья!»;
Мониторинг
детей
на
конец учебного года;
Анкета
для
родителей
«Растём здоровыми»;
Презентация
«Здоровье
всему голова».
Продукт проектной деятельности:
Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»
являются:
1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и
цикл тематических физкультурных занятий;
2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».
3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического
компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я –
спортивная семья», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»;
4. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» -
«Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;
5. Туристические походы: «В гости к лешему»;
6. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем»,
«Мама, папа, я – спортивная семья!», досугов «Будь, здоров!» (с включением
пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту», «Морское
путешествие», «Мы-весёлые ребята», «Весна» (с элементами психогимнастики);
7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и цикл
консультаций для родителей
8.
Картотека
самомассажа
«Чтоб
улыбка
сияла»,
«Всё
о
дыхательной
гимнастике», артикуляционная гимнастика;
9. Мультимедийная презентация инновационного опыта.
Перспективы развития проекта.
Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном
объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая
эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его
продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.
Разработать методическую базу для детей 6-7 лет (серию физкультурных занятий
совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре,
сценарии досугов);
Обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак,
раскладной стульчик, москитные панамы);
Представить родителям презентацию: «10 правил здоровья»
Вывод:
Вследствие
реализации
проекта
у
дошкольников
выработалась
устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и
спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о
средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма.
Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием,
позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании
дошкольников,
изучить
положительный
опыт
семейного
воспитания
и
пропагандировать
его
среди
других
родителей.
Туристические
походы,
физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали
закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и
выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое,
психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная
родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем
воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом
родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни.
Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности
родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с
семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни,
проект
«Детский
сад
–
территория
здоровья»
имеет
высокий
рейтинг.
Заключение.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять своё
здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется
жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы в парк, все
эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически
применять полученные знания на занятиях. Конечная цель данного проекта:
создание эффективной модели сбережения здоровья детей в условиях детского
сада.
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-
оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое
пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. :
творческий центр СФЕРА, 2005.
5. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. :АРКТИ, 2004.
6. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в
воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
7. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
8. Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ
и семьи.
9. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как
здоровьесберегающая технология в ДОУ.
10. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.
11. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся
сотрудничать с родителями.
12. Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В. А. Инновационные подходы к
физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
13. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью.
14. Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит
через семью.
15. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.
Приложение: