Напоминание

«Здоровый образ жизни - это здорово»


Автор: Киселева Оксана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ средняя образовательная школа№10 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Кашира микрорайон Ожерелье
Наименование материала: проект«Детский сад – территория здоровья»
Тема: «Здоровый образ жизни - это здорово»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

ПРОЕКТ

«Детский сад – территория здоровья»

На тему: «Здоровый образ жизни - это здорово»

Выполнил: Воспитатель высшей категории

О.О. Киселева

Кашира, мкр. Ожерелье

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Введение

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и

психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его

социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень

умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни

нации.

Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым

кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они

попадали бы все из окон, по утонули бы, попали бы под машины, повыбили бы

себе глаза, поломали бы ноги и по заболевали бы воспалением мозга и

воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям

совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только

дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим

здоровьем, беречь его.

Назначение проекта:

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по

формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет

основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации.

Проект

направлен

на

становление

ценностного

отношения к здоровью

и

здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.

Актуальность проекта:

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и

поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят

перед

обществом.

Актуальность

проблемы

определяется

высокой

заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье

нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда

стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все

попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Вид проекта: практико-ориентированный

По содержанию: социально - педагогический

Участники проекта: дети 4-7 лет, воспитатели, родители, специалисты ДОУ

По времени проведения: 2019-2020 учебный год (долгосрочный)

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков

здорового образа жизни.

Задачи проекта:

- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья

дошкольников;

- повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в

оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и

доставляет радость?

Ожидаемый результат:

1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта

«Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относится к проблеме

«человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе

произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья,

продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

План выполнения проекта:

№ Виды деятельности

Содержание

1

Изучение

тематики,

формулировка проблемы.

Раскрытие

новых

эффективных

форм

взаимодействия ДОУ и семьи по формированию

потребности детей в здоровом образе жизни.

2

Ежедневная профилактика

Утренняя

гимнастика

«Мы

здоровые

ребята»,

«Здоровячок»;

Самомассаж «Кошка Мурка», «Витаминка»;

Водные процедуры «Здоровей-ка»;

Гимнастика после сна «Вот какие мы большие», «К

котёнку в гости» и др.;

Ходьба по дорожкам здоровья.

3

Беседы

«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;

«Если хочешь быть здоров!»;

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;

«Беседа о здоровье, о чистоте»;

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые

при мытье рук умывании (потешки);

«Здоровая пища», «Как вести себя в поликлинике»,

Сказка-беседа «Мойдодыр».

4

Игры

Игры на развитие двигательной активности «Догони

меня»; «Ловишки»;

Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды

пошли»;

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного

врача»;

Дидактические игры «Что кому нужно для работы»,

«Определи место для предмета».

6

Прогулка и физкультура

на прогулке

Подвижные игры;

Лазанье по гимнастической лестнице;

Закаливающие

процедуры,

дыхательная

и

артикуляционная гимнастика.

8

Досуги, развлечения

«К деду Морозу в гости»

«Поможем кошке»

9

Работа с родителями

Консультация

«Физкультурное

оборудование

своими руками», «Семь родительских заблуждений о

морозной погоде» и др;

Индивидуальные беседы о физических умениях и

навыках каждого ребенка, о значимости совместной

двигательной деятельности с детьми и т. д.;

Наглядность в виде информационных файлов «Семь

условий здорового ребенка», «Будь здоров!» и др;

Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной

гимнастике», артикуляционная гимнастика;

Мастер-класс для родителей: «Если хочешь быть

здоров – закаляйся».

Семинар-практикум

для

родителей

на

тему:

«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».

Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»;

Утренняя

гимнастика

«Зоопарк»

проводят

воспитатели совместно с родителями

Коллаж «Быть здоровым – здорово!»

10.

Анализ

проделанной

работы

Совместно с родителями выявить положительные

результаты проделанной работы, проанализировать

недостатки;

Методы реализации проекта с детьми:

- практические

Оздоровительная работа

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную

жизнедеятельность детей

Пальчиковые игры

Физкультминутка

Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Релаксационное упражнение

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

- словесные

Беседы

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихотворений.

Консультации

Рассказывание

Инструкции

- наглядные

Организация выставок, конкурсов.

Сбор фотоматериала.

Рассматривание иллюстраций.

Информационно-агитационные стенды

Личный пример взрослых

Театрализованные представления

Просмотр видеоинформации

Образовательные области:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для

здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .

- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к

жизни, чувство радости существования) .

- Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о

своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных

органов) .

- Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они

нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .

- «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью)

Образовательная область «Речевое развитие»

- Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит,

никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не

болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»

- Составление рассказов об овощах и фруктах.

- Составление рассказа «Как мы измеряли рост».

- Чтение художественной литературы:

-«Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»

- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для

воспитанных детей»-

- Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»

- Крылов А. «Как лечили петуха»

- М. Безруких «Разговор о правильном питании»

- В. Бондаренко «Язык и уши»

- Л. Зильберг «Полезные продукты»

- Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»

-А. Крылов «Как лечили петуха»

ия, которые лечат»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Д/игра «Оденем куклу на прогулку по алгоритму»

- Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».

- Д/игра «Таня простудилась»

- Д/игра «Назови виды спорта»

- Д/игра «Если кто-то заболел»

- С/Р игра «Овощной магазин»

- С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»

- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, в детскую поликлинику

(Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим

медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей) .

- Экскурсия в аптеку.

-Беседа «Как доктор лечит людей»

- Беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»,

- Просмотр мультфильмов.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена.

- Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»

- Конструирование «Больница для зверюшек»,

- «Изготовление рецептов для игры в больницу»

- Аппликиция «Консервация»

- Лепка «Машина скорой помощи»

Образовательная область «Физическая развитие»

-Утренняя гимнастика

-физкультурные занятия

-эстафеты

-соревнования

-подвижные игры,

-физкультурные досуги.

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Участники

проекта

Сроки

Содержание работы

1.

Подготовительный

-проведение

анализа

нормативно-правовой

базы

и

приведение её в соответствие с

законом

«Об

образовании»,

изучение понятий, касающихся

темы проекта;

-мониторинг

уровня

заболеваемости детей на начало

учебного года;

-блиц – опрос детей;

-изучение

условий

реализации

проекта;

-привлечение

родителей

к

участию в проекте;

-утверждение

проекта

и

источников финансирования.

-определение цели и задач;

Воспитатель,

родители,

дети

Сентябрь

2019 г.

Анкетирование родителей

«Здоровье

вашего

ребенка»;

Блиц – опрос детей «Что я

знаю о своем здоровье?»;

Мониторинг

детей

на

начало учебного года.

-анкетирование родителей;

-разработка

перспективного

плана работы с родителями

-разработка

перспективного

плана

организации

физкультурно-досуговых

мероприятий.

II. практический

-проведение цикла тематических

физкультурных

занятий

с

включением

валеологического

компонента;

-проведение цикла тематических

бесед;

-проведение

туристических

походов

совместно

с

родителями;

-проведение

спортивных

праздников,

досугов

и

развлечений с родителями.

-организация

просветительской

деятельности с родителями по

вопросам формирования у детей

привычки

ЗОЖ,

организации

активного отдыха в семье;

День здорового ребёнка «Модуль

здоровья»;

-оформление коллажа совместно

с родителями;

-подготовка

выставки

детских

рисунков;

-создание

альбома

детских

рассказов.

Воспитатель,

родители,

дети

Октябрь

– апрель

2019

2020г.г.

Туристический поход «В

гости к Лешему»;

Физкультурный праздник

«В сказку за здоровьем»,

досуг

«Будь,

здоров!»,

развлечение «В гости к

Айболиту», «Мы-весёлые

ребята»;

Альбом детских рассказов

«Я люблю спорт»;

Выставка

детских

рисунков «Мы со спортом

крепко дружим»;

Оформление

коллажа

«Быть

здоровым

здорово!»

«Модуль здоровья»

III заключительный

-подведение итогов реализации

Воспитатель,

Май 2020 Недели

здоровья

проекта:

-проведение недели здоровья с

педагогами и детьми;

-заключительный

спортивный

праздник;

Анкета для родителей

родители,

дети

г.

«Здоровый

ребёнок

успешный ребёнок»;

Спортивный

праздник

«Мама,

папа,

я

спортивная семья!»;

Мониторинг

детей

на

конец учебного года;

Анкета

для

родителей

«Растём здоровыми»;

Презентация

«Здоровье

всему голова».

Продукт проектной деятельности:

Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»

являются:

1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и

цикл тематических физкультурных занятий;

2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».

3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического

компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я –

спортивная семья», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»;

4. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» -

«Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;

5. Туристические походы: «В гости к лешему»;

6. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем»,

«Мама, папа, я – спортивная семья!», досугов «Будь, здоров!» (с включением

пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту», «Морское

путешествие», «Мы-весёлые ребята», «Весна» (с элементами психогимнастики);

7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и цикл

консультаций для родителей

8.

Картотека

самомассажа

«Чтоб

улыбка

сияла»,

«Всё

о

дыхательной

гимнастике», артикуляционная гимнастика;

9. Мультимедийная презентация инновационного опыта.

Перспективы развития проекта.

Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном

объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая

эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его

продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.

Разработать методическую базу для детей 6-7 лет (серию физкультурных занятий

совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре,

сценарии досугов);

Обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак,

раскладной стульчик, москитные панамы);

Представить родителям презентацию: «10 правил здоровья»

Вывод:

Вследствие

реализации

проекта

у

дошкольников

выработалась

устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и

спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о

средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма.

Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием,

позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании

дошкольников,

изучить

положительный

опыт

семейного

воспитания

и

пропагандировать

его

среди

других

родителей.

Туристические

походы,

физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали

закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и

выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое,

психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная

родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем

воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом

родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни.

Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности

родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с

семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни,

проект

«Детский

сад

территория

здоровья»

имеет

высокий

рейтинг.

Заключение.

Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять своё

здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется

жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы в парк, все

эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически

применять полученные знания на занятиях. Конечная цель данного проекта:

создание эффективной модели сбережения здоровья детей в условиях детского

сада.

Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.

2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-

оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.

3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое

пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. :

творческий центр СФЕРА, 2005.

5. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. :АРКТИ, 2004.

6. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в

воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.

7. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.

8. Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ

и семьи.

9. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как

здоровьесберегающая технология в ДОУ.

10. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.

11. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся

сотрудничать с родителями.

12. Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В. А. Инновационные подходы к

физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

13. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью.

14. Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит

через семью.

15. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.

Приложение:



В раздел образования