Напоминание

Формирование двигательных умений


Автор: Ерымовский Алексей Викторович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Спортивная школа по хоккею "Ледок" НМР РТ
Населённый пункт: г. Нурлат
Наименование материала: Особенности подготовки юных хоккеистов
Тема: Формирование двигательных умений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему «Подготовка юных хоккеистов»

Хоккей

-

один

из

самых

популярных

видов

спорта,

широко

культивируемый и любимый во многих странах мира. Его популярность и

привлекательность связаны с большой зрелищностью, когда происходит

динамика

борьбы

противоборствующих

команд,

быстрые

смены

насыщенных игровых ситуаций и эпизодов , обилием и жесткостью

контактных силовых единоборств, хоккеисты показывают большой арсенал

сложных технико-тактических действий в атаке и защите, в том числе и

экстремальных условиях. Это свидетельствует о высоких требованиях,

предъявляемых

к

соревновательной

деятельности,

также

определяет

особенности ее структуры и содержания.

Для соревновательной деятельности хоккеистов характерны:

-

переменная

интенсивность,

преимущественно

скоростно-силовая

ориентация и аритмия, выраженная в хаотическом разнообразии различных

взрывных действий и коротких перерывах.

Установлено, что в ходе

соревновательной борьбы как в игровом

эпизоде, так и в игре в целом, хоккеист выполняет работу различной

производительности в следующем соотношении:

- максимальной и суб-максимальной мощности – 14 - 16% в анаэробных

режимах;

- большой – 24-26% в смешанном (аэробно-анаэробном) режиме;

- умеренной – 60% в аэробном режиме;

- за игру хоккеист пробегает дистанцию 6-8 км, ЧСС колеблется от 145

уд./мин. до 200 уд./мин;

Проведение большого объема сложных координационных методов-

тактических

действий,

жесткость

силового

единоборства

и

высокая

эмоциональность конкурентной деятельности вызывают большие физические

и умственные нагрузки. Внезапные и постоянные изменения игровых

ситуаций

требуют

от

игроков

максимальной

концентрации,

резкого

внимания,

способности быстро оценить ситуацию и принять рациональное решение.

Эта составляющая игровой активности хоккеиста способствует воспитанию

его координационных качеств, пространственной и временной ориентации

распределению внимания, периферического зрения.

Актуальность темы. Актуальность проблемы заключается в том, что в

современных

условиях возрастной акселерации и снижения

возраста

хоккейных команд особое значение имеет целенаправленная подготовка

юных хоккеистов, в возрасте, когда закладывается фундамент высоких и

стабильных результатов. Этот этап подготовки юных хоккеистов совпадает с

периодом наиболее активного формирования двигательного умения и

двигательного навыка. Вот почему целенаправленное развитие комплекса

умений и навыков в этом возрасте в дальнейшем обеспечивает высокое

спортивное мастерство.

В связи с этим были предприняты попытки обобщения вопросов,

связанных

с

процессом

воспитания

умений

и

навыков

хоккеистов,

характеристики

методов

способностей

хоккеистов,

описания

методов

воспитания двигательных умений и двигательных навыков юных хоккеистов

и разработки рекомендации по содержанию подготовки хоккеистов.

Цель: изучить формирование двигательных умений и двигательных

навыков в хоккее с шайбой.

Задачи: 1. Изучить характеристику двигательных умений и навыков.

2. Изучить методы формирования двигательных умений и навыков в

хоккее с шайбой.

3. Изучить двигательные действия с точки зрения биомеханики.

Предмет исследования: двигательные умения и двигательные навыки.

Объект

исследования:

формирование

двигательных

умений

и

двигательных навыков в хоккее с шайбой.

Научная

значимость

предоставленной

работы

произведена

в

оптимизации и упорядочивании имеющейся научно-методологической базы

по

исследуемой

проблематике

-

ещё

одним

автономным

авторским

изучением.

Практическая значимость темы произведена в анализе задач, как во

временном, так и в пространственном разрезе.

При проведении изучения были применены надлежащие методы:

-

Анализ

имеющейся

источниковой

базы

по

рассматриваемой

проблематике (метод научного анализа).

- Обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой

основе (метод научного синтеза и обобщения).

- Моделирование на базе приобретенных данных авторского видения в

раскрытии установленной проблематики (метод моделирования).

Будущие исследования также актуальны в целях постоянного и

обоснованного решения проблемы данной работы.

Результаты могут быть использованы для будущих исследований.

Источники информации: научная и учебная литература, статьи,

Интернет-ресурсы, методические указания.

Структура работы:

1) содержание;

2) введение;

3) три главы;

4) заключение;

5) список литературы.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И

ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

1.1 Двигательные умения и двигательные навыки как предмет обучения

в физическом воспитании

Двигательное умение – это степень владения техникой двигательного

действия, которая характеризуется сознательным управлением движением,

нестабильностью и неустойчивостью его выполнения.

Двигательный навык – это оптимальная степень овладения техникой

действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном

контроле

со

стороны

сознания)

управлением

движениями,

высокой

точностью и надежностью исполнения.

Различные двигательные действия складываются в направление жизни

человека под воздействием множества моментов, и процесс их формирования

имеет возможность приобретать всевозможный нрав. Оптимизация этого

процесса достигается в критериях правильно построенного изучения.

Внутреннюю логику оптимизации процесса образования и улучшения

двигательного

действия

в

этих

критериях

принято

схематически

представлять как поочередный переход от познаний и представлений о

действии к умению исполнить его, а вслед за тем - усовершенствование от

умения к навыку без участия сознания.

Умение и опыт выделяются друг от друга ключевым образом степенью

их освоенности, т.е. методами управления со стороны сознания человека.

Умение исполнять новое двигательное действие появляется на базе

надлежащих посылов:

- минимального количества ведущих познаний о технике действия;

присутствия двигательного опыта;

- необходимого значения физической подготовленности;

- при креативном мышлении в процессе возведения новой системы

действий .

Для двигательного умения свойственно систематическое улучшение

метода выполнения воздействия при осознанном раскладе в процессе

управления движениями. Это и объясняет суть двигательного умения.

Роль

двигательных

умений

в

физическом

воспитании

имеет

возможность

бывает

разная.

В

одних

случаях

умения

доводят

до

способностей, в случае если нужно достичь безукоризненного владения

техникой двигательных действий. В иных случаях двигательные умения

вырабатываются без дальнейшего перевода их в способности. В данном

случае они считаются как бы вспомогательными. Так, к примеру, в ряде

случаев материал школьной программы по физической культуре обязан быть

усвоен как раз на уровне умения [4, с. 61].

Двигательные умения имеют огромное образовательное значение,

потому что ключевым в них считается интенсивное творческое мышление,

нацеленное на анализ и синтез движений.

К количеству особых признаков начального двигательного умения

относятся [2, с. 33]:

- неизменное сосредоточение интереса в процессе воздействия на

элементы его личных операций, наименьший или же сравнительно низкий

уровень роли двигательных автоматизмов в управлении движениями;

- условная неординарность характеристик и итога воздействия при его

повторении, лишняя (не данная программой действия) изменчивость техники

перемещений (вплоть до ее нарушений), тем более под воздействием

сбивающих факторов;

- расчлененность или же мало воплощенная сопряженность действий,

обусловленная данным лишняя растянутость действия во времени.

Двигательный опыт – это реализация двигательных действий, которая

появляется на базе автоматизации двигательного умения.

К количеству таких, в отличие от признаков двигательного умения,

относятся [2, с. 37]:

- завышенный уровень роли двигательных автоматизмов в претворении

в жизнь личных операций, элементов движений, и связей между ними;

- направление сознания по ходу действия не только на его выполнения,

сколько на реализацию совместной цели;

- воплощенная стереотипность личных операций и характеристик

воздействия (если не появляется беспристрастных критериев, требующих

варьирования

их),

завышенная

стабильность

техники

двиежний

по

отношению к сбивающим факторам;

-

получившаяся

слаженность

действий

и

уменьшение

времени

выполнения воздействия.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от

умения до уровня навыка зависят от [6, с. 78]:

1)

двигательной

одаренности

(врожденные

способности)

и

двигательного навыка обучающегося (чем богаче двигательный навык, тем

раньше образуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваивают новые движения быстрее,

чем взрослые);

3)

координационной

трудности

двигательного

воздействия

(чем

труднее техника движения, тем и дольше будет проходить

процесс

обучения);

4) профессионализм преподавателя;

5) значения мотивации, сознательности, энергичности обучающегося.

Таким образом, развитию человека содействует не само по себе

овладение двигательными умениями и способностями, а присвоение умения

автономно осваивать двигательные умения и способности как метод

конфигурации личной телесности при помощи усвоения двигательных

умений

и

способностей.

В

итоге

приобретения

учениками

такого

новообразования и его изучение станет считаться развивающим [1, с. 11].

1.2 Основы формирования двигательных умений и двигательных

навыков

Работа учеников в процессе изучения двигательным действиям имеет

учебно-познавательный характер. Вследствие этого эффективность изучения

в целом и во многом ориентируется умением преподавателей осуществить

учебный

процесс

в

согласовании

с

психическими,

физическими,

педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в базе

передовых

концепций

изучения

(условно-рефлекторной,

поэтапного

формирования

поступков

и

умений,

алгоритмических

предписаний,

проблемно-деятельностного изучения, программированного изучения).

Под концепцией изучения понимается совокупность обобщенных

положений или же система взглядов на осознание сути, содержания, способа

и организации учебного процесса, а еще индивидуальностей работы

обучающихся и обучаемых в ходе его воплощения [19, с. 32].

Процесс по формированию двигательных способностей содержит

собственные психические особенности [4, с. 69]:

1. Единство действия.

Двигательный навык произведён каждый раз из ряда составляющих

двигательного действия. Не сумма данных составляющих определяет опыт, а

целый нрав действия. Он подчиняет элементы, составляющие ведущую

задачу выполняемого воздействия, и превращает их в средство для

воплощения данной задачи.

2. Безупречность. В выполнении всех составляющих целостного

двигательного

воздействия

потребуется

высочайший

уровень

внимательности: точность движения, стабильность и эластичность умения.

Точность движения - координированность по пространственным, временным

и силовым компонентам.

Стабильность

умения

-

невысокая

подверженность

влияниям

сбивающих моментов. Эластичность умения - многообразие методик

выполнять действия, которые целенаправленно используются в зависимости

от конфигурации критерий.

3. Автоматизм.

Двигательные способности усваиваются по стопам и доводятся до

автоматизма, не исключая функцию сознания при выполнении действия.

4. Осознанность.

Двигательные

действия

спортсмена

всякий

раз

обязаны

быть

осознанными.

Процесс образования способностей и внедрение их в действие -

намеренный процесс.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей

методической последовательности [4, с. 72]:

1. Составление у занимающихся позитивной учебной мотивации.

Мотивация

-

совокупность

устойчивых

мотивов,

побуждений,

определяющих направление и нрав работы личности, ее поведение.

Педагог,

приступая к обучению собственных учащихся, обязан

побудить их к ответственному, разумному отношению к грядущему

овладению свежими двигательными умениями. Изучение без особенного

стремления приводит к различным неточности в технике упражнения.

2. Составление познаний о сути двигательного действия. Познания

складываются

на

базе

исследования

за

выполнением

действия

и

прослушивания провождающего показа и объяснения, задача которого -

отметить в данном действии те составляющие, от которых будет зависеть

правильность его выполнения. Объяснение одергивает забота обучаемого и

на наружных критериях (свойствах снарядов, поведении конкурентов), от

которых еще находится и зависимость правильности выполнения действий.

Составляющие двигательного действия и особенности критерий, требующие

сосредоточении

интереса

для

удачного

выполнения

упражнений,

по

терминологии М. М. Богена (1985 год), называются основными опорными

точками (ООТ). Совокупность ООТ, элементы программы воздействия,

считается ориентировочная основа действия (ООД).

Создание ООД считается серьезным фактором в обучении. Тут важен

подбор действенных способов словесного и наглядного влияния для

обеспечения важных познаний и чувств.

3. Создание полновесного представления об изучаемом перемещении

по ООТ. Эти представления обязаны подключать [10, с. 45]:

1) зрительный тип двигательного действия, возникающий на базе

опосредованного или же конкретного наблюдения;

2) закономерный (смысловой) тип, базирующийся на познании,

получаемом

при

рассказе,

разъяснении,

комментарии,

сопоставлении,

анализе;

3) двигательный (кинестезический) тип, формируемый на базе уже

имеющегося у учащегося двигательного навыка или на тех чувствах, которые

у него появляются при выполнении подводящих упражнений;

4)

Освоение

изучаемого

двигательного

действия

в

целом.

К

выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по

ООТ сформированы нужные познания и представления.

Составление

двигательного

умения

проходит

в

согласовании

с

законами: закон конфигурации скорости в развитии опыта, закон «плато»

(задержки) в развитии опыта, закон недоступности предела в развитии опыта,

закон угасания, закон перенесения опыта.[3, с. 112]:

1. Закон конфигурации скорости в развитии умения. Оно складывается

не

сразу,

но

и

неравномерно,

что

выражается

в

различной

мере

высококачественного

прироста

в

отдельные

факторы

его

развития.

Неравномерность содержит 2 разновидности [3, с. 112]:

а) в начале изучения случается относительно резкое овладение

действием, а вслед за тем высококачественный прирост умения замедляется.

Аналогичная неравномерность, свойственная для изучения относительно

нетяжелых действий, когда учащийся сразу схватывает базу воздействия и

длительное время осваивает его детали;

б)

в

начале

изучения

высококачественный

прирост

умения

незначителен, а вслед за тем он быстро растет.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии умения. Продолжительность

задержки в развитии опыта имеет возможность быть самой различной. Она

обоснована 2-мя основаниями [3, с. 115]:

а) внутренняя, которая характеризуется протеканием неприметных

приспособительных перемен в организме, которые только с течением

времени появляются в приметные высококачественные совершенствования

навыка;

б) наружной, вызванной неверным способом изучения или же

недостающим уровнем становления телесных свойств.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии умения. Он имеет место быть,

когда очень долгое время не повторяется упражнение. Угасание умения

случается медленно. Вначале оно не претерпевает высококачественных

перемен, но учащийся начинает понимать нерешительность в собственных

силах, что временами приводит к срывам в выполнении действия. Вслед за

тем

замедляется

способность

к

четкой

дифференцировке

движений,

нарушаются трудные координационные действия между перемещениями, и,

в конечном счете, учащийся утрачивает способность исполнять свои трудные

упражнения. Впрочем, всецело опыт не пропадает, его база сберегается

относительно длительное время, и впоследствии тренировок оно спокойно

восстанавливается, доводится до автоматизма.

4. Закон недоступности предела в развитии двигательного опыта.

Улучшение двигательного действия буквально длится на протяжении всего

времени занятий в выбранном направлении физического воспитания.

5. Закон перенесения двигательного умения. В физическом воспитании

и

спорте

имеет

место

быть

позитивное

и

негативное

перенесение

способностей.

2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И

ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

2.1 Общие понятия и классификация методов

Метод - созданная с учетом педагогических закономерностей система

действий, целенаправленное применение которых позволяет осуществлять

теоретическую и практическую работу учащегося, обеспечивающих развитие

двигательных действий, направленных на формирование физических свойств

и подготовки личности.

Методический прием - это метод реализации способа в согласовании с

определенной задачей изучения.

Методика - особая система способов, методических способов изучения

и форм организации занятий, нацеленная на заключение педагогической

задачи.

Методический подход - совокупность методик влияния преподавателя

на

занимающихся,

выбор

которых

обоснован

конкретной

научной

концепцией, логикой организации и претворением в жизнь процесса

изучения, воспитания и становления.

Классификация методов [11, с. 23]:

В

предлагаемой

Ю.

Ф.

Курамшиным

систематизации

способы

разделяются на 3 группы:

1. Направленные на овладение знаниями. Хоккеисту предоставляется

полная информация о технике выполнения каждого действия : катание

вперёд, катание спиной вперёд, торможение, "улитка", виражи, броски и

передачи, ведение шайбы, силовая борьба. Для вратарей : основная стойка,

перемещение

в

воротах,

ловля

и

отражение

бросков,

правильность

фиксирования шайбы, передачи.

2. Способствующие овладению двигательными навыками и умениями

(показ и рассказ тренера данного упражнения, тренировки с указанием

ошибок в выполнении упражнения и видео уроки).

3. Направленные преимущественно на развитие физических качеств,

способностей (тренажёрный зал, различные виды инвентаря).



В раздел образования