Автор: Серебрякова Елена Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П.Чкалова"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обеспечение сохранности документов в образовательном учреждении
Раздел: дополнительное образование
Обеспечение сохранности документов в образовательном учреждении
Серебрякова Елена Сергеевна,
педагог-организатор
МБУ ДО «ДДТ им. В.П.Чкалова»
высшей квалификационной категории
Организация
делопроизводства
в
образовательном
учреждении
представляет
собой
совокупность
видов
работ,
обеспечивающих
систематизацию, учет, формирование и оформление дел в делопроизводстве,
оперативное хранение документов в учреждении и их передачу в архив.
Обеспечение
сохранности документов образовательного учреждения
осуществляется посредством формирования исполненных документов в дела.
Формирование дел - группировка исполненных документов в дела в
соответствии
с
номенклатурой
дел
и
систематизация
документов
внутри
дела.
Номенклатура дел - систематизированный перечень дел, заводимых в
учреждении
с
указанием
сроков
их
хранения.
Номенклатура
дел
предназначена для оперативного поиска документов в делах.
При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться Уставом
учреждения,
положениями
учреждения,
планами
и
отчетами
о
работе,
номенклатурами дел за предшествующие годы.
Сводная номенклатура дел подписывается лицом, ответственным за
составление,
согласовывается
с
экспертной
комиссией
учреждения
и
утверждается
руководством.
Номенклатура
дел
согласовывается
с
государственным (муниципальным) архивом, в случае если образовательное
учреждение
является
организацией-источником
комплектования.
Согласование номенклатуры дел с архивом проходит не реже одного раза в 5
лет, если не было существенных изменений. Сводная номенклатура дел в
конце каждого года уточняется, утверждается и вводится в действие с 1
января следующего календарного года внутренним приказом учреждения.
После
утверждения
сводной
номенклатуры
дел
структурные
подразделения
учреждения
получают
выписки
из
соответствующих
ее
разделов для использования в работе.
Названиями
разделов
номенклатуры
дел
являются
названия
структурных подразделений. Номенклатура дел представляет собой таблицу,
состоящую из следующих граф.
В
графе
1
«Индекс
дела»
проставляются
индексы
каждого
дела,
состоящие
из
установленного
в
учреждении
цифрового
обозначения
структурного
подразделения
и
порядкового
номера
заголовка
дела
по
номенклатуре
в
пределах
структурного
подразделения.
Индексы
дел
обозначаются арабскими цифрами (Например: 12-05, где 12 - обозначение
структурного подразделения, 05 - порядковый номер заголовка дела).
В графу 2 «Заголовок дела» включаются заголовки дел, состоящие из:
название вида дела (переписка) или разновидности документов (приказы);
название учреждения или структурного подразделения; краткое содержание
документов дела; дата (период), к которым относятся документы дела (за
2011
год).
Не
допускается
употребление
в
заголовке
дела
неконкретных
формулировок ("разные материалы", "общая переписка"). В заголовках дел,
содержащих
документы
по
одному
вопросу,
но
разных
видовых
направленностей, в качестве вида дела употребляется термин "документы", а
в
конце
заголовка
в
скобках
указываются
основные
разновидности
документов
(планы,
списки,
доклады).
В
заголовках
дел,
содержащих
переписку, указывается, с кем и по какому вопросу она ведется (например:
«Переписка
с
архивными
учреждениями
о
комплектовании
научно-
технической документации»). Порядок расположения заголовков дел внутри
разделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов,
составляющих дела, и их взаимосвязью.
Графа
3
«Кол-во
томов»
номенклатуры
дел
заполняется
в
случае
заведения второго или нескольких томов дела.
В графе 4 «Срок хранения и № статей по перечню» указывается срок
хранения
дела,
номера
статей
по
Перечню.
При
отсутствии
каких-либо
документов
учреждения
в
Перечне,
срок
их
хранения
определяется
и
утверждается
протоколом
экспертной
комиссии,
о
чем
вносится
соответствующая запись в номенклатуре.
В графе 5 «Примечания» проставляются специальные отметки о сроках
хранения отдельных документов дела, о выделении дел к уничтожению, о
передаче дел.
Если в течение года возникают новые дела, то они дополнительно
вносятся
в
номенклатуру.
Для
вновь
заводимых
дел
в
каждом
разделе
номенклатуры оставляются резервные номера.
Формирование дел включает в себя следующие операции: заведение
папки; распределение исполненных документов по папкам; расположение
документов в обратной хронологической последовательности; оформление
обложки.
На обложке дела указываются следующие реквизиты: наименование
учреждения;
наименование
структурного
подразделения;
индекс
дела
проставляется цифрой по номенклатуре дел; заголовок дела переносится из
номенклатуры; дата заведения и окончания дела в делопроизводстве (число и
год обозначаются арабскими цифрами, название месяца пишется словами);
срок
хранения
дела
в
соответствии
с
номенклатурой
дел
(На
делах
постоянного хранения пишется: "Хранить постоянно").
При
формировании
дел
необходимо
соблюдать
следующие
общие
правила: помещать в дело только исполненные документы; группировать в
дело документы одного календарного года, за исключением переходящих
дел; раздельно группировать в дела документы постоянного и временных
сроков хранения; в дело включается один экземпляр документа; в дело не
должны помещаться черновики.
В
конце
календарного
года
сформированные
дела
подлежат
оперативному
(текущему)
хранению
«на
местах».
Срок
оперативного
хранения
дел
составляет
от
1
года
до
3
лет.
Исключение
составляют
документы
с
временными
сроками
хранения
5
и
10
лет.
На
архивное
хранение
такие
документы
не
передаются
и
продолжают
храниться
в
структурных подразделениях учреждения в течение этих сроков.
Экспертиза ценности документов – изучение документов на основании
критериев
их
ценности
в
целях
отбора
документов
на
государственное
хранение или установление сроков их хранения.
В учреждении создается постоянно действующая экспертная комиссия,
которая назначается приказом руководства и состоит не менее чем из 3-х
человек:
председателя;
члена;
секретаря.
Функции
и
права
ЭК,
а
также
организация их работы определяются Положением экспертной комиссии,
которое
утверждается
руководством.
Решения
ЭК
по
хранению
или
уничтожению
документов
вступают
в
силу
после
их
утверждения
руководством
учреждения,
т.к.
экспертная
комиссия
является
совещательным органом.
При
проведении
экспертизы
ценности
документов
осуществляется:
отбор документов постоянного и долговременного (свыше 10 лет) хранения
для передачи в государственный архив; отбор документов с временными
сроками
хранения
и
с
пометкой
«ДМН»,
подлежащих
дальнейшему
хранению в структурных подразделениях; выделение к уничтожению дел за
предыдущие годы, сроки хранения которых истекли. Отбор документов к
уничтожению
и
составление
акта
о
выделении
их
к
уничтожению
производится на заседании экспертной комиссии.
После
оперативного
хранения
завершенные
дела
постоянного
и
долговременного
(свыше
10
лет)
сроков
хранения
сдаются
в
архив
учреждения.
Полное
оформление
дела,
передаваемого
на
архивное
хранение,
предусматривает: оформление реквизитов обложки дела по установленной
форме;
нумерацию
листов
в
деле;
составление
листа-заверителя
дела;
составление внутренней описи документов дела; подшивку и переплет дела.
Все
листы
дела,
кроме
листа
заверителя
и
внутренней
описи,
нумеруются
в
правом
верхнем
углу.
Иллюстративные
и
специфические
документы, представляющие самостоятельный лист в деле, нумеруются на
оборотной стороне в левом верхнем углу.
После завершения нумерации листов на листе-заверители составляется
заверительная надпись, которая располагается в конце дела. В заверительной
надписи цифрами и прописью указывается количество листов в данном деле,
а
также
указывается
должность,
подпись,
расшифровка
подписи,
дата
составления.
Документы, составляющие дело, подшиваются на четыре прокола в
твердую
обложку
из
картона
или
переплетаются.
При подготовке
дел
к
подшивке
металлические
скрепления
(булавки,
скрепки)
из
документов
удаляются.
Передача
дел
на
государственное
хранение
в
специальный
архив
осуществляется
по
описям
дел
и
номенклатуре
дел.
Опись
(архивный
справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения
архивного фонда) составляются отдельно на дела постоянного хранения; дела
долговременного (свыше 10 лет) хранения; дела по личному составу.
Таким образом, рекомендуется на локальном, внутриорганизационном
уровне
разработать
и
утвердить
Инструкцию
по
делопроизводству
образовательного
учреждения,
в
которой
на
основании
законодательно-
нормативных
документов
были
бы
закреплены
подробные
правила
и
особенности
организации
хранения
документов
в
конкретном
образовательном учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Андреева, В.И. Делопроизводство: организация и ведение / В.И.
Андреева. - М.: КноРус, 2016. - 234 c.
2.
Кабашов, С.Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и
определениях / С.Ю. Кабашов. - М.: Флинта, 2009. - 296 c.
3.
Кузнецов, И.Н. Документационное обеспечение управления.
Документооборот и делопроизводство: Учебник и практикум / И.Н.
Кузнецов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
4.
Рогожин, М. Настольная книга ответственного за делопроизводство /
М. Рогожин. - М.: Проспект, 2019. - 128 c.
5.
Тельчаров, А.Д. Архивоведение: конспект лекций.- М.: Приор – издат.
2008. – 146 с.