Автор: Кротер Наталья Андреевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГАУ КРЦ Фламинго
Населённый пункт: Кемеровская область г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Интеллектуальные карты как средство познавательных процессов.
Раздел: дополнительное образование
Интеллектуальные карты как
средство познавательных
процессов.
В работе с детьми как дощкольного так и школьного возраста
эффективно использовать схемы, представленные в виде картинок, которые
помогают детям лучше усваивать материал, развивать мыслительные навыки,
а также стимулировать познавательную активность.
Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из
Великобритании Тони Бъюзен, автор методик запоминания, креативности и
организации мышления, автор более 100 книг. В своей практике он выделял
два направления деятельности: изучение возможностей мозга и его
потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения ) и разработка
методик по улучшению функций головного мозга. Использовать карты ума в
работе с детьми предложила кандидат педагогических наук Валентина
Акименко.
Mind-maps - термин может переводиться как «интеллект карты», «карты
ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты
памяти» или «карты разума» – информация, изображаемая в графическом
виде на большом листе бумаги. Эта информация отражает связи (смысловые,
причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и
составляющими рассматриваемой области.
Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах
эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать
способности к запоминанию информации и решению различных
интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление
информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного
проще, чем в любом ином.
Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого,
познавательного и социально-коммуникативного развития. Это понятнее для
детей, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь
словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш
мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере
времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.
Карты ума:
- позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию,
относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом;
- активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные
факторы;
-
помогают
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
- помогают мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный
потенциал;
- помогают планировать собственную деятельность, направленную на
достижение поставленного результата;
Интеллект – карты помогают навести порядок в голове, получить целостную
картину определённой темы.
Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов
активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность
принимаемых решений.
Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как активность,
любознательность, овладение средствами общения, овладение способами
взаимодействия.
Все мы знаем, что правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции,
интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из
разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное
мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир
последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом
третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени. Правополушарное
мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Однако
важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического
процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты. Когда ребенок
составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария
головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует
творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении),
легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания,
предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в
составлении карт делают занятия для ребят легкими и увлекательными.
Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку
учиться общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте
или явлении. Во время составления карты педагог вместе ребёнком
рассуждает, пополняет словарный запас, анализирует, синтезирует и
обобщает сведения. Интеллект-карты помогают детям развивать связную,
логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли,
выделять главную из них и запоминать изученный материал.
То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше. Применение карт
ума способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети
пополняют словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию.
С помощью интеллектуальных карт ребенок учится анализировать,
совершать простые логические операции и переходить к более сложным.
Для создания эффективной, привлекательной и интересной карты ума
следует придерживаться следующих простых правил:
Располагать главную идею, проблему или проект, над которым надо
поработать жирным шрифтом в 1-3 слова в центре листа. Лист лучше
развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунков;
Использовать только цветные карандаши (ручки, фломастеры
маркеры). Желательно, что бы каждая ветвь от центрального объекта
или слова имела отдельный цвет.
Каждый из стволов может неограниченно ветвиться. Все ветви должны
совпадать по цвету с самим стволом. Надписи на каждой веточке
должны быть однословными. Толщина ветвей и надписей должна
соответствовать их важности
.
Желательно сопровождать текст выразительными иллюстрациями.
Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это
поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько,
сколько нужно для полного понимания темы.
Названия стволов следует писать тем же цветом, каким окрашен сам
ствол, можно жирными буквами, стараясь найти для каждого одно
единственное емкое ключевое слово
Рисовать «карту ума» следует по часовой стрелке. Когда основной набросок
уже сделан, можно произвольно переходить в работе с ветки на ветку, следуя
за полетом собственных мыслей.
Карты ума стоит сохранять и датировать. По старым картам можно
проследить и трансформацию собственных взглядов, и изменения ситуации в
семье, компании, стране, мире
и т.д.
Если количество стволов недостаточно, то следует нарисовать пустую ветку,
таким образом, это пространство будет подготовлено для новой идеи,
которая в дальнейшем может оказаться самой важной.
Очень эффективно использовать интеллект-карты в работе с детьми с
нарушениями речи. Это способствует усвоению новых знаний. Педагог
корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную
деятельность. Интеллект-карты объединяют в сознании детей факторы:
зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план
высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что
наглядно и понятно изображено на карте.
Например, возьмём любое слово, лучше существительное (солнце, работа,
автомобиль, счастье, праздник…), напишем его в центре листа, а вокруг на
лучиках-радиусах несколько слов, с которыми оно у нас ассоциируется.
Потом можно проделывать ту же операцию с получившимися словами,
продолжать фиксировать на бумаге этот поток ассоциаций и дальше.
Например, если сравнить свою картинку с тем, что изобразили другие люди,
то можно обнаружить, что ассоциации у разных людей далеко не полностью
совпадают. Это говорит о том, что у каждого человека поток мысли
многообразен.
Мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове множество мыслей, каждая из
которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с
другими. При столкновении разных мыслей порождаются новые. Поэтому
интеллект-карты помогают нам упорядочить наши мнения, мысли и
рассуждения.
Наш мозг считывает изображения гораздо быстрее, чем слова. Например,
что дорожные указатели во всем мире сделаны в виде лаконичных картинок–
пиктограмм, которые одинаково
воспринимаются людьми разного пола, возраста и национальности. Также
выработан свой графический язык и в Интернете.
Преимущества в использовании карт ума в работе и повседневной
жизни:
Доступность для любого уровня подготовки
Экономичность по времени и материальным затратам
Наглядность
Компактность
Структурированность
Радость от творчества
Сфера применения (ментальных карт) чрезвычайно широка: это и
планирование дня, встречи, статьи, проекта, обучение и организация
информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно
структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя
весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.