Автор: Панфилова Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО Сурская ДШИ им. А. В. Абуткова
Населённый пункт: Ульяновская область, рп Сурское
Наименование материала: Творческое развитие детей на уроках музыкальной литературы
Тема: Развитие творческих способностей детей на уроках музыкальной литературы.
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей детей на уроках музыкальной
литературы.
Задача развития творческих способностей учащихся является
очень важной при изучении предмета музыкальной литературы.
Современные дети, не испытывающие ограничений в
познавательном плане, свободно владеющие компьютером,
зачастую воспринимают произведения великих композиторов
поверхностно, не эмоционально. Иногда видишь в глазах ребёнка,
что в этот момент он просто отключает внимание. К сожалению в
этом большая проблема нашего времени. В практике с этим
приходится сталкиваться довольно часто. Информационно
перегруженные дети иногда просто блокируют восприятие.
Однажды с учащимися выпускного года обучения мы проходили
Седьмую симфонию Шостаковича, говорили об образном
содержании прослушенного произведения. Дети слушали
внимательно, реагировали, сопереживали, но через три недели при
опросе выяснилось, что запомнили на самом деле совсем немного.
Поэтому объяснение материала в форме рассказа педагога,
безусловно хорошо, но если активнее вовлекать детей в процесс
обучения через самостоятельную творческую работу, результаты
будут более эффективными.
Задача на уроках музыкальной литературы – как можно активнее
воспитывать в ребёнке творческое начало, развивать творческое
мышление, которое затем может быть претворено в любой сфере
его будущей деятельности. Тесная связь искусства и науки говорит
о том, что для развития точных наук необходимо наличие
творчески развитых и не стандартно мыслящих людей. Поэтому
развитие творческих навыков является одним из
основополагающих моментов при изучении музыкальной
литературы.
Интернет кишит псевдоклассической музыкой, представляющей
собой далеко не лучшие сочинения. Наша задача – познакомить
детей с высочайшими образцами музыкального искусства, привить
вкус, научить разбираться в музыке.
В этом помогают задания по музыкальной литературе, потому что
в игровой форме легче достучаться до ребёнка, даже самое сложное
задание превратить в увлекательную игру, если соответствующим
образом сформулировать задачу.
Само понятие «творческое задание» включает в себя две стороны
аспекта. Первая – ребёнок выполняет задания, не находясь в
определённых рамках. Он более свободен, может импровизировать,
более свободно выражаться.
Вторая сторона задания подразумевает наличие определённой базы
знаний и участие педагога, который побуждает детей к творческим
действиям. Для этого необходимы навыки, умения и осознанное
применение полученных знаний. Творческие задания дают
большой простор для разнообразных форм работы.
Примеры творческих заданий по музыкальной литературе.
Уроки биографического типа.
Игра, посвящённая биографии композитора. Класс делится на две
группы. Учащимся предлагается завершить фразу: «Знаменит,
потому что…». Необходимо не только продолжить, но и
обосновать своё предложение.
Самостоятельное составление тестов по биографии и общее
решение всем классом также способствует лучшему усвоению
материала.
При изучении музыки разных эпох можно большое внимание
уделить синтезу искусств. Картины художников того времени,
архитектурные шедевры, интерьеры домов, костюмы эпохи
позволяют расширить представление о времени, в котором жил
композитор.
Также в виде творческого задания можно предложить подобрать
литературные иллюстрации, стихотворные высказывания.
Взаимосвязь сольфеджио и музыкальной литературы можно
использовать, предложив сочинить небольшие произведения в
стиле эпох ( гавот, менуэт, вальс).
При закреплении пройденного материала задания также могут быть
разнообразными. Это и составление тестов, и подготовленные дома
вопросы к описанию композитора, его творческого пути. Игры
«Узнай композитора», «Журналист», вызывают у детей большой
интерес.
Творческие моменты на уроках музыкальной литературы
активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют
стремление к самообразованию, развивают практические умения и
навыки.