Напоминание

"Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера"


Автор: Овчарук Любовь Павловна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГБПОУ "Абаканское СУВУ"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера"
Раздел: среднее образование





Назад




Овчарук Любовь Павловна,

Учитель математики

ФГБПОУ Абаканского СУВУ

Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера.

«Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны

понять»,- писал А. М. Горький. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества,

честности, правдивости. Познание же математики прививает к ней любовь, переходящую

иногда в потребность заниматься этой наукой серьезно.

Игровые ситуации применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения

познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на

изучение определенного материала и не требует времени на разъяснение правил игры.

Такие уроки требуют от учителя много времени и сил, максимального внимания и умения

владеть классом, но учащимся они приносят пользу, как в воспитательном, так и в учебном

плане. Очень часто радость успеха, чувство своей силы рождают интерес к предмету. Не раз

приходилось видеть: радость ощущения собственной силы гораздо полнее радости более

высокого балла.

Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, должна быть мотивирована, а

учащиеся должны испытывать потребность в ней. Обстановка, в которой происходит игровое

действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в

атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества.

Большая роль в этом отводится учителю, который должен учитывать индивидуальные

особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность,

дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Содержание учебной

игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно

завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность.

Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на уроках.

Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть, уверен в целесообразности ее

использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса,

составляет план проведения. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в

целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для

ее участников. Не существует идеальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп

и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.

Игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать на всех

уроках математики, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет.

Есть уроки, где игра является ведущим методом, есть игровые моменты, которые

используются фрагментально.

В данной работе я предлагаю несколько игровых приёмов, которые можно использовать на

уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей

класса.

Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторения, изучения

нового материала, закрепления и т.д.

1. Игра “Молчанка”.

а) Учитель молча, указкой, показывает число, знак действия и второе число, а ученик

должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится

мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании,

правильно вычислить и назвать ответ.

б) На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если

согласны с ответом одноклассника, поднимают зеленую карточку, если нет - красную. Таким

образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны, эта игра дисциплинирует ученика.

Вот некоторые из этих упражнений:

Тема: “ Степень с натуральным показателем”.

а) Больше или меньше нуля: (-3)

3

; (-1)

4

?

б) Что больше 2

5

или 5

2

?

в) Какое из чисел 2; -2; 3; или -3 является корнем уравнения:

x

3

= -8; x

4

=81?

г) При каком значении x верно равенство:

(3

5

)

x

=3

10

; (5

x

)

4

= 5

12

?

Тема: “Многочлены”.

а) Назовите старший член многочлена:

-5x + 0,001x

8

+300x

6

+1;

0.8y

2

–y

10

+1.

б) Какова степень многочлена:

x

4

y

2

+y

6

-2x

6

-3xy

5

;

8a

2

b+3ab

2

-b

4

?

в) Какие одночлены надо подставить вместо звёздочек, чтобы получить тождество:

*( 4b

2

-7b+8)=28b

3

-49b

2

+56b;

*(3y

2

+8y-7)=36y

5

+*+*?

г) Можно ли трехчлен представить в виде суммы двух двучленов:

x

2

+6x+1;

p

2

-p-1?

2. “Игра с числами”.

У каждого ученика имеется 31 квадрат (со стороной 1см), вырезанный из плотной бумаги.

В каждый квадрат вписано одно из целых чисел от -15 до 15. Учащиеся выкладывают их на

столах в порядке возрастания. Для закрепления темы “Сложение и вычитание целых чисел”

можно предложить учащимся разнообразные упражнения. Например: а) укажите как можно

больше пар чисел, чтобы их сумма была равна -25.( _+_=-25.)

Учащиеся должны из квадратиков выложить верное равенство. За правильностью

результатов следят учитель и сосед по парте. Задание можно усложнить: _+ _-_= -25; _-_+_+_=-

25.

Командные игры.

1. “Эстафета”.

Хорошо проводить как разминку.

Главная цель: проверить знания учащихся по какой- либо теме. Дух состязательности

заставляет включиться в работу каждого ученика, ведь от работы каждого зависит, чья команда

победит.

Например, по теме «Линейные уравнения с одной переменной» было предложено такое

задание:

I ряд.

а) 3х+2=0;

б) 8х-5=х-40;

в) 8у-(7у-142)=51.

II ряд.

а) 3х+7=0;

б) 7х-4=х-16;

в) 3у-(5-у)=11.

III ряд.

а) 3х+5=0;

б) 9х-6=х-38;

в) 4у-(у-12)=24.

Учащимся каждой команды нужно не просто решить уравнения, но и проверить решения

одноклассников. Тем ученикам, у которых возникли затруднения – более сильные ученики

оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все уравнения.

2.Игра “Лесенка”.

Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над

ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем

выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно

следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до

последней ступеньки.

3. ”Софизмы“

Очень увлекателен для учеников разбор софизмов: обнаружив ошибку, они получают

большое удовлетворение. Софизмы прежде всего развивают логическое мышление, помогают

сознательному усвоению изучаемого материала, развивают наблюдательность, вдумчивость,

критическое отношение к изучаемому. Рассмотрим примеры:

1. Докажем, что 4руб.=40000коп.

Возьмём верное равенство

2руб.=200коп.

Возведём обе части в квадрат. Получится, что

4 руб.=40000коп.

Возможно ли это? Где мною допущена ошибка?

2. Сейчас ребята, я вам покажу что 5=6. Возьмём числовое тождество

35+10-45=42+12-54

и преобразуем его так:

5(7+2-9)=(7+2-9)6;

5=6.

Где я допустила ошибку?

3. Ребята, может ли 2=3? Нет? А я вам это докажу.

4-10=9-15

4-10+25/4=9-15+25/4

(2-5/2)

2

=(3-5/2)

2

2-5/2=3-5/2

2=3.

Где допущена ошибка?

4. “Художник”.

При изучении темы “ Прямоугольная система координат на плоскости. Абсцисса и

ордината точки” можно применить эту игру.

а)Например, при изучении темы “Координатная плоскость” ребята с нулевым уровнем

познавательной активности получают задание: отметить на координатной плоскости точки,

соединить их отрезками так, чтобы получилась птица:

(3;-1), (3;5), (4;5,5), (2;6), (3;6), (2;1), (-3;-1), (-3;4).

Что за птица получилась? “Лебедь”.

А в это время ребята с относительно-активным уровнем познавательной деятельности

получают задание: изобразить на координатной плоскости одного из зверят (на картинках -

кошка, мышка, собачка) зашифровать основные точки координатами.

б) Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий

конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин.

в) Эту же игру можно использовать на уроках при изучении тем: “Функция, область

определения функции”, “Функция y=kx+b и её график”. По виду отрезков, составляющих

фигуру, ученики могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также

записывать область определения функции на отрезке.

5.“Кодированный ответ”.

Использую всевозможные формы кодирования ответов, они привлекают внимание ребят

не меньше, чем интересная задача. На доске рядом с примерами предлагаются ответы,

закодированные буквами.

Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код,

соответствующую верному ответу.

По окончанию счета у ребят появляется слово.

Например: 6 кл. “Дробные выражения” .

Найдите значение выражения:

Т -

; О -

; И -

; Ч -

; Н -

; Л -

; О -

Ребята считают устно, а букву пишут в тетрадь.

Эту игру часто использую при закреплении материала. Например, при закреплении темы

“Алгебраические дроби”.

Задание: упростить выражение (выражения разные для разных групп).

;

;

6. “Математический футбол”.

Класс делится на две команды. Из каждой выбирается арбитр. На доске пишу по 10-15

заданий для обеих команд. Правильно решенное задание означает забитый гол в ворота

команды – противницы. Качество, быстроту, порядок во время игры оценивают выбранные

арбитры. Практикую задания для этой игры готовить совместно с ребятами, имеющими

исполнительно-активный уровень познавательной активности. А при желании и со всеми

остальными.

На доске также вывешиваются “ворота”, в которые забиваются голы.



В раздел образования