Автор: Овчарук Любовь Павловна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГБПОУ "Абаканское СУВУ"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера"
Раздел: среднее образование
Овчарук Любовь Павловна,
Учитель математики
ФГБПОУ Абаканского СУВУ
Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера.
«Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны
понять»,- писал А. М. Горький. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества,
честности, правдивости. Познание же математики прививает к ней любовь, переходящую
иногда в потребность заниматься этой наукой серьезно.
Игровые ситуации применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения
познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на
изучение определенного материала и не требует времени на разъяснение правил игры.
Такие уроки требуют от учителя много времени и сил, максимального внимания и умения
владеть классом, но учащимся они приносят пользу, как в воспитательном, так и в учебном
плане. Очень часто радость успеха, чувство своей силы рождают интерес к предмету. Не раз
приходилось видеть: радость ощущения собственной силы гораздо полнее радости более
высокого балла.
Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, должна быть мотивирована, а
учащиеся должны испытывать потребность в ней. Обстановка, в которой происходит игровое
действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в
атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества.
Большая роль в этом отводится учителю, который должен учитывать индивидуальные
особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность,
дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Содержание учебной
игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно
завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность.
Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на уроках.
Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть, уверен в целесообразности ее
использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса,
составляет план проведения. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в
целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для
ее участников. Не существует идеальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп
и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.
Игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать на всех
уроках математики, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет.
Есть уроки, где игра является ведущим методом, есть игровые моменты, которые
используются фрагментально.
В данной работе я предлагаю несколько игровых приёмов, которые можно использовать на
уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей
класса.
Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторения, изучения
нового материала, закрепления и т.д.
1. Игра “Молчанка”.
а) Учитель молча, указкой, показывает число, знак действия и второе число, а ученик
должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится
мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании,
правильно вычислить и назвать ответ.
б) На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если
согласны с ответом одноклассника, поднимают зеленую карточку, если нет - красную. Таким
образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны, эта игра дисциплинирует ученика.
Вот некоторые из этих упражнений:
Тема: “ Степень с натуральным показателем”.
а) Больше или меньше нуля: (-3)
3
; (-1)
4
?
б) Что больше 2
5
или 5
2
?
в) Какое из чисел 2; -2; 3; или -3 является корнем уравнения:
x
3
= -8; x
4
=81?
г) При каком значении x верно равенство:
(3
5
)
x
=3
10
; (5
x
)
4
= 5
12
?
Тема: “Многочлены”.
а) Назовите старший член многочлена:
-5x + 0,001x
8
+300x
6
+1;
0.8y
2
–y
10
+1.
б) Какова степень многочлена:
x
4
y
2
+y
6
-2x
6
-3xy
5
;
8a
2
b+3ab
2
-b
4
?
в) Какие одночлены надо подставить вместо звёздочек, чтобы получить тождество:
*( 4b
2
-7b+8)=28b
3
-49b
2
+56b;
*(3y
2
+8y-7)=36y
5
+*+*?
г) Можно ли трехчлен представить в виде суммы двух двучленов:
x
2
+6x+1;
p
2
-p-1?
2. “Игра с числами”.
У каждого ученика имеется 31 квадрат (со стороной 1см), вырезанный из плотной бумаги.
В каждый квадрат вписано одно из целых чисел от -15 до 15. Учащиеся выкладывают их на
столах в порядке возрастания. Для закрепления темы “Сложение и вычитание целых чисел”
можно предложить учащимся разнообразные упражнения. Например: а) укажите как можно
больше пар чисел, чтобы их сумма была равна -25.( _+_=-25.)
Учащиеся должны из квадратиков выложить верное равенство. За правильностью
результатов следят учитель и сосед по парте. Задание можно усложнить: _+ _-_= -25; _-_+_+_=-
25.
Командные игры.
1. “Эстафета”.
Хорошо проводить как разминку.
Главная цель: проверить знания учащихся по какой- либо теме. Дух состязательности
заставляет включиться в работу каждого ученика, ведь от работы каждого зависит, чья команда
победит.
Например, по теме «Линейные уравнения с одной переменной» было предложено такое
задание:
I ряд.
а) 3х+2=0;
б) 8х-5=х-40;
в) 8у-(7у-142)=51.
II ряд.
а) 3х+7=0;
б) 7х-4=х-16;
в) 3у-(5-у)=11.
III ряд.
а) 3х+5=0;
б) 9х-6=х-38;
в) 4у-(у-12)=24.
Учащимся каждой команды нужно не просто решить уравнения, но и проверить решения
одноклассников. Тем ученикам, у которых возникли затруднения – более сильные ученики
оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все уравнения.
2.Игра “Лесенка”.
Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над
ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем
выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно
следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до
последней ступеньки.
3. ”Софизмы“
Очень увлекателен для учеников разбор софизмов: обнаружив ошибку, они получают
большое удовлетворение. Софизмы прежде всего развивают логическое мышление, помогают
сознательному усвоению изучаемого материала, развивают наблюдательность, вдумчивость,
критическое отношение к изучаемому. Рассмотрим примеры:
1. Докажем, что 4руб.=40000коп.
Возьмём верное равенство
2руб.=200коп.
Возведём обе части в квадрат. Получится, что
4 руб.=40000коп.
Возможно ли это? Где мною допущена ошибка?
2. Сейчас ребята, я вам покажу что 5=6. Возьмём числовое тождество
35+10-45=42+12-54
и преобразуем его так:
5(7+2-9)=(7+2-9)6;
5=6.
Где я допустила ошибку?
3. Ребята, может ли 2=3? Нет? А я вам это докажу.
4-10=9-15
4-10+25/4=9-15+25/4
(2-5/2)
2
=(3-5/2)
2
2-5/2=3-5/2
2=3.
Где допущена ошибка?
4. “Художник”.
При изучении темы “ Прямоугольная система координат на плоскости. Абсцисса и
ордината точки” можно применить эту игру.
а)Например, при изучении темы “Координатная плоскость” ребята с нулевым уровнем
познавательной активности получают задание: отметить на координатной плоскости точки,
соединить их отрезками так, чтобы получилась птица:
(3;-1), (3;5), (4;5,5), (2;6), (3;6), (2;1), (-3;-1), (-3;4).
Что за птица получилась? “Лебедь”.
А в это время ребята с относительно-активным уровнем познавательной деятельности
получают задание: изобразить на координатной плоскости одного из зверят (на картинках -
кошка, мышка, собачка) зашифровать основные точки координатами.
б) Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий
конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин.
в) Эту же игру можно использовать на уроках при изучении тем: “Функция, область
определения функции”, “Функция y=kx+b и её график”. По виду отрезков, составляющих
фигуру, ученики могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также
записывать область определения функции на отрезке.
5.“Кодированный ответ”.
Использую всевозможные формы кодирования ответов, они привлекают внимание ребят
не меньше, чем интересная задача. На доске рядом с примерами предлагаются ответы,
закодированные буквами.
Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код,
соответствующую верному ответу.
По окончанию счета у ребят появляется слово.
Например: 6 кл. “Дробные выражения” .
Найдите значение выражения:
Т -
; О -
; И -
; Ч -
; Н -
; Л -
; О -
Ребята считают устно, а букву пишут в тетрадь.
Эту игру часто использую при закреплении материала. Например, при закреплении темы
“Алгебраические дроби”.
Задание: упростить выражение (выражения разные для разных групп).
;
;
6. “Математический футбол”.
Класс делится на две команды. Из каждой выбирается арбитр. На доске пишу по 10-15
заданий для обеих команд. Правильно решенное задание означает забитый гол в ворота
команды – противницы. Качество, быстроту, порядок во время игры оценивают выбранные
арбитры. Практикую задания для этой игры готовить совместно с ребятами, имеющими
исполнительно-активный уровень познавательной активности. А при желании и со всеми
остальными.
На доске также вывешиваются “ворота”, в которые забиваются голы.