Авторы: Коновалова Антонина Евгеньевна, Лопакова Юлия Анатольевна
Должность: заведующий МДОУ
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №191"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Проект
Тема: "Система выявления и сопровождения одаренных детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 191»
Утверждаю
Заведующий МДОУ «Детский сад № 191»
____________А.Е. Коновалова
«12» января 2015г.
ПРОЕКТ
«Система выявления и сопровождения одаренных детей»
г. Ярославль, 2015
Паспорт проекта
Наименование проекта
Проект «Система выявления и сопровождения одаренных детей»
Заказчик проекта -
педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №191»
Основной
разработчик проекта
творческая группа: Коновалова А.Е. – заведующий, Горшкова З.В. – старший
воспитатель, Лопакова Ю.А. – педагог-психолог.
Сроки реализации проекта
2015 – 2017 г.
Учреждение – заявитель:
Муниципальное
бюджетное дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский сад №191»
Юридический адрес:
г. Ярославль, ул. Космонавтов, 26а
Руководитель проекта
Заведующий МДОУ «Детский сад №191» Коновалова А.Е.
Учредитель проекта:
Муниципальное
бюджетное дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский сад №191»
Вид проекта:
Целевой
Основания для разработки
проекта
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
4. Федеральная
целевая
программа
«Дети
России»,
подпрограмма
«Одарённые
дети»
Министерства
образования
Российской
Федерации,
Министерства
культуры
Российской
Федерации
и
Государственного
комитета
Российской Федерации и Государственного комитета
Российской Федерации по
физической культуре и спорту, утверждённая Постановлением Правительства РФ
№ 732 от 03.10. 2002 г.;
5.«Рабочая концепция одарённости» Минобразования РФ от 2003;
6. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом
России 14 ноября 2013 г. № 30384;
7. Положения Государственной программы Ярославской области «Развитие
образования и молодежная политика в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы»
( у т в е р ж д е н а постановлением
Правительства
Ярославской
о бла с т и
от 30.05.2013);
4. Образовательная программа «От рождения до школы»
Цель проекта:
создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития
одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи проекта:
1. Создание
системы
целенаправленного
выявления
и
отбора детей
с
признаками одаренности в условиях ДОУ
2. Создание программы по работе с одаренными детьми
3. Создание максимально благоприятных условий для развития и реализации
потенциальных возможностей одарённых детей во всех видах деятельности
4. Организация разнообразной кружковой деятельности
5 . Создание
«Банка
данных»
детей с
предпосылками
различных
видов
одаренности
6. Формирование базы данных опыта педагогов, работающих с одаренными
детьми учреждения
Участники проекта
Дети, педагоги, родители
Исполнители основных
мероприятий проекта
Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №191 (узкие специалисты,
воспитатели, родители)
Источники финансирования
Средства бюджета, внебюджетные средства
О ж и д а е м ы е
к о н е ч н ы е
результаты проекта
-
Создана программа по работе с одаренными детьми
-
Организована система дополнительного образования в ДОУ
-
Создан
«Банк
данных»
детей
с
предпосылками
к
различным
видам
одаренности,
-
Созданы и реализованы индивидуальные образовательные маршруты для
одаренных детей
-
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных,
творческих и других направлениях деятельности.
-
Разработаны
методические
рекомендаций
для
работы
с
одаренными
детьми;
С и с т е м а
к о н т р о л я
з а
исполнением проекта
Администрация МДОУ «Детский сад №191»
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой будут расти, и процветать таланты.
Генрих Нейгауз
Актуальность проекта:
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении
довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все
больше
возрастает.
Это
связано
с
возрастанием
количества
одаренных
детей
и
с
происходящими
социально-
экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и
творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.
Научно доказано, что «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть
только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь
одаренностью».
По
мнению
учёных,
потенциальной
одаренностью
обладает
каждый
ребенок,
но
не
каждый
проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей.
Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в дошкольном детстве,
вследствие
этого
перед
любым
дошкольным
учреждением
стоит
задача
поддержать
ребенка
и
развить
его
способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление,
обучение,
воспитание
и
сопровождение
одаренных
и
талантливых
детей
одна
из
главных
проблем
совершенствования системы образования.
Противоречия:
между необходимостью раскрытия индивидуальных способностей ребенка и отсутствием системы психолого-
педагогического сопровождения способных и одаренных детей; между приоритетной ролью взрослого в раскрытии
индивидуальных способностей дошкольника и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов;
между
необходимостью
индивидуального
подхода
в
становлении
самостоятельности
и
инициативности
одаренного ребенка и недостаточной разработанностью педагогических технологий Проблема: создание условий для
выявления, развития способностей и талантов детей в условиях дошкольного учреждения
Проблема: создание условий для выявления, развития одаренных детей в условиях дошкольного учреждения
Цель проекта: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и
одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
1.Создание системы целенаправленного выявления и отбора детей с признаками одаренности в условиях ДОУ
2.Создание программы по работе с одаренными детьми
3.Создание максимально благоприятных условий для развития и реализации потенциальных возможностей
одарённых детей во всех видах деятельности
4.Организация разнообразной кружковой деятельности
5. Создание «Банка данных» детей с предпосылками различных видов одаренности
6. Формирование базы данных опыта педагогов, работающих с одаренными детьми учреждения
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:
Смыслообразующий принцип предполагает поиск и реализацию индивидуальных личностных смыслов
участников в участии данного проекта.
Принцип научного индивидуально-дифференцированного подхода позволит достичь научного, системного,
дифференцированного, индивидуального подхода.
Принцип открытости, уважения и доверия.
Принцип диалогической культуры познавательной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает формирование образа мира, малой Родины в пространстве
реальной культуры города, края, страны.
Принцип предоставления элементов содержания образования в виде разноуровневых «таксонов» —
личностно-ориентированных задач различной когнитивной и нравственной сложности.
Принцип актуальных и потенциальных способностей или «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Принцип сбалансированности, т.е. гармоничного, благоразумного сочетания репродуктивной и творческой,
исследовательской деятельности, самостоятельных и совместных форм активности ребёнка.
Принцип
сотрудничества
с
семьей,
родителями
интеллектуально
одарённого
ребёнка,
педагогами,
психологами ОУ и дополнительного образования с целью объединения усилий для более успешного решения
проблем данной категории детей.
Программа реализации проекта
Теоретические положения
В основе проекта лежат исследования ведущих современных учёных в области психологии одарённости
Бабаевой Ю.Д., Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Дружинина В.Н., Ильясова И.И., Лейтес Н.С., Матюшкина
А.М., Панова В.И., Калиша И.В., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Шумаковой Н.Б. и других.
Концептуальные основания деятельности: одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Раннее выявление и развитие способностей,
талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала
ребенка.
На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер
развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и
социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности,
лежащие в основе формирования и развития индивидуального дарования.
Одарённость часто
проявляется
в
успешности
деятельности,
имеющей
стихийный,
самодеятельный
характер.
В
некоторых
случаях
причиной,
задерживающей
становление
одарённости,
несмотря
на
высокий
потенциальный уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребёнка, например, заикание,
повышенная
тревожность,
конфликтный
характер
общения
и
т.п.
При
оказании
такому
ребёнку
психолого
–
педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Проявления
детской
одарённости
зачастую
трудно
отличить
от
обученности
(или
шире
–
степени
социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка.
1
1
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психол. – 1989.-№6.
Из
всего
выше
сказанного,
можно
сделать
вывод,
что оценка
конкретного
ребёнка
как
одарённого
в
значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным
показателем его достижений в будущем. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической
работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации
(жёсткой
фиксации)
статуса
определённого
ребёнка.
Так
как
очевиден
драматизм
ситуации,
когда
ребёнок,
привыкший к тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей
исключительности. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» мы
использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).
Уровни одарённости:
1. Задатки как природная основа способностей;
2. Способности -
это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого
р о д а деятельности.
Способности
не
сводятся
к
имеющимся
у
индивида знаниям, умениям, навыкам.
Они
обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и
являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.;
3. Талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде
всего,
судят
по
результатам
деятельности
человека,
которая
отличается
принципиальной
новизной
и
оригинальностью подхода;
4. Гениальность
-
высший
уровень
развития
способностей
как
общих,
так
и
специальных.
О
наличии
гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая
составляет эпоху в жизни общества;
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пос. для вузов. – М.: ИЦ Академия, 2002.
Педагогу о психическом здоровье дошкольников: Методическое пособие/ под ред. Л.С.Колмогоровой. – Барнаул, 2008.
5. Одаренность.
Виды одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
2
Таблица 1. Виды одаренности
Критерии
Виды одаренности
В и д
д е я т е л ь н о с т и
и
обеспечивающие
ее
сферы
психики
(интеллектуальная,
эмоциональная,
мотивационно-волевая сферы).
П р и
э т о м деятельность
выступает
в
качестве
объективного
основания
интеграции
отдельных
с п о с о б н о с т е й .
С л е д о в а т е л ь н о ,
о д а р е н н о с т ь
в ы с т у п а е т
к а к
интегральное
п р оя в л е н и е
р а з н ы х
способностей.
-
В
практической
деятельности
(одаренность
в
ремеслах,
с п о р т и в н а я
и
о р г а н и з а ц и о н н а я ) .
-
В
теоретической
(познавательной) деятельности
(в
области
естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- В художественно-эстетической деятельности (хореографическая,
литературно-поэтическая,
изобразительная
и
музыкальная).
-
В
коммуникативной
деятельности
(лидерская
одаренность,
характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с
н и м и
к о н с т р у к т и в н ы е
о т н о ш е н и я ,
р у к о в о д и т ь ) .
-
В
духовно-ценностной
деятельности
(одаренность,
которая
2
Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Ред. О.М.Дьяченко, А.И. Булычева. - М., 1996.
Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 1992.
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одарённости. М., 1998.
проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).
Степень
с ф о рм и р о ва н н о с т и
одаренности
-
Актуальная
одаренность
(психологическая
характеристика
ребенка
с
такими
наличными
показателями
психического
развития,
которые
проявляются
в
более
высоком
уровне
выполнения
деятельности
в
конкретной
предметной
области
по
сравнению
с
возрастной и социальной нормами).
- Потенциальная одаренность (психологическая характеристика
ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности
(потенциал)
для
высоких
достижений
в
том
или
ином
виде
деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный
момент времени в силу их функциональной недостаточности).
Формы проявления
- Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка
достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных
условиях; достижения ребенка очевидны).
- Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме).
Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых
психологических барьеров.
Широта проявлений в различных
видах
деятельности
- Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к
различным
видам
деятельности
и
выступает
как
основа
их
продуктивности).
-
Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах
деятельности и определяется в отношении отдельных областей).
О с о б е н н о с т и
в о з р а с т н о г о
развития
- Ранняя одаренность.
- Поздняя одаренность.
При разработке проекта мы исходили из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к
разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует небольшая
часть детей.
3
Некоторые учёные-практики (С.В. Титова, Т.А. Грамс, Н.А. Василенко, Е. Ю. Фисенко) в работе по выявлению
и сопровождению одарённых детей выделяют ряд специфических трудностей следующего содержания:
одарённость ребёнка не всегда проявляет себя в творчестве;
динамика
развития
детской
одарённости
неравномерна
–
наблюдаются
как
яркие
«всплески»,
так
и
неожиданные «затухания»;
3
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одарённости. М., 1998.
Дети группы риска в общеобразовательной школе /Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2008.
у одаренных детей наблюдаются весьма специфические кризисы, связанные с «затуханием» одарённости,
знание которых необходимо педагогам для профилактики «исчезновения» одарённости;
одарённые
дети
часто
попадают
в
зону
риска,
так
как
такие
дети
имеют
нестандартное
мышление,
отличаются от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными
или спортивными достижениями
4
.
При разработке проекта были учтены возрастные особенности проявления одарённости в дошкольном и
младшем школьном возрасте, основанные на научных подходах некоторых ученых:
творчество как универсальный механизм развития психики (А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, П. Торренс
и др.);
самоценность и значимости дошкольного и младшего школьного периода детства в дальнейшем развитии
каждого человека (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Этапы,
содержание
и
методы
деятельности,
прогнозируемые
результаты
по
каждому этапу реализации проекта
I. Исследовательско - диагностический этап.
Цель: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников
получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
создание программы работы с одаренными детьми.
Задачи:
1. Подбор диагностического комплекса для выявления одаренности;
2. Разработка системы выявления одаренности воспитанников детского сада;
4
3. Выявление детей с предпосылками одаренности;
4. Разработка индивидуальных маршрутов развития одаренных дошкольников;
5. Изучение опыта работы с одаренными детьми, создание собственной программы развития одаренных детей.
6. Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
7. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Направления исследовательско - диагностического этапа
Виды деятельности:
наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и
педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога.
Диагностическая работа проводится так же в трех направлениях:
1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик Отбор группы детей
показавших высокие результаты.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений родителей, воспитателей, педагога-психолога муз.
руководителя, инстр. по физкультуре, логопеда. Отбор группы детей имеющих признаки одаренности.
3 этап – индивидуальная психолого-педагогическая диагностика. Выявление одаренных детей.
работа с педагогами
(беседы, заполнение экспертных листов на
воспитанников, анализ результатов педагогического
мониторинга
, разработка
индивидуальных карт
развития)
работа с детьми
(наблюдение,
тестирование, анализ продуктов
детского творчества
работа с родителями
(беседы, анкетирование)
Подбор
диагностического
инструментария. Первоначальным
этапом
в
работе
по
развитию
детской
одаренности
является
исследовательско-диагностический,
подразумевающий
использование
разносторонней
информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.
Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания
методик
для
наиболее
эффективного
и
адекватного
отслеживания
развития
внутреннего
потенциала
личности
воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка,
что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится психологом детского
сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому
проводиться
диагностика
детей
в
выбранном
направлении
(психомоторная,
артистическая,
вокальная,
хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и
родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. По
результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада,
определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для
разработки
индивидуального
маршрута
ребенка
по
дальнейшему
развития
его
одаренности,
в
т.ч.,
для
его
направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Специалисты, ведущие различные кружки, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей
детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ
динамики изменений, выводы).
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму
возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
Для родителей разработаны опросники по выявлению одаренности детей, адаптированные для разных
возрастных групп.
Прогнозируемые результаты:
1.Создан «Банк данных» детей с предпосылками к различным видам одаренности;
2. Проведен социально-психологический мониторинг одаренных детей;
3.Создан банк диагностических методик по выявления одаренности.
4 . Разработаны индивидуальные образовательные маршруты развития одаренных дошкольников;
3. Создана программа по работе с одаренными детьми
II Организационно-развивающий этап
Цель: создание условий для гармоничного развития одаренных детей.
Задачи:
1 Реализация программы работы с одаренными детьми
2 Организация и проведение проблемных и обучающих семинаров для педагогов и родителей одарённых детей
ДОУ;
3 Создание развивающей среды для одаренных детей;
5. Организации
и
проведения
конкурсов,
соревнований
в
ДОУ
для
одаренных
детей,
участие
детей
в
мероприятиях разного уровня;
6. Организация кружковой деятельности в ДОУ;
7. Разработка интерактивной карты, отражающей информацию по работе с одаренными детьми
Виды деятельности: Создание развивающей среды для одаренных детей. Индивидуальные и подгрупповые
занятия с одаренными детьми. Рефлексивные техники. Занятия по эмоционально-личностному развитию одаренных
детей. Семинары и практикумы для педагогов. Индивидуальные и групповые консультации для родителей одаренных
детей.
Творческие объединения детей, кружки.
Программа работы с одаренными детьми рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов (2016-2017
уч. год):
первый этап - апробация программы;
второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
третий этап - коррекция программы.
На этапе апробации проводится:
Психолого-педагогическое
исследование
уровня
одаренности
воспитанников
детского
сада,
результатом
которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2
месяца.
Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими
кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального
маршрута.
Первичная
диагностика
детей
специалистами
кружков
и
секций
в
соответствии
с
индивидуальным
маршрутом (начало учебного года)
Коррекция
рабочих
программ
воспитателей
и
специалистов,
ведущих
кружки
и
секции
с
учетом
индивидуального подхода к одаренным детям
Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Прогнозируемые результаты:
1.Апробирована и реализована программа работы с одаренными детьми;
2. Педагоги и родители повысили психологическую компетентность в вопросах развития одаренных детей;
3. Создана развивающая среда для одаренных детей;
4. Разработана и функционирует интерактивная карта, обеспечена информационная активность;
5. Дети имеют портфолио достижений;
6. Создана кружковая деятельность в ДОУ.
III Аналитико-прогностический
Ц е л ь :
мониторинг
эффективности
работы
с
детьми,
построение
перспективы
дальнейшей
работы,
распространение позитивного опыта.
Задачи:
1. Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах
разных уровней.
2. Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения
и поддержки одаренных и талантливых детей.
3. Обобщение
и
презентация
результатов
работы
детского
сада
по
проекту
«Система
выявления
и
сопровождения одаренных детей».
5.Формирование базы данных достижений одаренных детей учреждения.
6. Формирование базы данных опыта педагогов, работающих с одаренными детьми учреждения.
Виды
деятельности: непрерывное
психолого-педагогическое
сопровождение
одаренных
детей,
участие
одаренных детей в различных мероприятиях городского и областного уровня, анализ проектной деятельности,
р
аспространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
Прогнозируемые результаты:
1 Сформирована база данных достижений одаренных детей учреждения
2. Сформирована база данных опыта педагогов, работающих с одаренными детьми учреждения
3. Размещена информация по работе с одаренными детьми в СМИ, на сайте учреждения
4. Участие в конкурсе на лучшую программу по выявлению и сопровождению одаренных детей
5. Организована работа кружков, секций «летние», «зимние» исследовательские и проектные деятельности по
различным областям знаний.
Условия организации работы по проекту
«Система выявления и сопровождения одаренных детей»
1.
Оснащенность кабинета практической психологии необходимым диагностическим, методическим
инструментарием.
2. Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
3. Развивающая среда ДОУ: должна опираться на ряд принципов:
-
Принцип
дистанции
и
сближения
позиций
в
общении
взрослого
и
ребенка
между
собой
с
целью
установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное
ж е л а н и е
р е б е н к а
у е д и н и т ь с я
в
п р о ц е с с е
т в о р ч е с т в а .
- Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети должны иметь свободный доступ к
р а з в и в а ю щ и м
и г р у ш к а м ,
и н с т р у м е н т а м
и
м а т е р и а л а м
д л я
т в о р ч е с т в а .
- Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и
обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое
время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду и по своему усмотрению, если
этого требуют их настроение, желание.
4. Требования к деятельности педагога:
-
Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе.
-
Склонность педагога к творческой деятельности.
-
Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы.
-
Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества.
-
Личностная готовность к работе с одаренными детьми.
-
Наличие
у
педагога
специальных
способностей
и
навыков,
позволяющих
ему
заинтересовывать
детей
процессом выполняемой им самим деятельности
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
Для оперативного управления проектом, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля
за эффективностью выполнения мероприятий создаётся творческая группа. Администрация ДОУ осуществляет
контроль
за
сроками
выполнения
мероприятий
проекта,
целевым
расходованием
финансовых
средств
и
эффективностью
их
использования,
ежегодно
уточняет
затраты
по
проектным
мероприятиям
и
составом
исполнителей.
В целях проведения анализа выполнения мероприятий, задач проекта проводится мониторинг качества
работы с одарёнными детьми.
Оценка результатов проекта
Методы диагностики в ходе проекта:
1.
Наблюдение
и
регистрация
данных
о
продвижениях
ребенка
(портфолио,
разработка
интерактивной
карты,
отражающей информацию по работе с одаренными детьми).
2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность,
чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения. Специальные методы (деятельность психолога ДОУ:
тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).
3. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
4. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).
5. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
6. Конкурсы, фестивали, выставки.
Оценка качества реализации проекта:
1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.
2.
Отслеживание
уровня
создания
информационно-развивающей
среды
и
качества
используемых
ресурсов
(что
приобретено из запланированного и как используется).
3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).
4. Анкетирование родителей.
5. Открытые мероприятия.
Календарный план реализации проекта
«Система выявления и сопровождения одаренных детей»
№
п/п
Мероприятия
Сроки
исполнения
Ответственны
й исполнитель
Ожидаемый результат
Информационное обеспечение, выявления поддержки и развития одаренных детей
1.
Формирование базы
данных достижений
одаренных детей
учреждения
2015-2017
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.
Заполнение модуля
АСИОУ учреждения
2.
Формирование базы
данных опыта педагогов,
работающих с
одаренными детьми
учреждения
2015-2017
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.
Заполнение модуля
АСИОУ учреждения
3.
Размещение информации
по работе с одаренными
детьми в СМИ, на сайте
учреждения
2015-2017
Воспитатель
Александрова
О.В.
Своевременное
обновление информации
на сайте. Повышение
уровня
информационной
открытости по вопросам
сопровождения
одаренных детей.
4.
Мониторинг продвижения
одаренного ребенка через
2015-2017
Узкие
специалисты,
Дети имеют портфолио
формирование портфолио
воспитатели
5.
Разработка интерактивной
карты, отражающей
информацию по работе с
одаренными детьми
Январь 2016
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.
Разработана и
функционирует
интерактивная карта,
обеспечена
информационная
активность.
Конкурсная поддержка образовательных организаций, педагогических работников, одаренных детей
6.
Участие в конкурсе на
лучшую программу по
выявлению и
сопровождению
одаренных детей
2015-2017
Творческая
группа
учреждения
Создана программа
7.
Проведение конкурсов,
фестивалей,
соревнований,
направленных на
выявление одаренных
детей
2015-2017
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.
Увеличение доли детей
– участников конкурсов,
олимпиад разного
уровня.
Методическое обеспечение работы по выявлению и сопровождению одаренных детей
8.
Формирование банка
диагностических методик
2015-
2017
Узкие специалисты
Старший воспитатель
Горшкова З.В.
Банк диагностических
методик
9.
Создание программы по
работе с одаренными
детьми
2015-
2017
Творческая группа
Старший воспитатель
Горшкова З.В.
Создана программа по
работе с одаренными
детьми
10.
Приведение раздела
основной образовательной
программы учреждения,
обеспечивающей
выявление и
сопровождение одаренных
детей в соответствии с
современными
требованиями
До
2017
Заведующий
Коновалова А.Е.
Старший воспитатель
Горшкова З.В.
Творческая группа
Данные разделы
основной
образовательной
программы приведены в
соответствии с
современными
требованиями
11.
Реализация
индивидуальных
образовательных
маршрутов для одаренных
детей
2015-
2017
Узкие специалисты
Воспитатели
Увеличение доли детей,
имеющих
индивидуальные
образовательные
маршруты
Повышение профессионального мастерства педагогических работников
12.
Курсы повышения
квалификации, мастер –
классы, семинары по
вопросам выявления и
сопровождения одаренных
детей
1 раз в
квартал
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.
100% педагогических
кадров, от числа
слушателей, повысили
уровень
профессиональной
компетентности по
работе с одаренными
детьми через курсы
ГЦРО, ДРО.
13.
Включение в показатели
эффективности
деятельности педагогов
работу с одаренными
детьми
До
30.01.2015
Заведующий
Коновалова А.Е.
В эффективном
контракте включен
показатель работы с
одаренными детьми.
Деятельность муниципального ресурсного центра 2организация работы с одаренными детьми»
14.
Участие в семинарах –
практикумах, тренингах,
анализов деятельности,
деловых игр, круглых
столов
1 раз в
квартал
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.,
ОУ, ГЦРО
Повышение уровня
профессиональной
компетентности
педагогических и
руководящих
работников
Взаимодействие субъектов образовательной деятельности в рамках муниципальной системы образования,
взаимодействие с социальными партнерами
1
5
.
Работа кружков, секций
«летние», «зимние»
исследовательские и
проектные деятельности по
различным областям знаний.
2015-2017
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.
Участие воспитанников
в разных формах
взаимодействия
учреждений СП, ВПО и
образовательных
организаций
1
6
.
Создание условий выбора
детьми различных видов
деятельности в целях развития
интересов и возможностей
2015-2017
Заведующий
Коновалова А.Е.
Увеличение доли детей,
охваченных
программами
дополнительного
образования
1
7
.
Организация взаимодействия с
Центром профессиональной
ориентации центр «Лад»,
школа искусств,
психологической поддержки
«Ресурс», Межрегиональным
ресурсным центром по
поддержке одаренных детей и
подростков
2015-2017
Заведующий
Коновалова А.Е.
Старший
воспитатель
Горшкова З.В.
Реализация совместных
проектов
Ресурсное обеспечение проекта
комплектование библиотеки ДОУ и методического кабинета учебно – методической, научно – методической,
психолого
–
педагогической
литературой
в
связи
с
реализацией
идей
проекта
«Система
выявления
и
сопровождения одаренных детей»;
оснащение ДОУ тематическими стендами для родителей и любознательных детей;
компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
расширение спектра применения интерактивного оборудования в логопедическом кабинете, кабинете педагога-
психолога;
повышение
профессионального
мастерства
педагогов,
формирование
системы
морально
–
материального
стимулирования педагогов, работающих с одарёнными детьми;
укрепление материально – технической базы групп, работающих с одарёнными детьми.
Описание ожидаемых инновационных продуктов проекта
Программа развития одаренных детей
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса,
направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию
и совершенствование их способностей.
Задачи:
1.
Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
2.
Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
3.
Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми.
Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4.
Интеграция
основного
и
дополнительного
образования
на
основе
привлечения
всех
существующих
и
потенциальных
ресурсов.
Обеспечение
преемственности
в
работе
с
одаренными
детьми
между
ступенями
обучения (дошкольное образование –начальное общее).
5.
Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.
Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках образовательного процесса:
Эта
работа
будет
осуществляться
через
исследовательско-образовательную
комплексную
деятельность
в
процессе
разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей
через активизацию детской жизнедеятельности.
Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.
Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной деятельности:
Организация индивидуальной работы
Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные
- Организация опытно-исследовательской деятельности
- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
- Организация предметных (персональных) выставок.
- Организацию вечеров и праздников.
- Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.
- Создание спортивных центров в группах.
- Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
- Выпуск стенгазет.
- Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования
Практическая значимость результатов
Мы считаем, что комплексный подход к обследованию и сопровождению детей с повышенным уровнем
способностей будет способствовать благополучному развитию их личности и дальнейшей успешной социализации. В
значительной мере реализация проекта будет решать проблему психолого-педагогического просвещения родителей и
преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы.
При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности
для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу с
одаренными детьми, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.
Предложения по распространению и внедрению проекта в МСО
Позитивный педагогический опыт может быть полезным для всех педагогов ДОУ, а также может распространяться
за его пределами.
Итоговые
продукты
проекта
могут
быть
использованы ГОАУ
ЯО
«Институт
развития
образования»,
муниципальными методическими службами при организации КПК, стажировок педагогов.