Напоминание

"Система выявления и сопровождения одаренных детей"


Авторы: Коновалова Антонина Евгеньевна, Лопакова Юлия Анатольевна
Должность: заведующий МДОУ
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №191"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Проект
Тема: "Система выявления и сопровождения одаренных детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 191»

Утверждаю

Заведующий МДОУ «Детский сад № 191»

____________А.Е. Коновалова

«12» января 2015г.

ПРОЕКТ

«Система выявления и сопровождения одаренных детей»

г. Ярославль, 2015

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект «Система выявления и сопровождения одаренных детей»

Заказчик проекта -

педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №191»

Основной

разработчик проекта

творческая группа: Коновалова А.Е. – заведующий, Горшкова З.В. – старший

воспитатель, Лопакова Ю.А. – педагог-психолог.

Сроки реализации проекта

2015 – 2017 г.

Учреждение – заявитель:

Муниципальное

бюджетное дошкольное

образовательное

учреждение

«Детский сад №191»

Юридический адрес:

г. Ярославль, ул. Космонавтов, 26а

Руководитель проекта

Заведующий МДОУ «Детский сад №191» Коновалова А.Е.

Учредитель проекта:

Муниципальное

бюджетное дошкольное

образовательное

учреждение

«Детский сад №191»

Вид проекта:

Целевой

Основания для разработки

проекта

1. Конституция РФ.

2. Конвенция о правах ребёнка.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

4. Федеральная

целевая

программа

«Дети

России»,

подпрограмма

«Одарённые

дети»

Министерства

образования

Российской

Федерации,

Министерства

культуры

Российской

Федерации

и

Государственного

комитета

Российской Федерации и Государственного комитета

Российской Федерации по

физической культуре и спорту, утверждённая Постановлением Правительства РФ

№ 732 от 03.10. 2002 г.;

5.«Рабочая концепция одарённости» Минобразования РФ от 2003;

6. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ

Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом

России 14 ноября 2013 г. № 30384;

7. Положения Государственной программы Ярославской области «Развитие

образования и молодежная политика в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы»

( у т в е р ж д е н а постановлением

Правительства

Ярославской

о бла с т и

от 30.05.2013);

4. Образовательная программа «От рождения до школы»

Цель проекта:

создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития

одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи проекта:

1. Создание

системы

целенаправленного

выявления

и

отбора детей

с

признаками одаренности в условиях ДОУ

2. Создание программы по работе с одаренными детьми

3. Создание максимально благоприятных условий для развития и реализации

потенциальных возможностей одарённых детей во всех видах деятельности

4. Организация разнообразной кружковой деятельности

5 . Создание

«Банка

данных»

детей с

предпосылками

различных

видов

одаренности

6. Формирование базы данных опыта педагогов, работающих с одаренными

детьми учреждения

Участники проекта

Дети, педагоги, родители

Исполнители основных

мероприятий проекта

Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №191 (узкие специалисты,

воспитатели, родители)

Источники финансирования

Средства бюджета, внебюджетные средства

О ж и д а е м ы е

к о н е ч н ы е

результаты проекта

-

Создана программа по работе с одаренными детьми

-

Организована система дополнительного образования в ДОУ

-

Создан

«Банк

данных»

детей

с

предпосылками

к

различным

видам

одаренности,

-

Созданы и реализованы индивидуальные образовательные маршруты для

одаренных детей

-

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных,

творческих и других направлениях деятельности.

-

Разработаны

методические

рекомендаций

для

работы

с

одаренными

детьми;

С и с т е м а

к о н т р о л я

з а

исполнением проекта

Администрация МДОУ «Детский сад №191»

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти, и процветать таланты.

Генрих Нейгауз

Актуальность проекта:

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении

довольно продолжительного периода времени.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все

больше

возрастает.

Это

связано

с

возрастанием

количества

одаренных

детей

и

с

происходящими

социально-

экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и

творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.

Научно доказано, что «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть

только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь

одаренностью».

По

мнению

учёных,

потенциальной

одаренностью

обладает

каждый

ребенок,

но

не

каждый

проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей.

Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в дошкольном детстве,

вследствие

этого

перед

любым

дошкольным

учреждением

стоит

задача

поддержать

ребенка

и

развить

его

способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление,

обучение,

воспитание

и

сопровождение

одаренных

и

талантливых

детей

одна

из

главных

проблем

совершенствования системы образования.

Противоречия:

между необходимостью раскрытия индивидуальных способностей ребенка и отсутствием системы психолого-

педагогического сопровождения способных и одаренных детей; между приоритетной ролью взрослого в раскрытии

индивидуальных способностей дошкольника и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов;

между

необходимостью

индивидуального

подхода

в

становлении

самостоятельности

и

инициативности

одаренного ребенка и недостаточной разработанностью педагогических технологий Проблема: создание условий для

выявления, развития способностей и талантов детей в условиях дошкольного учреждения

Проблема: создание условий для выявления, развития одаренных детей в условиях дошкольного учреждения

Цель проекта: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и

одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

1.Создание системы целенаправленного выявления и отбора детей с признаками одаренности в условиях ДОУ

2.Создание программы по работе с одаренными детьми

3.Создание максимально благоприятных условий для развития и реализации потенциальных возможностей

одарённых детей во всех видах деятельности

4.Организация разнообразной кружковой деятельности

5. Создание «Банка данных» детей с предпосылками различных видов одаренности

6. Формирование базы данных опыта педагогов, работающих с одаренными детьми учреждения

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:

Смыслообразующий принцип предполагает поиск и реализацию индивидуальных личностных смыслов

участников в участии данного проекта.

Принцип научного индивидуально-дифференцированного подхода позволит достичь научного, системного,

дифференцированного, индивидуального подхода.

Принцип открытости, уважения и доверия.

Принцип диалогической культуры познавательной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает формирование образа мира, малой Родины в пространстве

реальной культуры города, края, страны.

Принцип предоставления элементов содержания образования в виде разноуровневых «таксонов»

личностно-ориентированных задач различной когнитивной и нравственной сложности.

Принцип актуальных и потенциальных способностей или «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Принцип сбалансированности, т.е. гармоничного, благоразумного сочетания репродуктивной и творческой,

исследовательской деятельности, самостоятельных и совместных форм активности ребёнка.

Принцип

сотрудничества

с

семьей,

родителями

интеллектуально

одарённого

ребёнка,

педагогами,

психологами ОУ и дополнительного образования с целью объединения усилий для более успешного решения

проблем данной категории детей.

Программа реализации проекта

Теоретические положения

В основе проекта лежат исследования ведущих современных учёных в области психологии одарённости

Бабаевой Ю.Д., Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Дружинина В.Н., Ильясова И.И., Лейтес Н.С., Матюшкина

А.М., Панова В.И., Калиша И.В., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Шумаковой Н.Б. и других.

Концептуальные основания деятельности: одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни

качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или

нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Раннее выявление и развитие способностей,

талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала

ребенка.

На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер

развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и

социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое

значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности,

лежащие в основе формирования и развития индивидуального дарования.

Одарённость часто

проявляется

в

успешности

деятельности,

имеющей

стихийный,

самодеятельный

характер.

В

некоторых

случаях

причиной,

задерживающей

становление

одарённости,

несмотря

на

высокий

потенциальный уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребёнка, например, заикание,

повышенная

тревожность,

конфликтный

характер

общения

и

т.п.

При

оказании

такому

ребёнку

психолого

педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Проявления

детской

одарённости

зачастую

трудно

отличить

от

обученности

(или

шире

степени

социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка.

1

1

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психол. – 1989.-№6.

Из

всего

выше

сказанного,

можно

сделать

вывод,

что оценка

конкретного

ребёнка

как

одарённого

в

значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным

показателем его достижений в будущем. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической

работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации

(жёсткой

фиксации)

статуса

определённого

ребёнка.

Так

как

очевиден

драматизм

ситуации,

когда

ребёнок,

привыкший к тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей

исключительности. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» мы

использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).

Уровни одарённости:

1. Задатки как природная основа способностей;

2. Способности -

это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого

р о д а деятельности.

Способности

не

сводятся

к

имеющимся

у

индивида знаниям, умениям, навыкам.

Они

обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и

являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.;

3. Талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде

всего,

судят

по

результатам

деятельности

человека,

которая

отличается

принципиальной

новизной

и

оригинальностью подхода;

4. Гениальность

-

высший

уровень

развития

способностей

как

общих,

так

и

специальных.

О

наличии

гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая

составляет эпоху в жизни общества;

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пос. для вузов. – М.: ИЦ Академия, 2002.

Педагогу о психическом здоровье дошкольников: Методическое пособие/ под ред. Л.С.Колмогоровой. – Барнаул, 2008.

5. Одаренность.

Виды одаренности

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

2

Таблица 1. Виды одаренности

Критерии

Виды одаренности

В и д

д е я т е л ь н о с т и

и

обеспечивающие

ее

сферы

психики

(интеллектуальная,

эмоциональная,

мотивационно-волевая сферы).

П р и

э т о м деятельность

выступает

в

качестве

объективного

основания

интеграции

отдельных

с п о с о б н о с т е й .

С л е д о в а т е л ь н о ,

о д а р е н н о с т ь

в ы с т у п а е т

к а к

интегральное

п р оя в л е н и е

р а з н ы х

способностей.

-

В

практической

деятельности

(одаренность

в

ремеслах,

с п о р т и в н а я

и

о р г а н и з а ц и о н н а я ) .

-

В

теоретической

(познавательной) деятельности

области

естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

- В художественно-эстетической деятельности (хореографическая,

литературно-поэтическая,

изобразительная

и

музыкальная).

-

В

коммуникативной

деятельности

(лидерская

одаренность,

характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с

н и м и

к о н с т р у к т и в н ы е

о т н о ш е н и я ,

р у к о в о д и т ь ) .

-

В

духовно-ценностной

деятельности

(одаренность,

которая

2

Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Ред. О.М.Дьяченко, А.И. Булычева. - М., 1996.

Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 1992.

Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одарённости. М., 1998.

проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

Степень

с ф о рм и р о ва н н о с т и

одаренности

-

Актуальная

одаренность

(психологическая

характеристика

ребенка

с

такими

наличными

показателями

психического

развития,

которые

проявляются

в

более

высоком

уровне

выполнения

деятельности

в

конкретной

предметной

области

по

сравнению

с

возрастной и социальной нормами).

- Потенциальная одаренность (психологическая характеристика

ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности

(потенциал)

для

высоких

достижений

в

том

или

ином

виде

деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный

момент времени в силу их функциональной недостаточности).

Формы проявления

- Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка

достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных

условиях; достижения ребенка очевидны).

- Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме).

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых

психологических барьеров.

Широта проявлений в различных

видах

деятельности

- Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к

различным

видам

деятельности

и

выступает

как

основа

их

продуктивности).

-

Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах

деятельности и определяется в отношении отдельных областей).

О с о б е н н о с т и

в о з р а с т н о г о

развития

- Ранняя одаренность.

- Поздняя одаренность.

При разработке проекта мы исходили из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к

разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует небольшая

часть детей.

3

Некоторые учёные-практики (С.В. Титова, Т.А. Грамс, Н.А. Василенко, Е. Ю. Фисенко) в работе по выявлению

и сопровождению одарённых детей выделяют ряд специфических трудностей следующего содержания:

одарённость ребёнка не всегда проявляет себя в творчестве;

динамика

развития

детской

одарённости

неравномерна

наблюдаются

как

яркие

«всплески»,

так

и

неожиданные «затухания»;

3

Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одарённости. М., 1998.

Дети группы риска в общеобразовательной школе /Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2008.

у одаренных детей наблюдаются весьма специфические кризисы, связанные с «затуханием» одарённости,

знание которых необходимо педагогам для профилактики «исчезновения» одарённости;

одарённые

дети

часто

попадают

в

зону

риска,

так

как

такие

дети

имеют

нестандартное

мышление,

отличаются от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными

или спортивными достижениями

4

.

При разработке проекта были учтены возрастные особенности проявления одарённости в дошкольном и

младшем школьном возрасте, основанные на научных подходах некоторых ученых:

творчество как универсальный механизм развития психики (А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, П. Торренс

и др.);

самоценность и значимости дошкольного и младшего школьного периода детства в дальнейшем развитии

каждого человека (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Этапы,

содержание

и

методы

деятельности,

прогнозируемые

результаты

по

каждому этапу реализации проекта

I. Исследовательско - диагностический этап.

Цель: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников

получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

создание программы работы с одаренными детьми.

Задачи:

1. Подбор диагностического комплекса для выявления одаренности;

2. Разработка системы выявления одаренности воспитанников детского сада;

4

3. Выявление детей с предпосылками одаренности;

4. Разработка индивидуальных маршрутов развития одаренных дошкольников;

5. Изучение опыта работы с одаренными детьми, создание собственной программы развития одаренных детей.

6. Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

7. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Направления исследовательско - диагностического этапа

Виды деятельности:

наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и

педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога.

Диагностическая работа проводится так же в трех направлениях:

1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик Отбор группы детей

показавших высокие результаты.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений родителей, воспитателей, педагога-психолога муз.

руководителя, инстр. по физкультуре, логопеда. Отбор группы детей имеющих признаки одаренности.

3 этап – индивидуальная психолого-педагогическая диагностика. Выявление одаренных детей.

работа с педагогами

(беседы, заполнение экспертных листов на

воспитанников, анализ результатов педагогического

мониторинга

, разработка

индивидуальных карт

развития)

работа с детьми

(наблюдение,

тестирование, анализ продуктов

детского творчества

работа с родителями

(беседы, анкетирование)

Подбор

диагностического

инструментария. Первоначальным

этапом

в

работе

по

развитию

детской

одаренности

является

исследовательско-диагностический,

подразумевающий

использование

разносторонней

информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания

методик

для

наиболее

эффективного

и

адекватного

отслеживания

развития

внутреннего

потенциала

личности

воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка,

что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится психологом детского

сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому

проводиться

диагностика

детей

в

выбранном

направлении

(психомоторная,

артистическая,

вокальная,

хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и

родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. По

результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада,

определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для

разработки

индивидуального

маршрута

ребенка

по

дальнейшему

развития

его

одаренности,

в

т.ч.,

для

его

направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Специалисты, ведущие различные кружки, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей

детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ

динамики изменений, выводы).

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму

возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

Для родителей разработаны опросники по выявлению одаренности детей, адаптированные для разных

возрастных групп.

Прогнозируемые результаты:

1.Создан «Банк данных» детей с предпосылками к различным видам одаренности;

2. Проведен социально-психологический мониторинг одаренных детей;

3.Создан банк диагностических методик по выявления одаренности.

4 . Разработаны индивидуальные образовательные маршруты развития одаренных дошкольников;

3. Создана программа по работе с одаренными детьми

II Организационно-развивающий этап

Цель: создание условий для гармоничного развития одаренных детей.

Задачи:

1 Реализация программы работы с одаренными детьми

2 Организация и проведение проблемных и обучающих семинаров для педагогов и родителей одарённых детей

ДОУ;

3 Создание развивающей среды для одаренных детей;

5. Организации

и

проведения

конкурсов,

соревнований

в

ДОУ

для

одаренных

детей,

участие

детей

в

мероприятиях разного уровня;

6. Организация кружковой деятельности в ДОУ;

7. Разработка интерактивной карты, отражающей информацию по работе с одаренными детьми

Виды деятельности: Создание развивающей среды для одаренных детей. Индивидуальные и подгрупповые

занятия с одаренными детьми. Рефлексивные техники. Занятия по эмоционально-личностному развитию одаренных

детей. Семинары и практикумы для педагогов. Индивидуальные и групповые консультации для родителей одаренных

детей.

Творческие объединения детей, кружки.

Программа работы с одаренными детьми рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов (2016-2017

уч. год):

первый этап - апробация программы;

второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;

третий этап - коррекция программы.

На этапе апробации проводится:

Психолого-педагогическое

исследование

уровня

одаренности

воспитанников

детского

сада,

результатом

которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2

месяца.

Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими

кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального

маршрута.

Первичная

диагностика

детей

специалистами

кружков

и

секций

в

соответствии

с

индивидуальным

маршрутом (начало учебного года)

Коррекция

рабочих

программ

воспитателей

и

специалистов,

ведущих

кружки

и

секции

с

учетом

индивидуального подхода к одаренным детям

Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка

Прогнозируемые результаты:

1.Апробирована и реализована программа работы с одаренными детьми;

2. Педагоги и родители повысили психологическую компетентность в вопросах развития одаренных детей;

3. Создана развивающая среда для одаренных детей;

4. Разработана и функционирует интерактивная карта, обеспечена информационная активность;

5. Дети имеют портфолио достижений;

6. Создана кружковая деятельность в ДОУ.

III Аналитико-прогностический

Ц е л ь :

мониторинг

эффективности

работы

с

детьми,

построение

перспективы

дальнейшей

работы,

распространение позитивного опыта.

Задачи:

1. Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах

разных уровней.

2. Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения

и поддержки одаренных и талантливых детей.

3. Обобщение

и

презентация

результатов

работы

детского

сада

по

проекту

«Система

выявления

и

сопровождения одаренных детей».

5.Формирование базы данных достижений одаренных детей учреждения.

6. Формирование базы данных опыта педагогов, работающих с одаренными детьми учреждения.

Виды

деятельности: непрерывное

психолого-педагогическое

сопровождение

одаренных

детей,

участие

одаренных детей в различных мероприятиях городского и областного уровня, анализ проектной деятельности,

р

аспространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

Прогнозируемые результаты:

1 Сформирована база данных достижений одаренных детей учреждения

2. Сформирована база данных опыта педагогов, работающих с одаренными детьми учреждения

3. Размещена информация по работе с одаренными детьми в СМИ, на сайте учреждения

4. Участие в конкурсе на лучшую программу по выявлению и сопровождению одаренных детей

5. Организована работа кружков, секций «летние», «зимние» исследовательские и проектные деятельности по

различным областям знаний.

Условия организации работы по проекту

«Система выявления и сопровождения одаренных детей»

1.

Оснащенность кабинета практической психологии необходимым диагностическим, методическим

инструментарием.

2. Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

3. Развивающая среда ДОУ: должна опираться на ряд принципов:

-

Принцип

дистанции

и

сближения

позиций

в

общении

взрослого

и

ребенка

между

собой

с

целью

установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное

ж е л а н и е

р е б е н к а

у е д и н и т ь с я

в

п р о ц е с с е

т в о р ч е с т в а .

- Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети должны иметь свободный доступ к

р а з в и в а ю щ и м

и г р у ш к а м ,

и н с т р у м е н т а м

и

м а т е р и а л а м

д л я

т в о р ч е с т в а .

- Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и

обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое

время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду и по своему усмотрению, если

этого требуют их настроение, желание.

4. Требования к деятельности педагога:

-

Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе.

-

Склонность педагога к творческой деятельности.

-

Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы.

-

Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества.

-

Личностная готовность к работе с одаренными детьми.

-

Наличие

у

педагога

специальных

способностей

и

навыков,

позволяющих

ему

заинтересовывать

детей

процессом выполняемой им самим деятельности

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Для оперативного управления проектом, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля

за эффективностью выполнения мероприятий создаётся творческая группа. Администрация ДОУ осуществляет

контроль

за

сроками

выполнения

мероприятий

проекта,

целевым

расходованием

финансовых

средств

и

эффективностью

их

использования,

ежегодно

уточняет

затраты

по

проектным

мероприятиям

и

составом

исполнителей.

В целях проведения анализа выполнения мероприятий, задач проекта проводится мониторинг качества

работы с одарёнными детьми.

Оценка результатов проекта

Методы диагностики в ходе проекта:

1.

Наблюдение

и

регистрация

данных

о

продвижениях

ребенка

(портфолио,

разработка

интерактивной

карты,

отражающей информацию по работе с одаренными детьми).

2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность,

чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения. Специальные методы (деятельность психолога ДОУ:

тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).

3. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

4. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

5. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

6. Конкурсы, фестивали, выставки.

Оценка качества реализации проекта:

1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.

2.

Отслеживание

уровня

создания

информационно-развивающей

среды

и

качества

используемых

ресурсов

(что

приобретено из запланированного и как используется).

3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).

4. Анкетирование родителей.

5. Открытые мероприятия.

Календарный план реализации проекта

«Система выявления и сопровождения одаренных детей»

п/п

Мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственны

й исполнитель

Ожидаемый результат

Информационное обеспечение, выявления поддержки и развития одаренных детей

1.

Формирование базы

данных достижений

одаренных детей

учреждения

2015-2017

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.

Заполнение модуля

АСИОУ учреждения

2.

Формирование базы

данных опыта педагогов,

работающих с

одаренными детьми

учреждения

2015-2017

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.

Заполнение модуля

АСИОУ учреждения

3.

Размещение информации

по работе с одаренными

детьми в СМИ, на сайте

учреждения

2015-2017

Воспитатель

Александрова

О.В.

Своевременное

обновление информации

на сайте. Повышение

уровня

информационной

открытости по вопросам

сопровождения

одаренных детей.

4.

Мониторинг продвижения

одаренного ребенка через

2015-2017

Узкие

специалисты,

Дети имеют портфолио

формирование портфолио

воспитатели

5.

Разработка интерактивной

карты, отражающей

информацию по работе с

одаренными детьми

Январь 2016

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.

Разработана и

функционирует

интерактивная карта,

обеспечена

информационная

активность.

Конкурсная поддержка образовательных организаций, педагогических работников, одаренных детей

6.

Участие в конкурсе на

лучшую программу по

выявлению и

сопровождению

одаренных детей

2015-2017

Творческая

группа

учреждения

Создана программа

7.

Проведение конкурсов,

фестивалей,

соревнований,

направленных на

выявление одаренных

детей

2015-2017

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.

Увеличение доли детей

– участников конкурсов,

олимпиад разного

уровня.

Методическое обеспечение работы по выявлению и сопровождению одаренных детей

8.

Формирование банка

диагностических методик

2015-

2017

Узкие специалисты

Старший воспитатель

Горшкова З.В.

Банк диагностических

методик

9.

Создание программы по

работе с одаренными

детьми

2015-

2017

Творческая группа

Старший воспитатель

Горшкова З.В.

Создана программа по

работе с одаренными

детьми

10.

Приведение раздела

основной образовательной

программы учреждения,

обеспечивающей

выявление и

сопровождение одаренных

детей в соответствии с

современными

требованиями

До

2017

Заведующий

Коновалова А.Е.

Старший воспитатель

Горшкова З.В.

Творческая группа

Данные разделы

основной

образовательной

программы приведены в

соответствии с

современными

требованиями

11.

Реализация

индивидуальных

образовательных

маршрутов для одаренных

детей

2015-

2017

Узкие специалисты

Воспитатели

Увеличение доли детей,

имеющих

индивидуальные

образовательные

маршруты

Повышение профессионального мастерства педагогических работников

12.

Курсы повышения

квалификации, мастер –

классы, семинары по

вопросам выявления и

сопровождения одаренных

детей

1 раз в

квартал

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.

100% педагогических

кадров, от числа

слушателей, повысили

уровень

профессиональной

компетентности по

работе с одаренными

детьми через курсы

ГЦРО, ДРО.

13.

Включение в показатели

эффективности

деятельности педагогов

работу с одаренными

детьми

До

30.01.2015

Заведующий

Коновалова А.Е.

В эффективном

контракте включен

показатель работы с

одаренными детьми.

Деятельность муниципального ресурсного центра 2организация работы с одаренными детьми»

14.

Участие в семинарах –

практикумах, тренингах,

анализов деятельности,

деловых игр, круглых

столов

1 раз в

квартал

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.,

ОУ, ГЦРО

Повышение уровня

профессиональной

компетентности

педагогических и

руководящих

работников

Взаимодействие субъектов образовательной деятельности в рамках муниципальной системы образования,

взаимодействие с социальными партнерами

1

5

.

Работа кружков, секций

«летние», «зимние»

исследовательские и

проектные деятельности по

различным областям знаний.

2015-2017

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.

Участие воспитанников

в разных формах

взаимодействия

учреждений СП, ВПО и

образовательных

организаций

1

6

.

Создание условий выбора

детьми различных видов

деятельности в целях развития

интересов и возможностей

2015-2017

Заведующий

Коновалова А.Е.

Увеличение доли детей,

охваченных

программами

дополнительного

образования

1

7

.

Организация взаимодействия с

Центром профессиональной

ориентации центр «Лад»,

школа искусств,

психологической поддержки

«Ресурс», Межрегиональным

ресурсным центром по

поддержке одаренных детей и

подростков

2015-2017

Заведующий

Коновалова А.Е.

Старший

воспитатель

Горшкова З.В.

Реализация совместных

проектов

Ресурсное обеспечение проекта

комплектование библиотеки ДОУ и методического кабинета учебно – методической, научно – методической,

психолого

педагогической

литературой

в

связи

с

реализацией

идей

проекта

«Система

выявления

и

сопровождения одаренных детей»;

оснащение ДОУ тематическими стендами для родителей и любознательных детей;

компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;

расширение спектра применения интерактивного оборудования в логопедическом кабинете, кабинете педагога-

психолога;

повышение

профессионального

мастерства

педагогов,

формирование

системы

морально

материального

стимулирования педагогов, работающих с одарёнными детьми;

укрепление материально – технической базы групп, работающих с одарёнными детьми.

Описание ожидаемых инновационных продуктов проекта

Программа развития одаренных детей

Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса,

направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию

и совершенствование их способностей.

Задачи:

1.

Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ

2.

Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»

3.

Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми.

Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

4.

Интеграция

основного

и

дополнительного

образования

на

основе

привлечения

всех

существующих

и

потенциальных

ресурсов.

Обеспечение

преемственности

в

работе

с

одаренными

детьми

между

ступенями

обучения (дошкольное образование –начальное общее).

5.

Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках образовательного процесса:

Эта

работа

будет

осуществляться

через

исследовательско-образовательную

комплексную

деятельность

в

процессе

разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей

через активизацию детской жизнедеятельности.

Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.

Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.

Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.

Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной деятельности:

Организация индивидуальной работы

Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные

- Организация опытно-исследовательской деятельности

- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

- Организация предметных (персональных) выставок.

- Организацию вечеров и праздников.

- Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

- Создание спортивных центров в группах.

- Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

- Выпуск стенгазет.

- Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

Практическая значимость результатов

Мы считаем, что комплексный подход к обследованию и сопровождению детей с повышенным уровнем

способностей будет способствовать благополучному развитию их личности и дальнейшей успешной социализации. В

значительной мере реализация проекта будет решать проблему психолого-педагогического просвещения родителей и

преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы.

При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности

для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу с

одаренными детьми, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.

Предложения по распространению и внедрению проекта в МСО

Позитивный педагогический опыт может быть полезным для всех педагогов ДОУ, а также может распространяться

за его пределами.

Итоговые

продукты

проекта

могут

быть

использованы ГОАУ

ЯО

«Институт

развития

образования»,

муниципальными методическими службами при организации КПК, стажировок педагогов.



В раздел образования