Автор: Хасанова Лилия Рифовна
Должность: Методист
Учебное заведение: МАОУ "УГДДТ им. В.М. Комарова"
Населённый пункт: РБ г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Роль дополнительного образования в современной системе образования
Раздел: дополнительное образование
Роль дополнительного образования в современной системе
образования
Система дополнительных образовательных учреждений детей
является
особым
видом
образования,
которое
направлено
на
всестороннюю реализацию интеллектуальной, духовной, физической и
профессиональной потребностей детей.
На современном этапе возросла роль дополнительного образования
детей и занимает особое место.
Образовательная
деятельность
в
системе
дополнительного
образования
детей
осуществляется
в
рамках
парадигмы
развития,
обеспечивая информационное, обучающее, воспитательное, развивающее,
социализирующее, релаксирующее действие.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной
системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских
качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих
способностей детей, которую они выбирают сами или с помощью
взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Дополнительное образование направлено на формирование и
развитие
творческих
способностей
детей,
удовлетворение
их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию
свободного
времени.
Дополнительное
образование
обеспечивает
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также
выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов
детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания
и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что
для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане
стоит
развитие
личности
в
творчестве,
а
обучение
обеспечивает,
поддерживает
развитие.
Дополнительное
образование
способствует
накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой
деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная
сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг
выступают юные граждане и их родители (законные представители), а
также общество и государство.
Дополнительное образование детей способствует решению ключевых
задач социально-экономического развития региона, повышению качества
жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни,
раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению
общественно значимого результата. Этот вид образования способствует
развитию
склонностей,
способностей
и
интересов,
гражданских
и
нравственных
качеств,
жизненному
и
профессиональному
самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых
системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности,
правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Дополнительное
образование
детей
расширяет
воспитательные
возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью,
система дополнительного образования детей способна быстро и точно
реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи,
общества, государства.
Дополнительное образование детей - составная часть общего
образования, позволяющее
обучающимся
приобрести устойчивую
потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,
самоопределиться профессионально и личностно.
Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни
вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого
нового образовательного учреждения дополнительного образования детей
расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак
писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда,
выполняемого
по
обязанности».
В
этой
связи
возрастает
роль
дополнительного образования детей.
Дополнительное образование - это новое дополнение к основному
образовательному процессу, так как дополнительное образование способно
решить целый комплекс задач:
-Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;
-Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
-Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
-Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
Таким образом можно сделать вывод, что дополнительное
образование
обладает возможностью объединить в единый процесс
обучение,
воспитание
и
развитие
ребёнка.
Оно
предоставляет
обучающимся
широкие возможности для получения
современного
качественного образования.
Отсюда следует, что место и роль дополнительного образования в
современной модели образования состоит в создании условий для духовно
– нравственного
развития, воспитания и успешной социализации
обучающихся.