Автор: Атарская Вероника Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №42» НМР РТ
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: Проект - победитель конкурса Грантов Республики Татарстан
Тема: Проект «Играя, мир открываем»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №42»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Проект
«Играя, мир открываем»
«Уйнап дөнья ачабыз»
на предоставление гранта
«Лучший билингвальный детский сад»
2
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Актуальность
Духовное богатство народа, переходящее из поколения в поколение, из века в
век - это традиции, обычаи, морально-нравственные особенности, произведения
литературы и искусства, которые созданы, передаются и сохраняются на родном
языке. Эти этнические составляющие прививаются ребенку и воспитываются в
нем с самого раннего детства.
Язык,
дошедший
до
наших
времен,
бесконечно
дорогой
клад,
который
тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, все его духовное
богатство. Для каждого народа родной язык – самое дорогое и святое богатство.
Сохранить
и
передать
это
богатство
своим
детям – долг
каждого.
Хорошие
результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и
родителей.
Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что изучение
языков в раннем детстве полезно и эффективно. Безусловно, это наилучшее время
для начала обучения языка, поскольку является активным сензитивным периодом в
жизни подрастающего человека. Дети дошкольного возраста отличаются особой
чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего
речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой
материал
и
хорошо
его
воспроизводят.
Билингвальное
образование
развивает
умственные способности ребёнка и благотворно сказывается на его эмоциональном
и нравственном совершенствовании, развитии внимания, памяти, воображения и
образного мышления. Более того, развивает любознательность и познавательную
мотивацию, формирует индивидуальные интересы детей и развивает их творческую
активность и общекоммуникативные способности. Дети изучают культуру Народов
Поволжья, как средство приобщения к другой культуре.
В
связи
с
этим
наш
детский
сад
разработал
проект «Играя,
мир
открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз».
Одним из эффективных средств обучения татарскому языку является
игра.
Игра
была
спутником
человека
с
незапамятных
времен.
Об
обучающих
возможностях
игр
известно
давно.
Многие
выдающиеся
педагоги
справедливо
обращали внимание на эффективность использования игр, в процессе обучения.
3
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
И
это
понятно.
В
игре
проявляются
особенно
полно
и
порой
неожиданно
способности человека, ребенка в особенности.
Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных
и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что
сказать,
как
выиграть? Желание
решить
эти
вопросы
обостряет мыслительную
деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на чужом языке?
Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не
задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и
привлекает педагогов, в том числе и меня. В игре все равны. Она посильна даже
слабым детям. Более того, слабый по языковой подготовке ребенок может стать
первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более
важными,
чем
знание
предмета.
Чувство
равенства,
атмосфера
увлеченности
и
радости,
ощущение
посильности
заданий – все
это
дает
возможность
ребятам
преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого
языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Практическая значимость
Проект крайне важен в наши дни, т. к. в современных российских условиях
уже
давно
появилась
потребность
в
практическом
использовании
методики
воспитания культуры межнационального общения.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования
указывается,
что
часть
программы,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
«должна
учитывать
образовательные
потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в
частности,
может
быть
ориентирована
на:
специфику
национальных,
социокультурных,
экономических,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательный процесс; выбор тех форм организации работы с
детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам
детей, а также возможностям педагогического коллектива».
Новизна
В соответствии с ФГОС дошкольного образования мы создали современную
образовательную среду, которая будет помогать нам в организации билингвального
образования
воспитанников
с
использованием
материалов
поликультурного
воспитания.
Цель
Создание и реализация модели дошкольного образовательного учреждения с
билингвальным
компонентом
образования,
как
педагогической
системы,
способствующей повышению качества образовательного процесса.
4
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Задачи
развивать у дошкольников первоначальные умения и навыки практического
владения татарским языком в устной форме; дать знания дошкольникам об
этнокультурной составляющей народов Поволжья;
вовлечь
родителей
в
процесс
сохранения
родного
языка
и
приобщения
дошкольников
к
культурному
наследию
духовных
ценностей
народов
Поволжья;
повышать
профессиональный
уровень
педагогов
для
качественной
реализации УМК по обучению дошкольников двум государственным языкам
и реализации этнорегиональной составляющей образовательного процесса;
способствовать
созданию
языковой
среды
в
группах,
кабинетах
и
залах
детского сада для успешного освоения и закрепления детьми умения владеть
двумя
государственными
языками
для
успешного
формирования
этнорегиональной
составляющей
образовательного
процесса
и
поликультурного воспитания.
Ожидаемые результаты
овладение
воспитанниками
на
нормативном
уровне
государственными
языками РТ;
формирование у дошкольников представлений о культуре народов Поволжья
соответственно реализуемой программы;
привитие воспитанникам интереса и уважения к культуре представителей
других национальностей, стремления к общению с ними;
создание насыщенной языковой развивающей среды в условиях двуязычия
для
развития
интереса
к
овладению
языками
на
основе
поликультурного
материала;
увеличение заинтересованности родителей в дальнейшем изучении языков;
активное взаимодействие с педагогами других детских садов Нижнекамского
муниципального района Республики Татарстан в плановых формах работ по
Управлению дошкольного образования Исполнительного комитета НМР РТ;
издание методических пособий по результатам реализации проекта «Играя,
мир открываем»
5
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Социальные партнеры проекта
Возрастная категория детей: 4-7 лет.
Сроки реализации проекта: 1 год
Этапы проекта «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
1.
Подготовительный этап – подготовка
дошкольного
учреждения
к
реализации проекта.
Сроки: июль 2021 года
Разработка и обновление нормативно-правовых документов по реализации
проекта.
Анализ материально-технической базы. Сбор информации по методическому
обеспечению
проекта
(наличие
литературы,
демонстрационного
и
иллюстративного материала).
Составление годового плана работы, рабочих программ по воспитательно-
образовательной работе.
Разработка авторских методических пособий педагогов по билингвальному
образованию с использованием материалов поликультурного воспитания.
Организация
работы
кружков
дополнительного
образования
по
обучению
татарскому (родному) языку и ознакомлению с культурой татарского народа.
Организация
повышения
квалификации
педагогов
по
билингвальному
образованию.
•Организация совместных мероприятий, сотрудничество
учителей и воспитателей по билингвальному образованию и
поликультурному воспитанию
МБОУ СОШ №20,
МБОУ СОШ №15
•Реализация совместного плана работы, обучение
дошкольников двум государственным языкам, ознакомление с
историей нашего края, с культурой народов Поволжья
Центральная библиотека им. Габдуллы
Тукая, Детская библиотека №6
•Организация совместных развлечений, акций.
СТОС микрорайона
•Организация совместных национальных праздников,
конкурсов, экскурсий
Дом Дружбы Народов
•Организация кукольных театров и развлечений
Кукольные театры г.Альметьевск,
Набережные Челны и Нижнекамска
•Организация совместных онлайн-экскурсий, телемостов,
занятий
Детские сады г.Санкт-Петербурга
•Организация совместных праздников, конкурсов, экскурсий
Детский Эколого-биологический центр
6
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Выявление заинтересованности родителей тематикой проекта, определение
социального запроса родителей через анкетирование, тестирование, беседы.
Подбор методик для проведения мониторинга по усвоению детьми родного
(татарского) языка.
Разработка
рекомендаций,
памяток,
буклетов,
постеров,интеллекткарт
и
материалов с использованием QR - кодов для родителей по теме проекта.
2. Основной этап – внедрение и реализация проекта
Сроки: август 2021 года – июнь 2022 года.
Организация
педагогической
деятельности
с
использованием
УМК
по
изучению татарского (родного) языка;
Реализация воспитательно-образовательного процесса с учетом этнокультурно
- региональной составляющей;
Осуществление мониторинга уровня владения детьми татарским (родным) и
русским языком на начало и конец реализации проекта;
Реализация авторских программ педагогов по билингвальному образованию с
использованием материалов поликультурного воспитания дошкольников;
Сотрудничество с родителями и совместная деятельность в рамках проекта по
вопросам
билингвального
образования
детей,
используя
разнообразные
формы работы по поликультурному воспитанию.
Взаимодействие
педагогов
с
целью
обмена
опытом
работы
организации
билингвального образования дошкольников;
Партнёрские связи с учреждениями социума: школа, библиотека, Дом дружбы
народов, музеи, театры, ДЭБЦ, детские сады г.Санкт-Петербурга, СТОС;
Участие в конкурсах различного уровня.
3. Заключительный этап - анализ и оценка результативности реализации
проекта
Сроки: июль 2022 года (1-2 неделя)
Анализ результатов реализации проекта, обобщение опыта работы;
Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
Трансляция
и
распространение
опыта
по
инновационному
проекту
-
билингвальное образование с использованием материалов поликультурного
воспитания;
Выработка стратегии дальнейшего развития ДОУ.
7
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Описание проекта
Содержание проекта направлено на усвоение и повышение качества владения
государственными
языками
Республики
Татарстан
через
ознакомление
детей
и
родителей
с
родным
краем,
посредством
изучения
историко – культурных,
национальных традиций народов, проживающих в Республике Татарстан.
Педагогической ценностью проекта является использование разноплановых
форм и методов работы в совместной деятельности с родителями и социумом.
Включение
родителей
в
процесс
позволяет
повысить
эффект
совместных
мероприятий по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Условия реализации проекта
1. Материально – технические условия
Для реализации билингвального образования с использованием материалов
поликультурного
воспитания
созданы
необходимые
условия.
В
ДОУ
имеются
современные
специальные
технические,
учебные
и
игровые
оборудования,
разнообразные наглядные пособия. Имеются оборудованные залы и кабинеты:
кабинет
татарского
и
русского
языков;
музыкальный
и
спортивный
залы;
методический кабинет; кабинет по безопасности дорожного движения.
В
саду
имеются:
18
ноутбуков
для
организации
образовательной
деятельности, 5 экранов, 4 проектора, 4 планшета MiminoPad, 12 магнитных досок,
12 мольбертов, 1 интерактивный экран.
В каждой группе, в холлах ДОУ установлены и пользуются популярностью
многофункциональные стенды, QR – коды с оживающими картинками, «Говорящие
стены»,
где родители и дети совместно играя, развивают как речевую активность,
так и логическое мышление, расширяют кругозор по ЭКС.
Максимально используем не только пространство ДОУ, но и территорию на
улице. Педагогами и родителями созданы тематические зоны для работы в теплый
период «В гостях у сказки», «Сказочный лес», «Əкияттə кунакта», «Летний театр».
На верандах групп имеются коробки, в них хранится атрибутика для сюжетно-
ролевых и подвижных игр.
В
музыкальном
зале
имеется
музыкальный
центр,
микрофоны,
проектор,
экран,
ноутбук.
Методический
кабинет
оснащен
компьютером,
принтером,
методической литературой в соответствие с ФГОС ДО, учебно - методическим
комплектом по обучению детей татарскому (родному) и русскому языкам.
Имеются электронные ресурсы: диски, библиотека, дидактические пособия.
ДОУ подключен информационно-телекоммуникационной сети Internet.
8
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Оснащение кабинета по обучению татарскому и русскому языкам
Перфокарталар – Перфокарты по УМК
4-5 яшь
5-6 яшь
6-7 яшь
,
"Гаилə"
,
"Сыйла"
,
"Күлəгə
буенча
тап"
,
"Ничə алма?"
,
"Яшелчə бакчасында"
,
"Куяннарны сыйла"
,
"Тыңла, тап, билгелə"
,
"Аюларга
савыт-саба
бир"
,
"Парын тап"
,
"Яңа кием бир"
,
"Минем
команданы
үтə"
,
"Мин яратам"
,
"Нəрсə артык"
,
"Тəртип буенча куй"
,
"Нишли?"
,
"Син нишлисең?"
,
"Команда бир"
,
"Син нишлисең?"
,
"Шар бүлəк ит"
Уеннар – игры
Легоуеннар – Лего игры
Сюжетлы-рольлеуеннар-
Сюжетно-ролевые игры
Җырлы-
биюлеуеннарөченмаск
алар
,
"Шалкан"
,
"Əнигə
булышабыз"
,
"Портфельдə нəрсə
бар?"
,
"Гаилəне сыйла"
,
"Тауда"
,
"Цирк"
,
"Пиктограммалар"
,
"Серле мəктəп"
,
"Яшелчəлəркибете"
,
"Киемнəркибете" -
"Уенчыкларкибет"
,
"Кафе"
,
Аю–медведь
,
Куян–заяц
,
Төлке–лиса
,
Керпе–Ёжик
,
Тавык–курица
,
Əтəч–петух
,
Үрдəк–утка
Перфокарталар – Перфокарты по ЭРС
,
Габдулла Тукай əсəрлəребуенча
,
Абдулла Алишəкиятлəребуенча
Игры по ЭРС
“Идел буе халыклары” темасына уеннар –
игры на тему «Народы Поволжья»
Дидактик уеннар
9
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
,
Лото
Народы (костюм,
кухня,
жилище,
орнамент, музыкальный инструмент)
,
Загадки каждого народа,
,
Игра Собери пословицы разных народов
,
Игра
на
кругах
Луллия
"Народы
Поволжья"
,
Иллюстрации для
рассказывания
сказок
разных народов
,
Игра "Откуда фрагмент" к ним книжка со
сказками
,
Карточки "Придумай историю"
,
Игра "Собери орнамент" разных народов,
,
Парные картинки для развития памяти и
знакомства с женскими образами разных
народов
,
Игра Угадайка по разным народам,
,
Мини-книжка со стихами,
,
Раскраски
,
«Бизəк төзү»
,
"Халкымның
күңел
бизəклəре"
,
"Рəсемне төзе"
,
"Минем шəһəрем"
,
"Киемнəр адашкан"
,
"Бу өйдə кем яши?"
,
"Түбəн
Кама
шəһəре
буйлап сəяхəт"
,
Ширма
«Əкияттə
-
кунакта»
,
Интерактив
уен-ребус
"Шəһəрем урамнары"
Воспитатель по обучению детей татарскому и русскому языкам разработала
папки для индивидуальной работы с детьми,
которыми пользуются педагоги
ДОУ.
Игры по проекту
«Минем өем»
Игры по проекту
«Уйный-уйныйүсəбез»
Игры по проекту
«Без индехəзерзурлар-
мəктəпкəилтəюллар»
,
”Өйдə кем яши?
,
”Бу
кем?”
“Бу
нəрсə?
,
”Зур-кечкенə
,
”Нəрсə артык?”
,
”Бу
кем?”
“Бу
нəрсə?
,
”Парын тап”
,
”Минем өем”
,
”Кояш
артына
кем качкан?”
,
”Түгəрəкне жый”
,
”Тылсымлы
сукмак”
,
Пальчиковая
игра
“Моя
семья”
,
“Яшелчəлəр”
,
”Курчакны
киендер”
,
”Киемнəр”
,
”Əнигə
булышабыз”
,
”Күңелле лото”
,
”Төслəр”
,
”Керлəр юабыз”
,
”Тылсымлы өй”
,
”өй”
,
”Тылсымлы өй”
,
Пальчиковая игра
“Кто
в
домике
живет?”
,
”Яратам”
,
«Кем
нəрсə
эшли?”
,
”Портфельне
тутыр”
,
”Тылсымлы өй”
,
”Ничə”
,
”Əйт ,ул нинди?”
,
”Төслəрне
өйрəнəбез”
,
”Могҗизалар
кыры”
,
” Сана”
,
”Командир”
,
”Нəрсə артык”
,
”Күңелле
цирк”
(6-
,
”Тылсымлы
10
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
,
”Назови
что
покажу”
,
“Найди
пару
и
назови”
,
“Волшебная
ромашка”
келəм”
,
”Тылсымлы
келəм”
,
”Тылсымлы
келəм”
,
”Тəти киемнəр”
,
Лэпбук “Без инде
хəзер
зурлар,мəктəпкə
илтə юллар”
,
Лэпбук
“Татарча
сөйлəшəбез”
,
Лэпбук “Əлифба”
,
Мавыктыргыч
китаплар
,
Тылсымлы
шакмаклар
,
Дидактик уен
“Волшебная
ромашка”
Оснащение уголков УМК и ЭРС в группах
Дидактические игры и пособия, разработанные педагогами ДОУ
Виммельбухи
,
«Профессии»
,
«Времена года»
,
«Овощи, фрукты»
,
«Моя семья»
,
«Мой город»
,
«Насекомые»
,
«Домашние животные»
,
«Детский сад»
Игры-бродилки
,
«Путешествие по Нижнекамску»
,
«Я иду домой»
,
«Башкортостан буенча сəяхəт»
ТРИЗ игры
,
«Умный домик»
,
«Что сначало, что потом»
,
«Веселый поезд»
,
«Круги Луллии»
,
«Пятиэкранка»
,
«Табышмак төзе»
,
«Предметны тасвирла»
Фильфорды
,
«Яшелчəлəр»
,
«Уенчыклар»
11
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
,
«Төслəр»
,
«Хайваннар»
,
«Саннар»
,
«Мəктəп кирəк-яраклары»
Лэпбуки
,
«Времена года»
,
«Что растет в саду»
,
«Огород»
,
«В лесу»
,
«Мой дом»
,
«Дикие животные»
,
«Народы Поволжья»
,
«Татарстан- моя Родина»
,
«Туганягым-яшелбишек»
,
«Хушбакчам, исəнме мəктəп»
,
«Авазларны уйнатып»
,
«Моя Россия»
,
«Люби и знай родной свой край»
,
“Дружба народов”
,
“Татарстан – моя Родина”
,
“Растем, играя”
,
“Моя Россия”
Настольно-
дидактические
игры:
,
«Это что? Какой? Сколько?»
,
«Бунəрсə? Нинди?–Это что? Какой?»
,
«Нəрсəкирəк?–Что надо?»
,
«Бирəле – Дай, пожалуйста»
,
«Бер-беребезнесыйлыйбыз-Угостим друг - друга»
,
«Нəрсə бар? –Что есть?»
,
«Чудесная корзина»
,
« «Собери фрукты (овощи)»
,
«- Цветной поезд»
,
«Подбери по цвету»
,
«На дереве ли, на грядке...»
,
«Большие-маленькие»
,
«Одень куклу»
,
«Волшебный мешочек»
,
«Уенчыкларкибете – Магазин игрушек»
,
«Мебельный магазин»
,
«Магазин овощей»
,
«Магазин одежды»
,
«Ромашка »
,
«- Поймай рыбу»
,
«Что растет в огороде»
,
«Угости друзей»
,
«Найди чайную пару»
12
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
,
«Развесь одежду в шкаф»
,
«Выполни мою команду»
,
«Мин яратам - Я люблю»
,
«Делаем овощной салат»
,
«Свари компот»
,
«Кем юк - Назови кого нет»
,
«Сыйла - Угости»
,
«Третий лишний»
,
«Кто в теремочке живет»
,
«В торговом центре»
,
«Традиции русского народного быта»
,
«Что, где растет»
,
«Составь предложение по образцу»
,
«Моя семья»
,
« Составь узор на полотенце»
,
«Кто в домике живет»
,
«Русские узоры»
,
«Составь узор на блюдце и чашке»
,
«Укрась фартук, сапожок, тюбетейку, калфак,
жилетку»
,
« Кто спрятался за солнышком»
,
«Изучаем цвета»
,
«Собери кружочки»
,
«Волшебная ромашка»
,
«Забавные кубики»
,
«Большая стирка»
Дидактические
игры с ЛЕГО:
,
«Найди по счёту и поцвету»
,
«Моя семья»
,
«Готовим обед»
,
«В магазине»
Интеллектуальные
карты
,
«Времена года»
,
«Что растет нагрядке?»
,
«Виды транспорта»
,
«Дикие животные»
,
«Яшелчəлəр - Овощи»
,
«Җилəк- җимешлəр - Фрукты»
,
«Мой дом»
,
«Игрушки»
,
«Продукты»
Перфокарты
,
«Сыйла - Угости»
,
«Слушай, найди, отметь»
,
«Найди чайную пару»
,
«Предложи новый наряд»
,
«Выполни мою команду »
,
«Бармакуены»
13
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
В
группах
имеются
изготовленные
педагогами
и
родителямикуклы
в
костюмах
народов
Поволжья,
рукотворные
книги,составленные
воспитанниками
совместно
с
родителями
по
произведениям
А.Алиша
и
М.Джалиля,
сюжетные
композиции
к
народным
праздникам,
иллюстративный
материал,
элементы
национальной
одежды
и
украшений,
уголки
ЭРС
и
УМК
укомплектованные
соответствующим материалом.
2. Финансово-экономическое описание проекта
Создание
билингвальной,
поликультурной
предметно-пространственной
среды
в
помещениях
ДОУ
осуществляется
за
счет
муниципальной
программы
«Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в
НМР
РТ
на
2014-2022
г.г.»,
методических
пособий,
предоставленных
Министерством
образования
и
науки
Республики
Татарстан
и
Комиссией
при
Президенте Республики Татарстан по вопросам сохранения и развития татарского
языка, а так же внебюджетного финансирования и спонсорской помощи.
3. Кадровое обеспечение проекта
В ДОУ работает 28 педагогов.
,
Заведующий – 1.
,
Старший воспитатель– 1.
,
Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам– 1.
,
Музыкальный руководитель – 1.
,
Инструктор по физической культуре – 1.
,
Учитель-логопед – 5.
,
Воспитатели – 18.
Педагогический состав по стажу
Всего
5 – 10
лет
10 – 15
лет
15 – 20
лет
Более
20 лет
28
2
5
5
16
Образовательный уровень педагогов
Уровень образования
Высшее
образование
Среднее
профессиональное
образование
Обучаются в ВУЗ
Количество -
соотношение в
процентах
25-89,2%
2-7,1%
1 (3,7%)
14
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Квалификационный уровень педагогов
Категория
2021 -2022 учебный год
1 квалификационная категория
13 (46%)
Высшая квалификационная категория
12 (42,9%)
В
ДОУ
работает
воспитатель (по
обучению
детей
татарскому и русскому языкам) Файзуллина Рушания
Юсуповна.
Образование
среднее
специальное,
в
1984
году
окончила
Нижнекамское
педагогическое
училище
по
должности «Воспитатель дошкольного учреждения».
Курсы
повышения
квалификации
в
Автономной
некоммерческой
организации
дополнительного
профессионального
образования
«Академия
менеджмента» по
дополнительной
профессиональной
программе
«Профессиональная
компетентность
воспитателя
в
соответствии
с
ФГОС
ДОО
и
профессиональным
стандартом «Педагог»,
72 часа,
2020 году.
Педагогический
стаж:
39
лет,
стаж
в
данной
должности: 28 лет.
Имеет первую квалификационную категорию.
4. Результаты проекта
Мониторинг усвоения детьми программного материала по обучению детей
татарскому (родному)
языку
по
программамМанюровой
Г.Х.,
Зариповой
З.М.
«Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел» и Зариповой З.М., Кидрячевой Р.Г.
«Говорим по-татарски» проводится два раза в год (октябрь, апрель).
По итогам мониторинга мы видим стабильную динамику усвоения детьми
татарского языка. Они умеют ориентироваться в изменяющейся ситуации, находить
речевое решение для передачи своего коммуникативного намерения, выбирая для
этого
освоенные
лексические,
грамматические
средства.
С
итогамимонирингаознакомлены педагоги и родители.
Воспитанники детского сада успешно участвуют в конкурсах различного
уровня:
- «Сөмбелə гүзəле»;
- «Без - Тукай варислары»;
- «Знатоки татарского языка»;
- «Сөйкемле бала»;
- «Сөйлим анам телендə».
15
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Ежегодно воспитанники участвуют в конкурсах чтецов по произведениям
татарских писателей, а вокальный ансамбль «Иделъяр» выступает на городских,
региональных конкурсах с татарскими народными песнями.
Свое профессиональное мастерство педагоги демонстрируют на конкурсах
различного уровня и занимают призовые места:
- «Игры народов Поволжья»;
- «Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел»;
- «Туган ягым - Татарстан» и др.
Опыт
работы
показал,
что
изучение
татарского
языка
в
дошкольном
учреждении
может
быть
успешно
реализовано
в
том
случае,
если
язык
будет
выступать не только в качестве предмета изучения, но и будет регулярно, активно
использоваться
детьми
в
их
повседневной
жизни
и
деятельности
по
поликультурному воспитанию. Именно такой комплексный подход к реализации
инновационных
программ
и
технологий
по
развитию
у
дошкольников
первоначальных умений и навыков практического владения языками, создание
билингвальной и поликультурной модели сетевого взаимодействия «педагоги – дети
– родители – социум»,может дать хорошие результаты.
Направления работы по проекту
«Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
представлены по блокам
Блок 1. «Копилка педагогических идей»
«Копилка педагогических идей» – блок, представляющий опыт работы
педагогов ДОУ.
Формы работы с педагогами:
,
Курсы повышения квалификации
,
Брифинги
,
Самообразование
,
Методические объединения, мастер-классы
,
Проектная деятельность
,
Авторские разработки
,
Публикации в периодических изданиях
,
Деловые игры, брейн-ринги, семинары-практикумы, викторины
,
Педагогические исследования
,
Творческие отчеты
Педагоги
нашего
коллектива
активно
делятся
своим
профессиональным
мастерством на мероприятиях, конкурсах различного уровня и занимают призовые
16
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
места. Представляют методические разработки, проводят мастер-классы, показы
ОД, презентации по ЭРС и УМК:
,
Международный
литературный
конкурс
«Джалиловские
чтения»,
«Əдəби
марафон»;
,
Республиканский конкурс «Ты уникален!»
,
Республиканский конкурс «Без – Тукай варислары»
,
Республиканский
конкурс
красоты
и
таланта
«Чувашская
красавица
Татарстана – 2021»
,
Муниципальный онлайн-урок в рамках проекта «Увлекательный татарский
язык»
,
Муниципальное мероприятия, посвященное «Неделе национальной культуры»
,
Муниципальный конкурс «Сөмбелə гүзəле»
,
Муниципальная всемирная образовательная акция «Татарча диктант-2020»
,
Муниципальное тематическое мероприятие «Муса Җəлил безнең күңеллəрдə»
,
Муниципальная онлайн - акция «"НАСЛЕДИЕ ТУКАЯ / ТУКАЙ МИРАСЫ"
,
Муниципальная литературная встреча с известным писателем Ленаром Шаех
в библиотеке им.Г.Тукая.
,
Муниципальный творческий вечер любителей поэзии по страницам книг
писательницы Рамзии Валиевой
,
Городское мероприятие «Сабантуй»
,
Республиканский конкурс «Əти белəн бергə! Вместе с папой!»
,
Муниципальный детский творческий конкурс «Серле сандык / Волшебная
шкатулка»
,
Муниципальная встреча с известной детской поэтессой Йолдыз Шараповой в
Центральной детской библиотеке «Апуш»
,
Республиканский конкурс «Сөйкемле бала-2022»
,
Муниципальное тематическое мероприятие «Муса Җəлил безнең күңеллəрдə»
,
Муниципальное мероприятие «Шəхеслəр белəн бизəлə туган як тарихлары»
,
Муниципальный фестиваль «Мозаика национальных культур»
Ежегодно
в
рамках
смотра
– конкурса
готовности
к
учебному
году
педагогипополняют дидактические игры и пособия по ЭРС, УМК, обновляют
куклы
в
костюмах
народов
Поволжья,
создают
сюжетные
композиции
по
произведениям татарских писателей, обогащают аудио и видеоматериалы.
Воспитателями
нашего
ДОУ
разработаны
авторские
методические
игры,
лепбуки и пособия по проектам: «Минем өем», «Уйный – уйный үсəбез!», «Без инде
хəзер зурлар, мəктəпкə илтə юллар!»,«Туган телдə сөйлəшəбез»,«Играем, растем,
развиваемся...»,
«Вакыт
ага – рух
кала»,
«Балачак - бəхет
иле»,
«Нəнилəргə
17
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
күчтəнəч», «Могҗизалы теремкəй», реализуются мини – проекты, направленные на
обогащение языковой и поликультурной среды.
Для организации театрализованных игр педагоги изготовили различные виды
театра: теневой, пальчиковый, настольный-плоскостной, магнитный, прищепковый,
фланелеграф, театр-оригами, театр
на
дисках, театр
на
ложках, маски-шапочки,
перчатковый, платковый.
Проанализировав
проделанную
работу,
педагоги
определили,
что
у
детей
значительно расширился кругозор, улучшилась память. К тому же дети совместно с
родителями
полюбили
домашнее
чтение
и
при
этом
используют
произведения
писателей и поэтов разных национальностей.
На базе нашего сада были организованы мероприятия по билингвальному
образованию:
,
Городское методическое объединение «Современные подходы к организации
образовательного
пространства
ДОУ
для
познавательного
развития
детей
дошкольного возраста»
,
Зональный
семинар «Развитие
познавательной
активности
дошкольников
через системы дополнительного образования в ДОУ»
,
Зональный конкурс видеороликов «Экология будущего»
(Фотоотчет «Работа с родителями», см. приложение 1)
Блок 2. «Играя, мир открываем»
«Игра, мир открываем» – блок работы с воспитанниками, объединивший как
классические, так и инновационные формы.
Формы работы с воспитанниками:
1.
Традиционные:
,
Образовательная деятельность.
,
Беседы.
,
Игровая деятельность.
,
Театрализованная деятельность.
,
Развлечения, утренники.
,
Экскурсии.
,
Участие в конкурсах.
,
Социальные акции
,
Волонтерство
2.
Инновационные:
,
Проектная деятельность.
,
Квест – игры.
18
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
,
Исследовательская деятельность.
,
Просмотр анимационных фильмов.
,
Флешмобы
,
Говорящие стены
,
Виртуальные экскурсии по музею
,
Мини музей
,
Телемост
Работа с детьми в группах реализуется в игровой форме по УМК Файзуллина
Р.Ю. «Туган телдə сөйлəшəбез», Р.К. Шəехова «Авазларны уйнатып».
Педагоги активно используют информационно-коммуникативные технологии
:
Microsoft Power Point,
Panaboard.
Разрабатывают
дидактические
игры,
пособия,
лепбуки, игры - бродилкии рецензируют их.
Для
закрепления
знаний
организуются
сюжетно-ролевые,
национальные
подвижные
игры,
национальные
музыкально-хороводные
игры,
проводятся
утренники, тематические занятия, досуги. Активно используются квест – игры,
экскурсии, флешмобы. Воспитатель по обучению татарскому языку оформила папки
по закреплению пройденного материала и настенные игры в коридорах детского
сада «Мой дом», «Разнацветные шарики», «Считаем до 10».
В
течение
года
с
воспитанниками
организуются
праздники «Навруз»,
«Сабантуй» «Сөмбелə» «Масленница» и тематические часы «Муса абый – балалар
дусты», «Абдулла Алиш – бөек язучы», «Тукай в наших сердцах».
Воспитанники
детского
сада
успешно
участвуют
в
конкурсах
различного
уровня: «Сөмбелə гүзəле», «Сөйкемле бала», «Без - Тукай варислары, ив конкурсах
чтецов по произведениям татарских и русских писателей, поэтов.
В группах реализуются проекты по ЭРС и УМК:
- «Деревенский зимний дворик»
- «Приключения волшебной капельки»
- «Безопасность на природе»
- «Что такое космос?»
- «Кока-Кола или как мы победили Королеву напитков»
- «Наш город – чистый город»
- «Тайна осенних листьев»
- «Удивительный мир птиц»
- «Летняя полянка»
- «Чистый город – новая жизнь!»
- «Поступай в природе так, как укажет эко - знак»
- «Мы участвуем в международной программе Эко/школа «Зелёный флаг»
- «Русские народные сказки»
19
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Проанализировав проделанную работу, педагоги определили, что у детей
значительно расширился кругозор, улучшился память. К тому же дети совместно
с родителями полюбили домашнее чтение.
В целом методика обучения татарскому языку построена на принципах
игры,
сказки,
воображения,
соединения
действия
со
словом,
многократного
повторения
и
обыгрывания
всех
изучаемых
моментов.
Приобщение
детей
к
региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе
эффективного решения многих педагогических задач.
(Фотоотчет «Работа с воспитанниками», см. приложение 2)
Блок 3. «Вместе весело играть»
«Вместе весело играть» – блок, раскрывающий опыт работы коллектива с
родителями воспитанников.
Формы работы с родителями:
1.
Традиционные:
,
Родительские собрания.
,
Беседы.
,
Консультации.
,
Анкетирование.
,
Размещение информации на стендах, на сайте.
,
Выставки рисунков, рукоделий.
,
Развлечения, досуги.
2.
Инновационные:
,
Творческие лаборатории
,
Воркшоп
,
Квест – игры.
,
Круглый стол.
,
Тематические дни.
,
Мастер – классы.
,
День открытых дверей
,
Говорящие стены
,
Интерактивный сундук
,
Онлайн общение
,
Совместные проекты
По
определению
ФГОС
ДО
родители
являются
активными
участниками
воспитательно-образовательного
процесса.
Плодотворная
работа
с
родителями
способствует развитию двуязычной среды нашего учреждения.
Для достижения этих целей используются различные активные формы работы
с родителями, применяются современные инновационные технологии.
В
холлах
оформлены «говорящие
стены»,
где
каждый
родитель
может
поиграть
со
своим
ребенком,
тем
самым
закрепить
пройденный
материал.
В
20
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
приемных
групп
организованы
воркшопы,
где
родитель
совместно
с
ребенком
может заняться творчеством по народно-прикладному искусству народов Поволжья.
Привлекаются родители к участию в организованной деятельности и детских
праздниках. Они предлагают свои идеи, участвуют в подготовке атрибутов для
открытых
мероприятий,
таких
как:
«Науруз»,
«Казөмəсе»,
«Масленица»,
«Каргаботкасы», «Всемирный день родного языка», «Неделя творческих отчетов».
В
детском
саду
организуются
тренинги
с
родителями
по
решению
нестандартных
ситуаций
с
целью
повышения
компетенции
в
вопросах
билингвального
образования
через
поликультурное
воспитание,
мастер-классы,
квест-игры, родительские собрания.
(Фотоотчет «Работа с родителями», см. приложение 3)
Блок 4. «Карусель дружбы»
«Карусель дружбы» – блок взаимодействия социальных структур в области
билингвального образования через поликультурное воспитание.
Современное
дошкольное
образовательное
учреждение
не
может
успешно
реализовывать
свою
деятельность
и
развиваться
без
широкого
сотрудничества
с социумом на уровне социального партнерства.
Наше
дошкольное
учреждение
сотрудничает
с
МБУСОШ
№20,
МБОУСОШ
№15,
библиотекой
семейного
чтения
№6,
«Эколого-биологический
центр» театральными
коллективами
города
Нижнекамска,
Набережных
Челнов,
Альметьевска.
Сотрудничество со школами позволяет детям и родителям познакомиться с
учителями
начальных
классов,
получить
консультации.
В
школе
проводятся
различные конкурсы, эстафеты, праздничные мероприятия.
В рамках
декады
родного
языка
с
целью
ознакомления
воспитанников
с
традициями, мы приглашаем сотрудников библиотеки, учителей СОШ.
Посещая
Дом
дружбы
народов,
дети
и
сотрудники
знакомятся
с
бытом,
культурой и историей русского, татарского, чувашского, башкирского, удмуртского,
мордовского и марийского народов.
Важен и бесценен опыт и советы старшего поколения, поэтому мы тесно
сотрудничаем
с
Шурой
аксакалов
г.Нижнекамска.
Без
их
мудрых
советов
и
справедливой оценки у нас не проходит ни один конкурс, мероприятие.
Дети участвуют в городских мероприятиях: Сабантуй, День города, День
защиты детей, День семьи, а так же в различных интернет проектах муниципального
уровня,
в
акциях,
организованных
СТОС
микрорайона:
«Праздник
улицы
Кайманова», «Улицы моего города», «Мин татарча сөйлəшəм», «Мой двор», «День
рождения моего дома», «Знаешь ли ты соседа?»
(Фотоотчет «Работа с социумом», см. приложение 4)
21
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Перспектива деятельности проекта
,
Расширение представления детей и их родителей о традициях и культуре
татарского народа.
,
Формирование чувства гордости отзывчивости к истории татарской народной
культуре и традициям
,
Повышение познавательной активности детей и родителей к изучению и
развитию родного языка и культуре татарского народа.
,
Совершенствование знания татарского языка у детей через непосредственное
участие в ролевой и игровой деятельности
,
Обогащение словарного запаса детей и родителей по родному (татарскому )
языку
,
Повышение
уровня
компетентности
педагогов
в
ходе
обмена
опытом –
ознакомление с итогом работы по проекту.
,
Формирование
предпосылки
для
полилингвального
образования
через
активное взаимодействие с организациями г.Нижнекамска.
,
Создание атмосферы радости в совместной деятельности детей и взрослых.
Заключение
Таким
образом,
проект «Играя,
мир
открываем»/«Уйнап
дөнья
ачабыз»
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в
процессе образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Опыт
работы
показал,
что
изучение
государственных
языков
Республики
Татарстан
в
дошкольном
учреждении
может
быть
успешно
реализовано
в
том
случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но и
будет
регулярно,
активно
использоваться
детьми
в
их
повседневной
организованной и свободной игровой деятельности.
Организация и проведение всевозможных мероприятий проекта повышают
интерес
не
только
к
культуре
народов,
но
и
к
языковой
культуре,
повышают
поликультурный
уровень.
Именно,
такой
комплексный
подход
к
реализации
инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста
татарскому и родному татарскому языку через ведущую деятельность может дать
хорошие результаты.
22
Проект «Играя, мир открываем»/«Уйнап дөнья ачабыз»
2023год
Приложение