Напоминание

Основные этапы, задачи и принципы обучения грамоте дошкольников с ОНР


Автор: Тихомирова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: АНОО "Гимназия Святителя Василия Великого" дошкольное отделение
Населённый пункт: Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Основные этапы, задачи и принципы обучения грамоте дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные этапы, задачи и принципы обучения грамоте

дошкольников с ОНР

Тихомирова М. А.

Учитель-логопед

АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого»

дошкольное отделение

Известный психолог Л. С. Выгодский считал, что обучение должно идти

впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в

период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении,

педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути,

регулировать этот процесс.

Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в

освоении грамоты считается возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой

одаренности», особой восприичивости дошкольника к звуковой стороне речи.

Обучение грамоте – это усвоение определенной системызнаний, где

выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального

обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий

как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков,

слогов, слов уже при чтении.

Условно в ходе обучения грамоте можно выделить три этапа:

подготовительный, буквенный и заключительный.

Подготовка к обучению грамотенаправлена на формирование ориентировки у

детей в звуковой стороне речи. Это позволяет всем детям, прошедшим

подготовительный период, успешно учиться чтению и в дальнешем осваивать

русский язык.

В подготовительный период желательно реализовать следующие задачи:

1)

развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных

высказываний;

2)

научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в 2-3

слова и более) по картинкам, иллюстрациям;

3)

научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать

количество слов и их последовательность;

4)

научить ребенка выделять на слух звук из слова и слога;

5)

научить ребенка слоговому чтению слов, выделять слоги из слов, определять

ударный слог;

6)

научить детей пользоваться схемами слов;

7)

научить детей различать звуки: гласные и согласные, согласные – твердые и

мягкие, звонкие и глухие.

В этот подготовительный период дети научились отискивать рабочую строку в

тетради, правильно держать карандаши и ручку, правильно сидеть за столом во

время занятия, обводить, штриховать, рисовать орнаменты и бордюры, писать

буквы печатного шрифта.

Второй период – буквенный или формрование навыка послогового чтения, без

называния букв.

-2-

В этот период дети знакомятся со всеми буквами, обращается внимание на

осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной

сложности (на основе их анализа) детей учат членить предложения на слова и

читать эти предложения. Они усваивают разницу между словом и предложением,

соблюдают

паузы

между

словами,

правила

написания

заглавной

буквы,

раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.

Третий период – послебуквенный период (заключительный), когда, от чтения

предложений, дети переходят к осмысленному беглому чтению легких текстов,

дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся ставить вопросы и

пересказывать прочитанное.

В основе обучения грамоте лежат общепедагогические принципы обучения.

Остановимся конкретно на каждом из них:

Первый принцип – от простого к сложному или от конкретного к абстрактному

можно проиллюстрировать на примере использования разнообразных схем. Так

детям предлагается собственноручно изображать кружками звуковой состав слога,

затем слова, составлять слоги из букв разрезной азбуки, позже писать их

печатными буквами.

Второй принцип – последовательности. Данный принцип находит отражение в

содержании занятий с ребенком. Звуки и буквы изучаются не в алфавитном

порядке, а в порядке их трудности выделения из слова, произношения и

изображения на письме: сначала более легкие гласные: «А, У, О», затем согласные:

«К, Т, П, М» и т.д.

К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно

считаются трудными для усвоения: «Й, Е, Ё, Ю, Я, Ч, Ц, Щ, Ф, Ъ, Ь».

Определенная последовательность требуется в работе над слоговым анализом и

синтезом:

- сначала предлагаются слова, состоящие из одного слога: «КОТ, МАК»;

- затем из двух слогов: «МА-МА, ПА-ПА, МУ-ХА»;

- затем количество слогов увеличивается: «МА-ЛИ-НА»;

- появляются слова с закрытыми слогами: «БУК-ВЫ, ДУ-БОК».

Третий принцип – доступности. Весь материал подбирается с учетом того, что

данные звуки легко произносятся детьми. Каждый звук сначала уточняется

изолированно, а затем выделяется в звукокомплексе.

Четвертый принцип – системности. В результате одновременного изучения с

первых же дней и звуков и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и

синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании

ребенка

образуется

стойкая

взаимосвязь

между

произносимым

звуком

и

соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в

автоматизации звуков, их дифференциации.

Пятый принцип – индивидуального подхода очень важен в обучении грамоте,

т.к. темп освоения грамотой у наших детей очень индивидуален. Содержание

обучения должно способствовать умственному развитию ребенка, максимальному

выявлению и использованию резервов ребенка 4-6 лет. Занятия со старшими

дошкольниками проводятся 25 минут с физкультурной паузой в середине и

активным отдыхом после занятия. Упражнения в звуковом анализе слов отводится

на занятии 4-5 минут.



В раздел образования