Автор: Щербакова Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Новоалександрово, Суздальский район, Владимирская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Формирование исследовательской компетентности обучающихся при выполнении экономического раздела дипломных работ (проектов) в ГБПОУ ВО «Владимирский аграрный колледж» по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и « Ветеринария»
Раздел: среднее профессиональное
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
НА ТЕМУ:
«Формирование исследовательской компетентности обучающихся
при выполнении экономического раздела дипломных работ
(проектов) в ГБПОУ ВО «Владимирский аграрный колледж»
по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта» и « Ветеринария»
Автор: Щербакова Марина Александровна,
преподаватель экономических дисциплин
ГБПОУ ВО «Владимирский
аграрный колледж»
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Условия возникновения опыта………………………………..….3
2.
Актуальность опыта………………………………………………..4
3.
Ведущая педагогическая идея……………………………………..6
4.
Новизна опыта………………………………………………………7
5.
Теоретическая база опыта………………………………………….7
6.
Технология опыта……………………………………………….….8
7.
Результативность опыта …………………………………………..11
8.
Адресная направленность………………………………………….13
9.
Литература…………………………………………………………..15
Приложения 1……………………………………………………………..16
Приложение 2………………………………………………………………19
Приложение 3………………………………………………………………23
\
Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон
„
Я исповедую три добродетели: веру, надежду и любовь; я люблю науку как
средство достижения истины, верю в прогресс и надеюсь на вас (студентов).“
— Климент Аркадьевич Тимирязев
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует
Самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые
вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами.
К. И. Чуковский
1.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
В
современных
условиях
наиболее
совершенной
формой
профессиональной деятельности является преобразованная, инновационная,
творческая деятельность специалиста. При этом включение в творческую
деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры.
Производству
нужны
самостоятельные,
творческие
специалисты,
инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать
и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать
экономически выгодные проекты. Стать таким специалистом без хорошо
сформированных
умений
и
навыков
самостоятельной
учебной
и
исследовательской деятельности невозможно.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после
окончания
обучения
обучающиеся
должны:
быть
способными
к
самостоятельному
поиску
истины,
к
системному
действию
в
профессиональной
ситуации,
к
анализу
и
проектированию
своей
деятельности;
обладать
стремлением
к
самосовершенствованию
(самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к
творческой самореализации.
В современном мире, строящемся на рыночных отношениях перед
выпускником, стоит вопрос куда идти дальше как занять удобную и
выгодную
нишу
на
рынке
труда.
Быть
востребованным
и
конкурентоспособным.
Для
этого
нужно
иметь
исследовательскую
компетенцию только того выпускник будет конкурентоспособным что
являться основным требованием в настоящее время к его подготовке. В связи
с
этим
перед
педагогами
среднего
профессионального
образования
поставлена задача подготовить конкурентоспособного выпускника умеющего
и знающего профессиональную деятельность и обладающим личностными
качествами.
Экономическое образование необходимо всем выпускникам среднего
профессионального образования в целях успешной их социализации в
современных условиях. От уровня сформированности их экономической
компетенции, независимо от рода деятельности, во многом будут зависеть
решение проблем экономической стабильности общества.
2. Актуальность опыта
Одним из определяющих факторов в подготовке специалиста,
обладающего
способностью
творчески
осуществлять
функции
своей
деятельности,
является
учебно-исследовательская
и
научно-
исследовательская работа обучающихся, в процессе которой осваиваются не
только
навыки
исследовательской,
экспериментально-конструкторской
деятельности,
но
и
формируется
личность
будущего
специалиста,
творческого,
саморазвивающегося,
инициативного,
этим
определяется цель образования - формирование творческой инициативной
личности в процессе обучения в образовательном профессиональном
учреждении.
Однако, как показывает практика, вчерашние школьники не умеют
использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать,
делать
выводы,
обосновывать
ответы,
интерпретировать
и
обобщать
результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это
обусловлено тем, что они слабо владеют навыками самостоятельной
исследовательской работы, в том числе с книгой и другими источниками
информации, не умеют выделять главное, существенное, усваиваемые знания
воспроизводят лишь на репродуктивном уровне, не имеют внутренних
мотивов
самостоятельной
познавательной
деятельности,
не
владеют
объективными критериями самооценки.
На своих на уроках экономики по преподаваемым дисциплинам я
использую кейс -
технологии, как средство развития
учебных,
профессиональных и социальных компетентностей. Что во многом помогает
выпускникам при написание выпускных квалификационных работ.
Использование
кейс
-
метода
в
изучении
учебных
дисциплин
экономического цикла является особенно значимым, так как применение
импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения
обучающихся к реальным ситуациям и принятию адекватных решений.
Ведь экономическое образование призвано не только передавать
теоретические
знания,
но
и
готовить
обучающихся
к
практической
деятельности в реальной среде.
Экономическая
часть
выпускных
квалификационных
работ
по
специальностям «Ветеринария» и «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта» представляет собой работу где подводится итог
экономического
обоснования
выбранного
лечения
для
специальности
«Ветеринария» и сметы цеховых затрат, калькуляции себестоимости ТО и ТР
для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта».
Экономическая часть способствует продолжению формирования
профессиональных и общих компетенций, и направлена на демонстрацию
сформированности
компетенций
в
рамках
основных
видов
профессиональной деятельности.
3. Ведущая педагогическая идея
В
современных
условиях
наиболее
совершенной
формой
профессиональной деятельности является преобразованная, инновационная,
творческая деятельность специалиста. При этом включение в творческую
деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры.
Производству
нужны
самостоятельные,
творческие
специалисты,
инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать
и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать
экономически выгодные проекты. Стать таким специалистом без хорошо
сформированных
умений
и
навыков
самостоятельной
учебной
и
исследовательской деятельности невозможно.
Процесс подготовки и выполнения экономической части выпускной
квалификационной
работы
по
специальностям
«Ветеринария»
и
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного
транспорта»
осуществляется
как дистанционно, так и очно с учетом специфики
специальностей.
4. Теоретическая база опыта.
Использование кейс-технологий имеет ряд преимуществ:
• акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение
готовым знанием;
• преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении сложных
вопросов;
•
обучающиеся получают жизненно важный опыт решения проблем,
возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью;
• у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в
команде;
• кейс-технологии предоставляют больше возможностей для работы с
информацией,
оценки
альтернативных
решений,
что
очень
важно
в
настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных
потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие;
•
в жизни обучающимся пригодится умение логически мыслить,
формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы,
отстаивать свое мнение.
5. Новизна опыта
Информатизация
современного
общества
и,
в
частности,
образовательной
деятельности
характеризуются
процессами
совершенствования
и
массового
распространения
современных
информационных
и
коммуникационных
технологий.
При
написание
экономической части ВКР активно применяются компьютерные технологии.
Таким образом, ИКТ — это средство наглядности в обучении,
помощник в отработке практических умений обучающихся, в организации и
проведении контроля, по выполнению экономической части ВКР в работе со
схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в
редактировании текстов и исправлении ошибок в дипломной работе
(проекте) обучающихся.
6. Технология опыта.
Технология опыта работы заключается в постоянном взаимодействии
со студентами выпускных групп. Мною разработан алгоритм проведения
учебных
занятий
и
учебной
практики.
На
занятиях
я
использую
ситуационные задачи с вязанные с практической деятельностью, которые в
итоге
помогают
при
написании
экономической
части
выпускных
квалификационных работ. Также за две недели до начала преддипломной
практики студентам проводится собеседование и выдаются методические
указания по написанию экономической части ВКР для каждой специальности
отдельно. Методические рекомендации по написанию экономической части
ВКР рассматриваются на заседании цикловой комиссии и рекомендованы к
использованию методическим советом коллежа.
Экономическая часть дипломной работы (проекта) пишется по
материалам того предприятия, на котором проходилась преддипломная
практика.
От правильного выбора темы, в немалой степени, зависит успех работы
студента, а нередко и направление его дальнейшей деятельности.
Экономическая часть выпускной квалификационной работы содержит
экономическое обоснование проектных предложений и составляет 10-15% от
всего объема работы.
Специальность «Ветеринария»
По этой специальности экономическая часть ВКР строится на
основание формул таких как:
•
Экономическая эффективность лечения;
•
Расчёт ущерба от снижения продуктивности животных вследствие их
заболевания;
•
Расчёт ущерба от снижения качества продукции;
•
Расчёт учёта затрат на проведение ветеринарных мероприятий;
•
Расчёт экономической эффективности ветеринарных мероприятий;
•
Расчёт общих экономических затрат по группам;
•
Расчёт
экономической
эффективности
проведения
лечебных
и
профилактических мероприятий на 1 руб. затрат;
•
Расчёт экономии затрат при проведения лечебных мероприятий;
•
Расчёт экономического ущерба, предотвращённый в хозяйстве в
результате проведения лечебных мероприятий; (Приложение 2)
На основание формул и схем лечения составляем таблицы, например,
«Затраты на лечение кошек при микроспории».
Берем контрольную группу животных и опытную группу животных.
На основание лечения вычисляем затраты на препараты, инструменты,
стоимость услуг. Под каждой таблицей пишем выводы. Последний вывод
обобщающий по двум видам лечения. Где описываем экономическую
эффективность выбранного лечения для каждой группы животных. Делаем
сравнения. (Приложение 1)
Для специальности: «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
В зависимости от содержания темы, а также от того, какой раздел ВКР
(научное исследование, проектная часть, технологическая разработка или
конструкционные
решения)
является
ведущим,
будут
складываться
конкретные особенности экономического обоснования.
Для разработки проекта цеха, участка или его реконструкции в период
преддипломной практики необходимо собрать информацию, отражающую
технико-экономические показатели существующего (базового) предприятия
и его подразделений.
Экономическая эффективность реконструкции, оценочные показатели
и нормативные данные определяются в соответствии с действующими
методиками.
При
разработке
технологических
процессов
обоснование
целесообразности выбранного способа (варианта) должно осуществляться с
позиций:
снижения трудоемкости;
роста
производительности
труда
рабочих
и
экономии
(высвобождения) рабочей силы;
интенсификации режимов работы и оборудования;
повышения коэффициента сменности и т.д.
При расчете экономической эффективности решения сравниваемые
варианты, рациональный и базовый, должны быть сопоставимы по всем
показателям (времени, производительности труда и т.д.)
Если в дипломном проекте предполагается разработка конструкции
специального
оборудования
(комплекта
приспособлений)
необходимо
оценить:
целесообразность
разработки
новой
или
модернизации
существующей конструкции;
возможность
и
целесообразность
ее
использования
для
поставленной цели.
При этом рост производительности, предлагаемой в дипломном
проекте конструкции должен опережать увеличение ее стоимости.
В связи с этим, во время преддипломной практики должны быть
собраны данные о том, как и с какими показателями, выполняется
технологический процесс без проектируемого специального оборудования.
Экономическая эффективность должна быть рассчитана с учетом этих
данных.
В экономической части выпускной квалификационной работы должна
быть изложена методика и специфика расчета экономической эффективности
проекта, указаны все необходимые для выводов показатели и формулы их
расчетов. Как правило, наиболее востребованными оказываются трудовые,
стоимостные показатели, срок окупаемости проекта.
Результаты
расчета
показателей
экономической
эффективности
проекта необходимо представить в форме таблиц, графиков, повышающих
наглядность восприятия.
Для
специальности:
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного
транспорта»
экономическая
часть
выпускной
квалификационной работы строится на методе укрупненных расчетов
показателей
работы
производственных
подразделений
СТОА,
т.е.
используется особая по сравнению с АТО методика расчетов, для оценки
экономической эффективности проектирования (Приложение 3)
Во
время
написания
экономической
части
ВКР,
студент
консультируется
со
своим
руководителем
лично
(согласно
графику
консультаций), как правило, на консультации приносится электронный вид
экономической части чтобы можно сразу внести изменения и поправки в
ВКР. Экономическая часть ВКР заканчивается выводами, содержащими
основную информацию главы. Это позволяет студенту систематизировать и
обобщить написанный материал, что поможет при написании заключения.
После проверки экономического раздела обучающийся может приступать к
редактированию и оформлению раздела согласно методическим указаниям
по выполнению выпускной квалификационной работы (размер полей,
величина межстрочных интервалов, оформление таблиц, рисунков и т.п.).
7. Результативность опыта.
Подготовка
экономической
части
дипломной
работы
(проекта)
направлена на освоение студентом, будущим специалистом особенностей
применения приобретенного в рамках освоения дисциплин практического
опыта, умений и знаний в решении комплексных задач, связанных с его
сферой
профессиональной
деятельности,
формирование
общих
и
профессиональных компетенций. В зависимости от содержания темы, а
также от того, какой раздел дипломного проекта (научное исследование,
проектная часть, технологическая разработка или конструкционные решения)
является
ведущим,
будут
складываться
конкретные
особенности
экономического обоснования.
Связи с этим эффективность подготовки и написания экономической
части дипломной работы (проекта) следующими результатами:
- экономическое обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий
лечения
и
профилактических
работ
по
обработке
животных
и
совершенствованию организации технологических процессов в Ветеринарии.
Критерием
экономической
целесообразности
применяемого
лечения,
совершенствования организации лечения является экономический эффект;
-
расчёты экономического раздела ведутся только по проекту на основе
расчётных показателей опытно - экспертной части и организационного
раздела
дипломной
работы
(проекта).
В
соответствии
с
темой
индивидуального задания могут быть внесены дополнения и изменения в
расчётах;
- составляются таблицы индивидуально для каждой тема дипломной работы
(проекта). Под каждой таблицей пишутся выводы. В окончание пишется
общий вывод о проделанной работе и предложения решения проблемы.
Выводы и предложения (в пределах 1-2 страниц). Выводы соответствуют и
исходят
из
основного
содержания
экономической
части
выпускной
квалификационной
работы.
Они
должны
быть
краткими,
четко
сформулированы, иметь законченный характер. Каждый вывод должен
представлять собой обобщение полученных результатов;
- в экономической части дипломной работы (проекта) изложена методика и
специфика расчета экономической эффективности проекта, указаны все
необходимые для выводов показатели и формулы их расчетов. Как правило,
наиболее востребованными оказываются трудовые, стоимостные показатели,
срок окупаемости проекта.
- результаты расчета показателей экономической эффективности проекта
представляются в форме сводных таблиц,
графиков, смет затрат и
окупаемости проекта что повышает наглядность восприятия.
8. Адресная направленность
Одним
из
определяющих
факторов
в
подготовке
специалиста,
обладающего
способностью
творчески
осуществлять
функции
своей
деятельности,
является
учебно-исследовательская
и
научно-
исследовательская работа обучающихся, в процессе которой осваиваются не
только
навыки
исследовательской,
экспериментально-конструкторской
деятельности,
но
и
формируется
личность
будущего
специалиста,
творческого,
саморазвивающегося,
инициативного,
этим
определяется цель образования - формирование творческой инициативной
личности в процессе обучения в образовательном профессиональном
учреждении.
Разработанная
система
организации
процесса
подготовки
и
выполнения экономической части выпускной квалификационной работы,
которая
способствует
формированию
исследовательской
компетенции
специалиста, рекомендуется преподавателям, заведующим отделениями,
руководителям
методических
комиссий
образовательных
учреждений
системы СПО с целью подготовки и формирования исследовательской
личности, значительно легче адаптирующийся к требованиям социальной
среды,
достигающих
более
высокого
уровня
профессионального
и
личностного развития.
Основная цель экономического раздела выпускной квалификационной
работы
является
экономическое
обоснование
целесообразности
предлагаемых
решений
производственных
задач,
развития
умения
подтверждать с помощью экономических расчетов положения остальных
разделов дипломной работы (проекта).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ(с изм.
и допол.).
2.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
по
специальностям СПО.
3.
Дешевых
А.А
Руководство
исследовательской
деятельностью
обучающихся по программам СПО, в том числе подготовкой ВКР 2017 г
4. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высш.
Образование в России 2010.- №4
5.
Туревский
И.С.
Дипломное
проектирование
автотранспортных
предприятий: учебное пособие. – М: ИД «Форум»,2017 г.
Приложение 1
Методика расчёта экономической части ВКР с применением
формул.
В Выпускной квалификационной работе при приведение расчетных
формул. Каждому расчету должно предшествовать краткое пояснение его
сущности. Перед каждой расчетной формулой (См. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о
научно-исследовательской работе) записывается название определяемой
величины.
Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует
приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в
которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слов
"где" без двоеточия.
1. Расчёт ущерб от снижения продуктивности животных вследствие их
заболевания.
Ущерб от снижения продуктивности животных вследствие их заболевания
(У
1
):
У
1
= М
З
* (В
З
– В
Б
) * Т * Ц
Где: М
З
– количество заболевших животных (гол) ;
В
З
и В
Б
– среднесуточное количество продукции, полученное
соответственно от больных и здоровых животных в расчёте на одно
животное (кг);
Т – средняя продолжительность наблюдения за изменением
продуктивности животных (сут.), или средняя продолжительность болезни
(дни);
Ц – цена реализации соответствующей продукции (руб.) ( или закупочная
цена одного центнера молока)
2. Расчёт ущерба от снижения качества продукции.
Ущерб от снижения качества продукции (У
2
):
У
2
= В
Р
* (Ц
З
- Ц
Б
) *Т * М
З
Где: В
Р
– количество реализации продукции пониженного качества (кг);
Ц
З
и Ц
Б
- цены реализации единицы продукции стандартного и
пониженного качества (цена на продукцию до болезни и во время болезни);
Т – количество дней болезни (продолжительность);
М
З
– количество заболевших животных;
3. Расчёт общей величины экономического ущерба
Общая величины экономического ущерба (У
0
):
У
0
=У
1
+ У
2
Где:
У
1
- ущерб от снижения продуктивности животных вследствие их
заболевания;
У
2
- ущерб от снижения качества продукции.
4. Расчёт учёта затрат на проведение ветеринарных
мероприятий.
Учёт затрат на проведение ветеринарных мероприятий (З
В
):
З
В
= З
М
+ З
ОТ
+ О
СЕ
+ О
МЕ
+ П
О +
А
ОС
+Р
ОС
+З
ОПУ
+ З
ПР
Где: З
М
– затраты на материалы или материальные затраты (руб);
З
ОТ
– затраты на оплату труда (руб);
О
СЕ
– отчисление на социальное страхование (руб);
О
МЕ
- отчисления на медицинское страхование (руб);
П
О
- пенсионные отчисления (руб);
А
ОС
- амортизация основных средств (руб);
Р
ОС
– затраты на ремонт основных средств (руб);
З
ОПУ
– затраты на организацию производства и управления (руб);
З
ПР
– прочие затраты.
5. Расчёт экономического ущерба, предотвращённый в
хозяйстве в результате проведения лечебных мероприятий.
Экономический ущерб, предотвращённый в хозяйстве в результате
проведения лечебных мероприятий (П
У
):
П
У
= М
О
* К
З
1 * К
П
* Ц - У
О
Где: М
О
– количество восприимчивых животных;
К
З
1 – коэффициент возможностей заболеваемости животных;
К
П
– удельная величина потерь основной продукции (кг);
Ц – цена реализации основной продукции (руб);
У
О
– величина экономического ущерба, нанесённая заболеванием (руб).
6. Расчёт экономии затрат при проведения лечебных
мероприятий.
Экономия затрат при проведения лечебных мероприятий (Э
З
):
Э
З
= З
ВК
- З
ВН
Где: З
ВК
– ветеринарные затраты на лечение контрольной группы;
З
ВН
– ветеринарные затраты на лечение опытных групп (новые схемы
лечения).
7. Расчёт экономической эффективности ветеринарных
мероприятий.
Экономическая эффективность ветеринарных мероприятий (Э
В
):
Э
В
= П
У
+ Д
С
+ Э
З
- З
В
или Э
В
= П
У
- З
В
Где: П
У
- ущерб, предотвращённый в хозяйстве в результате проведения
лечебных мероприятий (руб);
Д
С
– дополнительная стоимость полученная за счёт увеличения количества и
повышения качества продукции;
Э
З
- экономия затрат при проведения лечебных мероприятий;
З
В
– учёт затрат на проведение ветеринарных мероприятий.
8. Расчёт общих экономических затрат по группам.
Общие экономические затраты по группам (З
ВН
):
З
ВН
= У
1
+ У
2
+ З
В
+ П
У
+Э
В
Где: У
1
- ущерб от снижения продуктивности животных вследствие их
заболевания;
У
2
- ущерб от снижения качества продукции.
З
В
– учёт затрат на проведение ветеринарных мероприятий.
П
У
- ущерб, предотвращённый в хозяйстве в результате проведения
лечебных мероприятий (руб);
Э
В
- Экономическая эффективность ветеринарных мероприятий
9. Расчёт экономической эффективности проведения лечебных
и профилактических мероприятий на 1 руб. затрат.
Экономическая эффективность проведения лечебных и
профилактических мероприятий на 1 руб. затрат (Э
Р
):
Э
Р
=
Э
В
: З
ВН
Где: Э
В
- Экономическая эффективность ветеринарных мероприятий;
З
ВН
- общие экономические затраты на проведение ветеринарных
мероприятий.
Приложение 2
Методика написания экономической части выпускной
квалификационной работы с применением таблиц.
Название таблиц, содержание, название строчек и столбцов могут манятся
зависимости от темы ВКР.
Затраты на лечение кошек при микроспории
Контрольная группа №1.
Препараты
Лекарственные
средства
Количество дней
лечения
Стоимость на 1
жив.курс
лечения(Руб)
Стоимость лечения
на 6 жив. курс
лечения(Руб)
Вакцина «Вакдерм-
F»
1день,10день.
60р*2дня=120р
120р*6жив.=720р
Витам
10дней
15р*10д.=150р
150р*6жив=900р
Мазь Ям
20 дней
15р*20д=300р
300*6жив.=1800р
Димедрол
5 дней
2.40р*5д.=12р
12*6жив.=72р
Всего:
582р
3492р
Инструменты
Наименование
Кол-
во
дней
На 1
жив.
Кол-
во
шт.
Затраты на
жив.
На группу жив.-
6шт Кол-во шт.
Затраты на
группу -6жив
Шприц 3.0мл-
4р
10
дней
17
шт.
17шт*4р=68р
17шт.*6жив.=102шт
102шт*4р=408р
Салфетка
спиртовая -6р
10
дней
17
шт.
17шт*6р=102р
17шт.*6жив.=102шт
102шт*6р=612р
Перчатки
смотровые -15р
26
дней
26
шт.
26шт*15р=390р
26шт*6жив=156шт
156шт*15р=2340р
Всего
560р
3360р
Стоимость услуг
Наименование
Кол
-во
дне
й
На 1
жив.
Кол-
во
шт.
Затраты на
жив.
На группу жив.-
6шт Кол-во шт.
Затраты на группу
-6жив
Первичный
прием -200р
1
1
200р*1=200р
-
200р*6жив.=1200р
Вторичный
прием-50р
25
25
50р*25=1250р
25раз*6жив.=150р
аз
150раз*50р=7500р
Инъекия
подкожно или
внутримышечн
о-25р
10
дне
й
17шт
.
25р*17шт=425
р
17шт*6жив.=102ш
т
102шт.*25р=2550р
Внешняя
обработка
кожных
покровов-20р
20
дне
й
20
раз
20д*20р=400р
20р.*6жив.=120раз
120раз*20руб.=2400
р
Всего
1975р
13650р
Итог:
3117р
20502р
Вывод: Для лечения контрольной группу животных было затрачено всего 20502
рубля, а на одно животное всего-3117 рубль.
Затраты на лечение кошек при микроспории.
Опытная группа №2.
Препараты
Лекарственные
средства
Дни лечениия
Стоимость на 1
жив.курс
лечения(Руб)
Стоимость леченим\
на 6 жив.курс
лечении\(Руб)
Тербенофин(таблет
ки)-160р-250мг
1день,3день.
(доза25мг)
16р*2дня=32р
32р*6жив.=192р
Витам
10дней
15р*10д.=150р
150р*6жив=900р
Имаверол -2890р
4 дня
2890р
2890р
Димедрол
5дней
2.40р*5д.=12р
12*6жив.=72р
Итог:
30084р
4054р
Инструменты
Наименование
Кол-
во
дней
На 1 жив.
Кол-во шт.
Затраты на
жив.
На группу
жив.-6шт Кол-
во шт.
Затраты на
группу -6жив
Шприц 3.0мл-4р
10
дней
15шт
15шт*4р=6
0р
15шт.*6жив=9
00шт
900шт*4р.=36
00р
Салфетка
спиртовая -6р
10дне
й
15шт
15шт*6р=9
0р
15шт.*6жив=9
0шт
90шт*6р.=540
р
Перчатки
смотровые -15р
15дне
й
15шт
15шт*15р=
225р
15шт*6жив=90
шт
90шт*15р=13
50р
Всего
375р
5490р
Стоимость услуг
Первичный
прием -200р
1
1
200р*1=200
р
200р*6жив.=1
200р
Вторичный
прием-50р
15
15
50р*15=750
р
15раз*6жив.=9
0раз
90раз*50р=45
00р
Инъекия
подкожно или
внутримышечно-
25р
10
дней
15шт
25р*15шт=
375р
15шт.*6жив.=9
0раз
90раз*25р.=25
50р
Внешняя
обработка
кожных
покровов-20р
15
дней
15раз
15д*20р=30
0р
15раз*6жив=90
раз
90раз*20р.=18
00р
Всего
1625р
10050р
Итог:
5084р
19594р
Вывод: Для лечения контрольной группу животных было затрачено всего
19594 рубля, а на одно животное всего- 5084 рубля.
Вывод:
на основание расчётов по двум группам животных можно сделать
следующий вывод на контрольную группу животных было затрачено- 20502 рубля, а
на опытную – 19594 рубля. Из выше изложенного следует что, при лечении опытной
группы было затрачено меньше денежных средств и лечение
было
более
эффективнее и выздоровление животных наступало на 15 день, чем в контрольной
группе выздоровление наступало на 25 день и лечение было более дорогостоящем и
менее эффективным.
Приложение 3
Для
оценки
экономической
эффективности
проектирования
использован
метод
укрупненных
расчетов
показателей
работы
производственных подразделений СТОА, т.е. используется особая по
сравнению с АТО методика расчетов (табл. 3.15).
Таблица 3.15
Исходные данные для экономического расчета
№
п/п
Наименование показателей
Условное
обозначение
Единица
измерения
Величина
показателя
1.
Количество,
обслуживаемых
СТОА
автомобилей в год
N
СТО
шт.
2.
Дни работы СТОА в год
Д
рг
дн.
3.
Годовой объем работ СТОА
Т
СТО
чел.-ч
4.
Штатное количество рабочих СТОА
Р
шт
человек
5.
Продолжительность смены
Т
см
час
6.
Количество смен
С
см
смена
7.
Количество дней отпуска
Д
отп
дн.
8.
Штатный фонд рабочего времени
ФРВ
шт
час
9.
Производственная площадь
F
уч
м
2
10.
Потребление электроэнергии
N
кВт
11.
Стоимость
технологического
и
диагностического оборудования
С
обор
руб.
12.
Стоимость организационной оснастки
С
орг.осн
руб.
13.
Стоимость технологической оснастки
С
т.осн
руб.
3.6.1. РАСЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
В состав капитальных вложений, необходимых для реализации
предлагаемых в предыдущих разделах ВКР организационно-управленческих
решений, входят следующие показатели:
1. Стоимость здания:
С
зд
= С
м
2
× F
уч
, руб.
(3.38)
где:
С
м
2
– стоимость 1 квадратного метра производственной площади
объекта проектирования, принятой в ценах, действующих на момент
выполнения ВКР, руб.;
F
уч
– площадь, занимаемая объектом проектирования, м
2
.
2. Стоимость технологического и диагностического оборудования
(С
обор
), организационной (С
орг.осн
) и технологической (С
тех.осн
) оснасток.
3. Затраты на доставку и монтаж оборудования
.
Общие капитальные вложения, для объекта проектирования, составят:
КВ
общ
= С
зд
+ К
дост
× (С
обор
+ С
орг.осн
+ С
тех.осн
), руб.
(3.39)
где
К
дост
– коэффициент, учитывающий затраты на доставку, монтаж
оборудования и оснастки; К
дост.
= 1,2.
3.6.2. РАСЧЕТ ОБЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ
3.6.2.1. Расчет годового фонда заработной платы
Рассчитывается ФЗП ремонтных, подсобно-вспомогательных рабочих,
служащих и руководителей.
Фонд оплаты труда ремонтных рабочих рассчитывается по формуле:
ФОТ
рем
= С
осн
+ С
доп
, руб.
(3.40)
где:
С
осн
– основная заработная плата с доплатами и премиями, руб;
С
доп
– дополнительная заработная плата (принимается 8% от С
осн
), руб
Основная заработная плата ремонтных рабочих рассчитывается по
формуле:
С
осн
= 1,5 × (С
тар
+ Д + П),
(3.41)
где:
С
тар
– тарифная заработная плата ремонтных рабочих, рассчитывается
исходя из средней часовой тарифной ставки по разрядам С
час
ср
и общего
годового объёма работ Т
СТО
:
С
тар
= С
час
ср
× Т
СТО
(3.42)
С
час
ср
– средняя часовая тарифная ставка определяется по формуле:
С
час
ср
=
С
час
ср1
× Р
шт
1
+ С
час
ср2
× Р
шт
2
+ … С
час
срn
× Р
шт
n
,
руб
(3.43)
Р
шт
час
где:
С
час
ср1
, С
час
ср2
, … , С
час
срn
– средняя часовая тарифная ставка ремонтных
рабочих n-го разряда;
Р
шт
1
, Р
шт
2
, … , Р
шт
n
– количество ремонтных рабочих n-го разряда.
Средняя часовая тарифная ставка ремонтных рабочих n-го разряда
рассчитывается по формуле:
С
час
срn
=
Оклад
К
тар
n
,
руб
(3.44)
НРВ
час
где:
Оклад – размер оклада рабочего 1 разряда;
НРВ – норма рабочего времени при 40 часовой рабочей неделе;
К
тар
n
– тарифный коэффициент (принимается по данным таблицы 3.16).
Таблица 3.16
Тарифный коэффициент
Разряды
оплаты труда
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тарифные
коэффициенты
1,0
1,30
1,69
1,91
2,16
2,44
2,76
3,12
3,53
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.17.
Таблица 3.17
Средние часовые тарифные ставки ремонтных рабочих
Разряды оплаты
труда
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тарифные
коэффициенты
1,0
1,30
1,69
1,91
2,16
2,44
2,76
3,12
3,53
Количество
ремонтных
рабочих n-го
разряда
Средняя часовая
тарифная ставка
ремонтных
рабочих n-го
разряда
Д – доплаты (принимаются 8% от С
тар
), руб
П – премии (принимаются 10% от С
тар
), руб
Отчисления на социальные нужды определяем в размере К
сн
1
от фонда
оплаты труда ремонтных рабочих ФОТ
рем
по формуле:
О
сн.рем
= К
сн
× ФОТ
рем
, руб.
(3.45)
Среднемесячную заработную плату ремонтного рабочего рассчитывают по
формуле:
ЗП
ср.рем
=
ФОТ
рем
, руб
(3.46)
12 × Р
шт
где
Р
шт
– численность ремонтных рабочих, чел.
Средний разряд работ определяется по формуле:
R
час
ср
=
1 × Р
шт
1
+ 2 × Р
шт
2
+ … n × Р
шт
n
,
(3.47)
Р
шт
где:
1, 2, … , n – номер разряда работ;
Р
шт
1
, Р
шт
2
, … , Р
шт
n
– количество ремонтных рабочих n-го разряда.
1
К
сн
– определяется отчислениями на социальные нужды, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.18.
Таблица 3.18
Расчет фонда заработной ремонтных рабочих.
№
п/п
Наименование показателей
Условные
обозначени
я
Единица
измерения
Значение
показателей
1.
Общий годовой объём работ
Т
СТО
чел.-час
2.
Средняя часовая тарифная ставка
С
час
ср
руб/час
3.
Тарифная заработная плата
С
тар
руб
4.
Доплаты
Д
руб
5.
Премии
П
руб
6.
Основной фонд заработной платы
С
осн
руб
7.
Дополнительный фонд заработной
платы
С
доп
руб
8.
Фонд оплаты труда ремонтных
рабочих
ФОТ
рем
руб
9.
Отчисления на социальные нужды
О
сн
руб
10.Среднемесячная заработная плата
ремонтного рабочего
ЗП
ср.рем
руб
Фонд оплаты труда подсобно-вспомогательных рабочих определяют по
формуле:
ФОТ
пвр
= С
осн
+ С
доп
, руб.
(3.48)
где:
С
осн
– основная заработная плата;
С
доп
– дополнительная заработная плата подсобно-вспомогательных
рабочих (принимается 8% от С
осн
).
Основная заработная плата, определяется по формуле:
С
пвр
= Р
пвр
× Д
ср
× 12,
(3.49)
где:
Р
пвр
– численность подсобно-вспомогательных рабочих (5% от Р
шт
–
численности ремонтных рабочих), чел;
Р
пвр
= 0,05 × Р
шт
, чел.
(3.50)
Д
ср
– средний должностной оклад (рассчитывается по ставке рабочего 2-го
разряда), руб;
Д
ср
=
С
час
ср2
× ФРВ
шт
, руб
(3.51)
12
Отчисления на социальные нужды определяем в размере К
сн
от ФОТ
прв
по формуле:
О
сн.пвр
= К
сн
× ФОТ
пвр
, руб.
(3.52)
Среднемесячную заработную плату рассчитывают по формуле:
ЗП
ср.пвр
=
ФОТ
пвр
, руб
(3.53)
12 × Р
пвр
Фонд оплаты труда служащих и руководителей определяют по
формуле:
ФОТ
сл.рук
= С
осн
+ С
доп
, руб.
(3.54)
где:
С
осн
– основная заработная плата;
С
доп
– дополнительная заработная плата служащих и руководителей
(принимается 8% от С
осн
).
Основная заработная плата определяется по формуле:
С
осн
= С
сл
+ Н + Д + П, руб.
(3.55)
где:
С
сл
– тарифная заработная плата служащих и руководителей;
Н – надбавки (10% от С
сл
);
П – премии (20% от С
сл
);
Д – доплаты (10% от С
сл
).
С
сл
= Р
сл
× Д
ср
× 12, руб.
(3.56)
где:
Р
сл
– численность служащих и руководителей;
Д
ср
–
средний
должностной
оклад
(в
соответствии
с
«Квалификационным
справочником
должностей
руководителей,
специалистов
и
других
служащих»
утвержденным
Постановлением
Минтруда
России
от
21.08.1998
№37 в
редакции
от 27.03.2018 г.
рассчитывается по ставке 9 разряда)
.
Д
ср
=
С
час
ср9
× ФРВ
шт
, руб
(3.57)
12
Численность служащих и руководителей определяется по формуле:
Р
сл
= 0,14 × (Р
шт
+ Р
пвр
), чел.
(3.58)
Отчисления на социальные
нужды определяем в размере К
сн
от
ФОТ
сл.рук
по формуле:
О
сн.сл.рук
= К
сн
× ФОТ
сл.рук
, руб.
(3.9
Среднемесячную заработную плату рассчитывают по формуле:
ЗП
сл.рук
=
ФОТ
сл.рук
, руб
(3.60)
12 × N
сл.рук
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.19
Таблица 3.19
Расчет фонда оплаты труда служащих и руководителей.
№
п/п
Наименование показателей
Условные
обозначени
я
Единица
измерения
Значение
показателей
1.Численность служащих и руководителей
N
сл.рук
чел
2.
Средний оклад служащих и
руководителей
Д
ср
руб
3.
Тарифная зарплата служащих и
руководителей
С
сл
руб
4. Надбавки
Н
руб
5.Доплаты
Д
руб
6.Премии
П
руб
7.Итого основной фонд заработной платы
С
осн
руб
8.
Дополнительный ФЗП служащих и
руководителей
С
доп
руб
9.
Всего фонд оплаты труда служащих и
руководителей
ФОТ
сл.рук
руб
10.
Отчисления на социальные нужды
О
сн.сл.рук
руб
11.
Среднемесячная зарплата служащих и
ЗП
сл.рук
руб
№
п/п
Наименование показателей
Условные
обозначени
я
Единица
измерения
Значение
показателей
руководителей
Фонд оплаты труда с отчислениями определяем по формуле:
ФОТ
общ
= ФОТ
сл.рук
+ О
сн.сл.рук
+ ФОТ
пвр
+ О
сн.пвр
+ ФОТ
рем
+ О
сн.рем
, руб.
(3.61)
По данным таблиц 13.18, 13.19 и расчётам составляем план по труду и
кадрам.
Таблица 13.20
План по труду и кадрам
Категории персонала
Численность
по категориям,
чел
ФОТ,
тыс.руб
Отчисления на
социальные
нужды,
тыс.руб
Зарплата
среднемесячная,
тыс.руб
Ремонтные рабочие
Подсобно-вспомогательные
рабочие
Служащие и руководители
Всего работающих
3.6.2.2. Расчет расходов на материалы и запасные части
Стоимость материалов и запчастей принимаем как долю от ФОТ
общ
в
размере 0,3 – 0,5
(при условии приобретения клиентом материалов и
запасных частей на СТОА).
С
МЗЧ
= ФОТ
общ
× (0,3 – 0,5), руб.
(3.62)
3.6.2.3. Расчет накладных расходов
Накладные расходы проектируемого участка (зоны) определяются
сметой накладных расходов, которая включает следующие статьи:
1. Затраты на воду для хозяйственных и питьевых нужд:
С
воды.хоз.нужд
= Н
расх
× Р
шт
× Д
рг
× Ц
воды
, руб.
(3.63)
где:
Н
расх
– норма расхода на воду на бытовые нужды составляет 40 – 50 л на
1 человека в сутки, м
3
;
Р
шт
– штатное количество ремонтных рабочих, чел.;
Д
рг
– количество рабочих дней в году, дней;
Ц
воды
– цена 1 м
3
воды, руб.
2. Затраты на электроэнергию:
Для технических целей годовой расход электроэнергии силовым
оборудованием:
А
с
= N
c
× K
c
× Т
с
, кВт
(3.64)
где:
N
c
– установленная мощность силовых электроприемников, кВт;
К
с
– коэффициент одновременности работы (спроса) электроустановок
(К
с
= 0,3 – 0,6);
Т
с
– годовое количество часов использования силовой нагрузки, ч.
Годовое
количество
часов
использования
силовой
нагрузки
определяется в соответствии с фондом времени поста или оборудования.
Для целей освещения годовой расход электроэнергии определяется:
А
осв
= N
кв.м
× F
уч
× Т
осв
, кВт
(3.65)
где:
N
кв.м
– освещенность 1 м
2
площади (равна 16 – 20 Вт);
Т
осв
–
продолжительность
работы
освещения,
определяется
в
соответствии с фондом времени поста, час.
Общие затраты на электроэнергию:
С
ээ
= (А
с
+ А
осв
) × Ц
ээ
, руб.
(3.66)
где:
Ц
ээ
– цена 1 кВт-ч, руб.
3. Расчет суммы амортизационных отчислений по основным фондам
Амортизация – процесс переноса стоимости основных средств на
производимые
СТОА
услуги.
Амортизируемые
основные
средства
производства (основные фонды) по сроку полезного использования делятся
на
группы.
Срок
полезного
использования
определяет
норму
амортизационных отчислений в процентах от первоначальной стоимости
основных фондов. Данные сводим в таблицу 3.21.
Таблица 3.21
Амортизационные отчисления
№
п/п
Группы основных
фондов
Стоимость,
руб.
Норма амортизационных
отчислений,
%
Сумма амортизационных
отчислений,
руб.
1
Здания
3,3
2
Оборудование
16,6
3
Организационная
оснастка
20,0
Итого, С
ОПФ
-
4. Износ
малоценных
и
быстроизнашивающихся
предметов
(МБП)
Износ МБП определяется стоимостью технологической оснастки
С
МБП
= С
тех.осн
, руб.
(3.67)
5. Прочие накладные расходы
Прочие накладные расходы принимают в размере 10 – 30% от
стоимости здания. Прочие накладные расходы включают в себя затраты на
вспомогательные материалы, пар для технических целей, затраты на
содержание производственных помещений, на ТО и ремонт ремонтно-
технологического оборудования.
С
проч
= (0,1 – 0,3) × С
зд
, руб.
(3.68)
6. Затраты на отопление
Годовая потребность в паре на отопление определяется по формуле:
Q
п
=
q
т
× t
ОП
× V
× 1,826, Гкал.,
(3.69)
E × 1 000
где:
q
т
– расход тепла на 1м
3
помещения; q
т
= 30 ккал/ч;
t
ОП
– количество часов отопительного периода:
t
ОП
= 240 дней ×24 часа = 5 760 часов;
V – объем здания, м
3
Е – теплота испарения, Е = 540 Гкал/ ч.
Затраты на отопление составляют:
С
отопл
= Q
п
× Ц
Гкал
, руб.
(3.70)
где
Ц
Гкал
– стоимость 1 гигакалории тепла.
Данные расчётов сводятся в таблицу 3.22.
Таблица 3.22
Смета накладных расходов
№
п/п
Наименование статей расходов
Условные
обозначения
Значение,
руб
1.
Затраты на воду
С
воды.хоз.нужд
2.
Затраты на электроэнергию
С
ээ
3.
Затраты на амортизацию ОПФ
С
ам
4.
Износ МБП
С
МБП
5.
Прочие накладные расходы
С
проч
6.
Затраты на отопление
С
отопл
Итого
С
накл
Определение
общей
суммы
затрат
по
объекту
проектирования
производится с помощью данных таблицы 3.23.
Таблица 3.23
Смета общих текущих затрат
№
п/п
Статьи затрат
Сумма
затрат,
руб
Калькуляция
себестоимости,
руб
Удельный
вес,
%
1
Общий фонд заработной платы
2
Затраты на материалы и запасные
части
3
Накладные расходы
Итого общие текущие расходы
С
общ
100
Калькуляцию себестоимости работ проводят по формулам:
для фонда заработной платы
Табли
Т
Смета
S
1н-чФОП
=
ФОТ
общ
, руб.
(3.71)
Т
уч
для затрат на материалы и запасные части
S
1н-ч
С
МЗЧ
=
С
МЗЧ
, руб.
(3.72)
Т
уч
для накладных расходов
S
1н-чС
накл
=
С
накл
, руб.
(3.73)
Т
уч
для общих текущих расходов
S
1н-чС
общ
=
С
общ
, руб.
(3.74)
Т
уч
3.6.3. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
3.5.3.1. Расчёт финансовых результатов
1. Определение выручки за услугу
При работе по договорным тарифам для эффективной работы объекта
выручка за выполняемые работы (услуги) должна превышать общие текущие
расходы на 30 – 50%. В этом случае выручка определяется по формуле
В = С
общ.уч
× (1,3 – 1,5), руб.
(3.75)
где
С
общ.уч
– затраты по участку (зоне).
2. Тариф на оказываемую услугу
Тариф на оказываемую услугу рассчитывается по формуле:
Т =
В
сНДС
, руб.
(3.76)
Т
уч
где
В
сНДС
– выручка с учетом налога на добавленную стоимость:
В
сНДС
= В + (В × НДС), руб.
(3.77)
где
НДС – налог на добавленную стоимость, равен 18% от выручки.
3. Расчет прибыли общей
Расчет прибыли общей рассчитывается по формуле:
П
общ
= В – С
общ
, руб.
(3.78)
4. Определение прибыли чистой
Определение прибыли чистой проводится по формуле:
П
ч
= П
общ
– Н
приб
– Н
имущ
, руб.
(3.79)
где:
Н
приб
= П
общ
× 0,2 – налог на прибыль, руб.;
Н
имущ
= С
ОПФ
× 0,022 – налог на имущество, руб.
5. Рентабельность затрат
Рентабельность затрат определяется по формуле:
R =
П
ч
× 100%,
(3.80)
С
общ
3.5.3.2. Расчет срока окупаемости капитальных вложений
Срок окупаемости – это период времени, за пределами которого
единовременные
первоначальные
затраты
инвестиционного
проекта
окупаются суммарными результатами его осуществления:
СО =
КВ
общ
, лет
(3.81)
П
ч
Расчет коэффициента эффективности капитальных вложений:
Е
р
=
П
ч
,
(3.82)
КВ
общ