Автор: Михеева Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Новосафоновский детский сад"Солнышко"
Населённый пункт: п. Новосафоновский Прокопьевский район Кемеровская область
Наименование материала: Конспект НОД по духовно - нравственному воспитанию
Тема: "Солнце материнской любви".
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
«Солнце материнской любви».
Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе
пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за
рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.
Задачи:
- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного
восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;
- воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них
любви и уважения к матери;
-
создание
условий
для
активизации
интеллектуальной
деятельности,
содействие духовно-нравственному самовоспитанию.
Оборудование: проектор,
компьютер,
рисунок
солнца,
тексты
притчи,
видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да
Винчи).
Виды
деятельности: устный
рассказ
на
тему,
беседа,
комментированное
чтение.
Эпиграфы:
«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд
Светит, ни на миг не угасая
Образ твой, что так велик и прост,
Мама, дорогая»
Р. Гамзатов.
«Как бы ни манил Вас бег событий
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите.
От обид, от тягот, от забот»
Р. Гамзатов.
Ход занятия.
В
начале
мероприятия
просмотр
видеоролика
"Поэзия
-
это
живопись,
которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)
Воспитатель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День
Матери,
который
принято
с
30
января
1998
года
отмечать
в
последнее
воскресенье ноября. День Матери – это признание государством той миссии,
которую
исполняет
в
обществе
мать.
В
этот
день,
воздаётся
должное
материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.
В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят
детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать,
кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения
заслуживает.
Чтение притчи о Маме.
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе
объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имён.
Ты будешь называть его «Мама».
Воспитатель: - О чём идёт речь в этой притче?
Воспитанник: -
Ребёнок,
появляясь
на
свет,
ещё
не
может
быть
самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую
поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.
Воспитатель: -
Каждую
минуту
на
земле
происходит
чудо.
Это
чудо
–
рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не
понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама –
самый
родной
и
близкий
человек.
И
ребёнок,
который
только
начинает
говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое
дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает
добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как
можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама
всегда занимает особое место в нашей жизни.
Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской
православной церкви есть молитва, обращённая к матери – Божией матери.
Богородице
посвящены
творения
художников,
скульпторов,
поэтов
и
композиторов.
О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.
Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда».
Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей
Есенин.
Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай под эту гармонику свежую
Я расскажу про свою тебе жизнь».
Воспитатель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?
Воспитанник: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от
горестей и страданий.
Воспитатель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не
страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не
даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем
чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.
Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?
Чтение притчи «Глаз и слепота».
" . . . У
м о е й
м а т е р и
б ы л
в с е г о
о д и н
г л а з .
Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать
стыд...
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе
поварихой.
В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне,
ч т о б ы
н а в е с т и т ь
м е н я .
Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно.
Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал
оттуда.
Н а
с л е д у ю щ и й
д е н ь
м о й
д р у г
од н о к л а с с н и к
с к а з а л
м н е :
" Э э ,
д а
т в о я
м а т ь ,
о к а з ы в а е т с я ,
о д н о г л а з а я "
Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь
пропала.
Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе
у м е р е т ь ,
ч т о б ы
н е
с т а в и т ь
м е н я
в
с м е ш н о е
п о л о ж е н и е ? "
М а т ь
н и ч е г о
н е
о т в е т и л а
м н е .
Я
даже
не
подумал
о
том,
что
говорю,
потому
что
я
был
очень
злой.
М е н я
н е
и н т е р е с о в а л и
е е
ч у в с т в а .
Я
н е
х о т е л ,
ч т о б ы
о н а
б ы л а
д о м а .
Я
о ч е н ь
м н о г о
р а б о т а л
и
у е х а л
в
С и н г а п у р
н а
у ч е б у.
Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети,
и
я
б ы л
д о в о л е н
ж и з н ь ю .
В
о д и н
д е н ь
м о я
м а т ь
п р и е х а л а
к о
м н е .
Столько
лет
она
не
видела
меня
и
не
знала
своих
в н у ко в .
Когда
она
подошла
к
двери,
мои
дети
стали
смеяться
над
ней.
Как
она
могла
приехать
ко
мне
домой
и
напугать
моих
детей?
Я
з а о р а л
н а
н е е
" В О Н
О Т С Ю Д А ! "
На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому
а д р е с у "
и
п о с л е
э т и х
с л о в
с к р ы л а с ь
с
м о и х
г л а з .
Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников
школы.
Я
сказал
жене
в
качестве
предлога,
что
я
еду
в
деловую
поездку.
После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый
дом.
С о с е д и
с к а з а л и ,
ч т о
м о я
м а т ь
у м е р л а .
Я
с о в е р ш е н н о
н е
о п е ч а л и л с я .
М н е
д а л и
п и с ь м о ,
к о т о р о е
м а т ь
о с т а в и л а
д л я
м е н я .
" Мо й
с а м ы й
л ю б и м ы й
с ы н оч е к ,
я
в с е гд а
д у м а л а
о
т е б е .
Я
очень
сожалею,
что
приехала
в
Сингапур
и
напугала
твоих
детей.
Я
очень
обрадовалась,
когда
услышала,
что
ты
приедешь
на
встречу
выпускников.
Но
я
не
знала,
смогу
ли
я
встать
с
постели,
чтобы
увидеть
тебя.
Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня.
Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный
с л у ч а й ,
и
т ы
п о т е р я л
с в о й
г л а з .
Я
не
могла
вынести,
как
твоя
мать,
что
ты
вырастешь
одноглазым.
П о э т о м у
я
о т д а л а
т е б е
с в о й
г л а з .
И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим
глазом.
Со всей своей любовью, твоя мама"
Воспитатель: - Чему учит нас эта притча?
Воспитанник: -
Она
учит
нас
любить
мать
за
её
безграничную,
полную
самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.
Воспитатель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о
той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и
сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.
А
как
наказала
мать,
даже
не
подозревая
об
этом,
своего
сына
за
его
жестокость?
Воспитанник: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним
раскаянием ему предстоит жить дальше.
Воспитатель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?
Воспитанник: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не
только
в
праздники
показывать
свою
любовь,
но
и
каждый
день,
не
допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.
Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?
Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою
правоту друг другу, с вопросом:
-кого она любит больше все на свете?...
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
-Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и
з а ж г л а
е ё
о т
с в о е й .
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я
дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...
И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи
оставался таким же большим и тёплым...
Воспитатель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь,
свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?
Воспитанник: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась
огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.
Воспитатель: -
Как
же
велико
должно
быть
сердце,
способное
вместить
столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом
со словом «Родина». «Родина-Мать» – это самое священное, что есть на
земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь
именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою
родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове
сосредотачивается для него всё, жизнь.
А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?
Воспитанник: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и
т.д.
Воспитатель: -
Ленинградский
педагог
И.Ф.Гончаров
в
книге
«Слово
о
матери»
пишет:
«Редко
думал
о
матери.
Иногда
даже
забывал
о
её
существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать
страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания,
в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь
не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете
почему?
Воспитанник: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки,
но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.
Воспитатель: -
Значит
нужно
сейчас
любить
мать,
посвящать
ей
больше
времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.
Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые
постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей
сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.
Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям,
как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что
появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены
навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши
поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и
черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить
своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.
Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».
На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все
прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми – это лучи солнца
материнской
любви.
Дети
должны
на
доске
написать,
какие
прекрасные
качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.
Литература.
1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению
Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск: УИПКПРО,2007.
2. Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов.
– Нижний Новгород: Приволжье, 2009.