Напоминание

"Солнце материнской любви".


Автор: Михеева Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Новосафоновский детский сад"Солнышко"
Населённый пункт: п. Новосафоновский Прокопьевский район Кемеровская область
Наименование материала: Конспект НОД по духовно - нравственному воспитанию
Тема: "Солнце материнской любви".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Солнце материнской любви».

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе

пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за

рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.

Задачи:

- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного

восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;

- воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них

любви и уважения к матери;

-

создание

условий

для

активизации

интеллектуальной

деятельности,

содействие духовно-нравственному самовоспитанию.

Оборудование: проектор,

компьютер,

рисунок

солнца,

тексты

притчи,

видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да

Винчи).

Виды

деятельности: устный

рассказ

на

тему,

беседа,

комментированное

чтение.

Эпиграфы:

«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд

Светит, ни на миг не угасая

Образ твой, что так велик и прост,

Мама, дорогая»

Р. Гамзатов.

«Как бы ни манил Вас бег событий

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите.

От обид, от тягот, от забот»

Р. Гамзатов.

Ход занятия.

В

начале

мероприятия

просмотр

видеоролика

"Поэзия

-

это

живопись,

которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)

Воспитатель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День

Матери,

который

принято

с

30

января

1998

года

отмечать

в

последнее

воскресенье ноября. День Матери – это признание государством той миссии,

которую

исполняет

в

обществе

мать.

В

этот

день,

воздаётся

должное

материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.

В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят

детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать,

кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения

заслуживает.

Чтение притчи о Маме.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе

объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- Как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе всё.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

Воспитатель: - О чём идёт речь в этой притче?

Воспитанник: -

Ребёнок,

появляясь

на

свет,

ещё

не

может

быть

самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую

поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.

Воспитатель: -

Каждую

минуту

на

земле

происходит

чудо.

Это

чудо

рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не

понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама –

самый

родной

и

близкий

человек.

И

ребёнок,

который

только

начинает

говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое

дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает

добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как

можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама

всегда занимает особое место в нашей жизни.

Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской

православной церкви есть молитва, обращённая к матери – Божией матери.

Богородице

посвящены

творения

художников,

скульпторов,

поэтов

и

композиторов.

О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.

Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда».

Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей

Есенин.

Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай под эту гармонику свежую

Я расскажу про свою тебе жизнь».

Воспитатель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?

Воспитанник: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от

горестей и страданий.

Воспитатель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не

страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не

даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем

чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.

Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?

Чтение притчи «Глаз и слепота».

" . . . У

м о е й

м а т е р и

б ы л

в с е г о

о д и н

г л а з .

Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать

стыд...

Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе

поварихой.

В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне,

ч т о б ы

н а в е с т и т ь

м е н я .

Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно.

Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал

оттуда.

Н а

с л е д у ю щ и й

д е н ь

м о й

д р у г

од н о к л а с с н и к

с к а з а л

м н е :

" Э э ,

д а

т в о я

м а т ь ,

о к а з ы в а е т с я ,

о д н о г л а з а я "

Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь

пропала.

Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе

у м е р е т ь ,

ч т о б ы

н е

с т а в и т ь

м е н я

в

с м е ш н о е

п о л о ж е н и е ? "

М а т ь

н и ч е г о

н е

о т в е т и л а

м н е .

Я

даже

не

подумал

о

том,

что

говорю,

потому

что

я

был

очень

злой.

М е н я

н е

и н т е р е с о в а л и

е е

ч у в с т в а .

Я

н е

х о т е л ,

ч т о б ы

о н а

б ы л а

д о м а .

Я

о ч е н ь

м н о г о

р а б о т а л

и

у е х а л

в

С и н г а п у р

н а

у ч е б у.

Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети,

и

я

б ы л

д о в о л е н

ж и з н ь ю .

В

о д и н

д е н ь

м о я

м а т ь

п р и е х а л а

к о

м н е .

Столько

лет

она

не

видела

меня

и

не

знала

своих

в н у ко в .

Когда

она

подошла

к

двери,

мои

дети

стали

смеяться

над

ней.

Как

она

могла

приехать

ко

мне

домой

и

напугать

моих

детей?

Я

з а о р а л

н а

н е е

" В О Н

О Т С Ю Д А ! "

На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому

а д р е с у "

и

п о с л е

э т и х

с л о в

с к р ы л а с ь

с

м о и х

г л а з .

Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников

школы.

Я

сказал

жене

в

качестве

предлога,

что

я

еду

в

деловую

поездку.

После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый

дом.

С о с е д и

с к а з а л и ,

ч т о

м о я

м а т ь

у м е р л а .

Я

с о в е р ш е н н о

н е

о п е ч а л и л с я .

М н е

д а л и

п и с ь м о ,

к о т о р о е

м а т ь

о с т а в и л а

д л я

м е н я .

" Мо й

с а м ы й

л ю б и м ы й

с ы н оч е к ,

я

в с е гд а

д у м а л а

о

т е б е .

Я

очень

сожалею,

что

приехала

в

Сингапур

и

напугала

твоих

детей.

Я

очень

обрадовалась,

когда

услышала,

что

ты

приедешь

на

встречу

выпускников.

Но

я

не

знала,

смогу

ли

я

встать

с

постели,

чтобы

увидеть

тебя.

Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня.

Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный

с л у ч а й ,

и

т ы

п о т е р я л

с в о й

г л а з .

Я

не

могла

вынести,

как

твоя

мать,

что

ты

вырастешь

одноглазым.

П о э т о м у

я

о т д а л а

т е б е

с в о й

г л а з .

И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим

глазом.

Со всей своей любовью, твоя мама"

Воспитатель: - Чему учит нас эта притча?

Воспитанник: -

Она

учит

нас

любить

мать

за

её

безграничную,

полную

самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.

Воспитатель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о

той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и

сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.

А

как

наказала

мать,

даже

не

подозревая

об

этом,

своего

сына

за

его

жестокость?

Воспитанник: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним

раскаянием ему предстоит жить дальше.

Воспитатель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?

Воспитанник: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не

только

в

праздники

показывать

свою

любовь,

но

и

каждый

день,

не

допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.

Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?

Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».

Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою

правоту друг другу, с вопросом:

-кого она любит больше все на свете?...

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

-Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и

з а ж г л а

е ё

о т

с в о е й .

-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я

дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...

И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи

оставался таким же большим и тёплым...

Воспитатель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь,

свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?

Воспитанник: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась

огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.

Воспитатель: -

Как

же

велико

должно

быть

сердце,

способное

вместить

столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом

со словом «Родина». «Родина-Мать» – это самое священное, что есть на

земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь

именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою

родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове

сосредотачивается для него всё, жизнь.

А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?

Воспитанник: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и

т.д.

Воспитатель: -

Ленинградский

педагог

И.Ф.Гончаров

в

книге

«Слово

о

матери»

пишет:

«Редко

думал

о

матери.

Иногда

даже

забывал

о

её

существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать

страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания,

в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь

не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете

почему?

Воспитанник: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки,

но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.

Воспитатель: -

Значит

нужно

сейчас

любить

мать,

посвящать

ей

больше

времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.

Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые

постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей

сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.

Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям,

как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что

появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены

навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши

поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и

черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить

своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.

Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».

На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все

прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми – это лучи солнца

материнской

любви.

Дети

должны

на

доске

написать,

какие

прекрасные

качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.

Литература.

1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению

Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск: УИПКПРО,2007.

2. Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов.

– Нижний Новгород: Приволжье, 2009.



В раздел образования