Автор: Радушинская Анжелика Александровна
Должность: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Учебное заведение: МДОУ№31 "кОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: ЗАТО г.Железногорск пос.Подгорный
Наименование материала: Технология
Тема: «Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение №31 «Колокольчик»
Музыкальный руководитель РадушинскаяА.А.
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного
возраста к истокам русской народной культуры»
.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие
ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ,
исторических и национально-культурных традиций, через обеспечение
развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор,
многочисленные исследования показали, что музыкальный фольклор является
видом деятельности, интересным для детей дошкольного возраста. Фольклор
увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные
эмоции, помогает понять ребенку, что хорошо и что плохо.
Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный
способ познания окружающего мира. Первые детские впечатления о
музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает
малыша и напевает на простейший мотив:
Баю-бай, баю - бай. В детском саду
дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими
песенками. В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые
фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только
эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие
музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут
растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне
помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку
шла»)
Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя,
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.
Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять
за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по
коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с
детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются
части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный
руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик,
носик, ручки и т.д)
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.
Где же, где же наши ручки
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Пляшут наши ручки. И т.д. (ножки, носик, глазки)
Не перегружая слух малышей объёмом материала, использую метод
варьирования. Вот как, например, я работаю над русской народной песней
«Петушок». На занятие приношу петушка. Говорю, что он будит ребят по
утрам. Спрашиваю детей: «Как кричит петушок?». Дети отвечают дружным
«Ку-ка-ре-ку!». На следующем занятии, когда опять приходит петушок,
предлагаю послушать песенку про него. Пою песню «Петушок». На третьем
занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть
шапочка!». Надеваю детям по очереди шапочку и поём песню «Петушок» (дети
начинают подпевать). На четвёртом занятии предлагаю поиграть с петушком.
Проводится игра В. Цивкиной «Петушок».Такие варианты работы над одной
песней помогают нам закрепить пройденный материал, поддерживая
постоянный интерес к нему у детей.
В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся
интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или
обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для
активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям.
Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока» и т.д.
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара,
добавляются хороводные песни; «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад
пойдём», Появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от
разговорной к певческой интонации. Вводится понятие «обрядовая песня»
(зимние колядки, весенние заклички), вводится знакомство с народными
праздниками и обрядами в форме сказок, игровых представлений, бытовые
обряды: «Осенины», «Ярмарка», «Святки», «Масленица», «День народного
единства», «День Российского флага» и т.д.
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара,
добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел»,
«Махоня», «Жил я у барина ", «Где был, Иванушка?», «Варенька» и т.д.. С этой
группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения
для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в
движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, я им поручаю самим играть на этих
инструментах. Сначала помогаю детям попадать в такт музыке (греметь
погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия
становятся все более самостоятельными.
В старшем и подготовительном возрасте большое внимание уделяется
ансамблевой игре. Учить детей контролировать себя в данном виде
деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический
рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать
игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями
произведения, его вариациями.
Что же даёт использование фольклора для художественно-эстетического и
музыкального развития личности ребенка?
-пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание
особенностей и средств выразительности языка народного искусства.
-освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими
пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности.
-развитие ребенка на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ,
исторических и национально-культурных традиций.