Напоминание

«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».


Автор: Радушинская Анжелика Александровна
Должность: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Учебное заведение: МДОУ№31 "кОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: ЗАТО г.Железногорск пос.Подгорный
Наименование материала: Технология
Тема: «Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение №31 «Колокольчик»

Музыкальный руководитель РадушинскаяА.А.

«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного

возраста к истокам русской народной культуры»

.

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие

ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ,

исторических и национально-культурных традиций, через обеспечение

развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,

интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его

инициативности, самостоятельности и ответственности.

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор,

многочисленные исследования показали, что музыкальный фольклор является

видом деятельности, интересным для детей дошкольного возраста. Фольклор

увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные

эмоции, помогает понять ребенку, что хорошо и что плохо.

Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный

способ познания окружающего мира. Первые детские впечатления о

музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает

малыша и напевает на простейший мотив:

Баю-бай, баю - бай. В детском саду

дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими

песенками. В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые

фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только

эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие

музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут

растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне

помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку

шла»)

Дай ладошечку,

Моя крошечка,

Я поглажу тебя,

По ладошечке.

Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;

ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять

за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по

коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с

детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются

части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный

руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик,

носик, ручки и т.д)

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

Где же, где же наши ручки

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки. И т.д. (ножки, носик, глазки)

Не перегружая слух малышей объёмом материала, использую метод

варьирования. Вот как, например, я работаю над русской народной песней

«Петушок». На занятие приношу петушка. Говорю, что он будит ребят по

утрам. Спрашиваю детей: «Как кричит петушок?». Дети отвечают дружным

«Ку-ка-ре-ку!». На следующем занятии, когда опять приходит петушок,

предлагаю послушать песенку про него. Пою песню «Петушок». На третьем

занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть

шапочка!». Надеваю детям по очереди шапочку и поём песню «Петушок» (дети

начинают подпевать). На четвёртом занятии предлагаю поиграть с петушком.

Проводится игра В. Цивкиной «Петушок».Такие варианты работы над одной

песней помогают нам закрепить пройденный материал, поддерживая

постоянный интерес к нему у детей.

В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся

интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или

обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для

активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям.

Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока» и т.д.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара,

добавляются хороводные песни; «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад

пойдём», Появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от

разговорной к певческой интонации. Вводится понятие «обрядовая песня»

(зимние колядки, весенние заклички), вводится знакомство с народными

праздниками и обрядами в форме сказок, игровых представлений, бытовые

обряды: «Осенины», «Ярмарка», «Святки», «Масленица», «День народного

единства», «День Российского флага» и т.д.

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара,

добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел»,

«Махоня», «Жил я у барина ", «Где был, Иванушка?», «Варенька» и т.д.. С этой

группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения

для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в

движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, я им поручаю самим играть на этих

инструментах. Сначала помогаю детям попадать в такт музыке (греметь

погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия

становятся все более самостоятельными.

В старшем и подготовительном возрасте большое внимание уделяется

ансамблевой игре. Учить детей контролировать себя в данном виде

деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический

рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать

игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями

произведения, его вариациями.

Что же даёт использование фольклора для художественно-эстетического и

музыкального развития личности ребенка?

-пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание

особенностей и средств выразительности языка народного искусства.

-освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими

пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности.

-развитие ребенка на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ,

исторических и национально-культурных традиций.



В раздел образования