Автор: Светлана Валерьевна Сенюткина
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Золотой ключик"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с латиноамериканским танцем Самба"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Советского района
муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Знакомство с латиноамериканским танцем Самба»
Автор: Сенюткина С.В.,
педагог дополнительного
образования
г. Нижний Новгород
2022г.
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для детей 1-го года обучения, которые,
испытывают большое желание заниматься хореографией и расширять свои танцевальные
возможности, ориентируясь на разнообразные танцевальные направления.
I. Пояснительная записка
Бальные танцы – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами
пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений
человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание,
которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и
обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.
Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Бальный танец – многогранный
вид искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения,
красоту линий и позиций, мягкость пластики движений танцоров. Бальные танцы, до недавнего
времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют
свою историю возникновения, становления и развития, определенные методические наработки
в отношении преподавания. Учитывая то, что бальные танцы, в отдельной части, перешли на
качественно новый уровень, признанные Олимпийским комитетом России как вид спорта, они в
настоящее время получили импульс для дальнейшего развития и популяризации.
Са
́
мба - бразильский танец возникший в результате слияния африканских танцев, которые
пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами,
привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. Первые попытки представить Самбу
в Европе относятся к 1923-24 годам, но только после второй мировой войны танец стал
популярен в Европе
. Народная самба - это
танец
импровизация,
где
танцоры,
подпевая,
соревнуются между собой в
изобретательности
и
ловкости
движений.
Возникшая в беднейших
кварталах
Рио-де-Жанейро,
"самба
лачуг"
посредством
карнавалов
получила
огромную
популярность
не
только
в
Бразилии, но и во всей
Латинской Америке. По всей
стране
открывались
школы
самбы,
в
которых
готовили
танцоров
к
выступлениям на карнавалах,
и
организовывались
оркестры.
Костюм
для
карнавальной
самбы:
бикини,
головной
убор
со
страусиными перьями и
туфли или сапоги на высокой
платформе золотого или серебряного цвета со стразами. Чтобы показать истинный характер
Самбы, танцор должен исполнить ее страстно, игриво, кокетливо. Большинство фигур,
исполняемых в Самбе, требуют активного движения бедрами. Это движение довольно трудно
исполнить, но без него танец теряет свои характерные особенности.
Темпераментные ритмичные движения, пульсирующий ритм, характерные пружинистые
покачивание бедер народной самбы легли в основу нового бального танца того же названия.
Сочетает
элементы
африканской,
португальской
и
испано-американской
музыкально-
танцевальной культур. Позже - видоизмененный бальный парный танец свободной композиции.
Бальная самба - танец активного перемещения, характеризуется сменой позиции в паре,
активными поворотами, ритмом и движением бедер. Темп быстрый.
«Танцевание - это радость и удовольствие. Если нет - это физкультура».
Направленность
программы
— программа
относится
к
художественно-эстетической
направленности.
Новизна программы обусловлена тем, что обучение предусматривает реализацию авторской
концепции в части набора развивающих танцев, музыкально-подвижных игр и составления
танцевальных фигур для самого раннего возраста. Таким образом, данная
методическая
разработка является достаточно гибкой и применима для детей 7-8 лет. Обучение направлено
на
наработку
двигательных
навыков,
развитие
физической
и
функциональной
подготовленности и тесно связана с программой стрейч-гимнастики.
Актуальность.
Необходимость
методической
разработки
обусловлена
современным
социальным
заказом
на
организацию
содержательного
досуга
детей
и
подростков.
Дополнительное образование располагает большим потенциалом для развития детей в
неформальной обстановке, предоставляет свободу и право выбора вида деятельности, занятия в
соответствии со своими интересами. Этим формируется особая образовательная среда и
атмосфера заинтересованности всех участников образовательного процесса. Знакомство со
спортивными бальными танцами позволяют формировать у обучающихся позитивное
отношение
к
здоровому
образу
жизни,
развивать
художественно-эстетический
вкус,
воспитывать музыкально-хореографическую и общую культуру. Танец помогает решать еще
одну из важнейших задач педагогики – обучение детей социальному опыту. В процессе занятий
танцами появляются яркие примеры для подражания, намечаются ориентиры поведения и
развития характера.
Педагогическая целесообразность. Каждый танец имеет определенные исторические корни и
географическое происхождение. Приступая к изучению самба, учащиеся знакомятся с историей
его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну
переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот,
изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. Ритмика и бальный танец на
раннем этапе развития ребенка является действенным средством музыкально-пластического,
художественно-эстетического, нравственно-эстетического воспитания и физического развития
детей. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои
оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонично развитой личности.
Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в
человеке, тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Главная цель в том,
чтобы на основе интересов к латиноамериканским танцам создать благоприятные условия для
раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его
способности к самовыражению в танце.
Цель: создание условий для личностного развития и творческой самореализации обучающихся
посредством бальных танцев.
Задачи:
образовательные:
• познакомить с историей развития бальных танцев;
• познакомить с основными понятиями и терминами танца;
• обучить основам исполнения танца самба;
• обучить основам построения рисунка танца;
• формировать умения и навыки исполнения танца в паре.
развивающие:
• развивать чувство ритма и музыкальность, моторно-двигательную и логическую память;
• развивать рабочий «аппарат» (опорно-двигательную систему) обучающихся;
• развивать художественно-эстетический вкус;
• развить творческую инициативу и способности к самовыражению в танце.
воспитательные:
• воспитывать музыкально-хореографическую и общую культуру;
• формировать устойчивый позитивный интерес к творческой деятельности;
• формировать коммуникативные навыки;
• формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, эмоциональную отзывчивость на
состояние других детей и людей.
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
Формы занятий:
Групповая
Ожидаемые результаты
знать:
• правила поведения на занятиях;
• виды музыкального сопровождения;
• основы общей и специальной физической подготовки;
• приемы музыкально-двигательной подготовки;
• приемы и способы формирования правильной осанки и танцевального стиля;
• простейшие элементы и фигуры, танцев;
• основные принципы танцевальных передвижений;
общий характер музыки;
исполнять простейшие элементы танца;
• исполнять простейшие базовые фигуры и движения;
• ритмично двигаться в соответствии с характером и темпом музыки.
Предметные:
-знание основных движений танца «Самба»;
- знание основных шагов;
- умение работать в коллективе.
Метапредметные:
- наличие положительной эмоциональной атмосферы в группе;
- владение способами снятия неуверенности в условиях коллективной деятельности.
Личностные:
- развитие координации
- развитие танцевальных данных;
- развитие интеллекта;
- развитие уверенности в себе, оценки качества своей деятельности;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных
целей.
Психологические условия на уроке:
- создание здоровьесберегающей среды в коллективе;
- психологически комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный и интегрированный подход.
Технические средства:
Магнитофон, флеш карта.
План урока
1.
Организационный момент:
- построение;
- поклон.
2.
Основная часть:
-знакомство с историей бального танца Самба;
-разминка;
-общий характер музыки;
-темп и динамические оттенки;
-строение музыкальной речи;
-метроритм
-знакомство с основными движениями;
-линия танца, направление движения, углы поворотов;
-игровые задания и разучивание движений.
3. Заключительная часть:
-восстановление дыхания, расслабление.
-подведение итогов.
Ход урока
Звучит бодрый марш. Дети входят в зал по одному, перестраиваются в шеренгу по 4,
продвигаются на зрителя в точку №1. С окончанием музыки останавливаются.
Поклоном дети приветствуют всех присутствующих. Педагог приветствует детей и
сообщает тему занятия, его цели и задачи.
Педагог:
Самба – бразильский танец, он обрел мировую известность благодаря бразильским карнавалам.
Самба самый красивый танец в мире, подразумевающий характерное движение бедрами. В
настоящее время входит в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев. Музыка
самбы имеет характерный ритм, создаваемый барабанами и маракасами.
В системе средств выразительности бального танца первостепенную роль играет музыкально-
пластический образ, воплощающий соединение духовного потенциала танцора и его телесной
выразительности, обеспечивая, таким образом, становление одухотворённого мастерства.
Разминка
Включается современная популярная музыка, что создает благоприятный фон и повышает
интерес
к
занятиям.
Задача
разминки
–
развитие
координации,
памяти
и
внимания.
Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц. Общая продолжительность
разминки – 10-15 минут. Нагрузка регулируется от степени подготовленности детей, их
индивидуальных качеств и возраста.
Общий характер музыки – дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в
движениях и пластике, музыкально-танцевальных импровизациях.
Темп – выполняются движения в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега).
Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с
музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки.
Строение музыкальной речи – дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с
движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения,
фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком,
соскоком на обе ноги и т. д.).
Динамические оттенки – выполняются движения с различной амплитудой, разной силой
мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.
Строение музыкальной речи – дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с
движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения,
фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком,
соскоком на обе ноги и т. д.).
Метроритм – Ритм остро или средне-синкопированный. Самба имеет очень характерный ритм,
создаваемый барабанами и маракасами на котором делают акцент для его лучшего соответствия
национальным
бразильским
музыкальным инструментам.
Музыкальный
размер: 2/4 с
преобладающим ударным акцентом на втором ударе каждого такта. Темп 52-54 такта в минуту.
Ритм и длительности: во многих фигурах Самбы есть шаги, исполняемые с разной
длительностью. Дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в
движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять
музыкальные размеры 2/4,3/4,4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.
Знакомство с основными движениями.
Педагог: В танце «Самба» необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о
движении. Разучиваем движения от простого к сложному, - от медленного к быстрому, - смотрим и
повторяем, - вместе с педагогом. Ставится задача через образное восприятие обогатить набор
движений, развить координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале и
выполнять различные команды педагога.
Положение в паре
Освоение элементов происходит постепенно, поэтому можно идти по пути параллельного
освоения фигур, т.е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над
несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у детей расширяется
двигательный кругозор, и освоение танца, в целом, происходит быстрее. Освоение быстрых танцев
сложных по координации происходит постепенно путем протанцовывания в медленном темпе или в
полтемпа под ту же музыку. Перемена темпа развивает чувство ритма.
Главное осознание:
1.
куда наступаем;
2.
как ставим ногу;
3.
что делает колено;
4.
как работают бедро;
5.
что делает корпус;
6.
движение руками;
7.
куда направлен взгляд.
Параллельное изучение сразу двух-трех движений разнообразит занятие, переключит
внимание и повысит интерес у ребят. Дети мыслят образами и поэтому не могут понять логики и
конкретности законов движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на
эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы.
«Пружинки»
Исходное положение: дети встают лицом к зеркалу в шахматном порядке
Педагог: Представляем, что мы пружинки.
Дети полностью включают свою фантазию:
пружинят на одной ноге, в присядку, на руках и т.д. Особенность игры в том, что нужно
обязательно попадать в музыку.
«Маятник»
Исходное положение: дети встают лицом к зеркалу в шахматном порядке
Правила игры: Представляем, что мы маятники, раскачиваемся из стороны в сторону, но
обязательно в музыку. Чтоб развить музыкальность у детей необходимо сначала прохлопывать
в музыку с педагогом, потом протанцевать с педагогом и дать возможность детям
самостоятельно поиграть, но обязательно поправлять детей работающих не в музыку.
Необходимо обратить внимание: на очень плавные движения вверх и вниз, музыкальность.
Фигура «Основное движение»
Партия партнерши:
Исходное положение: ЛН прямая ПН согнута в колене. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«Раз» - шаг ПН вперед с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«И» - подставка ЛН с одновременным подъемом на носки. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«Два» - подставка ПН с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«И» - подъем на носки. Взгляд на партнера. Руки в позиции «Стеклышко»
«Три» - шаг ЛН назад с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«И» - подставка ПН с одновременным подъемом на носки. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«Четыре» - подставка ЛН с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
Партия партнера
Исходное положение: ПН прямая ЛН согнута в колене. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«Раз» - шаг ЛН вперед с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«И» - подставка ПН с одновременным подъемом на носки. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«Два» - подставка ЛН с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«И» - подъем на носки. Взгляд на партнера. Руки в позиции «Стеклышко»
«Три» - шаг ПН назад с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«И» - подставка ЛН с одновременным подъемом на носки. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
«Четыре» - подставка ПН с одновременным плие. Взгляд на партнера. Руки в позиции
«Стеклышко»
Необходимо обратить внимание: на очень плавные движения вверх и вниз при переступании с
ноги на ногу.
Предлагаемые игры
«Лужа»
Исходное положение: дети встают лицом к зеркалу в шахматном порядке
Правила игры: Детям нужно переступить через лужу. Переступаем вперед, назад, в стороны, по
диагоналям. Задача детей переступить через «лужу» «не замочив ноги».
Для легкого восприятия материала читаем стих
Мы пружинки заводные
-Самба ход прямо и влево
Мы пружиним три, четыре
-Продолжаем самба ход назад и вправо
Руки мы поднимем раз
-Виски влево и вправо, раскрыли руки в стороны
И бедром покажем класс
-Виск влево, шаг вправо, довести бедро вправо
Громко читаем стих и показываем, читаем еще раз дети повторяют после слова «класс» все
замирают педагог поправляет ребят.
Фигура «Раскручивание с руки»
Партия партнерши
Исходное положение: ПН прямая ЛН натянута в стороне. Взгляд от партнера. ПР в контакте, ЛР
открыта наверх кисть «сломана»
«Раз» - подкрутка на ПН в ПС ЛН закрыта колено в колено. Взгляд на партнера. ПР в контакте,
ЛР опущена вниз.
«И» - подставка ЛН. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР опущена вниз.
«Два» - подкрутка на ПН в ПС ЛН закрыта колено в колено. Взгляд на партнера. ПР в контакте,
ЛР в контакте.
«И» - акцент. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта наверх кисть «сломана».
«Три» - подкрутка на ЛН в ЛС ПН закрыта колено в колено. Взгляд от партнера. ПР в контакте,
ЛР опущена вниз.
«И» - подставка ПН. Взгляд от партнера. ПР в контакте, ЛР опущена вниз.
«Четыре» - подкрутка на ЛН в ЛС ПН закрыта колено в колено. Взгляд от партнера. ПР в
контакте, ЛР готова к открытию.
«И» - акцент. Взгляд от партнера. ПР в контакте, ЛР открыта наверх кисть «сломана».
Партия партнерши
Исходное положение: ПН прямая ЛН натянута в стороне. Взгляд прямо. ПР в контакте, ЛР
открыта на уровне плеча в сторону кисть «сломана».
«Раз» - шаг ЛН на крест в ПС ноги закрыты колено в колено. Взгляд прямо. ПР в контакте, ЛР
открыта на уровне плеча в сторону кисть «сломана».
«И» - шаг в ПС ПН с одновременным поднятием на носки, вес тела на «центральном балансе».
Взгляд прямо. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в сторону кисть «сломана».
«Два» - шаг ЛН на крест в ПС с одновременным уходом в плие, ноги закрыты колено в колено.
Взгляд прямо. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в сторону кисть «сломана».
Фигура «Виски влево и вправо»
Партия партнерши
Исходное положение: ПН прямая ЛН натянута в стороне. Взгляд на партнера. ПР в контакте,
ЛР открыта на уровне плеча в сторону кисть «сломана».
«Раз» - шаг на ЛН в ЛС. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в
сторону кисть «сломана».
«И» - подставка ПН назад, с одновременным поднятием на носки, ноги закрыты колено в
колено. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в сторону кисть
«сломана».
«Два» - переступить с ПН на ЛН, с одновременным уходом в плие, ноги закрыты колено в
колено. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в сторону кисть
«сломана».
«И» - акцент с углублением в плие. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне
плеча в сторону кисть «сломана».
«Три» - шаг на ПН в ПС. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в
сторону кисть «сломана».
«И» - подставка ЛН назад, с одновременным поднятием на носки, ноги закрыты колено в
колено. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в сторону кисть
«сломана».
«Четыре» - переступить с ЛН на ПН, с одновременным уходом в плие, ноги закрыты колено в
колено. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне плеча в сторону кисть
«сломана».
«И» - акцент с углублением в плие. Взгляд на партнера. ПР в контакте, ЛР открыта на уровне
плеча в сторону кисть «сломана».
Предлагаемые игры:
«Комод»
Исходная позиция: дети встают лицом к зеркалу в шахматном порядке.
Правила игры: Представляем, что рядом с нами комод, задача детей захлопнуть ящички бедром.
На раз делаем шаг и сильный удар бедром.
Фигура «Ботафого»
Исходное положение: ЛН прямая ПН натянута в стороне. Взгляд прямо. Руки открыты на
уровне плеча в стороны кисти «сломаны»
«Раз» - шаг накрест вперед ПН в ЛС. Взгляд прямо. Руки открыты на уровне плеча в стороны
кисти «сломаны»
«И» - подставка ЛН с одновременным плие и подкруткой на ПН в ПС. Взгляд прямо. Руки
открыты на уровне плеча в стороны кисти «сломаны»
«Два» - вынос ЛН назад в сторону с одновременным поднятием на носки. Взгляд прямо. Руки
открыты на уровне плеча в стороны кисти «сломаны»
«И» - перенос веса тела с ЛН на ПН с одновременным уходом в плие на ПН, ЛН натянута.
Взгляд прямо. Руки открыты на уровне плеча в стороны кисти «сломаны»
«Три» - шаг накрест вперед ЛН в ПС. Взгляд прямо. Руки открыты на уровне плеча в стороны
кисти «с
ломаны»
«И» - подставка ПН с одновременным плие и подкруткой на ЛН в ЛС. Взгляд прямо. Руки
открыты на уровне плеча в стороны кисти «сломаны»
«Четыре» - вынос ПН назад в сторону с одновременным поднятием на носки. Взгляд прямо.
Руки открыты на уровне плеча в стороны кисти «сломаны»
«И» - перенос веса тела с ПН на ЛН с одновременным уходом в плие на ЛН, ПН натянута.
Взгляд прямо. Руки открыты на уровне плеча в стороны кисти «сломаны»
Исполняется одинокого и мальчиком и девочкой, может исполняться в параллельной позиции и
по диагоналям в разные стороны с проводом партнерши под рукой.
Необходимо обратить внимание: на работу бедрами, плавное плие и подъем на носки.
Предлагаемые игры
«Шкаф»
Исходная позиция: дети встают лицом к зеркалу в шахматном порядке.
Правила игры: представляем, что рядом с нами шкаф, который нужно отодвинуть бедром. На
раз делаем шаг и сильный удар бедром.
Восстановление дыхания, расслабление.
1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз (кисти чуть ниже коленей), выпрямляясь и разгибаясь,
руки на пояс (вдох), наклон вперед (кисти чуть ниже коленей), – выдох
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз, руки к плечам, затем вверх – глубокий вдох, руки к
плечам, вниз, наклон вниз кисти опустить до коленей) – медленный выдох.
3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. Медленно поднимая руки вверх, встать на носки,
расслабить кисти, встать на всю стопу, руки к плечам, руки вниз, наклон вперед (кисти до
коленей), голову вперед, наклониться еще ниже, опустить голову вниз и задержаться на 2-3
секунды.
Подведение итогов
Педагог: "А давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились и что узнали?"
-узнали, откуда появился танец «Самба»;
-познакомились с музыкальным ритмом и характером танца;
-разучили основные движения и постановки;
-импровизировали, играли и конечно танцевали!
Педагог: "Мне хочется поблагодарить вас за работу. Надеюсь, вы поняли, что искусство танца
требует определенного труда и творчества. А теперь прощаемся! Всем спасибо, до новых
встреч!!! Делаем поклон.
Список литературы:
1. «Бальные танцы» - Автор: Алекс Мур;
2. «Техника Латинских танцев» - Автор: Уолтер Лайред;
3. Назарова А. Игровой стретчинг. Учебное пособие. С-Петербург,2005. 30с
4. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом. Год: 2006.
Издатель: Шутиков Ю. Н.;
5. Нина Рубштейн "Что нужно знать, чтобы стать первым" "Танцор, Пара" Год: 2009. Издатель:
Кручинин Л. Ю.;
6. Техника исполнения европейских танцев Квикстэп. Год: 2009. Издатель: Имперское
общество учителей танцев;
7. Техника исполнения европейских танцев Фокстрот Год: 2009 Издатель: Имперское общество
учителей танцев;
8. Безуглая, Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа / Г. А. Безуглая. – СПб. :
Лань, 2015. – 272 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).