Напоминание

«Работа над партитурой произведения. Художественное освоение музыкального материала»


Автор: Ирина Николаевна Тучина
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО Фряновская ДШИ ГОЩ
Населённый пункт: р.п. Фряново
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Работа над партитурой произведения. Художественное освоение музыкального материала»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

Фряновская детская школа искусств

городского округа Щёлково

Методический доклад: «Работа над партитурой произведения.

Художественное освоение музыкального материала»

Автор:

Тучина Ирина Николаевна

2023

Прежде, чем приступить к разучиванию хорового произведения с

вокальным ансамблем, преподаватель должен сам хорошо изучить это

музыкальное произведение.

Он должен отчетливо представить себе все этапы, которые он пройдет,

работая над партитурой, от выучивания нотного и литературного текста до

момента исполнения его на эстраде.

Работа

преподавателя

над

партитурой

хорового

произведения,

следовательно, имеет два периода: первый — предварительное изучение

партитуры педагогом лично и второй — разучивание данного произведения с

ансамблем или хором.

Чтобы усвоить музыку изучаемого произведения, нужно не только

знать музыкальный и литературный текст произведения. Весьма полезно

познакомиться также с творчеством данного композитора (а если это

народная песня, то и с песенным творчеством данного народа). Необходимо

усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора изучаемого

произведения, ознакомиться с историческими данными об авторах как

музыки, так и текста.

К музыкально-теоретическому анализу произведения следует переходить

лишь после детального изучения его литературного текста.

Музыкально-теоретический

анализ

должен

включать

следующее:

нужно сделать музыкально-тематический разбор произведения и установить

связь его музыкального и литературного текстов, разобрать его музыкальную

форму, ладотональный план, метр и ритм. Определить темп или темпы,

подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, установить цезуры

между

музыкальными

фразами

и

т.

д.

После этого музыкальное произведение следует изучить с вокально-хоровой

точки зрения.

Вокально-хоровой анализ должен коснуться всех сторон произведения. Сюда

относится: изучение вокальных особенностей каждой партии — объем,

диапазон, тесситура, степень использования каждого голоса, трудности

интонирования со стороны интервальной или ритмической. Надо проверить

фразировку со стороны дыхания и сделать нужные обозначения в голосах

партитуры. Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и

дикции. Определить тип ансамбля между хоровыми партиями как со стороны

технической (тесситурные условия), так и со стороны музыкальной (значение

партии по музыкально-тематическому материалу) и т. д.

Словом, данная хоровая партитура должна быть разобрана настолько

подробно, чтобы были предусмотрены все ее вокально-хоровые особенности.

Когда будет сделан музыкально-теоретический и вокально- на столько

подробно,

чтобы

были

предусмотрены

все

ее

во-художественного

исполнения произведения, продумать содержание литературного текста и его

связь с музыкой, установить темпы, динамические оттенки, приемы

исполнения,

продумать

музыкальную

фразировку

в

связи

с

фразой

литературного текста, определить приемы дирижирования и т. д. И, наконец,

педагог должен составить план репетиций по разучиванию данного

произведения

с

учетом

их

количества

и

содержания.

Этим заканчивается изучение партитуры педагогом и наступает период

разучивания произведения ансамблем или хором.

РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

С АНСАМБЛЕМ

Этот период можно разделить в основном на две фазы. Первая фаза —

это

«выучка»

произведения

с

ансамблем

со

стороны

технической:

разучивание

нотного

и

литературного

текста,

работа

над

чистотой

интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т.д.

Вторая фаза — это работа с ансамблем в художественном плане,

освоение произведения хором как художественного целого. Это — фаза

творческой работы как педагога, так и коллектива. Если первую фазу можно

как-то расчленить по отдельным звеньям работы, то художественный период

в работе над произведением совершенно нельзя разбить на какие-то разделы.

Не следует, однако, думать, что фаза технического разбора и фаза

художественной работы могут быть разделены механически. Нельзя,

проработав произведение с технической стороны, отбросить эту сторону в

период художественной обработки произведения, и, обратно, в период

технического изучения — забыть о содержании произведения, Это было бы

совершенно неправильно.

Предложенное расчленение на техническую и художественную фазу

дается лишь для того, чтобы указать, на что следует обратить внимание на

данном

этапе

разучивания

произведения

с

ансамблем.

Педагог

выучивает

музыку

с

коллективом

певцов.

Поэтому

и

дирижирование его будет отличным от того, какое он будет применять в

дальнейшем — в фазе художественной работы и в момент исполнения этого

произведения

на

эстраде.

В фазе художественной работы у дирижера преобладает исполнительская

сторона его дарования. Он, как режиссер, «ставит музыкальную пьесу».

Поэтому и приемы дирижирования его будут такими, какими дирижер будет

управлять исполнением произведения на эстраде.

Завершением всего сложного процесса работы над партитурой является

исполнение произведения на эстраде перед аудиторией слушателей, в

котором и педагог и хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ПАРТИТУРОЙ

А. Изучение партитуры дирижером

1) Анализ содержания литературного текста, на который написана музыка

хорового произведения. Исторические сведения об авторах музыки и текста.

2) Анализ музыки и музыкально-теоретический разбор произведения.

Музыкальная форма, музыкальные темы, ладотональный план, метр, ритм,

темпы

(агогика),

динамика,

интервалика,

гармония,

голосоведение,

музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста и т. д.

3) Анализ вокально-хоровой. Тип и вид хора— однородный, смешанный, на

сколько

голосов.

Ансамбль.

Строй (интонирование), диапазон каждой партии, степень использования

каждой

партии

и

тесситура,

особенности

дыхания,

характер

звука,

вокальность

текста

и

особенности

дикции

и

т.

д.

4) План художественного исполнения. Музыкальная фразировка и связь

текста

с

музыкой.

Приемы

дирижирования.

5) Составление плана хоровых репетиций и метода их проведения.

Б. Разучивание музыкального произведения с хором

1) Вступительная беседа о композиторе, о его жизни, творчестве и данном

музыкальном

произведении.

Краткое

сообщение

об

авторе

литературного

текста.

2)

Технический

разбор

произведения:

а) раздельно по голосам каждой партией (если занятия можно организовать в

разных помещениях одновременно, или занимаясь с каждой партией в

специально

отведенное

время);

б) группами: мужской и женской или сопрано с тенорами в одной группе,

альты с басами в другой (такое деление зависит от фактуры произведения); в)

на общем хоре по отдельным закопченным музыкальным построениям

(порядок прохождения партий на общем хоре также зависит от фактуры

музыкального

произведения).

3)

Работа

над

строем

и

ансамблем.

4) Работа над дикцией. Чтение текста с хорошей артикуляцией в ритме

музыки под дирижирование. Проработка отдельных построений, слогов и

слов в целях выработки ясной дикции. Связь проработанного с пением.

В течение всех занятий необходимо следить за качеством звука поющих и не

допускать крикливого пения. Правило — экономить голосовые средства—

должно всегда иметь в виду при работе с хором, особенно в период

технического разбора произведения.

В. Работа с хором в художественном плане

1) Художественная обработка произведения. Разбор с хором содержания

литературного

текста

в

целях

осознания

художественных

задач

в

исполнении.

2) Установление плана художественного исполнения на основе синтеза

содержания литературного и музыкального текстов: динамические оттенки,

темп (темпы), характер звука, нюансировка отдельных партий, звуковое

равновесие,

музыкальная

фразировка

в

целом.

3) Генеральные репетиции (не менее двух) и исполнение разученного

произведения

на

эстраде.

Задача

1.

Разберите

партитуры

двух

хоровых

произведений,

намеченных вами к разучиванию с хором, и опишите процесс вашей личной

предварительной подготовки, как дирижера. Описание должно содержать: а)

анализ литературного текста; б) музыкально-теоретический разбор партитур;

в) вокально-хоровой разбор партитур; г) план художественного исполнения

произведения.

Задача

2.

Составьте

план

репетиционных

занятий

по

разучиванию

намеченных вами к исполнению хоровых произведений (см. задачу 1) с

подробным

указанием

содержания

каждой

из

репетиций.

Задача 3. Заведите дневник хоровых занятий по разучиванию намеченных по

задаче

1

произведений,

занесите

в

него

весь

процесс

выполнения

намеченного плана. Когда произведения будут готовы к исполнению их на

эстраде, сопоставьте данные предварительного плана и дневника. Установите

расхождения в них и объясните их причину.

Список литературы

1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Ростов – на – Дону. Феникс 2007.

2. Дмитриев Л.Б. Основы музыкальной методики. Москва. 1970.

3.

Менабени

А.Г.

Методика

обучения

сольному

пению.

«Просвещение»,

1987;



В раздел образования