Автор: Ирина Николаевна Тучина
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО Фряновская ДШИ ГОЩ
Населённый пункт: р.п. Фряново
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Работа над партитурой произведения. Художественное освоение музыкального материала»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
Фряновская детская школа искусств
городского округа Щёлково
Методический доклад: «Работа над партитурой произведения.
Художественное освоение музыкального материала»
Автор:
Тучина Ирина Николаевна
2023
Прежде, чем приступить к разучиванию хорового произведения с
вокальным ансамблем, преподаватель должен сам хорошо изучить это
музыкальное произведение.
Он должен отчетливо представить себе все этапы, которые он пройдет,
работая над партитурой, от выучивания нотного и литературного текста до
момента исполнения его на эстраде.
Работа
преподавателя
над
партитурой
хорового
произведения,
следовательно, имеет два периода: первый — предварительное изучение
партитуры педагогом лично и второй — разучивание данного произведения с
ансамблем или хором.
Чтобы усвоить музыку изучаемого произведения, нужно не только
знать музыкальный и литературный текст произведения. Весьма полезно
познакомиться также с творчеством данного композитора (а если это
народная песня, то и с песенным творчеством данного народа). Необходимо
усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора изучаемого
произведения, ознакомиться с историческими данными об авторах как
музыки, так и текста.
К музыкально-теоретическому анализу произведения следует переходить
лишь после детального изучения его литературного текста.
Музыкально-теоретический
анализ
должен
включать
следующее:
нужно сделать музыкально-тематический разбор произведения и установить
связь его музыкального и литературного текстов, разобрать его музыкальную
форму, ладотональный план, метр и ритм. Определить темп или темпы,
подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, установить цезуры
между
музыкальными
фразами
и
т.
д.
После этого музыкальное произведение следует изучить с вокально-хоровой
точки зрения.
Вокально-хоровой анализ должен коснуться всех сторон произведения. Сюда
относится: изучение вокальных особенностей каждой партии — объем,
диапазон, тесситура, степень использования каждого голоса, трудности
интонирования со стороны интервальной или ритмической. Надо проверить
фразировку со стороны дыхания и сделать нужные обозначения в голосах
партитуры. Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и
дикции. Определить тип ансамбля между хоровыми партиями как со стороны
технической (тесситурные условия), так и со стороны музыкальной (значение
партии по музыкально-тематическому материалу) и т. д.
Словом, данная хоровая партитура должна быть разобрана настолько
подробно, чтобы были предусмотрены все ее вокально-хоровые особенности.
Когда будет сделан музыкально-теоретический и вокально- на столько
подробно,
чтобы
были
предусмотрены
все
ее
во-художественного
исполнения произведения, продумать содержание литературного текста и его
связь с музыкой, установить темпы, динамические оттенки, приемы
исполнения,
продумать
музыкальную
фразировку
в
связи
с
фразой
литературного текста, определить приемы дирижирования и т. д. И, наконец,
педагог должен составить план репетиций по разучиванию данного
произведения
с
учетом
их
количества
и
содержания.
Этим заканчивается изучение партитуры педагогом и наступает период
разучивания произведения ансамблем или хором.
РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
С АНСАМБЛЕМ
Этот период можно разделить в основном на две фазы. Первая фаза —
это
«выучка»
произведения
с
ансамблем
со
стороны
технической:
разучивание
нотного
и
литературного
текста,
работа
над
чистотой
интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т.д.
Вторая фаза — это работа с ансамблем в художественном плане,
освоение произведения хором как художественного целого. Это — фаза
творческой работы как педагога, так и коллектива. Если первую фазу можно
как-то расчленить по отдельным звеньям работы, то художественный период
в работе над произведением совершенно нельзя разбить на какие-то разделы.
Не следует, однако, думать, что фаза технического разбора и фаза
художественной работы могут быть разделены механически. Нельзя,
проработав произведение с технической стороны, отбросить эту сторону в
период художественной обработки произведения, и, обратно, в период
технического изучения — забыть о содержании произведения, Это было бы
совершенно неправильно.
Предложенное расчленение на техническую и художественную фазу
дается лишь для того, чтобы указать, на что следует обратить внимание на
данном
этапе
разучивания
произведения
с
ансамблем.
Педагог
выучивает
музыку
с
коллективом
певцов.
Поэтому
и
дирижирование его будет отличным от того, какое он будет применять в
дальнейшем — в фазе художественной работы и в момент исполнения этого
произведения
на
эстраде.
В фазе художественной работы у дирижера преобладает исполнительская
сторона его дарования. Он, как режиссер, «ставит музыкальную пьесу».
Поэтому и приемы дирижирования его будут такими, какими дирижер будет
управлять исполнением произведения на эстраде.
Завершением всего сложного процесса работы над партитурой является
исполнение произведения на эстраде перед аудиторией слушателей, в
котором и педагог и хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ПАРТИТУРОЙ
А. Изучение партитуры дирижером
1) Анализ содержания литературного текста, на который написана музыка
хорового произведения. Исторические сведения об авторах музыки и текста.
2) Анализ музыки и музыкально-теоретический разбор произведения.
Музыкальная форма, музыкальные темы, ладотональный план, метр, ритм,
темпы
(агогика),
динамика,
интервалика,
гармония,
голосоведение,
музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста и т. д.
3) Анализ вокально-хоровой. Тип и вид хора— однородный, смешанный, на
сколько
голосов.
Ансамбль.
Строй (интонирование), диапазон каждой партии, степень использования
каждой
партии
и
тесситура,
особенности
дыхания,
характер
звука,
вокальность
текста
и
особенности
дикции
и
т.
д.
4) План художественного исполнения. Музыкальная фразировка и связь
текста
с
музыкой.
Приемы
дирижирования.
5) Составление плана хоровых репетиций и метода их проведения.
Б. Разучивание музыкального произведения с хором
1) Вступительная беседа о композиторе, о его жизни, творчестве и данном
музыкальном
произведении.
Краткое
сообщение
об
авторе
литературного
текста.
2)
Технический
разбор
произведения:
а) раздельно по голосам каждой партией (если занятия можно организовать в
разных помещениях одновременно, или занимаясь с каждой партией в
специально
отведенное
время);
б) группами: мужской и женской или сопрано с тенорами в одной группе,
альты с басами в другой (такое деление зависит от фактуры произведения); в)
на общем хоре по отдельным закопченным музыкальным построениям
(порядок прохождения партий на общем хоре также зависит от фактуры
музыкального
произведения).
3)
Работа
над
строем
и
ансамблем.
4) Работа над дикцией. Чтение текста с хорошей артикуляцией в ритме
музыки под дирижирование. Проработка отдельных построений, слогов и
слов в целях выработки ясной дикции. Связь проработанного с пением.
В течение всех занятий необходимо следить за качеством звука поющих и не
допускать крикливого пения. Правило — экономить голосовые средства—
должно всегда иметь в виду при работе с хором, особенно в период
технического разбора произведения.
В. Работа с хором в художественном плане
1) Художественная обработка произведения. Разбор с хором содержания
литературного
текста
в
целях
осознания
художественных
задач
в
исполнении.
2) Установление плана художественного исполнения на основе синтеза
содержания литературного и музыкального текстов: динамические оттенки,
темп (темпы), характер звука, нюансировка отдельных партий, звуковое
равновесие,
музыкальная
фразировка
в
целом.
3) Генеральные репетиции (не менее двух) и исполнение разученного
произведения
на
эстраде.
Задача
1.
Разберите
партитуры
двух
хоровых
произведений,
намеченных вами к разучиванию с хором, и опишите процесс вашей личной
предварительной подготовки, как дирижера. Описание должно содержать: а)
анализ литературного текста; б) музыкально-теоретический разбор партитур;
в) вокально-хоровой разбор партитур; г) план художественного исполнения
произведения.
Задача
2.
Составьте
план
репетиционных
занятий
по
разучиванию
намеченных вами к исполнению хоровых произведений (см. задачу 1) с
подробным
указанием
содержания
каждой
из
репетиций.
Задача 3. Заведите дневник хоровых занятий по разучиванию намеченных по
задаче
1
произведений,
занесите
в
него
весь
процесс
выполнения
намеченного плана. Когда произведения будут готовы к исполнению их на
эстраде, сопоставьте данные предварительного плана и дневника. Установите
расхождения в них и объясните их причину.
Список литературы
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Ростов – на – Дону. Феникс 2007.
2. Дмитриев Л.Б. Основы музыкальной методики. Москва. 1970.
3.
Менабени
А.Г.
Методика
обучения
сольному
пению.
«Просвещение»,
1987;