Автор: Бастракова Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Оршанка Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных методов и приёмов обучения на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование
Использование активных методов и приёмов обучения
на уроках окружающего мира
мастер- класс в рамках Республиканского конкурса
«Учитель года Республики Марий Эл 2017»
Бастракова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ «Оршанская СОШ»
1.
Приветствие
Уважаемые коллеги! Добрый вечер!
2.
Крючок интереса
Хочу предложить вам вспомнить Ваши школьные годы. Помните, как же
нравилось играть с друзьями на переменках, и как огорчала необходимость
читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные
заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят
играть и не любят заниматься навязанными им нами взрослыми непонятными
и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на
длиннющих уроках, запоминать огромную массу информации.
А вы помните,
как
Том
Сойер
искусно
превратил
скучное
принудительное
занятие
по
окраске забора в увлекательную игру? Для участия в которой, его приятели
отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание работы остались
прежними
–
покраска
забора,
но
как
изменилась
активность
и
качество
работы?! Том Сойер – признанный мастер мотивации. Так и в уроке, учитель
должен
быть
мастером
мотивации.
В
этом
ему
могут
помочь
активные
приёмы и методы. Сегодня я расскажу вам, как мотивирую детей через
использование активных приёмов и методов.
3.
Формы работы с учениками
Переход
начального
образования
на
обучение
по
Федеральным
государственным
Стандартам
второго
поколения
требует
от нас
абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы
н о в ы е
п е д а г о г и ч е с к и е
т е х н о л о г и и ,
э ф ф е к т и в н ы е
ф о р м ы
организации образовательного
процесса,
активные
методы
обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом. Активные методы обучения ставят ученика в новую
позицию,
когда
он
перестаёт
быть
пассивным
и
становится
активным
участником образовательного процесса.
4.
Идеи для деятельности учеников
Представьте, что вы находитесь на уроке окружающего мира во 2 классе.
Детям задаётся такой вопрос:
У: Как называется наука, изучающая небесные тела?
Д: астрономия
У: А какие небесные тела вы знаете?
Д:
У: Отгадайте загадку:
Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
Д: Планеты
У: Давайте попробуем сформулировать тему урока
Д: О планетах
У: Верно! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планетам
Солнечной системы.
На уроке по данной теме возможны варианты таких активных методов
обучения, как
1.
Моделирование
2.
Заполнение таблицы
3.
Элементы театрализации
4.
Игра
5.
Работа в фокус - группах
В этом мне помогут фокус - группы. Задания для фокус – групп следующие:
1.
Составляет модель солнечной системы. Расположить каждую из
планет на своей орбите
2.
Подготовить устный рассказ о планетах солнечной системы по
плану, предварительно заполнив таблицу
Сравнительная характеристика планет Солнечной системы
Название планеты
За какое время
совершает полный
оборот вокруг
Солнца
(в земных сутках)
Количество
спутников
Температура
Меркурий
88 дней
Венера
225 дней
Земля
365/366 дней
Марс
687 дней
Юпитер
12 лет
Сатурн
29 лет
Уран
84 года
Нептун
165 лет
3.
Проинсценировать предложенную сказку о планете Земля.
Действующие лица:
Автор -
Земля –
Луна –
Солнце -
В некотором царстве, в галактическом государстве жила- была красивая
звезда по имени Солнце. И было у этой звезды 8 детей- планет: 6 сыночков и
две - красавицы дочки. Среди них была планета Земля.
Всех любило
Солнышко,
но
больше
всех
доченьку
одну
из
самых
меньших,
Землю.
Отличалась она от всех своих братьев и сестёр: переливалась эта планета
яркими цветами голубого и зелёного цвета. Голубой цвет означал наличие на
планете водных просторов. А зелёный - лесов. Но самое главное отличие
Земли от других планет - на ней одной была жизнь. Земля любила греться на
Солнышке, кружилась вокруг себя, распределяя тепло равномерно по своей
поверхности. Так на Земле происходила смена дня и ночи. А благодаря
вращению вокруг Солнца на Земле происходила смена дня и ночи. А чтобы
Земле не было скучно, Солнышко подарило ей спутницу- подружку по имени
Луна, вместе с ней приливы и отливы, новолуния и полнолуния, лунные
затмения.
Между ними завязалась крепкая дружба. Да такая крепкая, что
продолжается и по сей день!
6.
Взаимодействие со зрителями
6.1.
Игра «кубик Блума»
А
пока
наши
группы
готовятся,
мы
поработаем
с
вами.
Каждый
ребёнок,
пришедший
в
начальную
школу,
окунается
в
ведущий
вид
деятельности под названием УЧЕБНАЯ, но при этом не прощается с ведущим
видом деятельности ребёнка детского сада «Игра». Ребёнок должен учиться
через игру. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Кубик Блума». Она
взята мною из технологии критического мышления и активно используется на
уроках. У меня в руках находится вот этот замечательный яркий кубик, на
гранях
которого
написаны
различные
слова:
объясни,
назови,
продолжи,
почему?, придумай, поделись. Я буду подкидывать этот кубик любому из вас, а
ваша задача назвать громко слово, которое вам выпало. С него и начнётся
вопрос по теме «планеты солнечной системы». Если вы вдруг затрудняетесь
ответить на вопрос, вы можете попросить помощь зала. Итак, начинаем!
-
Назови
звезду,
вокруг
которой
вращаются
планеты
Солнечной
системы?
- Назови планету, на которой есть жизнь
- Придумай другое название нашей планете.
- Придумай вопрос соседу слева/ справа
- Продолжи фразу «На планете Нептун нет…»
- Продолжи фразу «Планета красного цвета – это …»
- Объясни, как происходит смена дня и ночи на планете Земля.
- Объясни, как происходит смена времён года на планете Земля
- Поделись своим знаниями о звезде по имени «Солнце»
- Поделись
- Почему на других планетах нет жизни?
- Почему
Благодаря игре «Кубик Блума» я вызываю у детей:
1.
Активность
2.
Развитие речи
3.
Быстроту реакции
4.
Умение чётко и ясно формулировать свои мысли
А с методической точки зрения я могу применить этот метод на разных
уроках и разных темах, а также на разных этапах: на актуализации знаний, на
этапе первичного закрепления и на рефлексии
7.
Представление работы фокус - групп
1.
Фокус- группа
ВЫВОД:
Метод
моделирования
можно
применять
на
этапах
закрепления
изученного,
давать
его
в
качестве
творческого
домашнего задания
2.
Фокус- группа
ВЫВОД:
Метод
заполнения
таблицы
можно
применять
на
различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на
этапе первичного восприятия с самопроверкой по образцу
3.
Фокус- группа
ВЫВОД: Метод с использованием театрализации возможен на этапе
изучения нового материала, закрепления изученного.
8.
Концовка
Сегодня
мы
с
вами
пережили
вариант
урока
окружающего
мира
«Планеты Солнечной системы». И я надеюсь, что использованные нами
методы и приёмы обучения позволили:
1)
Мне сформировать у вас представление о солнечной системе
2)
А вам было нескучно и интересно работать на нашем уроке - мастер-
классе
Я продемонстрировала вам лишь некоторые применяемые мною активные
методы
и
приёмы
обучения
на
уроках
окружающего
мира.
Разумное
и
целесообразное использование АМО вызывает у учащихся и учителя массу
положительных эмоций, значительно повышает мотивацию и эффективность
обучения, создает атмосферу поиска. И завершить свою работу хотелось бы
такими словами:
Помогут учителю вскоре
Активные методы в школе
Урок необычно построить
И знания детям дарить!
Игры, модели, таблицы
Кластеры, схемы, страницы
Сможет учитель внедрить,
Ведь так интереснее жить!