Автор: Бабкова Оксана Михайловна
Должность: Заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска детский сад №17 "Ладушки"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности региональной инновационной площадки «Развитие технологий и механизмов инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование
«Организация деятельности региональной инновационной
площадки «Развитие технологий и механизмов инклюзивного
образования»
Бабкова Оксана Михайловна,
заместитель заведующего по ВМР,
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №17
«Ладушки»,
Одной
из
самых
главных
проблем, на
сегодняшний
день
является
неуклонно увеличивающееся число детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью.
Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной,
необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции
в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Проблемы
образования таких детей в нашей стране весьма актуальны. Создание этих
условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи
от всех участников процесса. Для ее решения
мы должны быть готовы
изменить систему образования, спроектировать новые формы организации
образовательного
пространства,
а
не
принуждать
детей
с
ОВЗ
адаптироваться под имеющиеся условия
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует
освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в
общении
со
сверстниками,
что лишает
их
приобретению
социальных
навыков.
Выходят
в
мир
совершенно
неподготовленными,
с
большим
трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют
недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это
реагируют.
В соответствии
с
п.
5
ст.
5
Федерального закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»: «В целях реализации права каждого человека на образование,
федеральными
государственными
органами,
органами
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
и
органами
местного
самоуправления:
создаются
необходимые
условия
для
получения
без
дискриминации
качественного
образования
лицами
с
ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации…».Опыт последних лет показывает эффективность совместного
обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями
здоровья и здоровых детей.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют
совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с
нормативно
развивающимися
сверстниками.
Дети
с
особыми
образовательными потребностями в такой практике смогут
расти
и
развиваться
вместе
с
другими
ребятами,
посещать
обычные
учебные
заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все
остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного
образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми
потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.
Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких
ограничений в
своём
развитии
или
в
здоровье.
Все
это
существенно
повышает
роль
инклюзивного,
совместного
обучения,
позволяющего
принципиально
расширить
возможности
социализации
детей
с
инвалидностью.
В настоящее время в нашем городе растет количество детей с ОВЗ, так
МАДОУ
г. Нижневартовска ДС №17 «Ладушки»
посещают
60
детей
дошкольного
возраста
имеющих
статус
ребенок
с
ограниченными
возможностями здоровья, по заключению ТПМПК города Нижневартовска.
Категория детей
представляет собой неоднородную группу: это дети с
нарушениями
зрения,
с
тяжелыми
нарушениями
речи,
задержкой
психического развития, все они
нуждаются в создании специальных
условий для получения дошкольного образования
В связи с этим возникла необходимость в создании инклюзивного
образовательного пространства в ДОУ для детей дошкольного возраста с
различными
стартовыми
возможностями,
способствующего
высокому
уровню личностного развития, образования и
успешной интеграции
в
социум каждого ребенка.
Государственная политика в отношении полноценного развития детей с
ОВЗ
определяет
актуальность
внедрения
в
практику
дошкольного
учреждения данную вариативную форму образования.
Для решения всех управленческих, методических и организационных
вопросов
был
разработан
данный
проект:
«Организация
инклюзивного
образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»
При
принятии
решения
об
организации
инклюзивной
практики
в
образовательном учреждении учитывалось следующее:
-
психологическая
готовность
коллектива
ДОУ
к
инклюзии,
предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками
организации инклюзивной практики и согласие с ними;
-
наличие необходимых специалистов (учителей-логопедов, педагогов-
психологов, учителей-дефектологов, воспитателей);
-
наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;
возможность повышения квалификации педагогов и специалистов ДОУ
по данному направлению.
Начиная с 2021 года в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №17
«Ладушки»
функционирует
региональная
инновационная
площадка
«Развитие механизмов и технологий инклюзивного образования для детей с
ОВЗ».
В рамках инновационной деятельности
у педагогов появилась
возможность поделиться своим собственным опытом по организации
коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
и
детьми
инвалидами
в
инклюзивном
образовании
дошкольной
организации.