Напоминание

Организация деятельности региональной инновационной площадки «Развитие технологий и механизмов инклюзивного образования


Автор: Бабкова Оксана Михайловна
Должность: Заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска детский сад №17 "Ладушки"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности региональной инновационной площадки «Развитие технологий и механизмов инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация деятельности региональной инновационной

площадки «Развитие технологий и механизмов инклюзивного

образования»

Бабкова Оксана Михайловна,

заместитель заведующего по ВМР,

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №17

«Ладушки»,

Одной

из

самых

главных

проблем, на

сегодняшний

день

является

неуклонно увеличивающееся число детей с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидностью.

Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной,

необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции

в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Проблемы

образования таких детей в нашей стране весьма актуальны. Создание этих

условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи

от всех участников процесса. Для ее решения

мы должны быть готовы

изменить систему образования, спроектировать новые формы организации

образовательного

пространства,

а

не

принуждать

детей

с

ОВЗ

адаптироваться под имеющиеся условия

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует

освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в

общении

со

сверстниками,

что лишает

их

приобретению

социальных

навыков.

Выходят

в

мир

совершенно

неподготовленными,

с

большим

трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют

недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это

реагируют.

В соответствии

с

п.

5

ст.

5

Федерального закона Российской

Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»: «В целях реализации права каждого человека на образование,

федеральными

государственными

органами,

органами

государственной

власти

субъектов

Российской

Федерации

и

органами

местного

самоуправления:

создаются

необходимые

условия

для

получения

без

дискриминации

качественного

образования

лицами

с

ограниченными

возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной

адаптации…».Опыт последних лет показывает эффективность совместного

обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями

здоровья и здоровых детей.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют

совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с

нормативно

развивающимися

сверстниками.

Дети

с

особыми

образовательными потребностями в такой практике смогут

расти

и

развиваться

вместе

с

другими

ребятами,

посещать

обычные

учебные

заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все

остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного

образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми

потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких

ограничений в

своём

развитии

или

в

здоровье.

Все

это

существенно

повышает

роль

инклюзивного,

совместного

обучения,

позволяющего

принципиально

расширить

возможности

социализации

детей

с

инвалидностью.

В настоящее время в нашем городе растет количество детей с ОВЗ, так

МАДОУ

г. Нижневартовска ДС №17 «Ладушки»

посещают

60

детей

дошкольного

возраста

имеющих

статус

ребенок

с

ограниченными

возможностями здоровья, по заключению ТПМПК города Нижневартовска.

Категория детей

представляет собой неоднородную группу: это дети с

нарушениями

зрения,

с

тяжелыми

нарушениями

речи,

задержкой

психического развития, все они

нуждаются в создании специальных

условий для получения дошкольного образования

В связи с этим возникла необходимость в создании инклюзивного

образовательного пространства в ДОУ для детей дошкольного возраста с

различными

стартовыми

возможностями,

способствующего

высокому

уровню личностного развития, образования и

успешной интеграции

в

социум каждого ребенка.

Государственная политика в отношении полноценного развития детей с

ОВЗ

определяет

актуальность

внедрения

в

практику

дошкольного

учреждения данную вариативную форму образования.

Для решения всех управленческих, методических и организационных

вопросов

был

разработан

данный

проект:

«Организация

инклюзивного

образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

При

принятии

решения

об

организации

инклюзивной

практики

в

образовательном учреждении учитывалось следующее:

-

психологическая

готовность

коллектива

ДОУ

к

инклюзии,

предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками

организации инклюзивной практики и согласие с ними;

-

наличие необходимых специалистов (учителей-логопедов, педагогов-

психологов, учителей-дефектологов, воспитателей);

-

наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с

ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;

возможность повышения квалификации педагогов и специалистов ДОУ

по данному направлению.

Начиная с 2021 года в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №17

«Ладушки»

функционирует

региональная

инновационная

площадка

«Развитие механизмов и технологий инклюзивного образования для детей с

ОВЗ».

В рамках инновационной деятельности

у педагогов появилась

возможность поделиться своим собственным опытом по организации

коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

и

детьми

инвалидами

в

инклюзивном

образовании

дошкольной

организации.



В раздел образования