Автор: Татьяна Вадимовна Демьяненко
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Радуга"
Населённый пункт: с.Залесово, Алтайский край
Наименование материала: консультация-презентация
Тема: "Биоэнергопластика: развитие артикуляции и речи у детей 4-7 лет".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Радуга»
Консультация - презентация для педагогов и
родителей
«Биоэнергопластика: развитие
артикуляции и речи у детей 4 – 7 лет»
Учитель-логопед:
Т.В. Демьяненко
с. Залесова
2020г.
1 слайд
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего
полноценного развития детей.
Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М.
Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук
с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень
близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым
соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны,
отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон
проявляется в том, что человек, затрудняющийся с выбором
подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот:
сосредоточенно рисующий или пишущий ребёнок непроизвольно
высовывает язык.
2 слайд
Учителя-логопеды и воспитатели в своей работе с успехом могут
применять артикуляционную гимнастику, включающую
совокупность специфических упражнений, направленных на
развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное
выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при
этом движения языка и губ становятся точными, сильными,
уверенными. Ребёнок с помощью артикуляционных упражнений
учится дифференцировать движения речевых органов,
участвующих в процессе образования звуков, длительно
удерживать артикуляционную позу.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают
интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к
уменьшению эффективности выполнения артикуляционных
упражнений. Поэтому можно обратиться к необычному методу
выполнения артикуляционной гимнастики с использованием
биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно
удерживать интерес ребёнка, повышать мотивационную
готовность, поддерживает положительный эмоциональный
настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.
3 слайд
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного
аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых
понятия:
4 слайд
«био» - человек как биологический объект;
«энергия» - сила, необходимая для выполнения
определённых действий;
«пластика» - плавные движения тела, рук, характеризующиеся
непрерывностью, энергетической наполненностью,
эмоциональной выразительностью.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного
аппарата, если она пластичны, свободны, помогают активизировать
естественное распределение биоэнергии в организме. Это
активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает
координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика
синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает
внимание, память, мышление, речь.
5 слайд
Принцип биоэнергопластики – сопряжённая работа пальцев и
кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют
движения артикуляционного аппаракт. Комплекс упражнений с
использованием биоэнергопластики способствует развитию
подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь,
влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.
6 слайд
Цель применения:
- Профилактика предупреждения неправильного произношения
и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения;
-
Выработка качественных, полноценных движений и
определенных положений речедвигательного аппарата,
умения синтезировать простые движения в сложные;
ЗАДАЧИ:
-
Развивать подвижность мимико- артикуляционных мышц;
-
Вырабатывать четкие артикуляционные позиции губ и языка;
-
Совершенствовать пластику движений. Улучшать
координацию движений пальцев рук;
-
-Вырабатывать правильное речевое дыхание;
-
Развивать эмоциональную сферу ребенка;
7 слайд
Результаты применения биоэнергопластики:
развитие артикуляционной, мелкой моторики, памяти,
внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в
пространстве;
значительное облегчение постановки и введения звуков в
речь;
обеспечение успешности ребёнка;
развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности
и гибкости, что облегчает овладением навыком письма;
выстраивание преемственности в работе всех
заинтересованных участников образовательного пространства
в коррекции речи детей;
благотворное воздействие на психику ребёнка, на состояние
его физического и психического здоровья.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет
коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с
нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку
работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к
коре головного мозга от языка. И.П. Павлов считал, что любая
мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям
легче думать при повторяющихся физических действиях, например,
ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и
др. На двигательной активности построены все
нейропсихологические коррекционно-развивающие и
формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для
обучения ребёнка необходимо движение.
8 слайд
На начальном этапе ребёнок знакомится с органами
артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем
знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед
зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику
движениями ведущей руки. Ребёнок запоминает их, но сам пока не
выполняет.
Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Обычно воспитанник, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо
развиты память, внимание, связная речь.
На следующем этапе выполняются артикуляционные
упражнения с подключением рук ребёнка. Мама вместе с
ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением
кисти одной руки. Воспитанник учится выполнять одновременно
артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок
выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и
одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет
движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за
ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно
применять счёт, музыку, стихотворения. При этом двумя руками
взрослый продолжает давать чёткий образец движения.
Последний этап – заключительный. Когда ребёнок полностью
освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение. На
данном этапе воспитанник самостоятельно выполняет
артикуляционные упражнения с движениями рук.
9 слайд
Далее представлены артикуляционные упражнения с
использованием биоэнергопластики.
10 слайд
Таким образом, биоэнергопластика:
оптимизирует психологическую базу речи;
улучшает моторные возможности ребёнка по всем
параметрам;
способствует коррекции звукопроизношения, фонематических
процессов;
позволяет быстро убрать зрительную опору (зеркало) и
перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
11 слайд
Фрагмент сказки «Как зайчишке Тошке скучно было» ( на
автоматизацию звука [ш]).
Текст
Движения
артикуляционного
аппарата
кистей и пальцев рук
1
2
3
На лесной опушке
Упражнение «Лопатка»:
улыбнуться, обнажить
зубы, приоткрыть рот,
положить «широкий»
передний край
напряжённого языка на
нижние зубы,
удерживать положение
на счёт до пяти
Ладонь с сомкнутыми
пальцами опущена вниз
В маленькой избушке
Упражнение «Вкусное
варенье»: рот открыть,
облизать верхнюю губу,
выполнять движения
вверх-вниз
Кисти рук движутся
вверх-вниз
Жил-был зайчишка
Тошка
Упражнение
«Заборчик»:
улыбнуться, показать
верхние и нижние зубы,
удерживать губы в
таком положении на
счёт до пяти
Ладони находятся в
вертикальном
положении, пальцы
сомкнуты
Каждое утро мама-
зайчиха пекла для него
Упражнение «Бублик»:
зубы сомкнуты, губы
Пальцы соединены,
образуя круг
вкусные бублики
округлены и чуть
вытянуты вперёд, видны
верхние и нижние
резцы
Тошка за обе щеки
уплетал их
Упражнение «Накажем
язычок»: улыбнуться,
немного приоткрыть
рот, пошлёпать языком
между губами и
произнести «пя-пя-пя-
пя-пя…»
Руки разведены в
стороны, кулаки обеих
рук сжимаются и
разжимаются в такт
движениям челюстей
Прихлёбывал горячий
чай из красивой
чашечки. Ароматный
запах разносился по
всему лесу
Упражнение «Чашечка»:
открыть широко рот,
высунуть язык,
приподнять кончик и
боковые края языка
Ладони соединены в
форме чашки
В гости к зайцам
заглянула весёлая
змейка. Она
приветствовала
ушастиков на своём
змеином языке: «Ш-ш-
ш», а после угощения
благодарила: «Ш-ш-ш»
Произносить звук [ш]
длительно, коротко
Руки перед грудью,
локти опущены. Ладони
от себя. Волнообразные
движения руками
вперёд
Список использованной литературы:
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с
биоэнергоплкастикой. М., 2011.
Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с
биоэнергопластикой. М., 2011
Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг //Логопед.2007. №4
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. М., 2015.
Картотека гимнастики с биоэнергопластикой
1.
Качели
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в
альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к
альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счёт
от 1 до 10,поочерёдно касаться бугорков за верхними и за нижними
передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать
закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 5-6 раз. Вместо счёта
можно использовать стихотворные строки:
На качелях мы качались,
высоко вверх поднимались,
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Очень крепко ты держись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне
солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена
вниз. На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два»
опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем
вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.
2.Лошадка
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу.
Под счёт от 1 до 10 ритмично и сильно щёлкать языком. Затем закрыть рот,
держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо
счёта можно использовать стихотворные строки:
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне
солнечного сплетения,4 пальца сомкнуты с большим пальцем.
Под счёт от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим
пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.
Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до
5.Повторить упражнение 6-7 раз.
3.Гармошка
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, широко открыть рот, щёлкнуть
языком и присосать к нёбу. На счёт «два», «три», «четыре», «пять», «шесть»
опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба .При этом
рот открыт ,язык не опускается. Удерживать в таком положении под счёт от 1
до 6.Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить
упражнение 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Раз, два, три, четыре-
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть-
У нас гармошка есть.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне
солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в
форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счёт от 1 до 6 по очереди
выпрямлять и сгибать пальцы в такт
артикуляционным движениям.
Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до
5.Повторить упражнение 4-5 раз.
4.Расчёска
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой
руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся
горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счёт «один» провести
пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем
вернуть в исходное положение. На счёт «два» выполнить аналогичное
движение. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в
исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.
5.Чистим зубы
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «один» кончик языка опустить
за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под
счёт от 1 до 5.На счёт «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять
движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5.Затем закрыть рот,
держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо
счёта можно использовать стихотворные строки:
Мы, конечно ,очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре ,пять-
Будем ротик полоскать.
Описание движений кисти и пальцев рук.
Исходное положение-кисть находится горизонтально на уровне солнечного
сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт
«один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в
сторону, считая от 1 до 5.На счёт «два» поднять кисть вверх и так же
выполнять движения из стороны в сторону ,считая от 1 до 5.Пальцы
поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или
нижнее
положение языка. Затем вернуть кисть в исходное
положение, удерживать под счёт от 1 до 5.Выполнять упражнение
6-7 раз.
6.Грибок
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и
присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних
зубов. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.Затем
вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до
5.Повторить 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне
солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» кисть руки с сомкнутыми
пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме
«ковшика» под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и
удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 4-5 раз.
7.Маляр
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт. На счёт «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в
альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» немного продвинуть
язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по нёбу под
счёт от 1 до 4.На счёт «пять»-вернуть язык в исходное положение. Затем
закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5
раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Наведём порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмём мы в руки,
Всё покрасим сами.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне
солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На
счёт «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по
направлению к запястью. На счёт «пять» пальцы кисти возвращаются в
исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение
4-5 раз.