Напоминание

Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"


Автор: Глущенко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ГУЛЯЙ-БОРИСОВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: Х.ГУЛЯЙ-БОРИСОВКА ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАЙОН РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта изучения темы

Тема

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели

Образовательные:

Создавать

условия

для

совершенствования

навыка

чтения,

умения

работать

с

текстом

(прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду

картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).

Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,

вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной

работе, воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке .

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной

форме;

-

Познавательные

УУД:

ориентироваться

в

своей

системе

знаний; осуществлять

анализ

содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию

из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о

прочитанном,

определять

главную

мысль

текста,

соотносить

содержание

произведения

с

пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по

выставке книг и

и иллюстрациям,

отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку .

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие

в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить

ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в

другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация

пространства

Фронтальная работа, работа в группах.

Ресурсы:

Учебник, выставка книг, толковый словарь.

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотивация

(самоопределен

ие

к

учебной

деятельности)

(4 мин)

Осознанно

в х о д я т

в

пространство

учебной

Создаёт

условия

для

организованного

начала урока, для

самоопределения

-Прежде

чем

начать

наш

урок, я хотела бы задать вам

важный

вопрос:

«Зачем,

с

к а к о й целью

вы

пришли

сегодня

на

урок

чтения?

Уметь оформлять

с во и

м ы с л и

в

у с т н о й

ф о р м е

(Коммуникативн

ые УУД).

Цели:

-

актуализировать

т р е б о в а н и я

к

у ч е н и к у

с о

стороны учебной

деятельности;

-

с о з д а н и е

у с л о в и й

д л я

возникновения у

учеников

внутренней

потребности

в к л ю ч е н и я

в

учебную

деятельность;

-

уточнить

тип

урока;

деятельности.

Вспоминают

пословицы

об

учении.

к

у ч е б н о й

деятельности.

Начните

свой

ответ

со

слов

«Я хочу…»

.

- Д а в а й т е

в с п о м н и м

пословицы об ученье и труде.

-Вам

приятно

будет

узнать,

что

также

как

и

вы

думали

очень известные люди- физик

и изобретатель Эдисон.

« В а ж н е й ш а я

з а д а ч а

цивилизации-научить

человека мыслить.» Эдисон.

Самоопределение

,

Смыслообразован

ие.

(Личностные)

II.

Актуализация.

Формулирован

ие темы урока,

постановка

цели

(Прогнозирован

ие.

Целеполагание.

)

( 1 0

м и н )

( Р а б о т а

п о

технологии

продуктивного

чтения)

Принимают

проблемную

ситуацию.

С

п ом о щ ь ю

учителя

ставят

цель урока.

. С

п о м о щ ь ю

учителя

определяют имя

писателя.Ролева

я

и г р а

Создаёт

условия

для

успешного

формулирования

ц е л и

у р о к а

учащимися.

Создаёт

условия

для

прогнозирования

д е т ь ми

и м я

автора

произведения

через

выставку

-Вы

сейчас

самостоятельно

поставили цели нашего урока.

На доске: -познакомиться с….

-научиться читать….

-понимать смысл….

-отвечать на

вопросы

-рассуждать

-МЫСЛИТЬ

А

сейчас

мы

попытаемся

определить имя автора нового

произведения.Для

этого

нам

н е о б х о д и м о

в ы б р а т ь

б и бл и о т е к а р я ,

ко т о р ы й

познакомит

нас

с

выставкой

Уметь

работать

с

к н и ж н о й

выставкой.

Читать

название

книги и её автора.

У ч а с т и е

в

учебном диалоге.

Уметь оформлять

с во и

м ы с л и

в

у с т н о й

ф о р м е

(Коммуникативн

ые УУД).

Уметь определять

и

формулировать

1 . Р а б о т а

с

т е к с т о м

д о

чтения.

Цели:

-

организовать

формулирование

т е м ы

у р о к а

учащимися;

-

организовать

постановку цели

урока

учащимися.

-организовать

р а б о т у

с

выставкой книг.

-организовать

р а б о т у

с

фотовыставкой

«библиотекарь»

Работает группа

Р В С .

Д е т и

рассказывают

о

ж и з н и

и

творчестве

Л.Н.Толстого.

Роле ва я

и г р а

«экскурсовод по

фотовыставке»

книг.

Корректирует

ответы детей.

Создаёт

условия

для

прогнозирования

содержания

произведения

через

иллюстративный

р я д .

С о з д а ё т

проблемную

ситуацию.

книг.

-Посмотрите

на

выставку

к н и г.

П р о ч и т а й т е

и х

названия

.Как

вы

думаете,

скаким писателем мы сегодня

познакомимся?

-Верно. Это Л.Н. Толстой.Его

книги переведены на многие

языки мира.

- Я

п р и г л а ш а ю

м о и х

помощников, группу РВС

Познакомьте

нас

с

автором

этого произведения.

(Рассказ детей )

Для того, чтобы определить о

чем мы будем сегодня читать

(содержание

произведения)

н а м

н а д о

в ы б р а т ь

э к с к у р с о в о д а

п о

фотовыставке.

-Расскажите, что вы видите на

фотографиях.

Делайте

свои

предположения.

-Верно.

Читать

мы

будем

о

пожилих людях,об отношении

в

с е м ь е

к

с т а р ы м

людям.Называется

произведение «Старый дед и

внучек».А

если

говорить

глубже-рассуждать мы будем

о таком сложном понятии как

СТАРОСТЬ.

Уметь

раскрыть

тему

задания

в

устном

сообщении

кратко и точно.

Уметь

работать

над

текстом

до

чтения.

(прогнозировать

содержание

т е к с т а

п о

выставке

книг

и

по

фотовыставке

и

иллюстрации,

о т в е ч а т ь

н а

в о п р о с ы

п о

содержанию).

цель

на

уроке

с

помощью

учителя

(Регулятивные

УУД).

III.

И зу ч е н и е

нового

(Совместная

деятельность по

достижению

цели)

(15 мин)

Цели:

-

организовать

р а б о т у

н а д

понятием

-

организовать

работу по

п о и с к у

информации

в

словаре

-организовать

р а б о т у

п о

иллюстрации

2 . Р а б о т а

с

т е к с т о м

в о

время чтения.

-организовать

р а б о т у

н а д

содержанием

произведения

-Отвечают

на

вопросы,

о п и р а я с ь

н а

жизненный

опыт

.Выводят

самостоятельно

понятие

« старость»

Ищут

информацию

в

толковом

словаре.

Прогнозируют

(предвосхищаю

т)

содержание

текста

по

иллюстрации.

Знакомят ся

с

текстом.

Р а б о т а ю т

с

т е к с т о м

п о

приёму

Ч Т Е Н И Е

С

МАРКИРОВКО

Й

Создаёт

условия

д л я

п о и с к а

нужной

информации

в

толковом

словаре.

Организует

р а б о т у

п о

иллюстрации.

Организует

первичное

чтение

т е к с т а

произведения.

Ставит

проблемный

вопрос.

-А как вы думаете, что такое

старость

,

попробуйте

дать

своё

определение.

(ответы

детей)

теперь

проверим

наши

предположения

по

словарю.

Работает группа РВС:

-разведай

-выясни

-сообщи

(ответы детей по словарю)

О т к р о й т е

у ч е б н и к

,

посмотрите на иллюстрацию.

Давайте подумаем, какое это

произведение по настроению?

(ответы детей)

А

т е п е р ь

н а к о н е ц - т о

прочитаем это произведение и

проверим, правы ли мы были.

- П р о в е р и м

н а ш и

предположения.

З н а ко м с т в о

с

т е к с т о м -

первичное чтение. ЧТЕНИЕ С

МАРКИРОВКОЙ.

Взяли

в

руки карандаши.

- П о н р а в и л о с ь

в а м

произведение? Чем? Дети, вы

ведь сами сказали, что текст

Уметь определять

настроение

т е к с т а

п о

иллюстрации

к

нему.

Ум е т ь

ч и т а т ь

текст

в ыра жа я

настроение.

Уметь

аргументировать

своё

мнение

с

опорой на текст

(РегулятивныеУУ

Д)

Уметь

оценивать

поступок героя с

т о ч к и

з р е н и я

общечеловечески

х норм (Л)

Уметь оформлять

с во и

м ы с л и

в

устной

ф орм е ,

с л у ш а т ь

и

понимать

р еч ь

других

(Коммуникативн

ые УУД).

Уметь

ориентироваться

в

своей

системе

знаний;

осуществлять

анализ

объектов

-организовать

р а б о т у

п о

поиску

информации

в

словаре

О т в еч а ю т

н а

в о п р о с ы

п о

содержанию,

подтверждают

с л о в а м и

и з

текста.

Р а б о т а ю т

с

Толковыми

словарями

разных авторов.

Ищут

о т в е т ы

(строят

предположения)

на

проблемные

вопросы.

Выполняют

з а д а н и я

н а

выборочное

чтение.Отвечаю

т на вопросы по

содержанию.

Организует

р а б о т у

п о

формированию

умений

находить

о т в е т ы

н а

поставленные

вопросы,

используя текст.

Создаёт ещё одну

проблемную

ситуацию.

грустный.

А

разве

может

нравится

что-то

грустное?

Чем? Почему?

-Понравилась

ли

вам

эта

семья?

-Хотели бы вы быть членом

такой семьи?

- К а к и е

с л о в а

д л я

в а с

непонятны

и

незнакомы?

Д а в а й т е

н а й д ё

и х

определение

в

толковом

словаре.

ЛОХАНКА

НЕВЕСТКА

БРАНИТЬ

СЛАЖИВАЕТ

-Есть в

тексте то, что вас

УДИВИЛО

или

заставило

задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы

НЕ СОГЛАСНЫ?.

В т о р и ч н о е

ч т е н и е

(осознанное)

-Почему

же

дедушку

не

сажали за стол?

Что и зачем мастерил Миша

из дерева?

- П о ч е м у

е г о

р о д и т е л и

заплакали?

Физкультминутка

Уметь работать с

толковым

словарём.

Знать

п р и н ц и п ы

е г о

построения.

(Познавательные

УУД).

У м е т ь находить

о т в е т ы

н а

вопросы в тексте,

иллюстрациях;

преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую:

составлять

о т в е т ы

н а

вопросы

(Познавательные

УУД).

Уметь оформлять

с во и

м ы с л и

в

устной

ф орм е ,

с л у ш а т ь

и

понимать

р еч ь

других

(Коммуникативн

ые УУД).

Р а б о т а ю т

с

текстом.

IV. Закрепление

нового

3 . Р а б о т а

с

текстом

после

чтения. (10 мин)

Цель:

-

-организовать

р а б о т у

с

кластером

-организовать

работу в группах

по

творческим

заданиям

Минутка

перевоплощени

я.

Ученик

делает

предположения

по

поставленному

вопросу.

Р а б о т а ю т

в

г р у п п а х

п о

заданию.

(собрать

п о с л о в и ц ы

о

с е м ь е

и

Задаёт

наводящие

вопросы,

способствует

перевоплощению

уч-ка.

Открывает

К Л А С Т Е Р

н а

д о с к е

с

основными

понятиями.

Создаёт

новую

проблемную

ситуацию

-Как вы думаете, хорошо ли ,

уютно было дедушке в такой

семье? Почему?.

-А что надо сделать , чтобы

старым людям было хорошо?

Д л я

э т о г о

п р о в е д ё м

маленькое

перевоплощение.

(Один

ученик

выходит

к

доске)

-Представь себе, что прошло

много, много лет и ты сейчас

старый

дедушка.Как

бы

ты

х о т е л ,

ч т о

б ы

к

т е б е

относились?

Что

хочется

больше

всего?

( р ол е в о е

перевоплощение

ученика

и

его предположения)

Н а

д о с ке

о т к р ы в а е т с я :

(решение

главного

вопроса-

проблемы урока)

уважение,

любовь,

забота,

помощь, послушание, доброе

с л о в о ,

ч у т к о с т ь ,

внимание,поддержка,

сострадание и самое главное-

СЕМЬЯ)

Р а б о т а

в

г р у п п а х . -

Вспомните правила работы в

группах.

«Знатоки

народной

мудрости» Задание: Соберите

Уметь работать с

пословицами.

Выполнять роль в

группе,

сотрудничать

в

совместном

решении учебной

задачи

(Коммуникативн

ые УУД)

обьяснить

и х

смысл)

(подарки)

Создаёт условия

для

у с п е ш н о й

р а б о т ы

в

группах.

п о с л о в и ц ы

о

с е м ь е

..Объясните их смысл.(На что

и клад, когда в семье лад.

Семья без детей, что цветок

без запаха.

Семья сильна, когда над ней

крыша одна.

Кто родителей почитает вовек

не умирает.

Вся семья вместе и душа на

месте.

Детки-радость,

детки

же

и

горе.

При солнышке тепло, а при

матери добро.)

V.

Ре флексия

учебной

деятельности

на уроке (5 мин)

Цели:

-организовать

рефлексию:

1.настроения

и

эмоционального

состояния

2.рефлексия

Осознают новые

з н а н и я

и

умения.

О т в еч а ю т

н а

вопросы

учителя.

П о

с х е м е

рассказывают,

ч т о

у з н а л и ,

знают,

смогли.

Используют

Создаёт условия

для

рефлексивной

деятельности.

.

Организует

самооценку

-Считаете ли вы , что мы не

напрасно провели эти минуты

вместе?

-Зачем

нам

нужен

был

этот

урок?

Расскажите

по

схеме (Я –

знаю, запомнил, смог), чему

н а у ч и л и с ь

н а

у р о к е .

(Рефлексивный экран)

- П о к а ж и т е

с

п о м о щ ь ю

Уметь оформлять

с во и

м ы с л и

в

у с т н о й

ф о р м е

(Коммуникативн

ые УУД).

Уметь

оценивать

правильность

выполнения

д е й с т в и я

н а

уровне

адекватной

ретроспективной

деятельности

и

самооценку

учениками

собственной

учебной

деятельности.

рефлексивный

экран.

Делают

самооценку

учебной

деятельности.

цветных

карточек,

каким

на

ваш взгляд получился урок по

цвету?

оценки

(Регулятивные

УУД).

Способность

к

самооценке

(Личностные

УУД).

И т о г

у р о к а .

Домашнее

задание.

Принимают д/з.

Создаёт

условия

для

осознанного

принятия д/з.

-

Научиться

читать

текст

выразительно,

передавать

настроение автора.

-Составить

рассказ

о

своей

семье.



В раздел образования