Автор: Глущенко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ГУЛЯЙ-БОРИСОВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: Х.ГУЛЯЙ-БОРИСОВКА ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАЙОН РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Раздел: начальное образование
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологическая карта изучения темы
Тема
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Цели
Образовательные:
Создавать
условия
для
совершенствования
навыка
чтения,
умения
работать
с
текстом
(прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду
картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,
вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной
работе, воспитанию интереса к чтению
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке .
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной
форме;
-
Познавательные
УУД:
ориентироваться
в
своей
системе
знаний; осуществлять
анализ
содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию
из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о
прочитанном,
определять
главную
мысль
текста,
соотносить
содержание
произведения
с
пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по
выставке книг и
и иллюстрациям,
отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку .
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие
в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в
другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Организация
пространства
Фронтальная работа, работа в группах.
Ресурсы:
Учебник, выставка книг, толковый словарь.
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Мотивация
(самоопределен
ие
к
учебной
деятельности)
(4 мин)
Осознанно
в х о д я т
в
пространство
учебной
Создаёт
условия
для
организованного
начала урока, для
самоопределения
-Прежде
чем
начать
наш
урок, я хотела бы задать вам
важный
вопрос:
«Зачем,
с
к а к о й целью
вы
пришли
сегодня
на
урок
чтения?
Уметь оформлять
с во и
м ы с л и
в
у с т н о й
ф о р м е
(Коммуникативн
ые УУД).
Цели:
-
актуализировать
т р е б о в а н и я
к
у ч е н и к у
с о
стороны учебной
деятельности;
-
с о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
учебную
деятельность;
-
уточнить
тип
урока;
деятельности.
Вспоминают
пословицы
об
учении.
к
у ч е б н о й
деятельности.
Начните
свой
ответ
со
слов
«Я хочу…»
.
- Д а в а й т е
в с п о м н и м
пословицы об ученье и труде.
-Вам
приятно
будет
узнать,
что
также
как
и
вы
думали
очень известные люди- физик
и изобретатель Эдисон.
« В а ж н е й ш а я
з а д а ч а
цивилизации-научить
человека мыслить.» Эдисон.
Самоопределение
,
Смыслообразован
ие.
(Личностные)
II.
Актуализация.
Формулирован
ие темы урока,
постановка
цели
(Прогнозирован
ие.
Целеполагание.
)
( 1 0
м и н )
( Р а б о т а
п о
технологии
продуктивного
чтения)
Принимают
проблемную
ситуацию.
С
п ом о щ ь ю
учителя
ставят
цель урока.
. С
п о м о щ ь ю
учителя
определяют имя
писателя.Ролева
я
и г р а
Создаёт
условия
для
успешного
формулирования
ц е л и
у р о к а
учащимися.
Создаёт
условия
для
прогнозирования
д е т ь ми
и м я
автора
произведения
через
выставку
-Вы
сейчас
самостоятельно
поставили цели нашего урока.
На доске: -познакомиться с….
-научиться читать….
-понимать смысл….
-отвечать на
вопросы
-рассуждать
-МЫСЛИТЬ
А
сейчас
мы
попытаемся
определить имя автора нового
произведения.Для
этого
нам
н е о б х о д и м о
в ы б р а т ь
б и бл и о т е к а р я ,
ко т о р ы й
познакомит
нас
с
выставкой
Уметь
работать
с
к н и ж н о й
выставкой.
Читать
название
книги и её автора.
У ч а с т и е
в
учебном диалоге.
Уметь оформлять
с во и
м ы с л и
в
у с т н о й
ф о р м е
(Коммуникативн
ые УУД).
Уметь определять
и
формулировать
1 . Р а б о т а
с
т е к с т о м
д о
чтения.
Цели:
-
организовать
формулирование
т е м ы
у р о к а
учащимися;
-
организовать
постановку цели
урока
учащимися.
-организовать
р а б о т у
с
выставкой книг.
-организовать
р а б о т у
с
фотовыставкой
«библиотекарь»
Работает группа
Р В С .
Д е т и
рассказывают
о
ж и з н и
и
творчестве
Л.Н.Толстого.
Роле ва я
и г р а
«экскурсовод по
фотовыставке»
книг.
Корректирует
ответы детей.
Создаёт
условия
для
прогнозирования
содержания
произведения
через
иллюстративный
р я д .
С о з д а ё т
проблемную
ситуацию.
книг.
-Посмотрите
на
выставку
к н и г.
П р о ч и т а й т е
и х
названия
.Как
вы
думаете,
скаким писателем мы сегодня
познакомимся?
-Верно. Это Л.Н. Толстой.Его
книги переведены на многие
языки мира.
- Я
п р и г л а ш а ю
м о и х
помощников, группу РВС
Познакомьте
нас
с
автором
этого произведения.
(Рассказ детей )
Для того, чтобы определить о
чем мы будем сегодня читать
(содержание
произведения)
н а м
н а д о
в ы б р а т ь
э к с к у р с о в о д а
п о
фотовыставке.
-Расскажите, что вы видите на
фотографиях.
Делайте
свои
предположения.
-Верно.
Читать
мы
будем
о
пожилих людях,об отношении
в
с е м ь е
к
с т а р ы м
людям.Называется
произведение «Старый дед и
внучек».А
если
говорить
глубже-рассуждать мы будем
о таком сложном понятии как
СТАРОСТЬ.
Уметь
раскрыть
тему
задания
в
устном
сообщении
кратко и точно.
Уметь
работать
над
текстом
до
чтения.
(прогнозировать
содержание
т е к с т а
п о
выставке
книг
и
по
фотовыставке
и
иллюстрации,
о т в е ч а т ь
н а
в о п р о с ы
п о
содержанию).
цель
на
уроке
с
помощью
учителя
(Регулятивные
УУД).
III.
И зу ч е н и е
нового
(Совместная
деятельность по
достижению
цели)
(15 мин)
Цели:
-
организовать
р а б о т у
н а д
понятием
-
организовать
работу по
п о и с к у
информации
в
словаре
-организовать
р а б о т у
п о
иллюстрации
2 . Р а б о т а
с
т е к с т о м
в о
время чтения.
-организовать
р а б о т у
н а д
содержанием
произведения
-Отвечают
на
вопросы,
о п и р а я с ь
н а
жизненный
опыт
.Выводят
самостоятельно
понятие
« старость»
Ищут
информацию
в
толковом
словаре.
Прогнозируют
(предвосхищаю
т)
содержание
текста
по
иллюстрации.
Знакомят ся
с
текстом.
Р а б о т а ю т
с
т е к с т о м
п о
приёму
Ч Т Е Н И Е
С
МАРКИРОВКО
Й
Создаёт
условия
д л я
п о и с к а
нужной
информации
в
толковом
словаре.
Организует
р а б о т у
п о
иллюстрации.
Организует
первичное
чтение
т е к с т а
произведения.
Ставит
проблемный
вопрос.
-А как вы думаете, что такое
старость
,
попробуйте
дать
своё
определение.
(ответы
детей)
-А
теперь
проверим
наши
предположения
по
словарю.
Работает группа РВС:
-разведай
-выясни
-сообщи
(ответы детей по словарю)
О т к р о й т е
у ч е б н и к
,
посмотрите на иллюстрацию.
Давайте подумаем, какое это
произведение по настроению?
(ответы детей)
А
т е п е р ь
н а к о н е ц - т о
прочитаем это произведение и
проверим, правы ли мы были.
- П р о в е р и м
н а ш и
предположения.
З н а ко м с т в о
с
т е к с т о м -
первичное чтение. ЧТЕНИЕ С
МАРКИРОВКОЙ.
Взяли
в
руки карандаши.
- П о н р а в и л о с ь
в а м
произведение? Чем? Дети, вы
ведь сами сказали, что текст
Уметь определять
настроение
т е к с т а
п о
иллюстрации
к
нему.
Ум е т ь
ч и т а т ь
текст
в ыра жа я
настроение.
Уметь
аргументировать
своё
мнение
с
опорой на текст
(РегулятивныеУУ
Д)
Уметь
оценивать
поступок героя с
т о ч к и
з р е н и я
общечеловечески
х норм (Л)
Уметь оформлять
с во и
м ы с л и
в
устной
ф орм е ,
с л у ш а т ь
и
понимать
р еч ь
других
(Коммуникативн
ые УУД).
Уметь
ориентироваться
в
своей
системе
знаний;
осуществлять
анализ
объектов
-организовать
р а б о т у
п о
поиску
информации
в
словаре
О т в еч а ю т
н а
в о п р о с ы
п о
содержанию,
подтверждают
с л о в а м и
и з
текста.
Р а б о т а ю т
с
Толковыми
словарями
разных авторов.
Ищут
о т в е т ы
(строят
предположения)
на
проблемные
вопросы.
Выполняют
з а д а н и я
н а
выборочное
чтение.Отвечаю
т на вопросы по
содержанию.
Организует
р а б о т у
п о
формированию
умений
находить
о т в е т ы
н а
поставленные
вопросы,
используя текст.
Создаёт ещё одну
проблемную
ситуацию.
грустный.
А
разве
может
нравится
что-то
грустное?
Чем? Почему?
-Понравилась
ли
вам
эта
семья?
-Хотели бы вы быть членом
такой семьи?
- К а к и е
с л о в а
д л я
в а с
непонятны
и
незнакомы?
Д а в а й т е
н а й д ё
и х
определение
в
толковом
словаре.
ЛОХАНКА
НЕВЕСТКА
БРАНИТЬ
СЛАЖИВАЕТ
-Есть в
тексте то, что вас
УДИВИЛО
или
заставило
задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы
НЕ СОГЛАСНЫ?.
В т о р и ч н о е
ч т е н и е
(осознанное)
-Почему
же
дедушку
не
сажали за стол?
Что и зачем мастерил Миша
из дерева?
- П о ч е м у
е г о
р о д и т е л и
заплакали?
Физкультминутка
Уметь работать с
толковым
словарём.
Знать
п р и н ц и п ы
е г о
построения.
(Познавательные
УУД).
У м е т ь находить
о т в е т ы
н а
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую:
составлять
о т в е т ы
н а
вопросы
(Познавательные
УУД).
Уметь оформлять
с во и
м ы с л и
в
устной
ф орм е ,
с л у ш а т ь
и
понимать
р еч ь
других
(Коммуникативн
ые УУД).
Р а б о т а ю т
с
текстом.
IV. Закрепление
нового
3 . Р а б о т а
с
текстом
после
чтения. (10 мин)
Цель:
-
-организовать
р а б о т у
с
кластером
-организовать
работу в группах
по
творческим
заданиям
Минутка
перевоплощени
я.
Ученик
делает
предположения
по
поставленному
вопросу.
Р а б о т а ю т
в
г р у п п а х
п о
заданию.
(собрать
п о с л о в и ц ы
о
с е м ь е
и
Задаёт
наводящие
вопросы,
способствует
перевоплощению
уч-ка.
Открывает
К Л А С Т Е Р
н а
д о с к е
с
основными
понятиями.
Создаёт
новую
проблемную
ситуацию
-Как вы думаете, хорошо ли ,
уютно было дедушке в такой
семье? Почему?.
-А что надо сделать , чтобы
старым людям было хорошо?
Д л я
э т о г о
п р о в е д ё м
маленькое
перевоплощение.
(Один
ученик
выходит
к
доске)
-Представь себе, что прошло
много, много лет и ты сейчас
старый
дедушка.Как
бы
ты
х о т е л ,
ч т о
б ы
к
т е б е
относились?
Что
хочется
больше
всего?
( р ол е в о е
перевоплощение
ученика
и
его предположения)
Н а
д о с ке
о т к р ы в а е т с я :
(решение
главного
вопроса-
проблемы урока)
уважение,
любовь,
забота,
помощь, послушание, доброе
с л о в о ,
ч у т к о с т ь ,
внимание,поддержка,
сострадание и самое главное-
СЕМЬЯ)
Р а б о т а
в
г р у п п а х . -
Вспомните правила работы в
группах.
«Знатоки
народной
мудрости» Задание: Соберите
Уметь работать с
пословицами.
Выполнять роль в
группе,
сотрудничать
в
совместном
решении учебной
задачи
(Коммуникативн
ые УУД)
обьяснить
и х
смысл)
(подарки)
Создаёт условия
для
у с п е ш н о й
р а б о т ы
в
группах.
п о с л о в и ц ы
о
с е м ь е
..Объясните их смысл.(На что
и клад, когда в семье лад.
Семья без детей, что цветок
без запаха.
Семья сильна, когда над ней
крыша одна.
Кто родителей почитает вовек
не умирает.
Вся семья вместе и душа на
месте.
Детки-радость,
детки
же
и
горе.
При солнышке тепло, а при
матери добро.)
V.
Ре флексия
учебной
деятельности
на уроке (5 мин)
Цели:
-организовать
рефлексию:
1.настроения
и
эмоционального
состояния
2.рефлексия
Осознают новые
з н а н и я
и
умения.
О т в еч а ю т
н а
вопросы
учителя.
П о
с х е м е
рассказывают,
ч т о
у з н а л и ,
знают,
смогли.
Используют
Создаёт условия
для
рефлексивной
деятельности.
.
Организует
самооценку
-Считаете ли вы , что мы не
напрасно провели эти минуты
вместе?
-Зачем
нам
нужен
был
этот
урок?
Расскажите
по
схеме (Я –
знаю, запомнил, смог), чему
н а у ч и л и с ь
н а
у р о к е .
(Рефлексивный экран)
- П о к а ж и т е
с
п о м о щ ь ю
Уметь оформлять
с во и
м ы с л и
в
у с т н о й
ф о р м е
(Коммуникативн
ые УУД).
Уметь
оценивать
правильность
выполнения
д е й с т в и я
н а
уровне
адекватной
ретроспективной
деятельности
и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
рефлексивный
экран.
Делают
самооценку
учебной
деятельности.
цветных
карточек,
каким
на
ваш взгляд получился урок по
цвету?
оценки
(Регулятивные
УУД).
Способность
к
самооценке
(Личностные
УУД).
И т о г
у р о к а .
Домашнее
задание.
Принимают д/з.
Создаёт
условия
для
осознанного
принятия д/з.
-
Научиться
читать
текст
выразительно,
передавать
настроение автора.
-Составить
рассказ
о
своей
семье.