Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 4 "Сказочный город"
Населённый пункт: Славянск - на - Кубани
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Славянск – на – Кубани муниципального образования
Славянский район
Консультация для педагогов
по теме:
«
Роль фольклора в развитии
коммуникативных навыков детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Дмитренко В.А.
2022 год
«Начало искусства слова – в фольклоре»
М. Горький
Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого
общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде
всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи
формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются
основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и
язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ
мыслей и действий.
Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь
средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления
человека, абстрактное мышление невозможно без речи.
При наборе детей в группу многие воспитатели столкиваются с проблемой:
дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут общаться друг с другом.
При обследовании выявляется, что речь плохо развита у большинства детей.
Для того, чтобы решить эту проблему необходимо поставить цель:
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Работу по формированию речевых умений и навыков детей необходимо
выстраивать в тесном взаимодействии с родителями.
Младшим детям свойственно особое восприятие и особое отношение к
фольклорным
текстам,
что
обусловлено
спецификой
возраста
и
интенсивностью социализации. Попевки, приговорки, потешки - первые
художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними
обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру,
играет
неоценимую
роль
во
всестороннем
развитии.
Их
звучность,
ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают
желание повторять, запоминать, что, в свою очередь, способствует развитию
разговорной речи.
В работе с детьми желательно использовать следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю,
снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки
-
коротенькие
стишки,
служащие
для
справедливого
распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной
и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то
смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Фольклорные произведения благотворно влияют на общение с ребенком в
разные режимные моменты. Правильно подобранная потешка, помогает
установить контакт с детьми. Знакомство с новой потешкой осуществлять
поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применять действие
игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем
можно воспользоваться и пальчиковым театром. Тактично, с чувством меры, с
учётом доступности восприятия, включать потешки, припевки не только на
занятиях, но и в повседневном разговоре с детьми
В среднем и старшем возрасте большое место отводить народным сказкам.
Самое
пристальное
внимание
уделять
формированию
оценки
таких
нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье,
добро и зло, щедрость и жадность.
Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как
фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается
язык, лексика.Все лексические, грамматические и интонационные упражнения
проводить на материале поговорок, пословиц, загадок, которые уточняют
представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют
художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение
способствует
осознанному
переносу
сформированных
представлений
в
словесное творчество.
Со старшими детьми использовать беседы и более сложный фольклорный
материал. Составлять загадки о предметах старинного русского быта. Дети
становятся сообразительнее,
начинают
логически думать.
Очень
важно
обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову.
Логично использовать приём «вхождения» в произведение – частичной
драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми.
Метод проектов позволяет создать условия для ключевых компонентов, таких
как умение работать с информацией, умение видеть и решать социально-
значимые
проблемы,
ставить
цели
и
принимать
решения,
развивать
коммуникативные умения.
В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством
пробуждения
познавательной
активности,
самостоятельности,
яркой
индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек
вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего
образный язык народного поэтического творчества для выражения своей
заботы, нежности; веры в ребенка.
Литература:
1.
Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.
2.
Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.
3.
Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.
4.
Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб.,
1994.
5.
Мельников М. Н. Русский детский фольклор - М., 1987
6.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста /
Штанько И.В.//Управление ДОУ. – 2004. - № 4
7.
Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год
обучения). - М., 1994.
8.
Новицкая М. Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с
тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.