Напоминание

Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"


Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 4 "Сказочный город"
Населённый пункт: Славянск - на - Кубани
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Славянск – на – Кубани муниципального образования

Славянский район

Консультация для педагогов

по теме:

«

Роль фольклора в развитии

коммуникативных навыков детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Дмитренко В.А.

2022 год

«Начало искусства слова – в фольклоре»

М. Горький

Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного

возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого

общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде

всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи

формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются

основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и

язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ

мыслей и действий.

Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь

средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления

человека, абстрактное мышление невозможно без речи.

При наборе детей в группу многие воспитатели столкиваются с проблемой:

дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут общаться друг с другом.

При обследовании выявляется, что речь плохо развита у большинства детей.

Для того, чтобы решить эту проблему необходимо поставить цель:

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко

устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Работу по формированию речевых умений и навыков детей необходимо

выстраивать в тесном взаимодействии с родителями.

Младшим детям свойственно особое восприятие и особое отношение к

фольклорным

текстам,

что

обусловлено

спецификой

возраста

и

интенсивностью социализации. Попевки, приговорки, потешки - первые

художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними

обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру,

играет

неоценимую

роль

во

всестороннем

развитии.

Их

звучность,

ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают

желание повторять, запоминать, что, в свою очередь, способствует развитию

разговорной речи.

В работе с детьми желательно использовать следующие виды фольклора:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю,

снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки

-

коротенькие

стишки,

служащие

для

справедливого

распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной

и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то

смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей

необычностью веселят детей.

Фольклорные произведения благотворно влияют на общение с ребенком в

разные режимные моменты. Правильно подобранная потешка, помогает

установить контакт с детьми. Знакомство с новой потешкой осуществлять

поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применять действие

игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем

можно воспользоваться и пальчиковым театром. Тактично, с чувством меры, с

учётом доступности восприятия, включать потешки, припевки не только на

занятиях, но и в повседневном разговоре с детьми

В среднем и старшем возрасте большое место отводить народным сказкам.

Самое

пристальное

внимание

уделять

формированию

оценки

таких

нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье,

добро и зло, щедрость и жадность.

Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как

фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается

язык, лексика.Все лексические, грамматические и интонационные упражнения

проводить на материале поговорок, пословиц, загадок, которые уточняют

представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют

художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение

способствует

осознанному

переносу

сформированных

представлений

в

словесное творчество.

Со старшими детьми использовать беседы и более сложный фольклорный

материал. Составлять загадки о предметах старинного русского быта. Дети

становятся сообразительнее,

начинают

логически думать.

Очень

важно

обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову.

Логично использовать приём «вхождения» в произведение – частичной

драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми.

Метод проектов позволяет создать условия для ключевых компонентов, таких

как умение работать с информацией, умение видеть и решать социально-

значимые

проблемы,

ставить

цели

и

принимать

решения,

развивать

коммуникативные умения.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством

пробуждения

познавательной

активности,

самостоятельности,

яркой

индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек

вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего

образный язык народного поэтического творчества для выражения своей

заботы, нежности; веры в ребенка.

Литература:

1.

Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.

2.

Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной

культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.

3.

Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.

4.

Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб.,

1994.

5.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор - М., 1987

6.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста /

Штанько И.В.//Управление ДОУ. – 2004. - № 4

7.

Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год

обучения). - М., 1994.

8.

Новицкая М. Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с

тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.



В раздел образования