Автор: Яковлев Михаил Вячеславович
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Вольский строительный лицей"
Населённый пункт: город Вольск Саратовская область
Наименование материала: Статья "Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения"
Тема: воспитание "трудных" подростков в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения.
Яковлев М.В. воспитатель общежития ГБПОУ СО «ВСЛ»
Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят
детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых
оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми
трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике
можно
написать
десятка
два
прилагательных
с
приставкой
“не”;
невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели
эти
дети
–
какие-то
злоумышленники?
Ничего
подобного!
Они
трудные
потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин
(медико-биологических,
педагогических
и
психологических)
им
трудно
учиться
по
общей
программе,
идти
общим
темпом,
выполнять
общие
требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники.
Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный
темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться,
одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов
здесь
тысячи.
Есть
трудные
подростки
-
больные,
запущенные
плохими
родителями
и
воспитателями.
Но
существует
и
мнимая
трудность-
нестандартность,
оригинальность
подростка.
Каждый
трудный
ребенок
труден по-своему.
Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От
того,
насколько
вовремя
они
выявлены
и
насколько
адекватна
помощь,
предлагаемая
подростку,
зависит
его
психологическое
благополучие
в
будущем.
У
значительной
части
подростков
“трудности”
являются
следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав,
стремления добиться их признания со стороны взрослых.
Дети
подросткового
возраста
наиболее
зависимы
от
микросреды
складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является
семья. Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она
стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их
интересами
–
как
собственными.
Поэтому
семья
может
быть
мощным
источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям
то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства,
открытые человечеством.
Но
для
семей,
где
воспитываются
подростки
–
правонарушители,
типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры,
драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример
родителей:
равнодушие
к
людям,
лицемерие,
грубость,
нечестность,
тунеядство,
алкоголизм,
преступления
совершаемые
взрослыми
членами
семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из
важнейших причин трудновоспитуемости подростков.
Положение
подростков
в
таких
семьях
исключительно
тяжелое.
Личность
ребенка
здесь
постоянно
ущемляется.
Характерно,
что
в
этих
семьях
основным
методом
наказания
подростков,
дополняющим
оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно
побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма
самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто
не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня,
или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие,
как занятость, болезнь и пр.
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться,
прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с
учетом
тех
конкретных
обстоятельств
и
неблагоприятных
условий
воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных
проявлений
и
отклонений.
Поэтому
весьма
трудно,
да,
пожалуй,
и
невозможно
дать
рецепт
на
каждый
трудный
случай
педагогической
практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической
работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-
педагогической реабилитации.
Одним из важнейших принципов является опора на положительные
качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение
“трудного”,
высказывание
окончательных
мрачных
прогнозов
типа
“из
такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он
все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении
“трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие
успешной социально-педагогической реабилитации.
Не
менее
важным
является
формирование
будущих
жизненных
устремлений
подростка,
связанных
прежде
всего
с
профессиональной
ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально
и
педагогически
запущенные
обучающиеся,
имея
хрониче скую
неуспеваемость
по
школьным
предметам,
часто
отчаиваются,
перестают
верить
в
свои
силы,
не
видят
своего
будущего,
живут
одним
днем,
сиюминутными
развлечениями
и
удовольствиями,
часто
создают
весьма
серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности
подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не
могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными
гражданами
общества,
необходимо
помочь
им
в
выборе
профессии
в
соответствии
с
их
возможностями,
склонностями,
уровнем
имеющихся
знаний.
Коррекция
поведения
“трудного”
подростка
предполагает
в
первую
очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со
взрослыми,
так
и
со
сверстниками,
и
“лечении”
социальной
ситуации.
Чрезвычайно
важным
представляется
анализ
социометрического
статуса
подростка в коллективе группы, в среде сверстников, определении места,
которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того,
насколько
оправдываются
его
престижные
ожидания,
имеет
ли
место
психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и
причин, а так же возможные пути преодоления.
Хотелось
бы
предложить
следующие
рекомендации
для
родителей
трудновоспитуемых подростков (Р. В. Овчарова):
Отнеситесь к проблеме “трудного” ребенка, прежде всего с позиции
понимания трудностей самого ребенка.
Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не
уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку.
Поднимитесь
над
вашими
собственными
проблемами,
чтобы
увидеть
проблемы вашего ребенка.
К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда
имеют место. Не следует думать о том, что есть “легкие” дети. Воспитание
ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и
возможностях.
Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания.
Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной
ситуации.
Не
оценивайте
своего
ребенка
плохо
из-за
какого-то
плохого
проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность
ребенка.
Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в
его
перспективу;
у
нас
много
проблем,
но
я
их
вижу,
а
правильно
поставленная проблема наполовину уже решена).
Никогда
не
злоупотребляйте
доверием
подростка.
Даже
самая
незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный
разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах
наших
подопечных
человеком,
достойным
доверия
и
уважения.
Любому
родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в
родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их
ребенка,
уметь
видеть
в
каждом
трудновоспитуемом,
“испорченном”
подростке хорошие стороны.