Напоминание

Дидактическая игра на уроках русского языка


Автор: Литвякова Анастасия Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Инженерный лицей НГТУ"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: научная статья
Тема: Дидактическая игра на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактическая игра на уроках русского языка

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра

– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем

мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В.А. Сухомлинский

Как сделать урок русского языка интересным, и любимым предметом

для ребенка? Ответ прост. В этом нам может помочь дидактическая игра.

Один из факторов, повышающих интерес к занятиям является

занимательность в обучении. Как отмечает М.Р. Львов занимательность в

обучении «реализуется в процессе обучения использованием различных

занимательных материалов, игр, иллюстративного материала, демонстраций,

художественной литературы, изобразительного искусства, музыки. Эти

средства воздействуют на эмоциональную сферу, развивают познавательные

интересы» [2, 61 стр].

Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как

однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают

учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является

одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе.

Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать

его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь

дидактические игры, их периодическое использование на уроках.

Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет

большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных,

физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать

память,

мышление,

воображение,

внимание,

помогает

формированию

фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями,

активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В

результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже

о

том,

что

дидактические

игры

по

русскому

языку

способствуют

формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Дидактическая

игра

является

ценным

средством

воспитания

умственной активности детей, она активизирует психические процессы,

вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно

преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают

способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал

увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает

процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,

классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит

доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

В самом термине «дидактическая игра» подчёркивается педагогическая

направленность, отражается многообразие её применения. На дидактическую

игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в

тесной связи с другими видами учебной работы. Значительного эффекта

учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с

игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к

решению сознательно, но при этом все - таки играет.

Ш.А. Амонашвили также отмечает, что «педагогичными можно

считать только те игры, которые возвышают детей - всех вместе и каждого в

отдельности - до уровня их престижа. Игры же, которые могут хоть в

малейшей степени унизить достоинство детей, непедагогичны, проводить их

на уроках – аморально» [1, 87 стр].

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и

даже раздела учебного предмета;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы [4].

Возможны различные подходы к классификации игр, предлагаемых

для использования на уроках русского языка.

Одна из наиболее распространенных классификаций является в

зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть

использована игра. Подобное разделение является достаточно формальным,

потому, что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных

задач:

Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет

подвести

учащихся

к

теме

урока

с

использованием

элемента

заинтересованности за счёт того, что они сами формулируют тему урока на

основе игрового задания.

Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного

материала построить изучение нового материала.

Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента

позволяет

охватить

более

большой

объём

пройденного

материала,

задействовать

всех

учащихся,

экономить время

выполнение задания,

создавать и использовать метапредметые связи.

Например, на этапе закрепления нового материала можно провести

игру на скорость. В книге В. Волина «Веселая грамматика» приводит такую

игру на тему «Имя Числительное»:

Кто быстрее?

На обратной стороне доски записываются сочетания: 10 тонн, 8 этажей,

20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 горба, 9 узлов, 17 метров, 15

квартир, 3 слоя, 6 вольт, 11 классов, 5 знаков, 12 минут, 16 килограммов, 18

граммов.

Затем доска переворачивается, и детям предлагается образовать из этих

сочетаний

сложное

прилагательное

с

подходящим

по

смыслу

существительным (например, десятитонный грузовик).

Работу желательно выполнять в письменной форме. [3, 226 стр].

Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между

этапами урока

Подведение

итогов

урока.

Игра

позволяет

более

кратко

и

содержательно подвести итоги урока.

Таким образом использование дидактической игры было и остается

актуальным в изучении любого предмета, в том числе и русского языка.

Использованная литература:

1.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!/ Ш.А. Амонашвили - М.,

Просвещение, 1983.

2.

Львов М.Р Словарь-справочник по методике русского языка/ М.Р.

Львов –М., Просвещение, 1988.

3.

Волина В.В. Веселая грамматика/ В.В. Волина- М., Знание, 1995.

4.

Горелова И. В. Применение дидактической игры на уроках русского

языка в начальной школе/ И.В. Горелова // Молодой ученый. —

2015. — №1.2. — С. 11-13.



В раздел образования