Напоминание

"Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"


Авторы: Ермолина Нина Николаевна, Жевлакова Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/c "Юбилейный"
Населённый пункт: г. Балашов Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по

экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Мир, окружающий ребёнка,

- это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на

первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти

проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в

природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения,

расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый

из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот

почему

так

велика

роль

дошкольных

учреждений

в

экологическом

воспитании детей. Заложить любовь к Родине, родному краю, родной

природе

можно

только

в

дошкольном

возрасте,

потом

поменять

мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно.

Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание

маленькой личности. Ребёнок приходит в мир добрым, ласковым, любящим

и веселым. Он всё познаёт с великим удовольствием. И то, как он будет

относиться к этому миру, во многом зависит от родителей и окружающих

его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную

сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание

общаться с ней.

Детский

сад

является

первым

звеном

системы

непрерывного

экологического

образования

и

воспитания.

Большое

значение

в

экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные

на становление начал экологической культуры.

Так программа С. Н.

Николаевой «Юный эколог»

разработана

на основе теоретических и

практических

исследований

в

области

экологического

воспитания

дошкольников. Программа имеет методическое обеспечение и разработки

конкретных

технологий

для

практической работы

с

детьми

разных

возрастных групп. При реализации программы С. Н. Николаевой "Юный

эколог" мы использовали традиционные методы обучения: наблюдение,

рассматривание картин и иллюстраций, беседы, чтение художественной

литературы о природе, занятия, обогащенные игровыми и сказочными

сюжетами, просмотр книг, картин, фильмов природоведческого характера.

Использовали

разнообразное

оборудование

для

нетрадиционного

оформления

огорода

на

окне,

который стал

хорошим

подспорьем

и

помощником в воспитании у детей экологической культуры.

В

нашей группе была создана

развивающая предметно-

пространственная среда экологического содержания, которая помогает нам

формировать у детей познавательное отношение к природе. Имеется уголок

природы, который видоизменяется в соответствии с каждой возрастной

группой:

пособия,

схемы,

настольно-печатные

игры,

литература

природоведческого содержания, различные макеты, экспериментальный

уголок.

В современном образовании используются новые педагогические

технологии

и

подходы,

успешно

внедряются

методы

развивающего

обучения. Одним из таких наиболее эффективных методов в работе с

детьми по экологическому воспитанию в ДОО является метод проектов, в

процессе которого ребенок становится активным участником учебного

процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают

учебную задачу, возникшую в образовательной деятельности.

Проектная

деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний

для решения проблемы и применить их на практике. Данный метод дает

возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей,

расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу

личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. Именно проектная

деятельность помогла нам заинтересовать и увлечь не только детей, но и

родителей. А это очень важно. Такая работа, основанная на сотрудничестве

воспитанников,

педагогов и родителей,

помогает стать

детям более

самостоятельными.

У

дошкольников

развиваются

познавательные

способности,

творческое

воображение,

мышление.

Дети

становятся

коммуникабельными и нравственно воспитанными. Поэтому в своей работе

мы часто используем проектную деятельность именно в силу того, что этот

метод является наиболее эффективным и результативным. Нами были

разработаны и реализованы такие экологические

проекты, как «Будь

природе другом», «Лесное царство», «Наш Хопер». Самым значимым и

запоминающимся для детей стал проект «Наш Хопер». Наши дети живут

возле

реки Хопер. А что дети знают о любимой реке?

Беседуя с

дошкольниками на эту тему, почему река имеет такое название? каких

обитателей реки Хопер они знают? как растения и обитатели связаны между

собой? Мы поняли, что у детей недостаточно знаний о реке, о ее

обитателях. Таким образом, проблема состоит в том, что отсутствие у детей

экологической культуры, экологической грамотности

может привести к

тому, что река окажется на грани экологической катастрофы. Как помочь

детям увидеть своеобразный мир реки, понять и осознать ее значение для

растений, животных, для жизни города и горожан, бережно относиться к

хрупкой красоте природы? Так и возникла идея создания данного проекта.

На подготовительном этапе реализации нашего проекта перед нами стояла

цель:

создать

соответствующую

развивающую

предметно

пространственную среду, учитывая возрастные особенности восприятия

ребенком информации. В рамках реализации данного проекта была

проведена большая работа, были выявлены первоначальные знания детей о

реке Хопер, ее обитателях. Далее с педагогами обсудили цель и задачи

проекта, запланировали предстоящую деятельность, определили формы и

методы работы, осуществили подбор литературы, презентаций, фотографий,

плакатов, дидактического материала для реализации проекта.

На основном (проблемно-деятельностном) этапе были запланированы

и проведены:

- экскурсии на реку Хопер в разные времена года, НОД, беседы ,

- продуктивная деятельность в творческой мастерской (пластилинография)

«Обитатели водоема»;

- просмотр презентаций,

- моделирование знаков о правилах безопасного поведения на реке и у реки

Хопер;

- собрали и оформили коллекцию камушков;

-

Совместная работа детей и родителей по Культурному дневнику

Саратовской области раздел «Туристические тропы».

На заключительном (творческом) этапе

дети принимали

участие в

региональном конкурсе детского творчества «Мы друзья природы» и были

награждены дипломами за II и III место, было проведен праздник «день

Земли», так же дети моделировали знаки о правилах безопасного поведения

на реке и у реки Хопер;

Продуктом нашего проекта стали:

1. Выставка рисунков «Батюшка Хопер во все сезоны хорош».

2. Фотовыстака «Река моего детства».

3. Интерактивная книга «Наш Хопер».

4. Многофункциональное дидактическое пособие «Кому нужна река? »

Участие детей в проекте «Наш Хопер» позволило обогатить знания и

представления о родной реке, развить творческие способности детей,

поисковую деятельность, воспитать бережное отношение к природе. Таким

образом, результаты работы показывают, что использование инновационных

технологий

в

экологическом

воспитании

дошкольников создают

необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым,

умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Благодаря

систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что

поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией,

чувствующими причастность к родному краю.



В раздел образования