Авторы: Ермолина Нина Николаевна, Жевлакова Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/c "Юбилейный"
Населённый пункт: г. Балашов Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по
экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«Мир, окружающий ребёнка,
- это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на
первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти
проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в
природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения,
расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый
из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот
почему
так
велика
роль
дошкольных
учреждений
в
экологическом
воспитании детей. Заложить любовь к Родине, родному краю, родной
природе
можно
только
в
дошкольном
возрасте,
потом
поменять
мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно.
Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание
маленькой личности. Ребёнок приходит в мир добрым, ласковым, любящим
и веселым. Он всё познаёт с великим удовольствием. И то, как он будет
относиться к этому миру, во многом зависит от родителей и окружающих
его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную
сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание
общаться с ней.
Детский
сад
является
первым
звеном
системы
непрерывного
экологического
образования
и
воспитания.
Большое
значение
в
экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные
на становление начал экологической культуры.
Так программа С. Н.
Николаевой «Юный эколог»
разработана
на основе теоретических и
практических
исследований
в
области
экологического
воспитания
дошкольников. Программа имеет методическое обеспечение и разработки
конкретных
технологий
для
практической работы
с
детьми
разных
возрастных групп. При реализации программы С. Н. Николаевой "Юный
эколог" мы использовали традиционные методы обучения: наблюдение,
рассматривание картин и иллюстраций, беседы, чтение художественной
литературы о природе, занятия, обогащенные игровыми и сказочными
сюжетами, просмотр книг, картин, фильмов природоведческого характера.
Использовали
разнообразное
оборудование
для
нетрадиционного
оформления
огорода
на
окне,
который стал
хорошим
подспорьем
и
помощником в воспитании у детей экологической культуры.
В
нашей группе была создана
развивающая предметно-
пространственная среда экологического содержания, которая помогает нам
формировать у детей познавательное отношение к природе. Имеется уголок
природы, который видоизменяется в соответствии с каждой возрастной
группой:
пособия,
схемы,
настольно-печатные
игры,
литература
природоведческого содержания, различные макеты, экспериментальный
уголок.
В современном образовании используются новые педагогические
технологии
и
подходы,
успешно
внедряются
методы
развивающего
обучения. Одним из таких наиболее эффективных методов в работе с
детьми по экологическому воспитанию в ДОО является метод проектов, в
процессе которого ребенок становится активным участником учебного
процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают
учебную задачу, возникшую в образовательной деятельности.
Проектная
деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний
для решения проблемы и применить их на практике. Данный метод дает
возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей,
расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу
личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. Именно проектная
деятельность помогла нам заинтересовать и увлечь не только детей, но и
родителей. А это очень важно. Такая работа, основанная на сотрудничестве
воспитанников,
педагогов и родителей,
помогает стать
детям более
самостоятельными.
У
дошкольников
развиваются
познавательные
способности,
творческое
воображение,
мышление.
Дети
становятся
коммуникабельными и нравственно воспитанными. Поэтому в своей работе
мы часто используем проектную деятельность именно в силу того, что этот
метод является наиболее эффективным и результативным. Нами были
разработаны и реализованы такие экологические
проекты, как «Будь
природе другом», «Лесное царство», «Наш Хопер». Самым значимым и
запоминающимся для детей стал проект «Наш Хопер». Наши дети живут
возле
реки Хопер. А что дети знают о любимой реке?
Беседуя с
дошкольниками на эту тему, почему река имеет такое название? каких
обитателей реки Хопер они знают? как растения и обитатели связаны между
собой? Мы поняли, что у детей недостаточно знаний о реке, о ее
обитателях. Таким образом, проблема состоит в том, что отсутствие у детей
экологической культуры, экологической грамотности
может привести к
тому, что река окажется на грани экологической катастрофы. Как помочь
детям увидеть своеобразный мир реки, понять и осознать ее значение для
растений, животных, для жизни города и горожан, бережно относиться к
хрупкой красоте природы? Так и возникла идея создания данного проекта.
На подготовительном этапе реализации нашего проекта перед нами стояла
цель:
создать
соответствующую
развивающую
предметно
–
пространственную среду, учитывая возрастные особенности восприятия
ребенком информации. В рамках реализации данного проекта была
проведена большая работа, были выявлены первоначальные знания детей о
реке Хопер, ее обитателях. Далее с педагогами обсудили цель и задачи
проекта, запланировали предстоящую деятельность, определили формы и
методы работы, осуществили подбор литературы, презентаций, фотографий,
плакатов, дидактического материала для реализации проекта.
На основном (проблемно-деятельностном) этапе были запланированы
и проведены:
- экскурсии на реку Хопер в разные времена года, НОД, беседы ,
- продуктивная деятельность в творческой мастерской (пластилинография)
«Обитатели водоема»;
- просмотр презентаций,
- моделирование знаков о правилах безопасного поведения на реке и у реки
Хопер;
- собрали и оформили коллекцию камушков;
-
Совместная работа детей и родителей по Культурному дневнику
Саратовской области раздел «Туристические тропы».
На заключительном (творческом) этапе
дети принимали
участие в
региональном конкурсе детского творчества «Мы друзья природы» и были
награждены дипломами за II и III место, было проведен праздник «день
Земли», так же дети моделировали знаки о правилах безопасного поведения
на реке и у реки Хопер;
Продуктом нашего проекта стали:
1. Выставка рисунков «Батюшка Хопер во все сезоны хорош».
2. Фотовыстака «Река моего детства».
3. Интерактивная книга «Наш Хопер».
4. Многофункциональное дидактическое пособие «Кому нужна река? »
Участие детей в проекте «Наш Хопер» позволило обогатить знания и
представления о родной реке, развить творческие способности детей,
поисковую деятельность, воспитать бережное отношение к природе. Таким
образом, результаты работы показывают, что использование инновационных
технологий
в
экологическом
воспитании
дошкольников создают
необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым,
умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Благодаря
систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что
поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией,
чувствующими причастность к родному краю.