Автор: Ермолина Нина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/сад "Юбилейный"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности"
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Театрализованная деятельность как средство
всестороннего развития личности»
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «От
того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В наше современное время компьютеризации и технического
прогресса дети, по причине вечной занятости родителей, предоставлены сами
себе и свободное время они, как правило, проводят не за книжками, а за
телевизионным экраном и компьютерными играми. В отличие от добрых
сказок, примеры злых персонажей разного рода «мультиков» и «ужастиков»
увлекают детей и оказывают негативное воздействие на неокрепшее детское
сознание.
Работая с детьми, наблюдая за ними, обратила внимание на то, что
дети год от года становятся агрессивнее - это проявляется в недружелюбном
отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости; у них частично
сформированы представления о том, «что такое хорошо» и «что такое
плохо».
Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как научить
детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать
гармоничные отношения с окружающим миром?
Ребенок не рождается
злым
или
добрым,
нравственным
или
безнравственным.
То,
какие
нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от
родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его
воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому, сегодня одной из
главных задач дошкольного образования является не только вооружение
обучающихся
знаниями,
но
и
формирование
духовно-нравственной
личности, патриотизма, чувство любви и преданности к своей Родине,
культуре и своему народу.
Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием
дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски,
звуки, а умело поставленные вопросы взрослого, заставляют ребят думать,
анализировать, делать выводы и обобщения.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и
выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная
деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе,
застенчивость. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни
и в людях, воспитывает желание самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Поэтому
в
своей
работе
с
детьми
я
широко
использую
театрализованную деятельность. Начиная уже с раннего возраста, стараюсь
вовремя создать условия для ее появления и развития. С этой целью в группе
был создан театральный уголок, в котором имеются различные виды театров:
конусный настольный театр (помогает координировать движения рук и
глаз;
сопровождать
движения
пальцев
речью),
пальчиковый
театр
(способствует
развитию
речи,
внимания,
памяти;
формирует
пространственные
представления;
развивает
точность,
ловкость,
выразительность, координацию движений); театр картинок, фланелеграф
и магнитная доска предназначен специально для того, чтобы дети не только
слушали тексты, но и видели их героев); в наличии резиновые игрушки, так
как они очень удобные в использовании, эстетически привлекательные.
Тематика и содержание спектаклей, занятий по театрализованной
деятельности имеют нравственную направленность.
В любом возрасте в
сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в
детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных
ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков»
начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
Так, например, с детьми второй группы раннего возраста мы инсценировали
русскую народную сказку «Курочка Ряба», которая учит детей быть
отзывчивыми к чужому горю, быть щедрыми, как Ряба, быть аккуратными,
чтоб ничего не разбивать и не ломать.
В своей
работе с детьми широко использую все виды фольклора
(сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Именно в
устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты
русского характера. Через устное народное творчество стараюсь приобщать
детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Например, в группе
дошкольного возраста 5 – 6 лет после чтения сказки А.С. Пушкина «О царе
Салтане», появилось желание драматизировать эпизод о богатырях. Была
проведена большая работа по изготовлению костюмов, огромную помощь
нам оказали родители.
Продолжая тему патриотизма, нельзя пройти мимо темы о Великой
Отечественной войне. Для многих нынешних детей и подростков – эта война
стала далекой историей. Поэтому мы через театрализованную деятельность
стараемся воспитывать в душах детей любовь к Родине, уважение к великому
подвигу предков, чтобы не допустить утраты исторической памяти о самом
важном и трагичном событии нашей Родины. Подготовила с детьми такие
конкурсные работы, как ансамблевое чтение «Фронтовые письма», так же
стихотворение Лоры Тасси «Мишка».
В этих конкурсах дети добились
высоких результатов, но главное удовлетворение получила от того, что
поняла, дети прониклись военной тематикой, у них появился интерес к
военному прошлому, появилось чувство сострадания и сочувствия к людям,
пережившим страшные военные годы.
Дружба, доброта, честность, смелость, все эти черты характера были
переданы детьми через своих любимых сказочных героев. В таких
спектаклях, как «Алиса в стране сказок», «В гостях у солнышка», играя роль,
ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные им черты. Так
формируется
умение
поступать
в
соответствии
с
общепринятыми
нравственными нормами.
В работе по театрализованной деятельности активное участие
принимают родители, обогащаяя предметно – пространственную среду
группы и являясь активными участниками наших спектаклей.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения,
стараюсь так организовывать театрализованную деятельность детей, чтобы
каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Таким
образом, надеюсь, что благодаря систематической, целенаправленной работе
дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с
активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному
краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего
народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских
обязанностей.